Решение по делу об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии.



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

      ДД.ММ.ГГГГ                                                                            г. Оса

Осинский районный суд Пермского края в составе судьи Дьячковой Т.Е.

с участием представителя прокуратуры Осинского района заместителя прокурора      Петухова Р.А.

представителя заявителя - кандидата в депутаты     Земского собрания <данные изъяты> муниципального района по одномандатному избирательному округу Л.. В., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

кандидата в депутаты     Земского собрания <данные изъяты> муниципального района по одномандатному избирательному округу М. и его представителя Д., допущенного представлять интересы по определению суда от ДД.ММ.ГГГГ

представителя органа, решение которого оспаривается, территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> муниципального района председателя комиссии К. и секретаря территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> муниципального района     А., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

при секретаре      Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Осе гражданское дело по заявлению Л. об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии (далее ТИК) <данные изъяты> муниципального района,

у с т а н о в и л:

Л. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным и отменитьРешение территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> муниципального района от 01.02.2011г. «О регистрации кандидата в депутаты Земского собрания <данные изъяты> муниципального района по одномандатному избирательному округу М.)» указывая, что Решением территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> муниципального района от 01.02.2011г. М. зарегистрирован кандидатом в депутаты Земского собрания <данные изъяты> муниципального района по одномандатному избирательному округу , выдвинутого в порядке самовыдвижения.

Решением территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> муниципального района от 02.02.2011г. он, Л. также зарегистрирован кандидатом в депутаты Земского собрания <данные изъяты> муниципального района по одномандатному избирательному округу , выдвинутого в порядке самовыдвижения.

По утверждению Л. Решение территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> муниципального района от 01.02.2011г. «О регистрации кандидата в депутаты Земского собрания <данные изъяты> муниципального района второго созыва по одномандатному избирательному округу М.)», является незаконным и подлежит отмене в связи со следующим:

10.01.2011 г. в территориальную избирательную комиссию <данные изъяты> муниципального района М. работающего <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>») были представлены документы о самовыдвижении кандидатом в депутаты Земского собрания <данные изъяты> муниципального района.

  1. Заявление о согласии, баллотироваться кандидатом в депутаты Земского Собрания по одномандатному избирательному округу на 2-х листах.

Копия паспорта на 5 листах.

Копия документа об образовании на 1 листе.

Копия трудовой книжки на 3 листах.

5. Справка из Земского собрания <данные изъяты> муниципального района об исполнении
обязанностей депутата на 1 листе

10.01.2011г. территориальная избирательная комиссия <данные изъяты> муниципального района письменно подтвердила получение вышеуказанных документов от М.

25.01.2011 г. кандидат в депутаты Земского собрания по одномандатному избирательному округу М. подал документы для регистрации (подписные листы - па листах; первый финансовый отчет на 2-х листах и в этот же день территориальная избирательная комиссии <данные изъяты> муниципального района письменно подтвердила получение вышеуказанных документов от М.

Согласно части 4 статьи 36 Закона № 525-ПК соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего Закона при выдвижении каждого кандидата.

В силу части 1 статьи 37 Закона № 525-ПК соответствующая избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата, принимает решение о регистрации кандидата, либо мотивированное решение об отказе в регистрации.

31.01.2011 г. Территориальная избирательная комиссия <данные изъяты> муниципального района рассмотрела представленные для выдвижения и регистрации документы.

Для регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания <данные изъяты> муниципального района в ТИК <данные изъяты> муниципального района необходимо представить не менее 32 и не более 36 подписей избирателей.

Для проверки были представлены 36 подписей избирателей собранных в поддержку выдвижения кандидата М..

Все 36 подписей избирателей в подписных листах, представленных для проверки, по утверждению заявителя, являются недействительными, так как подписные листы были изготовлены без соблюдения требований, предусмотренных п. а частью 3 статьи 35 Закона Пермского края от 09.11.2009 г. № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», и оформлены не в соответствии с приложением № 1 к указанному Закону.

В подписных листах, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Земского собрания <данные изъяты> муниципального района М. отсутствует указание на то обстоятельство, что М. является депутатом Земского собрания <данные изъяты> муниципального района и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, как того требует Закон Пермского края от 09.11.2009 г. № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» (п. а ч. 3 ст. 35).

В соответствии с п. 44 ст.2 Федерального закона N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.

В соответствии с п. л ч. 11 ст.36 Закона Пермского края от 09.11.2009 г. № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» все подписи в подписном листе, изготовленном без соблюдения требований, предусмотренных частью 3 статьи 35 указанного Закона, и (или) оформленном не в соответствии с приложениями № 1- 3 к указанному Закону являются недействительными.

В соответствии с п. г ч. 4 ст. 37 Закона Пермского края от 09.11.2009 г. № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» основанием для отказа в регистрации кандидату в депутаты Земского Собрания <данные изъяты> муниципального района является наличие на день, предшествующий дню заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Закона.

В соответствии с п. ж ч. 4 ст. 37 Закона Пермского края от 09.11.2009 г. № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» основанием для отказа в регистрации кандидату в депутаты Земского собрания <данные изъяты> муниципального района является недостаточное количество подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Таким образом. решение территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> муниципального района от 01.02.2011г. «О регистрации кандидата в депутаты Земского собрания <данные изъяты> муниципального района по одномандатному избирательному округу М. является незаконным и подлежит отмене, поскольку принято территориальной избирательной комиссией с нарушениями действующего избирательного законодательства, в том числе в противоречие с предусмотренным в пункте 1 статьи 39 Федерального закона № 67-ФЗ принципом равенства прав и обязанностей кандидатов.

Вследствие этого зарегистрированный кандидат в депутаты Земского Собрания <данные изъяты> муниципального района по одномандатному избирательному округу Л. поставлен в неравное положение с зарегистрированным кандидатом в депутаты Земского собрания <данные изъяты> муниципального района М. чем существенно нарушено пассивное избирательное право кандидата Л.

В судебном заседании представитель заявителя В. на удовлетворении требования заявителя Л. настаивал, пояснил, что в нарушение действующего законодательства М. не указал в подписных листах, представленных в ТИК, что он является депутатом, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, тем не менее, М. в нарушение законодательства был зарегистрирован кандидатом в депутаты Земского Собрания <данные изъяты> муниципального района по одномандатному избирательному округу , чем был поставлен в неравное положение кандидат в депутаты Л. который был зарегистрирован без нарушения закона кандидатом в депутаты Земского Собрания <данные изъяты> муниципального района по одномандатному избирательному округу .

Кандидат в депутаты     Земского собрания <данные изъяты> муниципального района по одномандатному избирательному округу М. и его представитель Д. требования     заявителя не признали, пояснили, что подписные листы были оформлены в соответствии с действующим законодательством.

Представители ТИК <данные изъяты> муниципального района К. и А. требования Л. не признали, ссылаясь на доводы, изложенные в возражении на заявления Л. из которого усматривается, что представленные кандидатом в депутаты М. подписные листы полностью соответствуют форме, утвержденной в приложении № 1 Закона Пермского края от 09.11.2009 г. № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», а обстоятельства, на которые указывает заявитель носит исключительно формальный характер, поскольку не препятствует однозначному восприятию и толкованию, указанных Кандидатом данных об осуществлении им полномочий депутата Земского собрания <данные изъяты> муниципального округа, так как данная деятельность, учитывая нормы п.п. 4, 5 ст. 25 Устава <данные изъяты> муниципального района априори, осуществляется на непостоянной основе.

Выслушав представителя заявителя, кандидата в депутаты     Земского собрания <данные изъяты> муниципального района по одномандатному избирательному округу М. и его представителя, представителей ТИК <данные изъяты> муниципального района, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым заявление Л.., удовлетворить, суд приходит к выводу, что заявление Л.) удовлетворению не подлежит.

В соответствии с п. 8 ст. 37 ФЗ № 67 от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации --

Форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.

    То есть применительно к п. 8 ст. 37 ФЗ № 67 от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации соответственно уровня выборов.

Порядок организации и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае регулируется Законом Пермского края от 09.11.2009 № 525 - ПК (ред. от 18.11.2010) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».

Форма подписного листа при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае установлена п. 3 ст. 35 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525 - ПК (ред. от 18.11.2010) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».

    Так, согласно п.3 ст. 35 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525 - ПК (ред. от 18.11.2010) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» следует, что в подписном листе указывается дата голосования, а также:

а) при сборе подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата - фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы кандидата изанимаемая им должность(в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа), наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, наименование и(или) номер избирательного округа, в котором он выдвигается. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. По желанию кандидата в подписном листе могут указываться сведения о его принадлежности к общественному объединению и его статус в данном общественном объединении, если эти сведения содержатся в заявлении кандидата о его согласии баллотироваться по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.

Законом предусматривается процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, а также основания для признания подписей недействительными.

          В соответствии с п.п. ж п. 11 ст. 36 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525 - ПК (ред. от 18.11.2010) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» указаны основания для признания подписей недействительными и, в частности, считаются недействительными:

       «все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и(или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и(или) в дате внесения подписи указанным лицом и(или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и(или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, либо если сведения о лице, осуществлявшем сборподписей избирателей, и(или) кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения указаны не в полном объеме или не соответствуютдействительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно».

      Как установлено судом, из представленных подлинников подписных листов усматривается, что в подписных листах, представленных в ТИК     кандидатом в депутаты М.) указано, что он работает <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>». Депутат Земского собрания <данные изъяты> муниципального округа. Не указано на какой основе - постоянной или непостоянной он, как депутат,     осуществляет свои полномочия..

По утверждению заявителя, неуказание этого обстоятельства является нарушением закона и, следовательно, все подписи в подписных листах, представленных для проверки, являются недействительными.

Между тем, неуказание М. в подписных листах сведений о том, на какой основе - постоянной или непостоянной, он осуществляет свои полномочия, как депутат, не свидетельствует о том, что М.. были подписные листы оформлены с нарушением закона.

М. в подписных листах было указано, что он является депутатом Земского собрания <данные изъяты> муниципального района.

В самом Законе     говорится, что сведения об этом указываются в подписном листе, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.

Согласно п. 4 ст. 25 Устава <данные изъяты> муниципального района (далее Устав) следует, что Депутат Земского Собрания <данные изъяты> муниципального района осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.

Согласно п. 5 ст. 25 Устава На постоянной основе осуществляет свои полномочия председатель Земского Собрания <данные изъяты> муниципального района, избираемый Земским Собранием <данные изъяты> муниципального района из своего состава.

Таким образом, в силу Устава <данные изъяты> муниципального района депутат М. осуществлять может свои полномочия только на непостоянной основе. Фактически на непостоянной основе М.., как депутат, и осуществляет свои полномочия.

Поскольку в Законе говорится, что сведения указываются в подписном листе тем кандидатом, который является депутатом, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, а М. и является таким кандидатом, который осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, он и указал как именно депутат, осуществляющий свои полномочия на непостоянной основе на основании Устава <данные изъяты> муниципального района, что он является депутатом Земского собрания <данные изъяты> муниципального района.

Кроме того, оспариваемое неуказание не препятствует однозначному восприятию и толкованию, указанных М.. сведений об осуществлении им полномочий депутата Земского собрания <данные изъяты> муниципального района на непостоянной основе, так как данная деятельность применительно к п.п. 4, 5 ст. 25 Устава <данные изъяты> муниципального района осуществляется только на непостоянной основе.

Поэтому неуказание в подписном листе на то, на кокой основе осуществляет свои     полномочия депутата М. - на постоянной или непостоянной, не может расцениваться как нарушение закона,     так как в Законе прямо определено, что сведения о том, что кандидат является депутатом с указанием наименования соответствующего представительного органа     указываются, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.

И поскольку, представленные М. подписные листы соответствуют форме, утвержденной в приложении № 1 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525 - ПК (ред. от 18.11.2010) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований      в Пермском крае», сведения о кандидате в депутаты были указаны в полном объеме и соответствовали действительности, ТИК <данные изъяты> муниципального района правомерно приняла решение от 01.02.2011 г. № 129/01 о регистрации     М. в кандидаты в депутаты Земского собрания <данные изъяты> муниципального района. И так как     оспариваемое Решение ТИК является законным и обоснованным, оно отмене не подлежит.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194, 198, ГПК РФ, суд

р е ш и л :

    В удовлетворении заявлениякандидата в депутаты     Земского собрания <данные изъяты> муниципального района по одномандатному избирательному округу Л.

    Признать незаконным и отменитьРешение территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> муниципального района от 01.02.2011г. «О регистрации кандидата в депутаты Земского собрания <данные изъяты> муниципального района по одномандатному избирательному округу М.. рождения» о т к а з а т ь.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение пяти дней со дня принятия указанного решения.

Председательствующий судья                                          Т.Е. Дьячкова