Решение по делу об обязанности произвести утилизацию пестицидов и агрохимикатов.



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                г. Оса

Осинский районный суд Пермского края в составе судьи Дьячковой Т.Е

с участием прокурора прокуратуры Осинского района Окулова А.В.

при секретаре В.

рассмотрев заявление прокурора Осинского района Пермского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к     администрации <данные изъяты> муниципального района и администрации <данные изъяты> сельского поселения об обязанности произвести утилизацию пестицидов и агрохимикатов,

у с т а н о в и л :

Прокурор Осинского района обратился в суд с иском к администрации <данные изъяты> муниципального района и администрации <данные изъяты> сельского поселения, в котором просил: Обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района и администрацию <данные изъяты> сельского поселения Осинского района произвести утилизацию пестицидов и агрохимикатов, находящихся на территории складов в <адрес> <данные изъяты> сельского поселения Осинского района Пермского края в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Осинского района Пермского края рассмотрен материал проверки
Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по
Пермскому краю. В ходе указанной проверки, проведенной 09.09.2010г. было
установлено, что в <адрес>, <данные изъяты> сельского поселения, Осинского района
выявлены разрушенные склады хранения пестицидов и агрохимикатов. Состояние складов
неудовлетворительное, стены и крыша частично разрушены, имеется свободный доступ
посторонних лиц. Согласно акту осмотра в одном складе, расположенном в <адрес>,хранятся минеральные удобрения : 8 тонн аммофоса, 16 тонн диаммофоса, 15
тон аммиачной селитры, 15 тонн удобрительной смеси аммофоскамид, около 30 тонн
смесей различных удобрений. Удобрения хранятся в таре с нарушенной целостностью. В
50 метрах находится разобранный склад пестицидов. Хранятся пестициды: «Феназон» 9
мешков по 30кг., «Пентатиурам» 10 мешков по 20 кг., «Формалин» 40кг, неустановленные
препараты в барабанах и деревянной бочке общим весом около 11О кг. Тара из-под
пестицидов как пустая, так и с остатками препаратов разбросана по всему периметру
разрушенного склада. Хранение осуществляется под открытым небом. Непригодные к
применению пестициды и агрохимикаты подлежат утилизации.

Хранящиеся удобрения относятся к пожароопасным веществам и представляют потенциальную угрозу для здоровья людей и окружающей среды, обладают высокой биологической активностью, токсичностью, способны циркулировать в окружающей среде и негативно воздействовать на здоровье граждан, почву, воздух, воду. Условия хранения не соответствуют требованиям законодательства. Разрушенные склады находятся на расстоянии 200 метров от жилых строений. Собственника указанных пестицидов и агрохимикатов нет. Помещения складов агрохимикатов и пестицидов не охраняются, находятся в ветхом состоянии, имеется свободный доступ.

Согласно ответа администрации <данные изъяты> сельского поселения от 04.02.2011г. выявленные разрушенные склады хранения пестицидов и агрохимикатов действительно находятся на территории <данные изъяты> сельского поселения в <адрес> и не имеют собственника.

В соответствии с Письмом Роспотребнадзора от 22.05.2009 N 01/6985-9-32 "О захоронении пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов" длительное хранение указанных препаратов в неприспособленных складах и разрушенной таре приводит к загрязнению окружающей среды: почвы, водных объектов, в том числе источников питьевого водоснабжения..

Наличие на территории <данные изъяты> сельского поселения складов с непригодными пестицидами и агрохимикатам, которые не имеют собственника и хранятся ненадлежащим образом, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также создает угрозу здоровью людей.

Администрацией <данные изъяты> муниципального района и администрацией <данные изъяты> сельского поселения не предпринимается никаких мер по утилизации пестицидов и агрохимикатов, находящихся на территории складов в <адрес>, то есть не принимается мер по устранению нарушений экологического законодательства, нарушений прав человека на благоприятную окружающую среду, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявленных требований настаивал, приведя в обоснование доводы, изложенные в заявлении.

Представитель администрации <данные изъяты> муниципального района в судебном заседании не присутствовал. От него поступило заявление с просьбой рассмотреть дело по иску прокурора в отсутствие представителя администрации. Согласно поступившего в суд возражения на иск администрация <данные изъяты> муниципального района просит отказать в удовлетворении исковых требований прокуратуры, ссылаясь на то, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, А также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.. По утверждению представителя администрации, деятельность на территории ООО «<данные изъяты>» осуществлялось ИП Ф., и поэтому считает, что обязанность по утилизации должна быть возложена на ИП Ф.. Кроме того, к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Разрушенные склады хранения пестицидов и агрохимикатов находятся на территории <данные изъяты> сельского поселения, а не на межселенной территории и их утилизация к полномочиям района не относится, поэтому использование бюджетных средств Осинского муниципального района на утилизацию пестицидов и агрохимикатов будет нецелевым использованием денежных средств.

Представитель <данные изъяты> сельского поселения     в судебное заседание не явился. О дне, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, что подтверждается подписью в уведомлении (л.д. 27).

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю в судебном заседании не присутствовал. От него поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Россельхознадзора по Пермскому краю. При этом, согласно поступившего в суд отзыва на исковое заявление, следует, что Управление Россельхознадзора по Пермскому краю требования прокурора поддерживает в полном объеме.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым иск удовлетворить, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 14 Федерального закона № 131 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 131 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значениямуниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Также     согласно ст. 9 Устава <данные изъяты> муниципального района к вопросам местного значения <данные изъяты> муниципального района относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение местного бюджета <данные изъяты> муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета;

7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории <данные изъяты> муниципального района;

9) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

14) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

На основании ст. 19, 24 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде. Обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов; а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Методы уничтожения пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них разрабатываются изготовителями пестицидов и агрохимикатов по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

В соответствии с п. 2.4, 5.1 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2010 N 17 "Об утверждении СанПиН 1.2.2584-10" Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов. Санитарные правила и нормативы" упаковка пестицидов и агрохимикатов должна быть герметичной и изготавливаться из материалов, обеспечивающих сохранность продукции и предотвращение возможности загрязнения окружающей среды на всех этапах обращения указанных средств. Хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально предназначенных для этого помещениях, отвечающих требованиям строительных норм и правил. Не допускается хранение пестицидов и агрохимикатов под открытым небом.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий и продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие     опасными свойствами, либо которые могут представлять непосредственную либо потенциальную опасность для окружающей природной     среды и здоровья человека.

Судом установлено, что согласно письма Управления Россельхознадзора по Пермскому краю от 29.10.2010 года № 97-10/1960 в с. <адрес> <данные изъяты> сельского поселения Осинского района выявлены разрушенные склады хранения пестицидов и агрохимикатов. В склады имеется свободный доступ посторонних лиц. В складе хранятся удобрения в таре с нарушенной целостностью. В 50 метрах от склада минеральных удобрений находится разобранный склад пестицидов. Хранящиеся удобрения относятся к взрыво- и пожароопасным веществам и представляют потенциальную     угрозу для здоровья людей и окружающей среды. Условия хранения удобрений и пестицидов не соответствуют требованиям санитарных правил и норм.

Непригодные к применению пестициды и удобрения подлежат утилизации (л.д. 6-7).

Из АКТА осмотра госинспектора Россельхознадзора по Пермскому краю и главного специалиста службы общественной безопасности администрации <данные изъяты> сельского поселения территорий и складов для хранения пестицидов и агрохимикатов в <адрес> от 09 сентября 2010 года и фототаблиц, приложенных к АКТУ усматривается, что пестициды и агрохимикаты хранятся в разобранном складе, в разрушенной таре, в 4 кучах на полу скопилось около 30 тонн минеральных неизвестных удобрений. Земля под складом пропитана пестицидами. Во время таяния снега агрохимикаты и пестициды с вешними водами попадают на участки личных подсобных хозяйств граждан - 34 хозяйства на ул.<адрес> (л.д. 8-9), фототаблицы (л.д. 10 -13).

Согласно сообщения администрации <данные изъяты> муниципального района от 24.09.2010 года № 1937/01 в собственности администрации <данные изъяты> муниципального района и Муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение»       склады для хранения удобрений и пестицидов не находятся.     Владельцем     пестицидов и агрохимикатов является лицо, осуществляющее или ранее осуществлявшее деятельность в данном хозяйстве, которым является ООО «<данные изъяты>» (руководитель Ф.) или ИП Ф. (л.д. 16).


Согласно письма Индивидуального предпринимателя Ф. от 30.11.2010 года следует, что во время процедуры банкротства ООО «<данные изъяты>», на торгах, проводимых в порядке, определенном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» им, Ф., были приобретены некоторые объекты Общества. В перечне купленных объектов складов для хранения удобрений и агрохимикатов нет, то есть склады и удобрения ему, Ф. не принадлежат. И ему неизвестно кому в настоящее время принадлежат склады и хранящиеся в них взрыво- и пожароопасные вещества (л.д. 17).

Как установлено судом ООО «<данные изъяты>» прекратило деятельность 27.10.2009 года, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 24-25).

Разрушенные склады хранения пестицидов и ядохимикатов, как указывает в своем письме № 29 от 04.02.2011 глава <данные изъяты> сельского поселения Л., находятся на территории <данные изъяты> сельского поселения в <адрес> и не имеют собственника. Для утилизации тары от пестицидов, а также агрохимикатов, необходим особый допуск, порядок и финансовые затраты. Полагает, что решение вопросов об утилизации пестицидов и агрохимикатов относится к компетенции государственных органов власти (л.д. 18).

Ссылка представителя администрации <данные изъяты> муниципального района в своем возражении на то, что Ф. являлся ранее учредителем ООО «<данные изъяты>», то и обязанность по утилизации удобрений и пестицидов должна быть возложена на ИП Ф. не может служить основанием к отказу в иске прокурору.

Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Доказательств, что разрушенные склады, а также удобрения и пестициды являются собственностью ИП Ф. администрацией муниципального района и администрацией Крыловского сельского поселения не представлено.

Кроме того, согласно действующему законодательству вопросы по организации мероприятий по охране окружающей среды; организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесены к компетенции муниципального образования.

Нахождение на территории <данные изъяты> сельского поселения разрушенных складов с непригодными пестицидами и агрохимикатами, которые хранятся ненадлежащим образом, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную     окружающую среду, а также создает угрозу здоровью людей.

Ответчиками не принимается никаких мер по утилизации пестицидов и агрохимикатов, находящихся на территории складов в <адрес>, то есть не принимаются меры      по устранению нарушений экологического законодательства, нарушений прав человека на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, учитывая, что на территории <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района имеется нарушение правил обращения с агрохимикатами и пестицидами, невыполнение своевременных мероприятий по обезвреживанию и утилизации опасных отходов создает реальную опасность для жизни и здоровья населения муниципального образования и благоприятному состоянию природной среды, на ответчиков, которые в силу действующего законодательства обязаны осуществить организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, необходимо возложить обязанность произвести утилизацию пестицидов и агрохимикатов, находящихся на территории складов в с. <адрес> <данные изъяты> сельского поселения Осинского района Пермского края.

Прокурор просит обязать ответчиков произвести утилизацию пестицидов и агрохимикатов в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Данное требование подлежит удовлетворению

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку пестициды и агрохимикаты представляют потенциальную опасность для человека и среды его обитания, обладают высокой биологической активностью, способны циркулировать в окружающей среде и воздействовать на здоровье граждан, обладают канцерогенным действием на все живое в воде, почве, воздухе и на организм человека и согласно Акта осмотра от 09 сентября 2010 года с водами, в особенности при таянии снега, попадают на участки личных подсобных хозяйств граждан, проживающих в <адрес>, чтобы     пестициды и агрохимикаты не оказывали свое дальнейшее токсическое и разрушительное действие на природу и людей, нельзя затягивать сроки     для утилизации пестицидов и агрохимикатов, поэтому необходимо установить срок для утилизации в течение двух месяцев     со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку это является разумным сроком, в течение которого, совершенно очевидно, можно организовать работу по утилизации пестицидов и агрохимикатов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

       Обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района и администрацию <данные изъяты> сельского поселения Осинского района произвести утилизацию пестицидов и агрохимикатов, находящихся на территории складов в с. <адрес> <данные изъяты> сельского поселения Осинского района Пермского края в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

      Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий судья                      Т.Е. Дьячкова