решение о признании незаконной оценки дома



Дело №2-184/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Оса              23 марта 2011 года

Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Пьянкова Д.А., при секретаре Ю., с участием

Истца М., его представителя - адвоката Гусева А.Ю., действующего на основании ордера ,

Представителя ответчика - Осинского филиала ГУП «ЦТИ» К., действующей на основании доверенности,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М. к Осинскому филиалу ГУП «ЦТИ», третьему лицу - Межрайонной ИФНС №8 России по Пермскому краю о признании незаконной оценки дома по адресу: <адрес>,

Установил:

В Осинский районный суд обратился М. с иском к Осинскому филиалу ГУП «ЦТИ», третьему лицу - Межрайонной ИФНС №8 России по Пермскому краю в котором просит: Признать незаконной оценку Осинским филиалом ГУП «Центр технической инвентаризации» <адрес>.

В обоснование своих доводов истец указал следующее:

В 2000 году исьец построил, из бывших в употреблении строительных материалов, дом, по адресу: <адрес>.

В 2010 году Межрайонная ИФНС № 8 по Пермскому краю обратилась в мировой судебный участок № 109 с иском ко истцу (М.), о взыскании налога на имущество за <адрес>, в сумме 36 090,26 рублей. Данная сумма налога рассчитана исходя из стоимости дома 2 406 017 руб.

Истец выяснил, что в МИФНС №8 данную оценку предоставил Осинский филиал ГУП «ЦТИ».

После обращения в «ЦТИ» была сделана переоценка дома и его стоимость, оцененная этой же организацией, составила 1 773 960 руб., что на 632 057 руб. меньше предыдущей оценки.

У истца возникли сомнения в точности оценок «ЦТИ», т. к. его работники его дом не осматривали, не измеряли, из каких материалов он сделан, не знают.

Для определения фактической стоимости дома, обратился к независимому оценщику, который осмотрел дом в натуре, рассчитал его стоимость, которая, согласно отчета об оценке №16, составила 1401 600 руб. (в т. ч. земельный участок - 33 300 руб.)

Таким образом, считает, что Осинский филиал ГУП «Центр технической инвентаризации» предоставил в налоговую инспекцию оценку <адрес>, не соответствующую действительности.

Представитель ответчика в письменном отзыве с доводами искового заявления не согласился, указав на следующее:

Первичная инвентаризация домовладения находящегося по адресу: <адрес> ,<адрес> была проведена в 2000г. по заявке владельца М.

По результатам инвентаризации был составлен технический паспорт на домовладение по состоянию на 28.02.2000г.

По состоянию на 01.01.2009г. инвентаризационная стоимость домовладения с учетом применения коэффициента перерасчета стоимости равному 52,34 (коэффициент установлен Постановление Правительства Пермского края от 14.01.2009г. № 1-п) составила - 2 406017 руб.

17.09.2009г. собственник М. обратился в Осинский филиал ГУП «ЦТИ Пермского края» с заявлением о проведении обследования домовладения на процент износа. Согласно заявки от 17.09.2009г. было проведено обследование жилого дома, и служебных пристроек в ходе которого произведено сопоставление на месте исполнительной документации с фактическим состоянием жилого дома, расположением учетных элементов, а также произведено выявление признаков процента износа с определением процента износа по элементам. По состоянию на дату обследования домовладения от 02.10.2009г. действительная инвентаризационная стоимость с учетов процента износа составила - 1 773960 руб. На основании данных обследования М. была выдана справка от 27.10.2009г. № 903.

Доводы о том, что инвентаризационная оценка домовладения на 01.01.2009г. проведенная на основании технического паспорта является незаконной и заявление о том, что работники ЦТИ не осматривали жилой дом, по мнению представителя ответчика, не являются обоснованными.

М. было разъяснено, что сведения об инвентаризационной стоимости домовладения после обследования от 02.10.2009г. будут выданы в налоговую инспекцию только на 01.01.2010г.

Рыночный отчет, который М. по мнению представителя ответчика является недействительным, так как для целей налогообложения применяется инвентаризационная стоимость. Отчет составлен с большим количеством ошибок, стоимость занижена.

В обоснование возражений ответчик сослался на положения п.п.2,4 ст.5 Закона РФ № 2003-1 от 09.12.1991г. «О налогах на имущество физических лиц»( в редакции Федерального закона № 168-ФЗ от 17.07.1999г.), Главу 3 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности утвержденного приказом Министра архитектуры строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 87 от 04.04.1992г., Постановление Госстроя СССР № 94 от 11.05.1983г. и письмам Госстроя СССР № 14-Д от 06.09.1990г. и Госстроя РСФСР № 15-148/6 и № 15-149-6 от 2909.1990г., Постановление № 921 от 04.12.2000г. «О государственном и техническом учете и технической инвентаризации в РФ объектов градостроительной деятельности».

Представитель третьего лица - Межрайонной ИФНС №8 России по Пермскому краю в письменном отзыве просил в удовлетворении требований истца отказать по следующим основаниям:

М. в спорный период являлся собственником жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>.

В силу ст.1 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон РФ N 2003-1) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Согласно ст. 2 вышеуказанного Закона объектом налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи и иные строения, помещения и сооружения.

В соответствие с п. 2 ст. 5 Закона РФ N 2003-1 налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года (п. 4 ст. 5 Закона РФ N 2003-1).

Согласно п. 3 Инструкции МНС России от 02.11.1999 N 54 по применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц1" под инвентаризационной стоимостью понимается восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Под суммарной инвентаризационной стоимостью понимается сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.

Пунктом 5.1 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37, установлено, что определение стоимости здания, строения ведется БТИ раздельно для целей статистического учета (полная балансовая стоимость и остаточная балансовая стоимость) и для налогообложения физических лиц (действительная инвентаризационная стоимость). В технических паспортах БТИ указывают полную балансовую и остаточную (с учетом износа) балансовую стоимость здания, строения, применяемую для их статистического учета, а также действительную инвентаризационную стоимость для целей налогообложения физических лиц.

Действительная инвентаризационная стоимость определяется БТИ в соответствии с Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным Приказом Минстроя России от 04.04.1992 N 87 (п. 5.3 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации).

Согласно п. 1.4 данного Порядка оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также данным Порядком оценки инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет.

Таким образом, для целей налогообложения налогом на имущество физических лиц индексация инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества, принадлежащих физическим лицам на праве собственности, осуществляется один раз в год по состоянию на 1 января соответствующего года, за который исчисляется налоговая база по данному налогу.

Согласно сведений ГУП «ЦТИ Пермского края» по состоянию на 01.01.2009 г. инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, составляла 2 406 017 руб.

Справка от 27.10.2009 № 903, выданная ГУП «ЦТИ Пермского края» и представленная в суд М., содержит данные об инвентаризационной оценке объекта налогообложения по состоянию на дату обследования 02.10.2009 г.

По состоянию на 01.01.2009 г. инвентаризационная стоимость объекта налогообложения не может соответствовать инвентаризационной стоимости по состоянию на дату обследования объекта 02.10.2009 г.

Кроме того, М. представил отчет об оценке №16 на предмет определения рыночной стоимости земельного участка с жилым домом и надворными постройками по состоянию на 24 января 2011 года. Указанный выше отчет о рыночной стоимости не имеет значение для рассмотрения и решения дела. В соответствие с п. 2 ст. 5 Закона РФ N 2003-1 налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Таким образом, представленные Истцом документы не могут являться доказательствами действительной инвентаризационной стоимости объекта налогообложения по состоянию на 01.01.2009 г., иных доказательств не соответствия инвентаризационной стоимости Истцом не представлено.

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 8 по Пермскому краю считает, что сведения, представленные ГУП ЦТИ для исчисления налога на имущество физических лиц об инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, находящегося по адресу: 618120, <адрес>, по состоянию на 01.01.2009г. в размере 2 406 017 руб. соответствуют требованиям п.2 ст.5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", п.1.4 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным Приказом Минстроя России от 04.04.1992 N 87.

В судебное заседание не явился представитель МИФНС №8 по Пермскому краю, извещенный о месте и времени судебного заседания.

В судебном заседании Истец просил исковые требования удовлетворить в полном объеме, настаивая на доводах указанных в исковом заявлении.

Представитель истца просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика просила в удовлетворении требований отказать, указав на доводы, изложенные в письменном отзыве.

Суд, заслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, обозрев инвентарное дело №2228, считает, что исковые требования М. не подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено:

М. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>.

Технический паспорт жилого дома по адресу: <адрес> составлен по состоянию на 28.02.2000. (инвентарное дело).

По состоянию на 01.01.2009. инвентаризационная стоимость жилого дома по адресу: <адрес> была определена в размере 2 406 017 руб. (л.д.10, материалы инвентарного дела).

18.07.2009. в адрес истца МИФНС №8 по Пермскому краю было направлено налоговое уведомление №38718 на уплату налога на имущество физических лиц за 2009 г. исходя из налоговой базы (стоимость дома по адресу: <адрес>) в размере 2 406 017 руб. (л.д.8).

17.09.2009. М. обратился в ГУП «ЦТИ» с заявлением о проведении обследования жилого дома своего жилого дома (материалы инвентарного дела).

По состоянию на 02.10.2009. инвентаризационная стоимость жилого дома с надворными постройками по адресу: <адрес> определена в размере 1 773 960 руб. (л.д.9).

22.11.2009. письмом руководителя МИФНС №8 по Пермскому краю М. было указано на отсутствие оснований для перерасчета налога на имущество за 2009 год. (л.д.10).

Согласно отчету об оценке №16 рыночная стоимость жилого дома по адресу: <адрес> на период с 24.01.2011. по 24.07.2011. составила 1 401 600 руб. (л.д. 11-33).

Оценивая доводы сторон суд исходит из следующего.

Статьей 1 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991. №2003-1 установлено, что плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В силу ст.2 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Согласно ч.2 ст.5 указанного Закона налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

При этом ч.4 ст.5 Закона установлено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

Порядок проведения оценки и предоставления сведений в налоговый орган определены следующими нормативными актами.

Пунктом 1.4. Приказ Минстроя РФ от 04.04.1992 N 87 "Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности" установлено, что Оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки. Инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет. При уклонении граждан от проведения инвентаризации принадлежащих им строений, помещений и сооружений бюро технической инвентаризации обязано в месячный срок проинформировать об этом органы исполнительной власти и налоговую инспекцию по месту нахождения объекта налогообложения.

Согласно п.2-3 Приказ Госстроя РФ N 36, МНС РФ N БГ-3-08/67 от 28.02.2001 "Об утверждении Порядка представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.04.2001 N 2674) Организации технической инвентаризации обязаны направлять сведения об инвентаризационной стоимости расположенного на подведомственной им территории недвижимого имущества и его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения. Сведения об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения заполняются на основании данных технических паспортов.

В случае, если отсутствуют технические паспорта объектов недвижимого имущества или плановая инвентаризация таких объектов не была проведена в течение последних пяти лет, организации технической инвентаризации представляют сведения по результатам массовой оценки объектов, которые могут быть скорректированы после проведения полной паспортизации объекта и предоставления выписки в налоговый орган о его инвентаризационной стоимости.

В силу п.6, 9 Постановление Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 (ред. от 21.08.2010) "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" Техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства. Государственный технический учет объектов капитального строительства подразделяется на первичный государственный технический учет и государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства. Техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц.

Техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации. По результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учет в связи с изменением данных характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте.

Таким образом, полномочия органов технического учета по проведению инвентаризации технических изменений без соответствующих заявлений заинтересованных лиц указанными положениями не предусмотрены. Инвентаризация же технических изменений (в том числе износа) носит фактически заявительный характер, и проводится органами технической инвентаризации после заявления владельца строения.

По смыслу закона и указанных положений сведения об изменении инвентаризационной стоимости будут иметь значение для того налогового периода, в котором такая инвентаризация проведена в данном случае для налогового периода 2009 года, а не 2008 г., что фактически оспаривает истец.

В данном случае, поскольку инвентарная оценка здания по состоянию на 01.01.2009. по адресу: <адрес> была проведена на основании технических документов, что прямо предусмотрено указанными приказами Госстроя, основания для признания ее незаконной отсутствуют.

То обстоятельство, что в сентябре 2009 года был проведен осмотр дома, внесены изменения в технические документы, определен процент износа на законность оценки по состоянию на 01.01.2009. как таковую не влияют.

Результаты данной оценки могут применяться для целей налогообложения с период 2009 г., то есть по состоянию на 01.01.2010.

Поскольку основанием для исчисления налога может являться, как прямо указано в законе, только инвентарная оценка имущества, проводимая органами государственного технического учета, суд не может принять в качестве таковой оценки отчет о рыночной стоимости жилого дома заявителя, составленный на период 2011 года., и соответственно, не может считать данный отчет основанием для признания незаконной инвентаризационной оценки по состоянию на 01.01.2009.

На основании изложенного и руководствуясь ст.198,199 ГПК РФ,

Решил:

Исковое заявление М. о признании незаконной оценки Осинким филиалом ГУП «Центр технической инвентаризации» дома по адресу: <адрес>, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с даты изготовления решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Осинский районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 28 марта 2011 года.

Судья     Д.А. Пьянков