Дело № 2-69/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации город Оса 10 марта 2011 года Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Пьянкова Д.А., при секретаре В. с участием прокурора Богачевой Н.Ю., рассмотрев гражданское дело по иску К. к ФГОУ СПО «<данные изъяты>» об обязании заключить договор безвозмездной передачи в собственность жилого помещения, установил: В Осинский районный суд обратился К. с иском к ФГОУ СПО «<данные изъяты>» в котором просил суд обязать ответчика заключить с истцом договор безвозмездной передачи в собственность (приватизации) комнаты № по <адрес>. (л.д.3-4). В обоснование исковых требований К. указал следующее: 23.05.1996 года на основании Ордера № истец был вселен в комнату № по <адрес>. В соответствии с указанным ордером по постоянному месту жительства проживает до настоящего времени. В связи с тем, что истец намерен приватизировать комнату, так как она является единственным его жильем, он направил в адрес ответчика заявление с просьбой дать возможность приватизации. Но до настоящего времени не получил никакого ответа. Таким образом в приватизации комнаты было отказано. В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона от 29.12.2004) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В соответствии со ст. 7 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Пунктом 4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 (ред. от 02.07.2009) "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено: Решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий учреждений, в том числе на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений. П. 8. указанного Постановления предусмотрено Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. Так как истец по его мнению занимает жилое помещение на условиях социального найма считает, что фактически с ним должен быть заключен соответствующий договор и он имеет право на приватизацию. Считает, что в приватизации жилья ему было отказано неправомерно. В письменном отзыве представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился, полагает, что исковые требования не основаны на законе указав на следующее: Общежитие, расположенное по адресу <адрес>, в котором проживает истец, является государственным федеральным имуществом переданное в оперативное управление ФГОУ СПО «<данные изъяты>» на основании свидетельства о государственной регистрации права № <адрес> от 21 января 2009г. Ордер № от 23.05.1996г. на основании, которого Истец был вселен в комнату № по <адрес> являлся временным и выданным сроком на 3 года т.е. по истечении которого истец обязан был 23.05.1999г. освободить занимаемое помещение. Та норма ст.2 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» на которую ссылается Ответчик трактуется им не верно т.к. общежитие, принадлежащее на праве оперативного управления ФГОУ СПО «<данные изъяты>» и в силу ст. 92 ЖК РФ не является жилищным фондом, а является специализированным жилищным фондом на отчуждение которого законодатель установил запрет в силу п.3 ст.92 ЖК РФ. Норма ст. 7 Ф3№189 от 29.12.2004г. также Истцом трактуется не верно, т.к. введение в действующее законодательство ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ, было обусловлено задачей защиты прав тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), а не на свободное заключение безвозмездного договора на приватизацию жилья по воле изъявлению Истца. Те доводы, которые приведены Истцом в исковом заявлении о том, что Истец занимает в общежитии комнату № на условиях социального найма также не основаны на законе, Так как с Истцом ни когда не заключался договор социального найма, а заключался договор найма жилого помещения гражданином у учреждения, из условий которого не вытекает обязанности у наймодателя заключить в дальнейшем с нанимателем договор о безвозмездной передаче жилья для приватизации, а также вышеуказанное общежитие принадлежало и принадлежит ФГОУ СПО «<данные изъяты>» на праве оперативного управления, для размещения студентов нуждающихся в жилье, а также для предоставления жилья своим сотрудникам.(л.д.19). Ответчик также обратился со встречным иском о выселении К. из комнаты по адресу: <адрес> (л.д.23-25, 26-28). Определением суда от 10 марта 2011 года иск ФГОУ СПО «<данные изъяты>» к К. о выселении и взыскании судебных издержек выделен в отдельное производство (л.д.77-79). В судебное заседание стороны - истец К., его представитель адвокат Б., представитель ответчика - ФГОУ СПО «<данные изъяты>», третьи лица К.1, К.2, Администрации Осинского района не явились, будучи извещенными о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д.61,62,63,65, 66). Суд, заслушав мнение прокурора, полагавшего, что заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению, изучив материалы дела, приходит к следующему. В судебном заседании установлено: Здание общежития № по адресу: <адрес> находится в оперативном управлении ФГОУ СПО «<данные изъяты>» (л.д.18). 21.11.1994. между <данные изъяты> и Осинским управлением домами был заключен договор найма жилых помещений сроком с 01.01.1995. по 31.12.1997., по которому техникум предоставил домоуправлению часть общежития № по адресу: <адрес> для создания семейного общежития с правом временной прописки проживающих на срок не более 3 лет. (л.д.42). 01.09.1998. между <данные изъяты> и МУ «<данные изъяты>» был заключен аналогичный договор, сроком действия до 01.09.1999. с правом его продления (л.д.44). 09.08.2002. между ГОУ СПО «<данные изъяты>» и Администрацией Осинского района был заключен договор аренды помещения по адресу: <адрес> под общежитие сроком действия с 01.12.2003. по 01.11.2004. с возможностью продления по согласованию сторон (л.д.46-47). 10.11.2003. между ФГО СПО «<данные изъяты>» и Администрацией Осинского района был заключен договор аренды помещения по адресу: <адрес> под общежитие сроком действия с 01.12.2003. по 01.11.2004. с возможностью продления по согласованию сторон (л.д.50-52). Из материалов дела, копии письма руководителя ФГОУ СПО «<данные изъяты>» в адрес Администрации Осинского городского поселения (л.д.40), следует, что после 2003 г. договор аренды помещения общежития как с администрацией Осинского муниципального района так и общежития не заключался. Истец К., как следует из отзыва ответчика не является работником ФГОУ СПО «<данные изъяты>» либо студентом данного образовательного учреждения. К. вселился в комнату № в общежитии по адресу: <адрес> на основании ордера № от 23.05.1996. согласно договора аренды сроком на 3 года (л.д.12). Данный ордер был выдан на основании постановления Администрации Осинского района №75 от 30.01.1995. о распределении комнат по бюджетным организациям (л.д.68,69). 19.12.2008. между К. и ФГОУ СПО «<данные изъяты>» был заключен договор найма жилого помещения сроком до 13.12.2009. (л.д.34-35). 13.01.2010. между К. и ФГОУ СПО «<данные изъяты>» был вновь заключен договор найма жилого помещения - комнаты № по адресу: <адрес> сроком до 10.07.2010. (л.д.30-32). 27.04.2010. К. было вручено уведомление о расторжении договора найма жилого помещения с 10.07.2010. (л.д.38). Оценивая доводы сторон, суд исходит из следующего. Преамбулой Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище. В соответствии со ст.1 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений. Согласно ст.2 данного закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, законодатель предоставляя право приобретения жилых помещений бесплатно, вправе ограничить возможность приватизации определенного имущества, и ограничивает возможность приватизации жильем из состава государственного и муниципального жилищного фонда социального использования. В данном случае такое ограничение прямо установлено п.13 ст.39 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", согласно которому государственные и муниципальные образовательные учреждения, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, а также клинические базы учреждений медицинского образования, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении, приватизации (разгосударствлению) не подлежат. Таким образом, законом предусмотрен прямой запрет приватизации жилых помещений в общежитиях, находящихся в оперативном управлении образовательного учреждения. Суд отмечает, что на момент временного предоставления жилого помещения истцу решением органа местного самоуправления, общежитие не относилось к муниципальному жилому фонду, не передавалось в ведение органов местного самоуправления, а принадлежало образовательному учреждению, что следует из представленных суду договоров аренды. Законом Пермского края от 18.12.2006 N 3412-802 (ред. от 06.04.2009) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Осинского муниципального района" как само общежитие № по адресу: <адрес>, так и находящиеся в нем отдельные помещения не передавались в собственность Осинского городского поселения, которое уполномочено предоставлять жилье по договорам социального найма, то есть не относится в муниципальному жилищному фонду социального использования. В настоящее время общежитие № по адресу: <адрес> является государственной собственностью, находится в оперативном управлении образовательного учреждения - ФГОУ СПО «<данные изъяты>». При изложенных обстоятельствах исковые требования К. не подлежат удовлетворению, поскольку имущество, право на которое оспаривает истец, не является и не являлось жилищным фондом социального использования, закреплено на праве оперативного управления за образовательным учреждением, поэтому не подлежит приватизации в силу п.13 ст.39 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании". Кроме того, договор, заключенный между истцом и ответчиком не является договором социального найма, поскольку предусматривает временное, за плату предоставление жилого помещения в не относящемуся к жилищному фонду социального использования. Данный договор по своему содержанию соответствует договору найма жилого помещения, отношения по которому регулируются положениями главы 35 Гражданского кодекса. Пользование жилым помещением по договору найма не предоставляет нанимателю право на его приватизацию. То обстоятельство, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу на основании ордера, также не дает ему право на его приватизацию. Согласно ст.7 Жилищного кодекса РСФСР (в ред. от 23.06.1995.) жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий. Таким образом, общежития и комнаты в них не предназначались для постоянного проживания граждан. Из содержания представленных суду документов следует, что часть комнат в общежитии № была передана временно в аренду домоуправлению, а затем администрации Осинского района для временного предоставления гражданам. Из содержания ордера следует, что он был выдан для временного проживания (до 3 лет) в общежитии. Положения ст.4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" как в редакции от 23.12.1992., так и в настоящей редакции, запрещают приватизацию жилых помещений в общежитиях. Статус дома по адресу: <адрес>, как общежития не изменился. Таким образом, поскольку ордер выданный на имя К. и членов его семьи был выдан для временного проживания в общежитии он также не может является основанием для возникновения у него права на приватизацию данного жилого помещения. При изложенных обстоятельствах основания для возложения на ответчика обязанности по заключению с истцом договора приватизации отсутствуют, поэтому исковые требования К. не подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.198,199 ГПК РФ, Решил: Исковое заявление К. к ФГОУ СПО «<данные изъяты>» об обязании заключить договор безвозмездной передачи в собственность (приватизации) комнаты по адресу: <адрес> оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с даты изготовления решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Осинский районный суд. Решение в окончательной форме изготовлено 15 марта 2011 года. Судья Д.А. Пьянков