Дело № 2-230/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации город Оса 01 апреля 2011 года Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Пьянкова Д.А., при секретаре В. с участием прокурора Селивановой Л.И., истца Х., представителя ответчика - Администрации Осинского городского поселения С., действующей по доверенности, Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Осинского района в интересах Х. к администрации муниципального образования «Осинское городское поселение», администрации муниципального образования «Осинский муниципальный район», Министерству финансов Пермского края, об обязании финансирования расходов на приобретение жилья, приобретении жилья, предоставлении жилья Х. Установил: Прокурор Осинского района обратился в суд с иском в интересах Х. к администрации Осинского городского поселения, Администрации Осинского муниципального района, министерству финансов Пермского края в котором просит: 1. Обязать администрацию муниципального образования «Осинский муниципальный район» за счет средств бюджета Пермского края, приобрести благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям муниципальное образование «Осинское городское поселение», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Осинское городское поселение», общей площадью не менее нормы предоставления, предназначенное для предоставления Х. и передать его в собственность муниципального образования «Осинское городское поселение». 2. Обязать администрацию муниципального обрзования «Осинское городское поселение предоставить благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям МО «Осинское городское поселение», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления, расположенное в черте МО «Осинское городское поселение», общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления на условиях договора социального найма Х. 3. Обязать Министерство финансов Пермского края произвести оплату расходов в сумме 614 229 рублей администрации муниципального образования «Осинский муниципальный район» на приобретение жилого помещения для передачи в муниципальную собственность Осинского городского поселения в целях предоставления его Х.. В обоснование своих требований прокурор указал следующее: Х., дата рождения, является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать Х.1, решением Осинского районного суда от 16.07.1990 г. лишена родительских прав, отец записан со слов матери. В соответствие с постановлением администрации <данные изъяты> №288 от 20.08.1991. г. Х. был устроен в приемную семью П. Решением исполнительного комитета Осинского районного <данные изъяты> №193 от 06.09.1990. за Х. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Фактически данное жилое помещение за ним сохранено не было. Данная квартира по ордеру была предоставлена гр.К. и в 2006 г. приватизирована ею. Другого жилого помещения Х. не имеет. Таким образом, в настоящий момент Х., являющийся лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилья не имеет. На учет лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, он был поставлен не был. 30.06.2007. Х. закончил ГОУ СПО «Профессиональный лицей № <адрес>». После окончания учебного заведения жилое помещение органом местного самоуправления ему предоставлено не было. Х. не имеет в собственности жилое помещения, зарегистрирован и проживает у опекуна по адресу: <адрес>. Членом семьи данного лица не является, право пользования жилым помещением не приобрел. В соответствие со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствие с установленными законом нормами. Согласно подпункта 2 пункта 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей жилые помещения предоставляются по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в т. ч. в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. На основании ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются в соответствие с действующим законодательством и охраняются государством. Согласно ч. 2 ст. 8 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждении всех видов профессионального образования, либо после окончания службы а рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствие со ст. 5, п. 3 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Таким образом, согласно вышеуказанных норм закона, а также ч. 3 ст. 49 ЖК РФ обеспечение детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. В силу ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно п. 3 ст. 20 указанного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» В соответствие с частью 6 статьи 19 данного закона наделение органов государственной власти отдельными государственными полномочиями, субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые должны содержать ряд строго определенных требований, в т. ч. предоставление субвенций на осуществление таких полномочий. На сегодняшний день в Пермском крае отсутствует закон, предусматривающий передачу органам местного самоуправления государственных полномочий, соответственно и предоставление субвенций на осуществление таких полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями во внеочередном порядке Положением о Министерстве финансов Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 г. № 8-п, установлено, что Министерство финансов Пермского края является финансовым органом субъекта Российской Федерации - Пермского края. В соответствие с п. 16. вышеуказанного Положения Министерство финансов Пермского края выступает в защиту государственных интересов, в том числе: по средствам областного и краевого бюджета, казны Пермской области и Пермского края; по средствам федерального бюджета, переданным Пермской области, Пермскому краю для дальнейшего предоставления бюджетополучателям на возвратной основе. В силу пункта 3.25 вышеуказанного Положения Министерство финансов Пермского края организует и контролирует работу по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства краевого бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. Таким образом, Министерство финансов Пермского края обязано произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его детям-сиротам, детям, оставшимся без родительского попечения. Согласно п. 5 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-р субсидии на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассчитываются исходя из расчета средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей жилой площади по муниципальным районам (городским округам) Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений, утверждаемых распоряжением Правительства Пермского края, действующей на дату распределения средств, субсидий и нормы общей площади жилого помещения, которая устанавливается в размере 33 кв. м. В соответствие с распоряжением Правительства Пермского края от 23.08.2010. №138-р «Об утверждении на четвертый квартал 2010 г. корректирующих коэффициентов по муниципальным районам (городским округам) Пермского края, расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений» средняя расчетная стоимость 1 кв. м. общей жилой площади по Осинскому муниципальному району составляет 18613 рублей. Расчет субсидий на приобретение жилого помещения для указанной в исковом заявлении категории составляет 18613 руб.Х 33 кв. м. = 614229 рублей. Таким образом, Министерство финансов Пермского края обязано произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность Осинского городского помещения для предоставления его Х. в размере 614229 рублей. В соответствие с пунктом 3 статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления. Согласно подпункта 6 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного поселения относится вопрос обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствие с жилищным законодательством. Таким образом, администрация Осинского городского поселения обязана предоставить Х. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди. Согласно п.2 Положения «О порядке распределения и использования средство, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (утв. Постановлением Правительства Пермского края №16-п от 10.08.2006.) средства, предусмотренные в краевом бюджете направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение и строительство жилья, с последующим предоставлением по договору социального найма. Пунктом 9 данного Положения предусмотрено, что средства субсидий могут быть направлены на исполнение судебных решений. Часть 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит вопрос о внеочередном предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Исходя из указанных норм обязанность по приобретению жилья лежит на муниципальных районах и округах, а обязанность по его предоставлению - на органах местного самоуправления поселений. Бездействием ответчиков нарушено право истцов на внеочередное предоставление жилого помещения из государственного (муниципального) жилищного фонда по договору социального найма. Х. обратился в прокуратуру Осинского района с заявлением о защите его прав на жилище в судебном порядке. Прокурор, в соответствии со ст.45 ГПК РФ реализует предусмотренное законом право предъявить иск в интересах истца. (л.д.3-5). Представитель ответчика - Администрации Осинского городского поселения с иском не согласился, указав в обоснование своих возражений следующее: Сославшись на положения п. 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, указывает, что истцы относятся к категории граждан, которым жилое помещение по договору социального найма по основаниям, предусмотренным п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, предоставляется вне очереди, поскольку истцы были поставлены на учет, как нуждающиеся в жилом помещении будучи детьми, оставшимися без попечения родителей. Сославшись на положения статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п которым утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, указывает, что средства, субсидии на приобретение жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, перечисляются бюджетам муниципальных районов (в данном случае в бюджет Осинского муниципального района Пермского края). Орган местного самоуправления Осинского муниципального района использует полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со статьей 19 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется вышеуказанным федеральным законом. В Пермском крае отсутствует закон, предусматривающий передачу органам местного самоуправления государственных полномочий и соответственно предоставление субвенций на осуществление таких полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями во внеочередном порядке. Администрация Осинского городского поселения не наделена государственными полномочиями по выделению денежных средств на приобретение жилых помещений для детей, оставшихся без попечения родителей, и в связи с этим не имеет законного права на выделение денежных средств из бюджета Осинского городского поселения. Бюджет Осинского городского поселения, в соответствии с действующим законодательством утверждается на один финансовый год и расходование денежных средств осуществляется в пределах целевых расходных обязательств. Администрация Осинского городского поселения имеет полномочия только по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма (статья 14 № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления»), полномочий по приобретению за счет средств краевого бюджета жилых помещений администрация Осинского городского поселения не имеет, данные средства, субсидии перечисляются непосредственно в бюджет Осинского муниципального района Пермского края. Администрация Осинского муниципального района приобретала жилые помещения для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей за счет средств краевого бюджета, а затем передавала приобретенные жилые помещения в собственность МО «Осинское городское поселение», которая в свою очередь предоставляла указанные жилые помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения по договорам социального найма. На федеральном уровне отсутствует закон, регулирующий безвозмездную передачу имущества между муниципальными образованиями, за исключением федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Пункт 11.1. статьи 154 указанного выше Федерального закона принят для обеспечения выполнения требований статьи 85 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» о безвозмездной передаче в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности между муниципальными образованиями, в связи с разграничением вопросов местного значения (статья 50). В целях реализации федерального закона № 122-ФЗ был принят закон Пермского края от 26.02.2009 года № 395-ПК «О порядке разграничения имущества, находящегося в собственности муниципальных образований Пермского края», предусматривающий порядок согласования перечня имущества, подлежащего разграничению и перечень документов, необходимых для принятия закона Пермского края о разграничении муниципального имущества. Данный закон утратил силу 31.12.2009 года. Срок, установленный статьей 85 ФЗ № 122-ФЗ для разграничения имущества истек. Кроме того за Х. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Данное решение никем не отменено, не признано недействительным, в связи с чем представитель ответчика полагает, что основания предоставления помещения Х. отсутствуют, поскольку он имеет закрепленное жилье. Представитель Администрации Осинского муниципального района в письменном отзыве в удовлетворении требований прокурора просил отказать по следующим основаниям: В соответствии со статьями 4, 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъектов РФ. В соответствии со статьей 8 вышеуказанного закона дети-сироты обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной по месту жительства (т.е органами местного самоуправления поселений). На уровень муниципального района переданы лишь полномочия по приобретению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (закон Пермской области № 2621-580, постановление Правительства Пермского края № 16-п). Постановкой на учет детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведут органы местного самоуправления поселений (Указ губернатора Пермской области от 22.06.2000 № 170 «Об утверждении правил учета детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении»). Органы местного самоуправления поселений ведут учет детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предоставление жилых помещений по договорам социального найма является исключительной компетенцией органов местного самоуправления поселений. У района таких полномочий нет. В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года № 16-п «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления ежегодно направляют в Министерство социального развития Пермского края сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а Министерство социального развития распределяет средства, предусмотренные в бюджете края и доводит их до муниципальных районов. На сегодняшний день в бюджет Осинского муниципального района перечислено 2 518 800 рублей. Для освоения имеющихся денежных средств комитетом имущественных отношений администрации Осинского муниципального района объявлен открытый конкурс на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений детям-сиротам на всю имеющуюся сумму. Полномочий выделять денежные средства из районного бюджета и приобретать жилье у района нет. Приобретение жилья районом обусловлено поступлением денежных средств из бюджета Пермского края и федерального бюджета, распределение которых относится к полномочиям Правительства Пермского края, но не к полномочиям Осинского муниципального района. Представитель ответчика - Министерства финансов Пермского края в письменном отзыве с иском не согласился, сославшись на следующие обстоятельства: Министерств финансов не является ненадлежащим ответчиком по делу указывает, что надлежащими ответчиками по данному иску является администрация Осинского муниципального района. Требование прокурора об обязании Министерства финансов Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его истцу не соответствует закону, нарушает бюджетный процесс Пермского края и бюджетные полномочия Министерства финансов Пермского края. Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В Пермском крае порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей определен Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п. Пунктами 2-8 Положения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п, определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство, или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. При этом пунктом 9 указанного Положения прямо предусмотрено, что средства субсидий, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд. Министерство финансов Пермского края согласно ст. 152 Бюджетного кодекса РФ, ст.29 Закона 111-ПК является участником бюджетного процесса, осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, которые определены Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 № 8-п. Финансирование приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Министерства финансов, относится к полномочиям других органов государственной власти края. Согласно п.п. 2, 5 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-П, перечисление, распределение субсидий местным бюджетам осуществляют Министерство социального развития Пермского края и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (ранее- Агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края). Самостоятельно произвести «оплату расходов на приобретение жилого помещения» Министерство финансов не вправе. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края является главным распорядителем средств бюджета Пермского края (субсидий) на предоставление жилья детям-сиротам, что подтверждается Законом Пермского края от 23.12.2009 № 560-ПК «О бюджете Пермского края на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот выделяются по Краевой целевой программе «Семья и дети Пермского края на 2007-2010 годы» (выписка из закона прилагается). В силу п.п.4 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета; согласно п.п. 5 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. Министерство социального развития Пермского края (п. 1.8 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 № 7-п), как и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (п. 1.6 Положения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25.11.2009 № 868-п) вправе быть истцами и ответчиками в суде в соответствии со своей компетенцией. Бюджет Пермского края на 2010 год утвержден, все средства бюджета Пермского края на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» распределены по направлениям расходования (приложение 5 к Закону Пермского края от 23.12.2009 № 560-ПК «О бюджете Пермского края на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» («Ведомственная структура расходов») в силу чего имеют строго целевой характер, любое изменение их целевого назначения должно осуществляться в порядке, установленном законом, т.е. бюджетным процессом. На основании вышеизложенного, поскольку вопросы обеспечения жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей урегулированы законодательно выделение средств для приобретения жилья истцу должно осуществляться в порядке, установленном Положением, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п, а не путем обязания Министерства финансов Пермского края произвести оплату расходов, т.к. такие требования противоречат закону. В судебное заседание представители ответчиков - Министерства финансов Пермского края, Администрации Осинского муниципального района, извещенные о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, не явились. В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал, просил их удовлетворить в полном объеме. Истец Х. поддержал требования прокурора, дополнительно пояснил, что своего жилья не имеет. Гр.К.., кому было представлено закрепленное за ним жилое помещение ему не знакома, родственником не является. Представитель администрации Осинского городского поселения возражала против удовлетворения заявленных требований, сославшись на доводы, изложенные в письменном отзыве. Дополнительно указала, что обязанность по закреплению жилых помещений за детьми - сиротами лежала на администрации Осинского района, истец и его опекун также были обязаны заботиться о сохранности жилья.. Суд, заслушав мнение сторон, изучив материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично. В судебном заседании установлено: Х. дата г.р. является лицом, оставшимся без попечения родителей. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о рождении Х. (л.д.9,11,21), в котором отец указан со слов матери, решением Осинского районного суда от 16 июля 1990 г. о лишении его матери - Х.1 родительских прав (л.д.13). На основании постановления Исполнительного комитета Осинского районного совета народных депутатов №193 от 06.09.1990. Х. был устроен в детский дом, при этом за ним была закреплена жилплощадь по адресу: <адрес>. (л.д.21). Постановлением Администрации г.Оса Пермской области от 16.02.1994. гр.К. был выдан ордер на жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д.15, 19). Решением Исполнительного комитета Кировского районного совета народных депутатов г.Перми №288 от 20.08.1991. Х. был передан под опеку П. (л.д.12). 10.05.2006. квартира по адресу: <адрес>, закрепленная за Х. была передана по договору безвозмезной передачи квартиры в собственность гр.К.. (л.д.18). Право собственности К. зарегистрировано в ЕГРП (л.д.22). Суд считает установленным то обстоятельство, что Х. не имеет закрепленного за ним жилого помещения, поскольку данное жилье было передано другому лицу и приобретено гр.К. в собственность. Х. в 30.06.2007 году окончил обучение в ГОУ НПО «Профессиональный лицей № <адрес>» (л.д.8). Согласно выписке из Единого реестра прав на недвижимое имущество, справке Осинского филиала ГУП «ЦТИ», следует, что за Х. не зарегистрированы какие-либо права на недвижимое имущество (л.д. 6,7, 23). Ответчиками не отрицается то обстоятельство, что Х. после окончания обучения не было представлено жилое помещение. Таким образом, из материалов дела достоверно следует, что Х. являясь лицом, оставшимся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ним жилого помещения и после окончания обучения по настоящее время ему не было предоставлено жилое помещение по договору социального найма. Оценивая доводы сторон, суд учитывает следующее: В соответствие со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище Согласно абз.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ ( в редакции от 22.08.2004 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видом профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР, действовавшей на момент постановки Х. на жилищный учет, вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных и муниципальных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях, независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали. В силу ст. 5 ФЗ « О введении в действие ЖК РФ» № 189-ФЗ, к жилищным отношениям длящегося характера, применяются аналогичные нормы Жилищного Кодекса РФ. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, положения ст.57 ЖК РФ распространяются на правоотношения связанные с обеспечением жилья Х. Пунктом 6 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Аналогичные полномочия поселения установлены п.5 ч.1 ст.14 ЖК РФ. Согласно п.2 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22 июня 2000г. №170 - данная категория детей имеет право на внеочередное получение жилого помещения. В соответствии с п.3 Правил - Обязательным условием предоставления жилого помещения детям - сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, согласно п.4 Правил, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью( или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения. Постановка на учет детей, оставшихся без попечении родителей, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям -сиротам, на основании документов, указанных в п.7 настоящего Указа. В данном случае органами местного самоправления, которые должным были поставить Х. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по месту выявления ребенка - органы местного самоуправления Осинского района. Суд отмечает, что органами местного самоуправления, в частности Администрацией г.Оса было нарушено право истца на закрепленное за ним жилое помещение, поскольку данная квартира в связи с ее передачей гр.К.. и приватизацией оказалась утраченной для Х. Истец же органами местного самоуправления в связи с передачей квартиры К. не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, хотя фактически стал таковым после передачи закрепленного за ним помещения другому лицу. При изложенных обстоятельствах, несмотря на то, что Х. не был уполномоченным органом своевременно поставлен на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд считает, что у органов местного самоуправления, после передачи закрепленного жилья другому лицу возникла обязанность как по постановке Х. на такой учет, и, собственно, обязанность по предоставлению ему жилья после окончания им учебного учреждения. Предоставление жилого помещения по договору социального найма, в том числе и детям, оставшимся без попечения родителей согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ должно осуществляться поселением. В случае рассматриваемого спора - Осинским городским поселением, на территории которого имелось закрепленное за истцом жилое помещение, и на территории которого он должен был быть поставлен на учет после утраты данного жилья. Учитывая, что истец являясь лицом, оставшимися без попечения родителей до 18 лет, закрепленного жилья не имеет, по окончании пребывания в учебном заведении не был обеспечен жильем, суд считает обоснованными исковые требования прокурора к администрации Осинского городского поселения об обязании предоставления Х. вне очереди, по договору социального найма жилого помещения, благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям муниципального образования «Осинское городское поселение», отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, расположенного в черте муниципального образования «Осинское городское поселение», общей площадью не менее нормы предоставления. Вместе с тем оценивая доводы представителя ответчика администрации Осинского городского поселения о невозможности самостоятельного приобретения жилья детям-сиротам, суд считает их частично обоснованными. Так, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Согласно ст. 5 указанного ФЗ предусмотренные настоящим Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами субъектов РФ. Согласно ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно ст. 6 Закона Пермской области « О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 года № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Согласно п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот, в том числе по обеспечению жилой площадью. Согласно п. 2 Положения « О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением по договору социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения. При этом пунктом 9 указанного Порядка прямо предусмотрено, что средства субсидий, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд. Исходя из указанных норм обязанность по приобретению жилья для детей сирот лежит на органах местного самоуправления - муниципальных районах и округах. Приобретенные за счет средств бюджета Пермского края жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. Вместе с тем, в силу п.3 ч.2 ст. 50 ФЗ №131 от 16.09.2003. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться: … жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда. Ст.50 ФЗ №131 не предусмотрено нахождение в муниципальной собственности жилого фонда. Аналогичные положения содержатся в статье 52 Устава Осинского муниципального района, ст.4 Положения об управлении и распоряжении имуществом Осинского муниципального района (утвержденным Решением Земского собрания Осинского муниципального района №335 от 31.01.2008.) которыми также не предусмотрена муниципальная собственность Осинского муниципального района на жилые помещения. Из указанных норм следует, что жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, в целях обеспечения исполнения установленных законом полномочий по обеспечению жильем граждан по договорам социального найма, в том числе и для предоставления детям-сиротам могут принадлежать лишь муниципальным поселениям. Наличие жилого фонда в собственности муниципальных районов, и в частности Осинского муниципального района действующим законодательством и собственными муниципальными актами не предусмотрено. Из указанных положений следует, что администрация муниципального образования «Осинский муниципальный район» обязана за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных для этих целей, приобрести жилое помещение и передать его муниципальному образованию «Осинское городское поселение» для предоставления истцу по договору социального найма. Администрация муниципального образования «Осинское городское поселение», в свою очередь, обязана за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных для этих целей, после передачи жилых помещений, представить их истцу, вне очереди, по договору социального найма жилого помещения. Оценивая доводы ответчика - администрации Осинского городского поселения об отсутствии действующей процедуры передачи имущества суд исходит из того, что обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий и являться основанием для ограничения прав истца и отказа в удовлетворении иска. Что касается исковых требований прокурора об обязании Министерства финансов Пермского края, Министерства социального развития Пермского края, Министерства ЖКХ произвести финансирование расходов на приобретение жилья для Х. в размере 614229 руб. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии со ст. ст. 4, 5 названного выше Федерального закона № 159 - ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях ), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Порядок и критерии распределения средств из бюджета Пермского края для приобретения ( строительства) жилья на приобретение жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей определен Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительства или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 г. N 16-п. Пунктом 2 Положения установлено, что перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - местные бюджеты) осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - органы местного самоуправления) на текущий финансовый год, на основании заявок Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края платежными поручениями Министерства финансов Пермского края (далее - Министерство финансов) с лицевого счета бюджета Пермского края с кодом "02" (лицевого счета Агентства по строительству и ЖКХ, открытого в Министерстве финансов) на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в целях последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты. Согласно п. 5 Положения Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья исходя из: количества детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по состоянию на 1 января текущего года; средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений, утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края, действующей на дату распределения средств, субсидий; нормы общей площади жилого помещения, которая устанавливается в размере 33 кв. м. Согласно п.7 Положения распределение средств, субсидий местным бюджетам рассматривается межведомственной комиссией по реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение, состав которой утверждается распоряжением председателя Правительства Пермского края (далее - Межведомственная комиссия). Решение Межведомственной комиссии оформляется протоколом. Распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края. Таким образом, Министерство финансов Пермского края, а также Министерство социального развития Пермского края, Министерство ЖКХ Пермского края как таковые не являются лицами, принимающим решение о распределении средства и субсидии из бюджета, поскольку эти полномочия принадлежат Правительству Пермского края. Поэтому суд не может возложить обязанность финансирования расходов на приобретение жилья на ответчиков, поскольку данные органы не обладают полномочиями по распределению средств и субсидий из бюджета. Данная обязанность не может быть возложена и на Правительство Пермского края по следующим основаниям: Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что действительно финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений, осуществляется из областного бюджета, вместе с тем, непосредственное предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст. 8 Федерального закона № 159 - ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления. В полномочия Правительства Пермского края входит исполнение бюджетных обязательств по тем направлениям и целевым статьям, которые установлены законом края о бюджете на соответствующий год, в связи с чем, администрация края не вправе выделять какие - либо дополнительные средства из бюджета, которые не были им предусмотрены для предоставления жилья конкретному очереднику. Иное бы противоречило ст. 38 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ. Бюджетное законодательство определяет участников бюджетных отношений и получателей бюджетных средств, исходя из содержания ст.ст. 152, 162 Бюджетного кодекса РФ истец не может быть отнесен к участникам бюджетных отношений и получателям бюджетных средств, в связи с чем, он не может предъявлять требования о выделении из бюджета Пермского края каких - либо средств для приобретения жилья для конкретных лиц. Таким образом, требования прокурора об обязании финансирования являются необоснованными, нарушают бюджетный процесс Пермского края, и не подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.198,199 ГПК РФ, Решил: Исковое заявление прокурора Осинского района удовлетворить частично. Обязать администрацию муниципального образования «Осинский муниципальный район» за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных для этих целей, приобрести благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям муниципального образования «Осинское городское поселение», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Осинское городское поселение», общей площадью не менее нормы предоставления, предназначенного для предоставления Х. и передать его в собственность муниципального образования «Осинское городское поселение». Обязать администрацию муниципального образования «Осинское городское поселение» за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных для этих целей, после передачи благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям муниципального образования «Осинское городское поселение», отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, расположенного в черте муниципального образования «Осинское городское поселение», общей площадью не менее нормы предоставления, предназначенного для предоставления Х., в собственность Осинского городского поселения, представить Х., вне очереди, по договору социального найма жилого помещения, благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям муниципального образования «Осинское городское поселение», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Осинское городское поселение», общей площадью не менее нормы предоставления. В удовлетворении других исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пермский краевой суд через Осинский районный суд с даты изготовления решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 06 апреля 2011 года. Судья Д.А. Пьянков
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно
предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствие с установленными законом нормами.