решение об обязании ответчиков произвести финансирование на приобретение жилья, предоставлении жилья (иск удовлетворен)



Дело №2-254/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Оса              22 апреля 2011 года

Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Пьянкова Д.А., при секретаре А. с участием истца К., представителя соответчика - Администрации Осинского городского поселения С., действующей по доверенности,

Рассмотрев гражданское дело по иску К. к Администрации Осинского муниципального района, Администрации Осинского городского поселения, Правительству Пермского края о предоставлении жилья,

У С Т А Н О В И Л:

В Осинский районный суд обратилась К. с иском к Администрации Осинского муниципального района, Правительству Пермского края в котором просит: обязать администрацию Осинского муниципального района предоставить истцу жилое помещение вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств выделенных Правительством Пермского края на эти цели.

В обоснование исковых требований истец указала следующее:

Истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать лишена родительских прав решением Осинского районного суда от 29.0.41996 года, Отец лишен родительских прав решением Осинского районного суда от 09.12.1998 года. На основании постановления администрации <адрес> от 23.08.1995 года № 301 «а» над истцом была установлена опека. На основании постановления органа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц от 11.12.2007 года № 5679 истец была направлена в государственное учреждение. С 28.09.2008 года истец являлась воспитанницей <данные изъяты> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты>», по достижении совершеннолетия выпустилась из детского дома. Истец состоит на жилищном учете в администрации Осинского муниципального района, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья. Жилья на праве собственности у истца нет, она не является нанимателем по договору социального найма (сообщение УФС по Пермскому краю от 01.10.2010 года, справка ГУП «ЦТИ» Пермского края» от 04.10.2010 года прилагаются). В настоящее время истец является учащейся профессионального лицея в городе <адрес>, срок окончания учебы 30.06.2011 года. Временно проживает в общежитии профессионального лицея , зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> до окончания обучения. После окончания лицея жить ей негде. Администрации Осинского муниципального района жилье не предоставляет, поскольку не подошла очередь. На основании ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года, ст. 57 ЖК РФ, Постановления Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п, Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец просит суд предоставить ей жилое помещение.

Определением суда от 30 марта 2011 года в качестве соответчика по делу была привлечена Администрация Осинского городского поселения. (л.д.83).

Представитель администрации Осинского муниципального района в письменном отзыве исковые требования не признал, указав следующее:

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъектов РФ (Пермского края). На уровень района переданы только полномочия по приобретению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые осуществляются в порядке установленном в Постановлении Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей». Предоставление жилых помещений по договорам социального найма, согласно ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», является исключительной компетенцией органов местного самоуправления поселений (в данном случае администрации Осинского городского поселения). Ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает, что жилищный фонд социального использования может находиться только в собственности поселений, в районе такого имущества быть не может. Согласно статьям 14, 57 ЖК РФ предоставления жилых помещений так же относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. У администрации Осинского муниципального района нет полномочий по предоставлению жилых помещений, поэтому администрация является ненадлежащим ответчиком по иску К. Согласно абз. 2 пункта 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и пункта 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В настоящее время истец К. является учащейся профессионального лицея в городе <адрес>, т.е. право на получения жилья у К. еще не возникло. (л.д.86-87).

Представитель Правительства Пермского края в письменном отзыве просил в иске отказать, указывая на следующее:

Закон, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12,1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статус каждой из указанных категорий определен в Федеральном законе № 159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. Статьей 6 Закона Пермской области от 29,1 2.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 1939-419) установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан. В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 184-ФЗ) по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается.

Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ.

В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона №1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются, органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой.категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п. В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее - Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580). Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Федеральные средства ожидаются во втором полугодии 2010 года. Таким образом, Правительство исполняет свои обязательства своевременно и полном объеме.

Из искового заявления следует, что К. дата г.р, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из предоставленного письма администрации Осинского городского поселения «О предоставлении жилого помещения» от 13.09,2010 г. следует, что К. поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении с 25.04.2003 г. В материалах дела отсутствует постановление, на основании которого она была поставлена на регистрационный учет для получения жилого помещения. При постановке на учет данный документ издается органом местного самоуправления в обязательном порядке. Отсутствуют сведения в отношении родителей К., подтверждающие факт отсутствия у них жилых помещений на праве собственности или пользования (отсутствуют справки из БТИ, У ФРС, ЦТИ). Так в силу статьи 71 Семейного Кодекса Российской Федерации ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями, в том числе на получение наследства, В таком случае, при наличии права собственности или пользования жилым помещением К. не имеет права на обеспечение вне очереди жилой площадью. В материалах дела имеется справка Профессионального лицея от27.09.2010г. №379, согласно которой К. в настоящее время является учащейся 3 курса <данные изъяты> , срок окончания учебного заведения - 30.06.2011. Считает, что в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ, у К. не возникло право на обеспечение ее жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (л.д.43-46).

Представитель Администрации Осинского городского поселения в письменном отзыве просила в удовлетворении заявленных требований отказать, указав на следующее:

Сославшись на положения п. 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, указывает, что истец относятся к категории граждан, которым жилое помещение по договору социального найма по основаниям, предусмотренным п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, предоставляется вне очереди, поскольку истец была поставлены на учет, как нуждающиеся в жилом помещении являясь ребенком, оставшимися без попечения родителей. Сославшись на положения статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п которым утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, указывает, что средства, субсидии на приобретение жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, перечисляются бюджетам муниципальных районов (в данном случае в бюджет Осинского муниципального района Пермского края). Орган местного самоуправления Осинского муниципального района использует полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со статьей 19 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется вышеуказанным федеральным законом. В Пермском крае отсутствует закон, предусматривающий передачу органам местного самоуправления государственных полномочий и соответственно предоставление субвенций на осуществление таких полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями во внеочередном порядке.Администрация Осинского городского поселения не наделена государственными полномочиями по выделению денежных средств на приобретение жилых помещений для детей, оставшихся без попечения родителей, и в связи с этим не имеет законного права на выделение денежных средств из бюджета Осинского городского поселения. Бюджет Осинского городского поселения, в соответствии с действующим законодательством утверждается на один финансовый год и расходование денежных средств осуществляется в пределах целевых расходных обязательств. Администрация Осинского городского поселения имеет полномочия только по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма (статья 14 № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления»), полномочий по приобретению за счет средств краевого бюджета жилых помещений администрация Осинского городского поселения не имеет, данные средства, субсидии перечисляются непосредственно в бюджет Осинского муниципального района Пермского края. Администрация Осинского муниципального района приобретала жилые помещения для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей за счет средств краевого бюджета, а затем передавала приобретенные жилые помещения в собственность МО «Осинское городское поселение», которая в свою очередь предоставляла указанные жилые помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения по договорам социального найма. На федеральном уровне отсутствует закон, регулирующий безвозмездную передачу имущества между муниципальными образованиями, за исключением федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Пункт 11.1. статьи 154 указанного выше Федерального закона принят для обеспечения выполнения требований статьи 85 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» о безвозмездной передаче в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности между муниципальными образованиями, в связи с разграничением вопросов местного значения (статья 50). В целях реализации федерального закона № 122-ФЗ был принят закон Пермского края от 26.02.2009 года № 395-ПК «О порядке разграничения имущества, находящегося в собственности муниципальных образований Пермского края», предусматривающий порядок согласования перечня имущества, подлежащего разграничению и перечень документов, необходимых для принятия закона Пермского края о разграничении муниципального имущества. Данный закон утратил силу 31.12.2009 года. Срок, установленный статьей 85 ФЗ № 122-ФЗ для разграничения имущества истек.

Также указала на то обстоятельство, что у К. не возникло право на обеспечение ее жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку она является учащейся профессионального лицея <адрес>. (л.д.89-90).

В судебное заседание не явились представители Администрации Осинского муниципального района, Правительства Пермского края,, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, просившие рассмотреть дело без их участия. (л.д.84,85,87).

В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивала. Дополнительно пояснила, что в настоящее время, в связи с тем, что нашла постоянную работу был отчислена из лицея, проживает у подруги.

Представитель соответчика - Администрации Осинского городского поселения просила в удовлетворении заявленных требований отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Суд, заслушав мнение истца, изучив представленные документы, приходит к следующему.

К. дата г.р. является лицом, оставшимся без попечения родителей. Данное обстоятельство подтверждается копией свидетельства о рождении истца (л.д.14), решением Осинского районного суда от 29.04.1996 г. о лишении её матери - К.1 родительских прав, (л.д.12-13), решением Осинского районного суда от 09.12.1998. о лишении родительских прав её отца - К.2 (л.д.16-17).

К. на территории Осинского района состоит на регистрационном учете детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из числа лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается справкой администрации Осинского муниципального района (л.д.10), письмом Администрации Осинского городского поселения (л.д.11). В списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из числа лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий он числится под номером 48, поставлена на учет 24.04.2003.

Из представленных суду материалов дела - указанных решений Осинского районного суда, постановлений об учреждении опеки (л.д.15), об устройстве в государственное учреждение (л.д.6), следует, что жилье за К. не закреплялось.

Согласно выписке из Единого реестра прав на недвижимое имущество, справке ГУП «ЦТИ», следует, что за истцом не зарегистрированы какие-либо права на недвижимое имущество (л.д. 8, 9).

Истец находилась на полном государственном обеспечении ГКОУ «<данные изъяты>» до 28.02.2008., проживала по адресу: <адрес> (л.д.5). Проходила обучение в ГОУ НПО «<данные изъяты> » <адрес>, со сроком окончания учебного учреждения - 30.06.2011. (л.д.7).

В настоящее время К. закончила обучение в ГОУ НПО «<данные изъяты> » поскольку в связи устройством на работу, была отчислена из данного образовательного учреждения (л.д.92,93).

Таким образом, из материалов дела следует, что К. является лицом, оставшимся без попечения родителей, была поставлена на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из числа лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая закончила обучение в образовательном учреждении в очной форме.

Оценивая доводы сторон, суд учитывает следующее:

В соответствие со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно
предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствие с установленными законом нормами.

Согласно абз.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ ( в редакции от 22.08.2004 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видом профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР, действовавшей на момент постановки К. на жилищный учет, вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных и муниципальных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях, независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

В силу ст. 5 ФЗ « О введении в действие ЖК РФ» № 189-ФЗ, к жилищным отношениям длящегося характера, применяются аналогичные нормы Жилищного Кодекса РФ.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, положения ст.57 ЖК РФ распространяются на правоотношения связанные с обеспечением жилья К.

Пунктом 6 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Аналогичные полномочия поселения установлены п.5 ч.1 ст.14 ЖК РФ.

Согласно п.2 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22 июня 2000г. №170 - данная категория детей имеет право на внеочередное получение жилого помещения.

В соответствии с п.3 Правил - Обязательным условием предоставления жилого помещения детям - сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения.

Учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, согласно п.4 Правил, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения.

Постановка на учет детей, оставшихся без попечении родителей, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям - сиротам, на основании документов, указанных в п.7 настоящего Указа.

Сведения о том, что у К. либо у ее родителей. лишенных родительских прав, имеется в собственности либо пользовании недвижимое имущество. у суда отсутствуют. Факт же постановки на учет К., как лица, нуждающегося в жилье, сторонами не оспариваются, и не являются предметом иска какой-либо из сторон.

Поэтому, поскольку К. в установленном законом порядке, уполномоченным органом, была признана лицом оставшимися без попечения родителей, из числа лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, это подразумевает под собой отсутствие у него права собственности либо права пользования жилым помещением родителей.

Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма, в том числе и детям, оставшимся без попечения родителей согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ должно осуществляться поселением. В случае рассматриваемого спора - Осинским городским поселением, на территории которого поставлен на учет истец.

Учитывая, что истец являясь лицом, оставшимися без попечения родителей до 18 лет встала на учет для обеспечения жильем в г.Оса, закрепленного жилья не имеет, по окончании пребывания в учебном заведении не была обеспечена жильем, суд считает обоснованными исковые требования истца об обязании предоставления жилого помещения.

Оценивая доводы представителя ответчика - администрации Осинского городского поселения о невозможности самостоятельного приобретения жилья детям-сиротам, суд считает их частично обоснованными.

Так, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Согласно ст. 5 указанного ФЗ предусмотренные настоящим Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Согласно ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ст. 6 Закона Пермской области « О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 года № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Согласно п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот, в том числе по обеспечению жилой площадью.

Согласно п. 2 Положения « О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением по договору социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения.

При этом пунктом 9 указанного Порядка прямо предусмотрено, что средства субсидий, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд.

Исходя из указанных норм обязанность по приобретению жилья для детей сирот лежит на органах местного самоуправления - муниципальных районах и округах. Приобретенные за счет средств бюджета Пермского края жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.

Вместе с тем, в силу п.3 ч.2 ст. 50 ФЗ №131 от 16.09.2003. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться: … жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Ст.50 ФЗ №131 не предусмотрено нахождение в муниципальной собственности жилого фонда. Аналогичные положения содержатся в статье 52 Устава Осинского муниципального района, ст.4 Положения об управлении и распоряжении имуществом Осинского муниципального района (утвержденным Решением Земского собрания Осинского муниципального района №335 от 31.01.2008.) которыми также не предусмотрена муниципальная собственность Осинского муниципального района на жилые помещения.

Из указанных норм следует, что жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, в целях обеспечения исполнения установленных законом полномочий по обеспечению жильем граждан по договорам социального найма, в том числе и для предоставления детям-сиротам могут принадлежать лишь муниципальным поселениям. Наличие жилого фонда в собственности муниципальных районов, и в частности Осинского муниципального района действующим законодательством и собственными муниципальными актами не предусмотрено.

Из указанных положений следует, что администрация муниципального образования «Осинский муниципальный район» обязана за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных для этих целей, приобрести жилое помещение для К. и передать его муниципальному образованию «Осинское городское поселение» для предоставления истцу по договору социального найма.

Администрация муниципального образования «Осинское городское поселение», в свою очередь, обязана за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных для этих целей, после передачи жилых помещений, представить их истцу, вне очереди, по договору социального найма жилого помещения.

Оценивая доводы ответчика - администрации Осинского городского поселения об отсутствии действующей процедуры передачи имущества суд исходит из того, что обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий и являться основанием для ограничения прав истца и отказа в удовлетворении иска.

Доводы же ответчиков об отсутствии обязанности по предоставлению жилого помещения в связи с тем, что К. не закончила обучение не могут быть приняты судом, поскольку истец представила документы, подтверждающие ее отчисление, оснований не доверять которым у суда не имеется.

При изложенных обстоятельствах заявленные требования истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.198,199 ГПК РФ,

Решил:

Обязать администрацию муниципального образования «Осинский муниципальный район» за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных для этих целей, приобрести благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям муниципального образования «Осинское городское поселение», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Осинское городское поселение», общей площадью не менее нормы предоставления, предназначенного для предоставления К. и передать его в собственность муниципального образования «Осинское городское поселение».

Обязать администрацию муниципального образования «Осинское городское поселение» за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных для этих целей, после передачи благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям муниципального образования «Осинское городское поселение», отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, расположенного в черте муниципального образования «Осинское городское поселение», общей площадью не менее нормы предоставления, предназначенного для предоставления К., в собственность Осинского городского поселения, представить К., вне очереди, по договору социального найма жилого помещения, благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям муниципального образования «Осинское городское поселение», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Осинское городское поселение», общей площадью не менее нормы предоставления.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пермский краевой суд через Осинский районный суд с даты изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 27 апреля 2011 года.

Судья Д.А. Пьянков