решение о возложении на ответчика обязанности по организации сбора, вывозу, утилизации и переработке твердых бытовых отходов



Дело № 2-343/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Оса          12 мая 2011 года

Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Пьянкова Д.А., при секретаре К., с участием

Прокурора Селивановой Л.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Осинского района к Администрации <данные изъяты> сельского поселения об обязании сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых бытовых отходов,

Установил:

В суд обратился прокурор Осинского района с иском к Администрации <данные изъяты> сельского поселения со следующими требованиями:

Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> сельское поселение, в 1600 м. южнее <адрес>, кадастровый квартал : , ориентировочной площадью 14800 кв. м. в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований прокурором указано следующее:

Прокуратурой Осинского района Пермского края проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение». В ходе проверки было установлено, что твердые бытовые отходы и мусор вывозятся на территорию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> сельское поселение, в 1600 м. от <адрес>, кадастровый квартал : , ориентировочной площадью 14800кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно ответа главы МО «<данные изъяты> сельское поселение» на указанную площадку бытовые отходы доставляются самовывозом, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии выбранного земельного участка для устройства площадки размещения отходов санитарным правилам отсутствует, качество почвы по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям не контролируются, инвентаризация и учет отходов не производится и класс опасности и токсичности не определяется, программа производственного контроля и мониторинг влияния на окружающую среду: состояние подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почвы, регламент и режим работы, инструкция по приему отходов и мусора отсутствуют.

Кроме того, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Пермскому края проведена проверка в ходе которой выявлены нарушения санитарно- эпидемиологических требований при сборе, вывозе и складирование твердых бытовых отходов на территории МО «<данные изъяты> сельское поселение».

Вывоз бытовых отходов и мусора является незаконным, так как объект размещения бытовых отходов и мусора не соответствую требованиям законодательства.

Объект размещения бытовых отходов и мусора, расположенный на территории МО «<данные изъяты> сельское поселение» фактически выполняв функции полигона ТБО, в связи с чем, должен соответствовать требованиям законодательства, санитарных норм и правил. Дальнейшая эксплуатация при наличии указанных выше нарушений создает непосредственную угроз здоровью людей, может быть причиной для возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний населения, загрязнения земель, водных объектов, атмосферного воздуха. В связи с чем, земельный участок, загрязненный бытовыми отходами и мусором подлежат очистке.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона, от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значение поселения.

В обоснование требований прокурор, кроме того, сослался на положения ст.42 Конституции РФ, ст.ст.3, 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 1, 22 ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", ст.ст. 1, 11, 12, 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункты п. 2.1., 2.2., 2.3., 6.4, 6.9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16 "О введении в действие санитарных правил" "Гигиеническими требованиями к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СП 2.1.7.1038-01", ст. ст. 7, 77, 78, 79 ЗК РФ.

В судебное заседание представитель ответчика, в адрес которого было направлено извещение, суда не явился.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявленных требований настаивал, указав на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Суд, заслушав мнение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено:

27.11.2008. земельный участок по адресу: <адрес>, <данные изъяты> сельское поселение, в 1600 м. южнее <адрес>, ориентировочной площадью 14875,37 кв.м. был выбран для размещения площадки для сбора бытовых отходов и мусора (л.д.28-28).

В составе комиссии и привлеченных служб отсутствовали должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения.

Данный акт с органами Роспотребнадзора не согласован.

В период с 08.06.10. по 25.06.2010. в ходе проверки Администрации <данные изъяты> сельского поселения, проведенной Южным территориальным отделением Роспотребнадзора по Пермскому краю было установлено, что твердые бытовые отходы вывозятся на две несанкционированные свалки в населенных пунктах <адрес> и <адрес>..

Актом проверки установлены нарушения требований санитарного законодательства при размещении отходов и мусора на данных несанкционированных свалках, в том числе на вышеуказанном земельном участке у <адрес> (л.д.7-17).

25.06.2010. по факту размещения отходов и мусора на несанкционированной свалке у <адрес> в отношении Администрации <данные изъяты> сельского поселения был составлен протокол об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ (л.д.18-22).

04.08.2010. постановлением Осинского районного суда Администрация <данные изъяты> сельского поселения была признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного приостановления деятельности несанкционированного участка для складирования твердых бытовых отходов в <адрес> сроком на 90 суток. (л.д.23-27).

Указанным постановлением суда установлено, что Администрация <данные изъяты> сельского поселения допустила несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, выразившегося в невыполнении требований Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления; СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", а именно:

Допустила вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) на несанкционированную свалку в населенном пункте <адрес>, в нарушение п.п. 3.1. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

Место несанкционированого складирования твердых бытовых отходов (ТБО) в <адрес>, размещена на участке где имеется возможность смыва атмосферными осадками части отходов и загрязнения ими прилегающих земельных площадей и открытых водоемов (Воткинское водохранилище), что противоречит п. 3.3. СП 2.1.7.1038-01.

На используемом несанкционированном участке отсутствует обваловка участка или ограждения, что не соответствует п.4.4. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

На используемом несанкционированном участке под размещение свалки ТБО, складируется отходы при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о возможности производить на нем действия по обращению, хранению, захоронению отходов и соответствии участка санитарным правилам, что нарушает требования п.п.2.2., 3.4., СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" (далее СП 2.1.7.1038-01), статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998г "Об отходах производства и потребления.

Отсутствует проект обращения с отходами, в связи с чем не установлены лимиты, определяющие допустимое количество складируемых бытовых отходов, не разработаны мероприятия по обустройству и содержанию участка отведенного под размещение свалки, проведению санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий с целью снижения степени влияния объекта на прилегающую территорию. Чем нарушены пункты 3.1. и 3.15. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

Отсутствуют документы по инвентаризации, учету и порядку обращения с бытовыми отходами и содержанию несанкционированного места свалки <адрес>, в нарушение пункта 3.12. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», п. 2.9. СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила установления класса опасности и токсичности отходов производства и потребления, статей 11 и 19 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24 июня 1998г.

Не разработан регламент и режим работы на несанкционированном участке складирования ТБО, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, не обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, не ведется круглосуточный учет поступающих отходов, не осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, не обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов, что является нарушением ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, п. 2.3 СП 2.1.7.1038-01 (л.д.29-31).

Акт обследования и выбора земельного участка под размещение площадки для сбора бытовых отходов в <адрес> не согласован с органами Роспотребнадзора в нарушение п.3.4 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

Не обеспечено наличие переносного сетчатого ограждения в нарушение п.5.3 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

Из ответа администрации <данные изъяты> сельского поселения на запрос прокурора следует, что площадка для сбора бытовых отходов и мусора у <адрес> до настоящего времени эксплуатируется ответчиком. (л.д.6).

Оценивая доводы искового заявления и установленные обстоятельства, суд исходит из следующего:

В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;…

Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления… подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;….

В силу ч.1,2,7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В силу п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Аналогичные положения содержатся в ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Исходя из указанных выше норм, с учетом определений, установленных ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в полномочия муниципального поселения относятся организация сбора отходов - приема или поступления отходов от физических лиц и юридических лиц; транспортирования отходов - перемещения отходов с помощью транспортных средств; накопления отходов - временного складирования отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В судебном заседании установлено, что устройство площадки для складирования мусора и отходов на указанном прокурором земельном участке у <адрес> осуществляется с нарушением действующего санитарного законодательства, что следует из акта проверки Роспотребнадзора, постановлений Осинского районного суда, которыми были установлены данные нарушения. Кроме того сама площадка как таковая является несанкционированным местом складирования ТБО.

Суд отмечает, что на указанном земельном участке производится не временное складирование отходов, а собственно размещение отходов и мусора в виде его хранения, что следует из вышеуказанных акта проверки, постановления суда, а также из ответа администрации <данные изъяты> сельского поселения на запрос прокурора.

То есть фактически данный участок являются объектом размещения отходов, не оформленным надлежащим образом, и не соответствующими требованиям санитарного законодательства.

Действующее законодательство, даже в при надлежащей организации площадок для временного складирования отходов и мусора обязывает соответствующий орган местного самоуправления поселения организовать вывоз отходов на места его размещения (полигон, место использования или обезвреживания отходов).

В данном случае суд считает, что вывоз мусора и отходов <данные изъяты> сельским поселением с указанных прокурором участков не организован, что следует из представленных суду доказательств.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что Администрация <данные изъяты> сельского поселения обязана организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с указанных земельных участков в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

С учетом того, что вывоз мусора с площадки, на которой осуществлялось его длительное хранение, в короткое время невозможен, а законом допускается временное складирование отходов в течение 6 месяцев, суд считает необходимым указать срок исполнения обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.198,199 ГПК РФ,

Решил:

Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> сельское поселение, в 1600 м. южнее <адрес>, кадастровый квартал : , ориентировочной площадью 14800 кв. м. в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пермский краевой суд через Осинский районный суд.

Судья     Д.А. Пьянков