Решение по делу о включении в специальный стаж периодов работы для назначения и выплаты пенсии.



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Оса          ДД.ММ.ГГГГ

Осинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Шабунина Н.С.

при секретаре Ц.,

с участием истца А.,

представителя ответчика по доверенности Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <данные изъяты> районе Пермского края о признании решения незаконным, включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов трудовой деятельности и возложении обязанности назначения пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

А. обратилась с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <данные изъяты> районе Пермского края, просит включить в специальный стаж периоды работы в <данные изъяты> центральной районной больнице (далее -ОЦРБ) с 01.11.1999г. по 19.01.2000г., с 02.09.2004г. по 15.10.2004 г., с 25.11.2009г. по 24.12.2009г. возложить на ответчика обязанность выплачивать ей досрочную пенсию по старости с 09.03.2011 г.

В обоснование исковых требований указала, что в период с 01.11.1999г. по 19.01.2000г. изменение организационной формы <данные изъяты> центральной районной больницы (муниципальное предприятие), не повлияло на выполнение ею функциональных обязанностей <данные изъяты> ОЦРБ, поскольку обьем работы, обязанности и условия труда, должностные обязанности по осуществлению лечебной деятельности не изменились. Также просила включить в специальный стаж периоды учебы на курсах повышения квалификации с 02.09.2004г. по 15.10.2004 г., с 25.11.2009г. по 24.12.2009г., поскольку она направлялась на курсы повышения квалификации приказами главного врача ОЦРБ, ей за эти периоды начислялась заработная плата, производились отчисления из заработка, в том числе и в Пенсионный Фонд. Просила назначить пенсию со дня обращения к ответчику, т.е. с 09 марта 2011 года.

В судебном заседании истец поддержала исковые требовании, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, дав пояснения, аналогичные письменным возражениям, согласно которым спорный период работы не рассматривался комиссией как работа, подлежащая включению в специальный стаж, поскольку в период с 01.11.1999 по 19.01.2000 - А. работала в должности <данные изъяты> скорой медицинской помощи муниципального предприятия «<данные изъяты> центральная районная больница».Законодательством установлено, что список должностей и правила исчисления сроков выслуги применяются в отношении лечебной и иной работы по охране здоровья населения, осуществлявшейся в учреждениях здравоохранения. С 02.09.2004г. по 15.10.2004г., 25.11.2009г. по 24.12.2009г. А.была на курсах повышения квалификации. Период обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства не включается в специальный стаж.Согласно Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 29.10.2002г. № 781, следует, что «периоды выполнявшиеся до 1 ноября 1999г. работы в должностях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени, а начиная с 1 ноября 1999г. - при условии выполнения нормы рабочего времени.Таким образом, действующее законодательство не ставит в зависимость период включения в специальный стаж работы, от того обстоятельства - уплачивались или не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а связывает вопрос о включении периодов в специальный стаж работы с условием выполнения нормы рабочего времени.

Поскольку Списками и Правилами в специальный стаж засчитывается только лечебная деятельность и при условии выполнения нормы рабочего времени с 01.11.1999г., а заявительница в данные периоды не осуществляла лечебную деятельность, а находилась на учебе и на курсах повышения квалификации, при таких обстоятельствах данные периоды учебы не подлежат включению в специальный стаж.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение. Государственные пенсии устанавливаются законом.

Согласно подпункту 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости за лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения включаются периоды работы в соответствии со Списком должностей и учреждений и Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлениями Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 и от 11.07.2002г. № 516.

В соответствии с Постановлением СМ РСФСР № 464 от 06.09.1991 года в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет медицинским работникам засчитывались все виды работы в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Постановлением СМ РФ от 22.09.1999 года №1066 был утвержден Список должностей, работа которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ от 19.02.2001 года № 130.

Список и Правила, утвержденные в п.1 настоящего Постановления применяются в отношении лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, осуществлявшейся в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В силу п. 3 Постановления от 22.09.1999 года №1066 «правила, утвержденные в п. 1 настоящего Постановления по желанию гражданина могут применяться при исчислении указанной выслуги за периоды до 01.11.1999 года.» Таким образом, после внесения изменений в Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации"» граждане, относящиеся к одной и той же по характеру профессиональной деятельности категории, оказались в неравном положении -- те из них, у кого часть необходимого для назначения досрочной пенсии стажа лечебной деятельности была приобретена в период работы в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, утратили право на назначение пенсии ранее достижения общего пенсионного возраста.

В соответствии с общепринятым правовым принципом акты гражданского законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Это правило касается и пенсионного законодательства.

При изложенных обстоятельствах следует, что ответчик необоснованно делает ссылку на Закон от 17.12.2001 года № 173, так как действие указанного закона, в частности, пп.11, п.1, на который сослался ответчик, распространяется на правоотношения, которые возникли после вступления его в законную силу. К ранее возникшим правоотношениям он не может быть применен.

Таким образом, в данном случае, исходя из положений, закрепленных в постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 года № 11-П, во взаимосвязи с положениями, закрепленными в ст.ст. 19, 39 Конституции РФ граждане РФ имеют равные права на пенсионное обеспечение, и ограничение в указанное обеспечение от организационно- правовой формы предприятия, где работает гражданин, невозможно.

Сохраняя для лиц, осуществляющих лечебную деятельность в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в не государственных учреждениях здравоохранения защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма лечебная деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество -государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3 Конституции Российской Федерации».

Исходя из положений ст. 11 ГПК РФ, правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 года № 11-П, учитывая изложенное, суд считает, следует, что хотя вопрос об организационно- правовой форме организаций, в частности, муниципальных п р е д п р и я т и й, в которых осуществлялась ЛЕЧЕБНАЯ деятельность остался законодателем не разрешенным, тем не менее независимо от наименования больницы - УЧРЕЖДЕНИЕ или ПРЕДПРИЯТИЕ и принадлежности закрепленного за больницей имущества (государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и прочим) период с 01.11.1999 года по 19.01.2000 года, когда больница называлась п р е д п р и я т и е м, следует включить в специальный стаж для назначения и выплаты пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением ЛЕЧЕБНОЙ деятельности, в противном случае, не включение этого периода приведет к несоразмерному ограничению конституционного права истицы в области пенсионного обеспечения.

Судом установлено, что А. с 09.03.1981 года по 09.03.2011 года (на дату обращения за назначением пенсии) работала <данные изъяты> скорой медицинской помощи - структурном подразделении ОЦРБ. В указанный период времени изменялась организационная форма ОЦРБ - просто ОЦРБ, с - 01.11.1999 по 19.01.2000 года -муниципальное предприятие ОЦРБ, с 20.01.2000 года- муниципальное учреждение ОЦРБ. При этом за весь период времени характер деятельности ОЦРБ (лечебная деятельность по охране здоровья населения) и характер работы истца (лечебная деятельность по охране здоровья населения) не изменялись, что подтверждается содержанием устава МУ ОЦРБ, должностными обязанностями фельдшера скорой медицинской помощи и не опровергается ответчиком.

Исходя из принципа равенства граждан перед законом, который закреплен в ч.2 ст.19 Конституции РФ, подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения пенсии период работы истца с 01.11.1999 года по 19.01.2000 года в ОЦРБ, когда больница именовалась муниципальным предприятием, который составляет 2 месяца 18 дней.

Подлежит удовлетворению и требование истицы о включении в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации.

Приказом главного врача МУ «ОЦРБ» от 25.08.2004 года А. была направлена В УЧИЛИЩЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В <данные изъяты> (Пермский областной центр повышения квалификации работников здравоохранения) по циклу усовершенствования « Фельдшер СМП с 02.09.2004 года по 14.10 2004 года» (л.д. 10); приказом того же лица от 25.10. 2004 года А. продлен срок командировки в Пермский областной центр повышения квалификации работников здавоохранения по 15.10.2004 года, т.е на курсах повышения квалификации А. находилась с 02.09.2004 года по 15.10.2004 года. Приказом главного врача МУ «ОЦРБ» А. была направлена в <адрес> по циклу усовершенствования: «Скорая медицинская помощь» с 25.11 2009 года по 24.12.2009 года (л. д. ?).

Согласно справке МУ «ОЦРБ», за указанные периоды А. была начислена средняя заработная плата. Со всех сумм начислений были произведены все отчисления по единому социальному налогу ( в том числе в ФСС) во все фонды, по установленным тарифам, действующим на тот период. (л.д. 12).

Данные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются.

Довод ответчика о том, что в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 11.07.2002 года № 516 с 01.11.1999 года и Правилами исчисления периодов лечебной деятельности от 29.10. 2002 года № 781 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность, засчитывается работа в соответствующих учреждениях и должностях, при условии ее выполнения в течение полного рабочего дня, и следовательно с 01.11.1999 года периоды обучения на курсах повышения квалификации, поскольку истица не работала, не могут быть включены в стаж работы, является не состоятельным.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Таким образом, прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истца. За время нахождения истца на курсах повышения квалификации работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд.

Ранее действовавшее законодательство не предусматривало исключение периода нахождения на курсах повышения квалификации из специального стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, требования вышеназванных правил не могут быть распространены на отношения, возникшие до 11. 07.2007 года.

Кроме того, из п.11 Правил № 516 следует, что может быть включено с специальный стаж. Пунктом 9 данных Правил № 516 предусмотрен перечень периодов работы, которые не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.

Нахождение на курсах повышения квалификации Правилами №516 не предусмотрено не включение в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Также повышение квалификации является профессиональной обязанностью медицинского работника, при этом за истицей сохраняется прежнее место работы, ей выплачивается средний заработок и производятся все отчисления в Пенсионный Фонд и в ЕСН.

Поэтому при изложенных обстоятельствах период нахождения на курсах повышения квалификации с 02.09.2004г. по 15.10.2004 г., с 25.11.2009г. по 24.12.2009г. подлежит включению в специальный стаж.

Ответчиком не оспаривается период работы А., дающий ей право на назначение досрочной пенсии по старости, который составляет 29 лет 6 месяцев 30 дней (решение комиссии по назначению пенсий от 18.03.2011 года).

Период работы с 01.11.1999 года по 19.01.2000 года, когда МУ ОЦРБ именовалась муниципальным предприятием, составляет 2 месяца 18 дней.

Период нахождения на курсах повышения квалификации:

С 02.09.2004 года по 15.10 2004 года составляет 1 месяц 13 дней.

С 25.11.2009 года по 24.12.2009 года составляет 29 дней.

Всего спорный период составляет 5 месяцев (2 месяца 18дней+1 месяц 13 дней +29 дней= 5 месяцев)

Итого суммарный специальный стаж истца на день обращения о назначении пенсии составляет: 29 лет 6 месяцев 30 дней + 2 месяца 18 дней + 1 месяц 13 дней +29 дней = 30 лет.

В связи с изложенным подлежит удовлетворению требование истицы о назначении ей пенсии с 09 марта 2011 года

В соответствии со ст.19 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Учитывая, что стаж А., включенный комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан составляет 29 лет 6 месяцев 30 дней, и стаж, включенный судом, составляет 5 месяцев, что в сумме составляет 30 лет, требуемых для назначения досрочной пенсии по старости, суд считает, что у истца право на назначение досрочной пенсии возникло на день обращения с заявлением, поэтому за истцом следует признать указанное право с момента обращения с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <данные изъяты> районе Пермского края, т.е. с 09.03.2011 г.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск А. удовлетворить в полном объеме.

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <данные изъяты> районе Пермского края включить А. в специальный стаж для назначения пенсии периоды работы:

С 01.11.1999 года по 19.01.2000 года - работа в должности <данные изъяты> скорой медицинской помощи в муниципальном предприятии «<данные изъяты> центральная районная больница», с 02.09.2004г. по 15.10.2004 г., с 25.11.2009г. по 24.12.2009 г.- периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) В <данные изъяты> районе Пермского края выплачивать пенсию А. с 09.03. 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.(23.05.2011г.)

Председательствующий-        Н.С.Шабунин