решение от предоставлении благоустроенного жилья



Дело № 2-484/2011

мотивированное решение изготовлено 15.07.2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Оса 11 июля 2011 года

Осинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Н.С.Шабунина,

при секретаре Ц.

с участием прокурора Акбаева Р.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Осинского района в интересах П. к администрации муниципального образования «Осинское городское поселение», администрации муниципального образования «Осинский муниципальный район», о возложении обязанности предоставления благоустроенного жилого помещения,

Установил:

Прокурор Осинского района обратился в суд с иском в интересах П. к администрации Осинского городского поселения, Администрации Осинского муниципального района, в котором просит:

1. Обязать администрацию муниципального образования «Осинский муниципальный район» за счет средств бюджета Пермского края, приобрести благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям муниципальное образование «Осинское городское поселение», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Осинское городское поселение», общей площадью не менее нормы предоставления, предназначенное для предоставления П., и передать его в собственность муниципального образования «Осинское городское поселение».

2. Обязать администрацию муниципального обрзования «Осинское городское поселение предоставить благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям МО «Осинское городское поселение», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления, расположенное в черте МО «Осинское городское поселение», общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления на условиях договора социального найма П.,

В обоснование своих требований прокурор указал следующее:

П., дата рождения, является лицом, из числа детей-сирот. Ее мать - Н. умерла 24.06.2001 г., отец записан со слов матери. В соответствие с постановлением главы администрации Осинского района Пермской области № 581 от 27.07.2001 г. над П. была установлена опека. Жилое помещение за П., не закреплялось.

П. состоит на учете лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, номер по списку № 26. Постановка ее на данный учет была осуществлена в соответствие с приказом Управления ЖКХ и администрации Осинского района № 26 от 30.09.2002 г.

П. не имеет в собственности жилого помещения, зарегистрирована по месту жительства и временно проживает в съемной квартире, находящейся по адресу: <адрес>

После прекращения попечительства П. органами местного самоуправления не была в установленном порядке обеспечена жилым помещением.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствие с установленными законом нормами.

Согласно подпункта 2 пункта 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ детям-сиротам,детям, оставшимся без попечения родителей, лицам оставшихся без попечения родителей жилые помещения предоставляются по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в т. ч. в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На основании ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются в соответствие с действующим законодательством и охраняются государством.

Согласно ч. 2 ст. 8 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждении всех видов профессионального образования, либо после окончания службы а рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствие со ст. 5, п. 3 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Таким образом, согласно вышеуказанных норм закона, а также ч. 3 ст. 49 ЖК РФ обеспечение детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно п. 3 ст. 20 указанного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» В соответствие с частью 6 статьи 19 данного закона наделение органов государственной власти отдельными государственными полномочиями, субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые должны содержать ряд строго определенных требований, в т. ч. предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.

Согласно п. 5 Положения о порядке распределения и использования средств, преду смотренных па приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п субсидий на приобретение жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п, субсидии на приобретение жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, рассчитываются исходя из расчета средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади по муниципальным районам (городским округам) Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений, утверждаемого распоряжением Правительства Пермского края, действующей на дату распределения средств, субсидий и нормы общей площади жилого помещения, которая устанавливается в размере 33 кв. м.

В соответствие с распоряжением Правительства Пермского края от 04.03.2011 г. № 35-рп «Об утверждении на второй квартал 2011 г. корректирующих коэффициентов по муниципальным районам (городским округам) Пермского края, средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений» средняя расчетная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по Осинскому муниципальному району на 2 квартал 2011 г. составляет <данные изъяты> рублей.

Согласно п. 2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение м строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение и строительство жилья, с последующим предоставлением по договору социального найма детям-си ротам, не имеющим закрепленного жилья.

При этом пунктом 9 указанного порядка прямо предусмотрено, что средства субсидий, полученные органами местного самоуправления на приобретение и строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которым на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд.

В соответствие с пунктом 3 статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления.

Согласно подпункта 6 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного поселения относится вопрос обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствие с жилищным законодательством.

Исходя из указанных норм обязанность по приобретению жилья деля детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, лежит на органах местного самоуправления - муниципальных районах и округах. Приобретенные за счет средств бюджета Пермского края жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилым помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке установленном законодательством органами местного самоуправления - поселениями.

Таким образом, указанные органы местного самоуправления обязаны за счет средств краевого бюджета приобрести и предоставить П. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди.

Часть 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит вопрос о внеочередном предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Бездействием ответчиков нарушено право П. на внеочередное предоставление жилого помещения из государственного (муниципального) жилищного фонда по договору социального найма.

П. обратилась в прокуратуру Осинского района с заявлением о защите ее прав на жилище в судебном порядке. Прокурор, в соответствии со ст.45 ГПК РФ реализует предусмотренное законом право предъявить иск в интересах истца (л.д. 3-4 ).

Представитель ответчика - Администрация Осинского городского поселения с иском не согласился, указав в письменном заявлении в обоснование своих возражений следующее:истица относится к категории граждан, которым жилое помещение по договору социального найма по основаниям, предусмотренным п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, предоставляется вне очереди, поскольку истица была поставлены на учет, как нуждающаяся в жилом помещении будучи лицом, оставшимися без попечения родителей.

Согласно статье 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Для реализации данных дополнительных гарантий постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которое определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с частью 2 указанного Положения перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее -местные бюджеты) осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края на текущий финансовый год, на основании заявок Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края То есть согласно действующему законодательству средства, субсидии на приобретение жилых помещений для детей-сирот. детей, оставшихся без попечения родителей, перечисляются бюджетам муниципальных районов (в данном случае в бюджет Осинского муниципального района Пермского края).Далее, орган местного самоуправления Осинского муниципального района использует полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется вышеуказанным федеральным законом. Однако, на сегодняшний день в Пермском крае отсутствует закон, предусматривающий передачу органам местного самоуправления государственных полномочий и соответственно предоставление субвенций на осуществление таких полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями во внеочередном порядке. На сегодняшний день администрация Осинского городского поселения не наделена государственными полномочиями но выделению денежных средств на приобретение жилых помещений для детей, оставшихся без попечения родителей, и в связи с этим не имеет законного права на выделение денежных средств из бюджета Осинского городского поселения. Бюджет Осинского городского поселения, в соответствии с действующим законодательством утверждается на один финансовый год и расходование денежных средств осуществляется в пределах целевых расходных обязательств. В соответствии с действующим законодательством администрация Осинского городского поселения имеет полномочия только по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма (статья 14 № 131 -ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления»), лицам, признанным в установленном законом порядке малоимущими (нуждающимися) в жилых помещениях (то есть только в отношении тех лиц, которые состоят в общей очереди на получение жилья по договору социального найма) полномочий по приобретению за счет средств краевого бюджета жилых помещений администрация Осинского городского поселения не имеет, данные средства, субсидии перечисляются непосредственно в бюджет Осинского муниципального района Пермского края. До настоящего времени администрация Осинского муниципального района приобретала жилые помещения для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, за счет средств краевого бюджета, а затем передавала приобретенные жилые помещения в собственность МО «Осинское городское поселение», которое в свою очередь предоставляло указанные жилые помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения по договорам социального найма.

Представитель Администрации Осинского муниципального района в письменном заявлении в удовлетворении требований прокурора просил отказать по следующим основаниям: в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 156-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 156-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. На уровень муниципального района переданы лишь полномочия по приобретению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Закон Пермской области № 2621-580, постановление Правительства Пермского края № 16-п).

Согласно п. 2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением по договору социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения. Органы местного самоуправления ежегодно направляют в Министерство социального развития Пермского края сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а Министерство социального развития распределяет средства, предусмотренные в бюджете края, и доводит до муниципальных районов. Сведения о постановке на учет К., в качестве нуждающейся в жилом помещении, также были направлены в Министерство социального развития Пермского края.

На сегодняшний день в бюджет Осинского муниципального района перечислено <данные изъяты> руб. Для освоения имеющихся денежных средств комитетом имущественных отношений администрации района, который является главным распорядителем денежных средств, готовиться документация для проведения аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений детям-сиротам на всю имеющуюся сумму.

Приобретение жилья районом обусловлено поступлением денежных средств из бюджета Пермского края и федерального бюджета, распределение которых относиться к полномочиям Правительства Пермского края, но не к полномочиям Осинского муниципального района.

В судебное заседание представители ответчиков администрация Осинского городского поселения и администрация Осинского муниципального района, извещенные о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, не явились.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал, просил их удовлетворить в полном объеме.

В письменном заявлении истец П., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, поддержала требования прокурора, просила иск удовлетворить.

Суд, заслушав прокурора, изучив материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что П., дата рождения, является лицом, из числа детей-сирот. Ее мать - Н. умерла 24.06.2001 г., отец записан со слов матери. В соответствии с постановлением главы администрации Осинского района Пермской области № 581 от 27.07.2001 г. над П. была установлена опека. Жилое помещение за П., не закреплялось.

П. состоит на учете лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, номер по списку № 26. Постановка ее на данный учет была осуществлена в соответствии с приказом Управления ЖКХ и администрации Осинского района № 26 от 30.09.2002 г.

П. не имеет в собственности жилого помещения, зарегистрирована по месту жительства и временно проживает в съемной квартире, находящейся по адресу: <адрес>

После прекращения попечительства П. органами местного самоуправления не была в установленном порядке обеспечена жилым помещением.

Согласно выписке из Единого реестра прав на недвижимое имущество, справке Осинского филиала ГУП «ЦТИ», следует, что за П. не зарегистрированы какие-либо права на недвижимое имущество (л.д. 5,9,14)

Ответчиками не отрицается то обстоятельство, что П. после окончания обучения не было представлено жилое помещение.

Таким образом, из материалов дела достоверно следует, что П. являясь лицом, оставшимся без попечения родителей, не имеет закрепленного за нею жилого помещения, и после окончания обучения по настоящее время ей не было предоставлено жилое помещение по договору социального найма.

Оценивая доводы сторон, суд учитывает следующее.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно
предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствие с установленными законом нормами.

Согласно абз.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ ( в редакции от 22.08.2004 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видом профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР, действовавшей на момент постановки П. на жилищный учет, вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных и муниципальных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях, независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

В силу ст. 5 ФЗ « О введении в действие ЖК РФ» № 189-ФЗ, к жилищным отношениям длящегося характера, применяются аналогичные нормы Жилищного Кодекса РФ.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, положения ст.57 ЖК РФ распространяются на правоотношения связанные с обеспечением жилья П.

Пунктом 6 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Аналогичные полномочия поселения установлены п.5 ч.1 ст.14 ЖК РФ.

Согласно п.2 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22 июня 2000г. №170 - данная категория детей имеет право на внеочередное получение жилого помещения.

В соответствии с п.3 Правил - Обязательным условием предоставления жилого помещения детям - сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения.

Учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, согласно п.4 Правил, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью ( или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения.

Постановка на учет детей, оставшихся без попечении родителей, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям - сиротам, на основании документов, указанных в п.7 настоящего Указа.

Постановление о постановке на учет П. сторонами не оспариваются и не являются предметом иска какой-либо из сторон. П. в установленном законом порядке, уполномоченным органом, была признана оставшейся без попечения родителей, из числа лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подразумевает под собой отсутствие у нее права собственности либо права пользования жилым помещением родителей.

Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма, в том числе и детям, оставшимся без попечения родителей согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ должно осуществляться поселением. В случае рассматриваемого спора - Осинским городским поселением, на территории которого поставлен на учет истец.

Учитывая, что истица, являясь лицом, оставшимися без попечения родителей, до 18 лет встала на учет для обеспечения жилым помещением в г.Оса, закрепленного жилья не имеет, не была обеспечена жильем, суд считает обоснованными исковые требования прокурора к администрации Осинского городского поселения о возложении обязанности предоставления П., вне очереди, по договору социального найма, благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям муниципального образования «Осинское городское поселение», отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, расположенного в черте муниципального образования «Осинское городское поселение», общей площадью не менее нормы предоставления.

Вместе с тем оценивая доводы представителя ответчика администрации Осинского городского поселения о невозможности самостоятельного приобретения жилья детям-сиротам, суд считает их частично обоснованными.

Так, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Согласно ст. 5 указанного ФЗ предусмотренные настоящим Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Согласно ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ст. 6 Закона Пермской области « О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 года № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Согласно п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот, в том числе по обеспечению жилой площадью.

Согласно п. 2 Положения « О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением по договору социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения.

При этом пунктом 9 указанного Порядка прямо предусмотрено, что средства субсидий, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд.

Исходя из указанных норм обязанность по приобретению жилья для детей сирот лежит на органах местного самоуправления - муниципальных районах и округах. Приобретенные за счет средств бюджета Пермского края жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.

Вместе с тем, в силу п.3 ч.2 ст. 50 ФЗ №131 от 16.09.2003. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться:… жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Ст.50 ФЗ №131 не предусмотрено нахождение в муниципальной собственности жилого фонда. Аналогичные положения содержатся в статье 52 Устава Осинского муниципального района, ст.4 Положения об управлении и распоряжении имуществом Осинского муниципального района (утвержденным Решением Земского собрания Осинского муниципального района №335 от 31.01.2008.) которыми также не предусмотрена муниципальная собственность Осинского муниципального района на жилые помещения.

Из указанных норм следует, что жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, в целях обеспечения исполнения установленных законом полномочий по обеспечению жильем граждан по договорам социального найма, в том числе и для предоставления детям-сиротам могут принадлежать лишь муниципальным поселениям. Наличие жилого фонда в собственности муниципальных районов, и в частности Осинского муниципального района действующим законодательством и собственными муниципальными актами не предусмотрено.

Из указанных положений следует, что администрация муниципального образования «Осинский муниципальный район» обязана за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных для этих целей, приобрести жилое помещение и передать его муниципальному образованию «Осинское городское поселение» для предоставления истцу по договору социального найма.

Администрация муниципального образования «Осинское городское поселение», в свою очередь, обязана за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных для этих целей, после передачи жилых помещений, представить их истцу, вне очереди, по договору социального найма жилого помещения.

Оценивая доводы ответчика - администрации Осинского городского поселения об отсутствии действующей процедуры передачи имущества суд исходит из того, что обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий и являться основанием для ограничения прав истца и отказа в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Осинского района удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Осинский муниципальный район» за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных для этих целей, приобрести благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям муниципального образования «Осинское городское поселение», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Осинское городское поселение», общей площадью не менее нормы предоставления, предназначенного для предоставления П. и передать его в собственность муниципального образования «Осинское городское поселение».

Обязать администрацию муниципального образования «Осинское городское поселение» за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных для этих целей, после передачи благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям муниципального образования «Осинское городское поселение», отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, расположенного в черте муниципального образования «Осинское городское поселение», общей площадью не менее нормы предоставления, предназначенного для предоставления в собственность Осинского городского поселения, представить П., вне очереди, по договору социального найма жилого помещения, благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям муниципального образования «Осинское городское поселение», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Осинское городское поселение», общей площадью не менее нормы предоставления.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пермский краевой суд через Осинский районный суд со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: Н.С.Шабунин