Дело №2-393/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 01 июля 2010 года город Оса Осинский районный суд Пермского края в составе судьи Пьянкова Д.А., при секретаре К., с участием прокурора Селивановой Л.М., представителя ответчика - Администрации Осинского муниципального района Ш., действуюещей по доверенности, представителя ответчика - ООО «<данные изъяты>» О., действующей по доверенности, представителя третьего лица - Администрации Осинского городского поселения Е., действующей по доверенности, рассмотрев исковое рассмотрев заявление прокурора Осинского района к Администрации Осинского муниципального района, ООО «<данные изъяты>», третьему лицу - 17 ОГПН о возложении обязанности по проведению ремонта пожарного гидранта, УСТАНОВИЛ: В Осинский районный суд поступило исковое заявление прокурора Осинского района к Администрации Осинского муниципального района, ООО «<данные изъяты>», третьему лицу - 17 ОГПН в котором он просит: Обязать Администрацию Осинского муниципального района Пермского края и ООО «<данные изъяты>» провести ремонта пожарного гидранта №, расположенного по адресу: <адрес>, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, и содержать его в исправном состоянии в соответствии с требованиями законодательства. В обоснование исковых требований прокурором указано следующее: Прокуратурой Осинского района Пермского края проведена проверка по обращению начальника ГУ «17 Отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю». В ходе проверки было установлено, что на территории Осинского городского поселения по адресу <адрес> расположен пожарный гидрант №, который находится в неисправном состоянии, из-за пропуска шарового клапана колодец залит водой и при наступлении минусовой температуры подвергается обледенению. В связи с чем, в случае возникновения пожара, данным источником противопожарного водоснабжения не воспользоваться. Указанный пожарный гидрант находится у таких объектов как ОВД Осинского муниципального района, Администрация Осинского городского поселения, Осинский филиал ГУП «<данные изъяты>», Детская школа искусств. В соответствии с письмом главы Осинского муниципального района от дата указанный пожарный гидрант является неотъемлемой частью водопроводных сетей, находящихся в муниципальной собственности Осинского муниципального района и передан по договору аренды от дата № ООО «<данные изъяты>». На основании ст. ст. 1, 3, 22,34 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Тушение пожаров представляет собой действия, направленные спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В соответствии со ст. ст. 68, 126,127 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; Пожарное оборудование (пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки) должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым, для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров. Пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения. На основании Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03» (вместе с "ППБ 01-03...") сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. В соответствии с п. 8.5 8.6 ГОСТ 8220-85 «Гидранты пожарные подземные» техническое состояние всех гидрантов проверяют два раза в год весной и осенью. Техническое обслуживание гидрантов включает проверку герметичности клапана. Непринятие мер администрацией Осинского муниципального района и ООО «<данные изъяты>» по содержанию пожарного гидранта № в исправном состоянии, в случае возникновения пожара, может повлечь несвоевременное принятие мер к тушению пожара и наступление тяжких последствий в виде повреждения и уничтожения имущества, гибель людей. Нарушается право граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. На основании со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. (л.д.<данные изъяты>). Определением суда от 23 июня 2011 года к гражданскому делу №2-393/2011 были присоединены гражданские дела №2-424/2011, 2-425/2011, 2-426/2011, 2-427/2011, 2-428/2011, 2-436/2011, 2-437/2011, 2-435/2011 по искам прокурора к Администрации Осинского муниципального района, ООО «<данные изъяты>», третьему лицу - 17 ОГПН по аналогичным основаниям, с аналогичными требованиями в отношении ремонта и содержания гидрантов - № по адресу: <адрес>; № по адресу: <адрес> (у МДОУ «<данные изъяты>»); № по адресу: <адрес>; № по адресу: <адрес>; № по адресу: <адрес>; № по адресу: <адрес>; № по адресу: <адрес>; № по адресу: <адрес>. (л.д. <данные изъяты>). В письменном отзыве представитель Администрации Осинского района уполномоченный на признание иска доверенностью заявил о (л.д.<данные изъяты>) заявил о признании требований прокурора в части проведения ремонта пожарных гидрантов, расположенных по вышеуказанным адресам, просил принять признание иска в данной части, последствия признания иска были разъяснены и понятны. Представитель ООО «<данные изъяты>» в письменном отзыве просил отказать в требованиях прокурора, по следующим основаниям. Полагал, что прокурором не правильно определен круг лиц, привлекаемых в качестве ответчиков. ООО «<данные изъяты>» является арендатором муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, и действует на основании договора аренды муниципального имущества № от дата, заключенного между Комитетом имущественных отношений Администрации Осинского муниципального района Пермской области и ООО «<данные изъяты>». Переданное муниципальное имущество по договору определено пообъектно и отражено в приложении № к договору аренды №, которое является неотъемлемой частью договора аренды муниципального имущества. Пожарные гидранты, расположенные на территории Осинского городского поселения в аренду ООО «<данные изъяты>» не передавались и соответственно полномочия по их обслуживанию, ремонту на ООО «<данные изъяты>» не возлагались. Договор аренды муниципального имущества № от дата зарегистрирован в УФРС по Пермскому краю от дата Согласно справки соответствия, представленной Комитетом имущественных отношений от дата №, следует, что инвентаризация пожарных гидрантов проводилась дата, Проведение инвентаризации проводится для выявления фактического наличия имущества; сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверки полноты отражения в учете обязательств. Отсюда следует, что данное имущество не могло передаваться в аренду ООО «<данные изъяты>», так как техническая инвентаризация проводилась после заключения и государственной регистрации договора аренды муниципального имущества № от дата Из письменного ответа Комитета имущественных отношений Администрации Осинского муниципального района Пермского края № от дата, направленного прокурору следует, что пожарные гидранты находятся в собственности и на балансе Комитета имущественных отношений, и передавались в аренду ООО «<данные изъяты>», то есть другому хозяйствующему субъекту, расположенному по адресу: <адрес>, а в связи с чем, без их участия будут также затронуты их права и интересы. Пожарные гидранты находятся на балансе Комитета имущественных отношений Администрации Осинского муниципального района Пермского края и являются собственностью Осинского муниципального района Пермского края, в силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания несет собственник, либо лицо, которое владеет, пользуется таким имуществом в силу закона. В силу ст. 14 ФЗ № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, в связи с чем рассмотрение дела может повлиять на права и интересы данного юридического лица, т.е. Администрации Осинского городского поселения. (л.д. 132-133). В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявленных требований по доводам исковых заявлений настаивал. Представитель ответчика - администрации Осинского муниципального района согласилась с заявленными требованиями в части возложения обязанности по ремонту гидрантов. В части возложения обязанностей по содержанию просила отказать, указав на то, что гидранты были переданы по договору дарения в ООО «<данные изъяты>». Представитель ответчика - ООО «<данные изъяты>» просила в иске прокурора отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве. Представитель третьего лица - администрации Осинского городского поселения поддержала требования прокурора, отметив то, что ремонт гидрантов по существу также является их содержанием. Суд, заслушав мнение сторон, изучив представленные документы, приходит к следующему. В судебном заседании установлено: Согласно справкам соответствия, выданным Осинским филиалом ГУП «ЦТИ» водопроводные сети (литер Св. протяженностью <данные изъяты> м.) принадлежат Муниципальному образованию «Осинский муниципальный район» (л.д.<данные изъяты>). Из писем Главы администрации Осинского муниципального района, председателя Комитета имущественных отношений, следует, что пожарные гидранты № № по адресу: <адрес>; №, по адресу: <адрес>; №, по адресу: <адрес> (у МДОУ «<данные изъяты>); №, по адресу: <адрес>; №, по адресу: <адрес>; №, по адресу: <адрес>.4; №, по адресу: <адрес>; №, по адресу: <адрес>; №, по адресу: <адрес>, являются частью водопроводных сетей и находятся в муниципальной собственности (л.д.<данные изъяты>). Договором аренды № от дата года между ООО «<данные изъяты>» и Комитетом имущественных отношений администрации Осинского района был заключен договор аренды, согласно которому ООО «<данные изъяты>» в том числе были переданы водопроводные сети протяженностью <данные изъяты> м. согласно приложению к договору. Актом приема-передачи имущества по договору аренды оно было передано ООО «<данные изъяты>» согласно приложению №. (л.д.<данные изъяты>). Данным приложением ООО «<данные изъяты>» были переданы водопроводные сети и конкретное оборудование. Из содержания этого перечня не следует, что ООО «<данные изъяты>» передавались пожарные гидранты. (л.д.<данные изъяты>). Соглашениями от дата., дата., дата., дата. срок договора аренды продлялся, в настоящее время продлен до дата. (л.д.<данные изъяты> Актом приема-передачи муниципального имущества от дата. Комитетом имущественных отношений Осинского района имущество по договору аренды было передано ООО «<данные изъяты>». (л.д.<данные изъяты>). В приложении к договору - Перечне муниципального имущества передаваемого в аренду по состоянию на дата поименованы как собственно водопроводная сеть протяженностью <данные изъяты> м. так и конкретные технические объекты ее составляющие, однако пожарные гидранты, входящие в водопроводную сеть протяженностью <данные изъяты> м. в <адрес> в данном перечне не поименованы. (л.д.<данные изъяты>). Таким образом, пожарные гидранты входящие в водопроводную сеть протяженностью <данные изъяты> м. в <адрес>, в перечень объектов входящих в состав передаваемого в аренду ООО «<данные изъяты>» не входили. Суд отмечает, что обследованием указанных водопроводных сетей на дата. установлено, что в состав данной водопроводной сети входят, в том числе пожарные гидранты - <данные изъяты> шт. (л.д.<данные изъяты>). Таким образом, пожарные гидранты входящие в водопроводную сеть протяженностью <данные изъяты> м в <адрес> были включены в техническую документацию после заключения договора аренды из чего также следует, что они не передавались по договору аренды ответчику ООО «<данные изъяты>». Конкретные же доказательств того, что спорные пожарные гидранты передавался в аренду ООО «<данные изъяты>» по договору аренды от дата, не представлены. С учетом изложенного суд считает, что пожарные гидранты № № по адресу: <адрес>; №, по адресу: <адрес>; №, по адресу: <адрес> (у МДОУ «<данные изъяты>); №, по адресу: <адрес>; №, по адресу: <адрес>; №, по адресу: <адрес>; №, по адресу: <адрес>; №, по адресу: <адрес>; №, по адресу: <адрес> по договору аренды от дата. между ответчиками ООО «<данные изъяты>» не передавались. Из содержания искового заявления прокурора, актов проверки технического состояния, следует, что указанные пожарные гидранты неисправны, содержится в ненадлежащем состоянии, не позволяющем их использовать при тушении пожаров: - пожарный гидрант № по адресу: <адрес> из-за пропуска шарового клапана залит водой; - у пожарного гидранта № по адресу: <адрес> отсутствует шток; - у пожарного гидранта №, по адресу: <адрес> (у МДОУ «<данные изъяты>) стерты грани штока; - у пожарного гидранта №, по адресу: <адрес> в корпусе стояка имеется трещина; - у пожарного гидранта №, по адресу: <адрес> нарушена резьба стояка; - у пожарного гидранта №, по адресу: <адрес> отсутствует стояк; - у пожарного гидранта №, по адресу: <адрес> отсутствует сток; - у пожарного гидранта №, по адресу: <адрес> отсутствует стояк; - у пожарного гидранта №, по адресу: <адрес> стерты грани штока (л.д.3<данные изъяты>). Данные обстоятельства ответчиками не оспариваются. Таким образом, что из представленных суду документов следует, что указанные прокурором пожарные гидранты неисправны и требуют проведения ремонта. Оценивая доводы сторон и установленные обстоятельства, суд считает, что требования прокурора подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. Положениями ст. ст. 1, 3, 22, 34 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Тушение пожаров представляет собой действия, направленные спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О пожарной безопасности" установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Положениями ст. ст. 68, 126,127 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; Пожарное оборудование (пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки) должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым, для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров. Пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения. Пунктом 7 ч.1 ст.15 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Учитывая то, что в судебном заседании с достаточной полнотой установлено то обстоятельство, что пожарные гидранты неисправны, данное обстоятельство свидетельствует о нарушении владельцем гидрантов прав неопределенного круга лиц на пожарную безопасность, поскольку что при возникновении пожара, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций неисправность данного оборудования может повлечь несвоевременное тушение пожара и как следствие повреждение либо уничтожение имущества, вред здоровью или гибель людей. В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно п. 1 ст. 615 ГКК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. Положения статьи 210 ГК РФ допускают, что бремя содержания имущества по договору может быть возложено на другое лицо (например, на арендатора в договоре аренды). Согласно правилам п.1 ст. 615 ГК РФ арендатор должен использовать полученное имущество в соответствии с условиями, которые в этом договоре аренды содержатся. Чаще всего, они касаются целей эксплуатации, улучшений, обязанностей по уходу, ремонту и т. д. В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В силу п.3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным. Исходя из изложенного, учитывая, что согласно кадастровому паспорту от дата и справки соответствия от дата № собственником водопроводных сетей и дополнительного оборудования: смотровых колодцем <данные изъяты> шт., задвижек - <данные изъяты> шт., пожарных гидрантов - <данные изъяты> шт., является Осинский муниципальный район, а доказательств того, что спорные пожарные гидранты передавались в аренду ООО «<данные изъяты>» по договору аренды от дата не представлено, следовательно у данного лица не возникла обязанность по их содержанию, при таких обстоятельствах обязанность провести ремонт указанных пожарных гидрантов и содержать его в исправном состоянии должна быть возложена на собственника пожарного гидранта, то есть на администрацию Осинского муниципального района, поскольку в силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Поскольку ООО «<данные изъяты>» собственником пожарных гидрантов не является и, как установлено судом, в аренду ООО «<данные изъяты>» они не принимались, в иске прокурора о возложении на ООО «<данные изъяты>» обязанности по проведению ремонта гидрантов и содержанию их в исправном состоянии необходимо отказать. Подлежит удовлетворению и требование прокурора в части обязать провести ремонт пожарных гидрантов в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку в силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Так как неисправное состояние пожарных гидрантов, в случае возникновения пожара, может повлечь несвоевременное принятие мер к тушению пожара и наступлению тяжких последствий в виде повреждения и уничтожения имущества, а также причинения вреда здоровью и гибель людей, установление срока для проведения ремонта пожарного гидранта в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу является разумным сроком, в течение которого, можно организовать работу по ремонту вышеуказанных пожарных гидрантов. На основании изложенного, руководствуясь ст.198, 199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Осинского района удовлетворить частично. Обязать администрацию Осинского муниципального района Пермского края в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести ремонт пожарных гидрантов : №, расположенного по адресу: <адрес>; №, расположенного по адресу: <адрес>; №, расположенного по адресу: <адрес> (у МДОУ «<данные изъяты>); №, расположенного по адресу: <адрес>; №, расположенного по адресу: <адрес>; №, расположенного по адресу: <адрес>; №, расположенного по адресу: <адрес>; №, расположенного по адресу: <адрес>; №, расположенного по адресу: <адрес>, и содержать их в исправном состоянии. В удовлетворении требований прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение десяти дней с даты изготовления решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено к 15 ч. 00 мин. 06 июля 2011 года. Судья Д.А.Пьянков