Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 08 сентября 2011 года г. Оса Осинский районный суд Пермского края в составе судьи Дьячковой Т.Е с участием помощника прокурора прокуратуры Осинского района Богачевой Н.Ю. представителя ответчика главы администрации <данные изъяты> сельского поселения М. представителя третьего лица государственного инспектора отдела по надзору за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами Управления Россельхознадзора по Пермскому краю И., действующего по доверенности от 07 августа 2011 года при секретаре Мехряковой Ю.Ю. рассмотрев заявление прокурора Осинского района Пермского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> муниципального района, администрации <данные изъяты> сельского поселения, третьему лицу управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю (далее Управление Россельхознадзора по Пермскому краю) об обязанности произвести утилизацию пестицидов и агрохимикатов, у с т а н о в и л : Прокурор Осинского района обратился в суд с иском к администрации <данные изъяты> муниципального района и администрации <данные изъяты> сельского поселения, в котором просил обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района и администрацию <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> района произвести утилизацию пестицидов и агрохимикатов, а также тары из - под них, находящихся в разрушенном складе на территории <адрес> <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> района Пермского края в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Осинского района Пермского края рассмотрен материал проверки Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Склад расположен вблизи населенного пункта около дороги, имеется свободный доступ посторонних лиц. Пары пестицидов представляют опасность, обладают высокой биологической активностью, токсичностью, способны циркулировать в окружающей среде и негативно воздействовать на здоровье людей, животных и окружающую среду. Непригодные к применению пестициды и агрохимикаты, а также тарная упаковка подлежат утилизации. Условия хранения не соответствуют требованиям законодательства. Разрушенный склад находится в непосредственной близости от жилых строений. Собственника указанных пестицидов и агрохимикатов нет. Помещение указанного разрушенного склада агрохимикатов и пестицидов не охраняются, находятся в ветхом состоянии, имеется свободный доступ. Согласно информации администрации <данные изъяты> сельского поселения от 16.06.2011г. выявленный разрушенный склады хранения пестицидов и агрохимикатов действительно находятся на территории <данные изъяты> сельского поселения в <адрес> и не имеют собственника. В соответствии с Письмом Роспотребнадзора от 22.05.2009 N 01/6985-9-32 "О захоронении пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов" длительное хранение указанных препаратов в неприспособленных складах и разрушенной таре приводит к загрязнению окружающей среды: почвы, водных объектов, в том числе источников питьевого водоснабжения.. Наличие на территории <данные изъяты> сельского поселения склада с непригодными пестицидами и агрохимикатам, которые не имеют собственника и хранятся ненадлежащим образом, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также создает угрозу здоровью людей. Администрацией <данные изъяты> муниципального района и администрацией <данные изъяты> сельского поселения, входящего в состав <данные изъяты> муниципального района, не предпринимается никаких мер по утилизации пестицидов и агрохимикатов, а также тары из - под них, находящихся в разрушенном складе на территории <адрес>, то есть не принимается мер по устранению нарушений экологического законодательства, нарушений прав человека на благоприятную окружающую среду, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами. В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявленных требований настаивал, приведя в обоснование доводы, изложенные в заявлении. Представитель администрации <данные изъяты> сельского поселения глава поселения М. иск не признала, пояснила, что в администрации поселения нет работников, которые бы могли заниматься утилизацией пестицидов и агрохимикатов, также нет финансовой возможности организовать такую работу, кроме того, разрушенный склад, где хранятся агрохимикаты, находится на землях СПК «<данные изъяты>» и, поэтому полагает, что СПК «<данные изъяты>» также должен заниматься утилизацией пестицидов и агрохимикатов. Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю И. требования прокурора поддержал в полном объеме. Представитель администрации <данные изъяты> муниципального района в судебном заседании не присутствовал. От него поступило заявление с просьбой рассмотреть дело по иску прокурора в отсутствие представителя администрации <данные изъяты> муниципального района. Выслушав прокурора, представителя ответчика администрации <данные изъяты> сельского поселения М.,, представителя третьего лица Управления Россельхознадзора по Пермскому краю И., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым иск удовлетворить, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 14 Федерального закона № 131 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 131 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значениямуниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Также согласно ст. 9 Устава Осинского муниципального района к вопросам местного значения Осинского муниципального района относятся: 1) формирование, утверждение, исполнение местного бюджета Осинского муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; 7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Осинского муниципального района; 9) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; 14) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. На основании ст. 19, 24 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде. Обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов; а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Методы уничтожения пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них разрабатываются изготовителями пестицидов и агрохимикатов по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В соответствии с п. 2.4, 5.1 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2010 N 17 "Об утверждении СанПиН 1.2.2584-10" Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов. Санитарные правила и нормативы" упаковка пестицидов и агрохимикатов должна быть герметичной и изготавливаться из материалов, обеспечивающих сохранность продукции и предотвращение возможности загрязнения окружающей среды на всех этапах обращения указанных средств. Хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально предназначенных для этого помещениях, отвечающих требованиям строительных норм и правил. Не допускается хранение пестицидов и агрохимикатов под открытым небом. Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий и продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами, либо которые могут представлять непосредственную либо потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека. Судом установлено, что согласно письма Управления Россельхознадзора по Пермскому краю от 14.07.2011 года № СЭД 07-08-36 в с. <адрес> <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> района выявлены разрушенное строение деревянной конструкции, в котором находится пустая тара из - под пестицидов и агрохимикатов, остатки препаратов. Под проржавевшими бочками находится полиэтиленовый мешок массой 15-20 кг с порошком желтого цвета. Рядом с мешком обнаружена тарная этикетка «Закваски бактериальные» для силосования кормов. В данном разрушенном здании разрушены крыша и пол, имеется свободный доступ посторонних лиц. Через разрушенную крышу в данное строение попадают атмосферные осадки. В самом разрушенном строении, а также рядом с ним стоит неприятный зловонный стойкий запах пестицидов. Склад расположен вблизи населенного пункта около дороги, имеется свободный доступ посторонних лиц. Пары пестицидов представляют опасность, обладают высокой биологической активностью, токсичностью, способны циркулировать в окружающей среде и негативно воздействовать на здоровье людей, животных и окружающую среду. Непригодные к применению пестициды и агрохимикаты, а также тарная упаковка подлежат утилизации. Условия хранения не соответствуют требованиям законодательства. Непригодные к применению пестициды и удобрения подлежат утилизации (л.д. 5-6). Из АКТА ПРОВЕРКИ, Приложений к нему № 1,2, ПРОТОКОЛА осмотра и фототаблицы органа государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя Россельхознадзора по Пермскому краю от 28.06.2011 года, также усматривается об обнаружении нарушений в области безопасного обращения с пестицидами и агорхимикатами, отраженными в письме от 14.07.2011 года (л.д. 7-22). Из представленной информации главы администрации <данные изъяты> сельского поселения от 16.06.2011 года № 115 следует, что разрушенный склад, в котором хранятся пестициды и агрохимикаты, собственника не имеет. Пастбища, общей площадью 56 га, земля под постройками общей площадью 6 га по свидетельству № 347 от 15.09.1993 г., выделенные в постоянное - бессрочное пользование ТОО «<данные изъяты>», также не переоформлены (л.д. 15). Доказательств того, что спорный разрушенный склад и хранящиеся в нем пестициды, агрохимикаты, тара из - под них, а также земля, на которой находится склад, пестициды, агрохимикаты и тара из - под них принадлежит СПК «<данные изъяты>» ответчиками суду не представлено и судом не добыто. Кроме того, согласно действующему законодательству вопросы по организации мероприятий по охране окружающей среды; организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесены к компетенции муниципального образования - ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нахождение на территории <данные изъяты> сельского поселения разрушенного склада с непригодными пестицидами и агрохимикатами, а также тарой из - под них, которые хранятся ненадлежащим образом, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также создает угрозу здоровью людей. Ответчиками не принимается никаких мер по утилизации пестицидов и агрохимикатов, находящихся на территории склада в <адрес>, то есть не принимаются меры по устранению нарушений экологического законодательства, нарушений прав человека на благоприятную окружающую среду. Таким образом, учитывая, что на территории <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района имеется нарушение правил обращения с агрохимикатами и пестицидами, невыполнение своевременных мероприятий по обезвреживанию и утилизации опасных отходов создает реальную опасность для жизни и здоровья населения муниципального образования и благоприятному состоянию природной среды, на ответчиков, которые в силу действующего законодательства обязаны осуществить организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, необходимо возложить обязанность произвести утилизацию пестицидов, агрохимикатов и тары из - под них, находящихся на территории склада в с. <адрес> <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> района Пермского края. Прокурор просит обязать ответчиков произвести утилизацию пестицидов и агрохимикатов в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. Данное требование подлежит удовлетворению В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Поскольку пестициды и агрохимикаты представляют потенциальную опасность для человека и среды его обитания, обладают высокой биологической активностью, способны циркулировать в окружающей среде и воздействовать на здоровье граждан, обладают канцерогенным действием на все живое в воде, почве, воздухе и на организм человека, то чтобы пестициды и агрохимикаты не оказывали свое дальнейшее токсическое и разрушительное действие на природу и людей, нельзя затягивать сроки для утилизации пестицидов и агрохимикатов, поэтому необходимо установить срок для утилизации в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку это является разумным сроком, в течение которого, совершенно очевидно, можно организовать работу по утилизации пестицидов и агрохимикатов. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района и администрацию <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> района Пермского края произвести утилизацию пестицидов и агрохимикатов, а также тары из - под них, находящихся в разрушенном складе на территории села <адрес> <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> района Пермского края в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение десяти дней. Председательствующий судья Т.Е. Дьячкова
Пермскому краю. В ходе указанной проверки, проведенной 28.06.2011г. было установлено, что в селе <адрес> <данные изъяты> сельского поселения, <данные изъяты> района
выявлен разрушенный склад хранения пестицидов и агрохимикатов с остатками препаратов. Состояние склада
неудовлетворительное, стены и крыша частично разрушены, имеется свободный доступ посторонних лиц. Согласно протоколу осмотра от 14 июня 2011 года, в разрушенном деревянном строении, расположенном рядом с дорогой в селе <адрес>, находится пустая тара из - под пестицидов и агрохимикатов (шесть проржавевших металлических бочек, одна картонная коробка и разорванные полиэтиленовые мешки). Под проржавевшими бочками находится полиэтиленовый мешок массой 15-20 кг с порошком желтого цвета. Рядом с мешком обнаружена тарная этикетка «Закваски бактериальные» для силосования кормов. В данном разрушенном здании разрушены крыша и пол, имеется свободный доступ посторонних лиц. Через разрушенную крышу в данное строение попадают атмосферные осадки. В самом разрушенном строении, а также рядом с ним стоит неприятный зловонный стойкий запах.