Дело № Именем Российской Федерации Г. Оса 04 октября 2011 года Осинский районный суд Пермского края в составе судьи Дьячковой Т.Е. с участием истца К. представителем ответчика - главного специалиста - эксперта (юрисконсульта) УПФ РФ (ГУ) в <данные изъяты> районе Пермского края Ш., действующей по доверенности от 15.09.2011 при секретаре Мехряковой Ю.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Оса гражданское дело по иску К. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) - далее (УПФ РФ (ГУ) в <данные изъяты> районе Пермского края о включении в специальный стаж периодов работы для назначения и выплаты пенсии по старости досрочно, у с т а н о в и л: 26.08.2011 года К. обратилась к УПФ РФ (ГУ) в <данные изъяты> районе Пермского края за назначением пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением ею лечебной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30-ти лет. Решением комиссии по назначению пенсий от 02.09.2011 года в назначении пенсии К. было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы. В специальный стаж не зачтена работа в муниципальном п р е д п р и я т и и «<данные изъяты> центральная районная больница» в период с 01.11.1999 года по 19.01.2000 года - 2 месяца 19 дней, в связи с тем, что в указанный период <данные изъяты> ЦРБ имела статус муниципального ПРЕДПРИЯТИЯ, а не УЧРЕЖДЕНИЯ, а также не учтены периоды -- курсы повышения квалификации: Таким образом, в специальный стаж истца не были включены периоды работы в муниципальном предприятии «<данные изъяты> центральная районная больница - 2 месяца 19 дней + 4 месяца 5 дней - курсы повышения квалификации, что составляет общий период 6 МЕСЯЦЕВ 24 ДНЯ. К. обратилась в суд с иском о возложении обязанности на УПФ РФ (ГУ) в <данные изъяты> районе включить в специальный стаж для досрочного назначения пенсии периодов работы с 01.11.1999 года по 19.01.2000 года, указывая, что хотя она работала в муниципальном п р е д п р и я т и и, так как в указанный период больница имела статус п р е д п р и я т и я, но исполняла те же обязанности фельдшера-лаборанта лаборатории муниципального предприятия «<данные изъяты> центральная районная больница», должностные обязанности при этом не менялись, выполняла те же функции, что и раньше, объем работы, обязанности и условия труда также не менялись. а также просила включить периоды - курсы повышения квалификации: с 27.03.1995 г. по 08.05.1995 г - 1 месяц 11 дней; с 14.11.2001 г. по 12.12.2001 г. - 29 дней; с 04.10.2006 г. по 01.11.2006 г. - 29 дней; с 04.04.2011 г. по 29.04.2011 г. - 26 дней. Всего - 4 месяца 5 дней, поскольку все направления на курсы повышения квалификации были на основании приказов главного врача. Ей, истцу, за эти периоды назначалась заработная плата, производились все отчисления из заработной платы, в том числе в Пенсионный фонд. В судебном заседании К.. на иске настаивала, приведя в обоснование доводы, изложенные в заявлении, также пояснила, что она не знала о том, что в период с 1 ноября 1999 года по 19 января 2000 года <данные изъяты> центральная районная больница называлась муниципальным предприятием. В этот период её должностные обязанности не менялись. Представитель ответчика Ш. иск не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в возражении на исковые требования К., в частности на то обстоятельство, что период работа не в учреждении больницы, а в муниципальном предприятии «<данные изъяты> центральная районная больница» не может быть включен в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, а также действующим в настоящее время законодательством не предусмотрено включение курсов повышения квалификации в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск К. подлежит удовлетворению. В силу ч.1 и 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии устанавливаются законом. В соответствии с п/п 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173 -ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона. Представитель ответчика, отказывая в назначении пенсии истице, ссылается на то, что К. в период с 01.11.1999 года по 19.01.2000 года работала не в м у н и ц и п а л ь н о м или г о с у д а р с т в е н н о м учреждении, а на ПРЕДПРИЯТИИ: «<данные изъяты> центральная районная больница». Но в соответствии с Постановлением СМ РСФСР № 464 от 06.09.1991 года в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет медицинским работникам засчитывались все виды работы в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Постановлением СМ РФ от 22.09.1999 года №1066 был утвержден Список должностей, работа которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ от 19.02.2001 года № 130. Список и Правила, утвержденные в п.1 настоящего Постановления применяются в отношении лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, осуществлявшейся в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В силу п. 3 Постановления от 22.09.1999 года №1066 «правила, утвержденные в п. 1 настоящего Постановления по желанию гражданина могут применяться при исчислении указанной выслуги за периоды до 01.11.1999 года.» Таким образом, после внесения изменений в Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации"» граждане, относящиеся к одной и той же по характеру профессиональной деятельности категории, оказались в неравном положении -- те из них, у кого часть необходимого для назначения досрочной пенсии стажа лечебной деятельности была приобретена в период работы в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, утратили право на назначение пенсии ранее достижения общего пенсионного возраста. В соответствии с общепринятым правовым принципом акты гражданского законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Это правило касается и п е н с и о н н о г о законодательства. При изложенных обстоятельствах следует, что ответчик необоснованно делает ссылку на Закон от 17.12.2001 года № 173, так как действие указанного закона, в частности, пп.11, п.1, на который сослался ответчик, распространяется на правоотношения, которые возникли после вступления его в законную силу. К ранее возникшим правоотношениям он не может быть применен. Таким образом, в данном случае, исходя из положений, закрепленных в постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 года № 11-П, во взаимосвязи с положениями, закрепленными в ст.ст. 19, 39 Конституции РФ граждане РФ имеют равные права на пенсионное обеспечение и ограничение в указанное обеспечение от организационно- правовой формы предприятия, где работает гражданин невозможно. Согласно ч.3 п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» следует, что «… принимая во внимание, что сохраняя для лиц, осуществляющих педагогическую, ЛЕЧЕБНУЮ, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в не государственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, ЛЕЧЕБНАЯ и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях В Российской Федерации», независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3 Конституции Российской Федерации», то, учитывая изложенное, следует, что хотя вопрос об организационно- правовой форме организаций, в частности, муниципальных п р е д п р и я т и й, в которых осуществлялась ЛЕЧЕБНАЯ деятельность остался законодателем не разрешенным, тем не менее в силу вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ следует, что независимо от того как называлась больница - УЧРЕЖДЕНИЕ или ПРЕДПРИЯТИЕ и кому принадлежало закрепленное за больницей имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и прочим, период с 01.11.1999 года по 19.01.2000 года, когда больница называлась п р е д п р и я т и е м, следует включить в специальный стаж для назначения и выплаты пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением ЛЕЧЕБНОЙ деятельности, в противном случае, не включение этого периода приведет к несоразмерному ограничению конституционного права истца в области пенсионного обеспечения. К тому же, как установлено судом, истец К. и во время работы, когда больница именовалась просто больницей и в дальнейшем, когда она именовалась муниципальным предприятием, а потом муниципальным учреждением, как работала в должности фельдшера - лаборанта, так и продолжила работать в этой должности. И данное обстоятельство представителем ответчика не опровергнуто. Таким образом, исходя из принципа равенства граждан перед законом, который закреплен в ч.2 ст.19 Конституции РФ, подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения пенсии период работы, когда больница именовалась муниципальным предприятием, с 01.11.1999 года по 19.01.2000 года, который составляет ДВА МЕСЯЦА ДЕВЯТНАДЦАТЬ ДНЕЙ. Подлежит удовлетворению и требование истицы о включении в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации. К. по приказу № 87 от 14.03.1995 года бала направлена в г. Пермь в училище по повышению квалификации на цикл повышения квалификации «Лаборант биохимических лабораторий» с 27 марта по 8 мая 1995 года (л.д. 13); по приказу № 202 от 16.10.2001 года К. была направлена в г. Пермь в училище повышения квалификации на цикл повышения квалификации «Лабораторная диагностика кожных и венерических болезней» с 14 ноября а по 12 декабря 2001 года (л.д. 12); по приказу № 699-к от 22.09.2006 года К. была направлена в г. Пермь в областной центр повышения квалификации работников здравоохранения на цикл повышения квалификации «Современные методы биохимических исследований в лабораторной диагностике» с 4 октября по 1 ноября 2006 года (л.д. 11); по приказу № 349-к от 11.03.2011 года К. была направлена в г. Пермь Пермский краевой центр повышения квалификации работников здравоохранения на цикл повышения квалификации «Современные методы биохимических исследований в лабораторной диагностике» с 4 апреля 2011 года по 29 апреля 2011 года (л.д. 10); Согласно справки № 64 за указанные периоды К. была начислена средняя заработная плата. Со всех сумм начислений были произведены все отчисления по единому социальному налогу ( в том числе в ФСС) во все фонды, по установленным тарифам, действующим на тот период. (л.д. 9). Данные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются. Ссылка представителя ответчика на то, что в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 11.07.2002 года № 516 с 01.11.1999 года и Правилами исчисления периодов лечебной деятельности от 29.10. 2002 года № 781 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность, засчитывается работа в соответствующих учреждениях и должностях, при условии ее выполнения в течение полного рабочего дня, и, следовательно с 01.11.1999 года периоды обучения на курсах повышения квалификации, поскольку истица не работала, не могут быть включены в стаж работы, не состоятельна. Ранее действовавшее законодательство не предусматривало исключение периода нахождения на курсах повышения квалификации из специального стажа работы, дающего право на досрочное назначен ие трудовой пенсии по старости. Таким образом, требования вышеназванных правил не могут быть распространены на отношения, возникшие до 11. 07.2002 года. Кроме того, п.11 Правил № 516 говорит о том, что может быть включено с специальный стаж. Пунктом же 9 данных Правил № 516 предусмотрен перечень периодов работы, которые не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии. Нахождение на курсах повышения квалификации Правилами №516 не предусмотрено невключение в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. Также повышение квалификации является профессиональной обязанностью медицинского работника, при этом за истицей сохраняется прежнее место работы, ей выплачивается средний заработок и производятся все отчисления в Пенсионный Фонд и в ЕСН. Поэтому при изложенных обстоятельствах период нахождения на курсах повышения квалификации: с 27.03.1995 г. по 08.05.1995 г - 1 месяц 11 дней; с 14.11.2001 г. по 12.12.2001 г. - 29 дней; с 04.10.2006 г. по 01.11.2006 г. - 29 дней; с 04.04.2011 г. по 29.04.2011 г. - 26 дней. Всего - 4 месяца 5 дней подлежит включению в специальный стаж. По решению комиссии по назначению пенсий от 02.09.2011 года специальный стаж К. составляет 29 лет 5 месяцев 8 дней. Стаж, подлежащий включению в период с 01.11.1999 года по 19.01.2000 года, когда больница именовалась предприятием, составляет 2 месяца 19 дней. Период нахождения на курсах повышения квалификации составляет: с 27.03.1995 г. по 08.05.1995 г - 1 месяц 11 дней; с 14.11.2001 г. по 12.12.2001 г. - 29 дней; с 04.10.2006 г. по 01.11.2006 г. - 29 дней; с 04.04. 2011 г. по 29.04.2011 г. - 26 дней. Всего - 4 месяца 5 дней. Итого суммарный специальный стаж К. составляет: 29 лет 5 месяцев 8 дней + 2 месяца 19 дней + 4 месяца 5 дней = 30 лет 2 дня. Исходя из изложенного подлежит удовлетворению и требование истца о назначении ей пенсии с 26 августа 2011 года. В соответствии со ст.19 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (Часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Продолжительность специального стажа работы истца на период обращения за назначением пенсии 26.08.2011 года составлял 30 лет 2 дня. Следовательно, с 26.08.2011 года у нее возникло право на получение пенсии досрочно, в связи с осуществлением ею лечебной деятельности по охране здоровья населения не менее 30 лет. Поскольку в реализации этого права К. было необоснованно отказано, на ответчика, в ведении которого находится решение вопросов, связанных с назначением пенсии, следует возложить обязанность по назначению К. пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением ею лечебной деятельности по охране здоровья населения не менее 30 лет. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <данные изъяты> районе Пермского края включить К. в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии период работы: с 01.11.1999 года по 19.01.2000 года -- работа в муниципальном предприятии «<данные изъяты> центральная районная больница» и периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 27.03.1995 г. по 08.05.1995 г - 1 месяц 11 дней; с 14.11.2001 г. по 12.12.2001 г. - 29 дней; с 04.10.2006 г. по 01.11.2006 г. - 29 дней; с 04.04.2011 г. по 29.04.2011 г. - 26 дней. Всего - 4 месяца 5 дней. Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) В <данные изъяты> районе Пермского края назначить и выплачивать пенсию К. с 26 августа 2011 года. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение десяти дней. Председательствующий судья Дьячкова Т.Е.