Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации город Оса 20 октября 2011 года Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Пьянкова Д.А., при секретаре Качиной Е.А., с участием истца Н., прокурора Богачевой Н.Ю., представителя ответчика - Администрации Осинского городского поселения Б. действующей по доверенности, Рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Осинского района в интересах Н. к Администрации Осинского муниципального района, Администрации Осинского городского поселения, о предоставлении жилья, Установил: Прокурор Осинского района обратился в суд с иском в интересах Н. к администрации Осинского городского поселения, Администрации Осинского муниципального района, министерству финансов Пермского края в котором просит: 1.Обязать администрацию муниципального образования «Осинский муниципальный район» за счет средств бюджета Пермского края, приобрести благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям муниципальное образование «Осинское городское поселение», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Осинское городское поселение», общей площадью не менее нормы предоставления, предназначенное для предоставления Н. и передать его в собственность муниципального образования «Осинское городское поселение». 2.Обязать администрацию муниципального образования «Осинское городское поселение предоставить благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям МО «Осинское городское поселение», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления, расположенное в черте МО «Осинское городское поселение», общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления на условиях договора социального найма Н. В обоснование своих требований прокурор указал следующее: Н. ДД.ММ.ГГГГ.г.рождения, является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители - Н.1, и Н.2 - решением Осинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. была лишены родительских прав. В соответствие с постановлением администрации Осинского района № от ДД.ММ.ГГГГ. над Н. была установлена опека. Жилое помещение за Н. не закреплялось. Н. состоит на учете лиц, из числа детей -сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении в соответствующем списке под №. Постановка его на учет была осуществлена в соответствии с приказом Управления ЖКХ и С администрации Осинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ. Собственного жилья не имеет, проживает и зарегистрирован по месту пребывания в доме отчима Д. по адресу: <адрес>. Зарегистрирован по месту жительства в доме родственника по адресу: <адрес>. Право пользования жилыми помещениями не приобрел. После прекращения попечительства 15.06.2009. органами местного самоуправления Н. в установленном порядке не был обеспечен жилым помещением. В обоснование требований прокурор ссылается на положения ст. 40 Конституции РФ, ч.3 ст.49, п.п. 2 п.2 п.3 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, ст. 4, ст. 5, ч. 2-3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.п.6 ст.14, ст.19, п.3 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», пункты 2, 5, 9 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-р, Распоряжение Правительства Пермского края от 20.12.2010 г. №250-рп «Об утверждении на первый квартал 2011 г. корректирующих коэффициентов по муниципальным районам (городским округам) Пермского края. Полагает, что ответчики обязаны предоставить Н. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди. Бездействием ответчиков нарушено право истцов на внеочередное предоставление жилого помещения из государственного (муниципального) жилищного фонда по договору социального найма. Н. обратился в прокуратуру Осинского района с заявлением о защите его прав на жилище в судебном порядке. Прокурор, в соответствии со ст.45 ГПК РФ реализует предусмотренное законом право предъявить иск в интересах истца (л.д.3-4). Представитель Администрации Осинского муниципального района в письменном отзыве в удовлетворении требований прокурора просил отказать по следующим основаниям: Ссылаясь на положения ст.4,5,8 Федерального закона №156-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальное поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указывает на то, что приобретение жилых помещений для таких детей является расходным обязательством субъекта РФ. Муниципальному району переданы лишь полномочия по приобретению жилья согласно Закону Пермской области №2621-580, Постановлению Правительства Пермского края №16-п. В соответствии с постановление Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года № 16-п «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления ежегодно направляют в Министерство социального развития Пермского края сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а Министерство социального развития распределяет средства, предусмотренные в бюджете края и доводит их до муниципальных районов. Сведения о постановке на учет Н. в качестве нуждающегося в жилом помещении, в Министерство социального развития Пермского края не направлялись, поскольку он не обращался в администрацию Осинского муниципального района с заявлением о выдаче жилищного сертификата на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения. На сегодняшний день в бюджет Осинского муниципального района перечислено 10 082 506 руб., в том числе для приобретения жилья и дальнейшей передачи его по договору социального найма - 1 241 450 руб., по жилищным сертификатам на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения - 8841056 руб. Для освоения имеющихся денежных средств комитетом имущественных отношений администрации района, который является главным распорядителем денежных средств, готовиться документация для проведения аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений детям-сиротам на всю имеющуюся сумму. Приобретение жилья районом обусловлено поступлением денежных средств из бюджета Пермского края и федерального бюджета, распределение которых относиться к полномочиям Правительства Пермского края, но не к полномочиям Осинского муниципального района. (л.д.21-22). В судебное заседание не явился представитель администрации Осинского муниципального района. В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал, просил их удовлетворить в полном объеме. Истец Н. поддержал требования прокурора, пояснил, также, что в настоящее время проживает в квартире тещи в <адрес>, своего жилья не имеет. Зарегистрирован в доме отчима. В настоящее время мать умерла, где находится отец ему не известно. Представитель администрации Осинского городского поселения не возражала против удовлетворения заявленных требований. Суд, заслушав мнение сторон, изучив материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. В судебном заседании установлено: Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р. является лицом, оставшимся без попечения родителей. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о рождении Н. (л.д.7), решением Осинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о лишении его родителей - Н.1, Н.2 родительских прав (л.д.10-12), свидетельством о смерти матери Н.1 (л.д.8). На основании постановления Администрации Осинского района № от ДД.ММ.ГГГГ над Н. была учреждена опека. (л.д.9). Жилое помещение за Н. согласно решению суда, указанным постановлением администрации Осинского района не закреплялось. Согласно приказу Управления ЖКХ и С Администрации Осинского района №2 от 28.02.2005., реестру детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа Н. состоит на регистрационном учете детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из числа лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.14, 16). Согласно выписке из Единого реестра прав на недвижимое имущество, справке Осинского филиала ГУП «ЦТИ», следует, что за Н. не зарегистрированы какие-либо права на недвижимое имущество (л.д.18, 20). Ответчиками не отрицается то обстоятельство, что Н. не было представлено жилое помещение. Таким образом, из материалов дела достоверно следует, что Н. являясь лицом, оставшимся без попечения родителей, был поставлен на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из числа лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий. После окончания обучения по настоящее время ему не было предоставлено жилое помещение по договору социального найма. 19.09.2011. Н. обратился в прокуратуру Осинского района с заявлением, в котором он указал на факт непредставления ему жилья, просил выступить в его интересах. (л.д.5). Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, …. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, … социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах;… Таким образом, прокурором исходя из характера спора обоснованно предъявлен иск в интересах Н. Оценивая доводы сторон, суд учитывает следующее: В соответствие со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище Согласно абз.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 22.08.2004 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видом профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР, действовавшей на момент постановки Н. на жилищный учет, вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных и муниципальных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях, независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали. В силу ст. 5 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» № 189-ФЗ, к жилищным отношениям длящегося характера, применяются аналогичные нормы Жилищного Кодекса РФ. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, положения ст.57 ЖК РФ распространяются на правоотношения связанные с обеспечением жилья Н. Пунктом 6 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Аналогичные полномочия поселения установлены п.5 ч.1 ст.14 ЖК РФ. Согласно п.2 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22 июня 2000г. №170 - данная категория детей имеет право на внеочередное получение жилого помещения. В соответствии с п.3 Правил - Обязательным условием предоставления жилого помещения детям - сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, согласно п.4 Правил, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения. Постановка на учет детей, оставшихся без попечении родителей, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям - сиротам, на основании документов, указанных в п.7 настоящего Указа. Сведения о том, что у Н. либо у его родителей лишенных родительских прав, имеется в собственности либо пользовании недвижимое имущество у суда отсутствуют. Факт же постановки на учет Н., как лица, нуждающегося в жилье, сторонами не оспариваются, и не являются предметом иска какой-либо из сторон. Поэтому, поскольку Н. в установленном законом порядке, уполномоченным органом, был признан лицом оставшимися без попечения родителей, из числа лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, это подразумевает под собой отсутствие у него права собственности либо права пользования жилым помещением родителей. Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма, в том числе и детям, оставшимся без попечения родителей согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ должно осуществляться поселением. В случае рассматриваемого спора - Осинским городским поселением, на территории которого поставлен на учет истец. Учитывая, что истец являясь лицом, оставшимися без попечения родителей до 18 лет встал на учет для обеспечения жильем в г.Оса, закрепленного жилья не имеет, по окончании пребывания в учебном заведении не был обеспечен жильем суд считает обоснованными исковые требования прокурора к администрации Осинского городского поселения об обязании предоставления Н. вне очереди, по договору социального найма жилого помещения, благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям муниципального образования «Осинское городское поселение», отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, расположенного в черте муниципального образования «Осинское городское поселение», общей площадью не менее нормы предоставления. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Согласно ст. 5 указанного ФЗ предусмотренные настоящим Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами субъектов РФ. Согласно ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно ст. 6 Закона Пермской области « О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 года № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Согласно п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот, в том числе по обеспечению жилой площадью. Согласно п. 2 Положения « О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением по договору социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения. При этом пунктом 9 указанного Порядка прямо предусмотрено, что средства субсидий, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд. Исходя из указанных норм обязанность по приобретению жилья для детей сирот лежит на органах местного самоуправления - муниципальных районах и округах. Приобретенные за счет средств бюджета Пермского края жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. Вместе с тем, в силу п.3 ч.2 ст. 50 ФЗ №131 от 16.09.2003. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться: … жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда. Ст.50 ФЗ №131 не предусмотрено нахождение в муниципальной собственности жилого фонда. Аналогичные положения содержатся в статье 52 Устава Осинского муниципального района, ст.4 Положения об управлении и распоряжении имуществом Осинского муниципального района (утвержденным Решением Земского собрания Осинского муниципального района №335 от 31.01.2008.) которыми также не предусмотрена муниципальная собственность Осинского муниципального района на жилые помещения. Из указанных норм следует, что жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, в целях обеспечения исполнения установленных законом полномочий по обеспечению жильем граждан по договорам социального найма, в том числе и для предоставления детям-сиротам могут принадлежать лишь муниципальным поселениям. Наличие жилого фонда в собственности муниципальных районов, и в частности Осинского муниципального района действующим законодательством и собственными муниципальными актами не предусмотрено. Из указанных положений следует, что администрация муниципального образования «Осинский муниципальный район» обязана за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных для этих целей, приобрести жилое помещение и передать его муниципальному образованию «Осинское городское поселение» для предоставления истцу по договору социального найма. Администрация муниципального образования «Осинское городское поселение», в свою очередь, обязана за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных для этих целей, после передачи жилых помещений, представить их истцу, вне очереди, по договору социального найма жилого помещения. Доводы представителя администрации Осинского муниципального района о том, что Н. не обращался с заявлением о выдаче ему жилищного сертификата не могут быть приняты судом, поскольку вышеуказанными нормами закона предоставление жилого помещения по договору социального найма не связано с выдачей жилищных сертификатов. При изложенных обстоятельствах заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.198, 199 ГПК РФ: Решил: Исковое заявление прокурора Осинского района удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Осинский муниципальный район» за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных для этих целей, приобрести благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям муниципального образования «Осинское городское поселение», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Осинское городское поселение», общей площадью не менее нормы предоставления, предназначенного для предоставления Н. и передать его в собственность муниципального образования «Осинское городское поселение». Обязать администрацию муниципального образования «Осинское городское поселение» за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных для этих целей, после передачи благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям муниципального образования «Осинское городское поселение», отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, расположенного в черте муниципального образования «Осинское городское поселение», общей площадью не менее нормы предоставления, предназначенного для предоставления Н., в собственность Осинского городского поселения, представить Н., вне очереди, по договору социального найма жилого помещения, благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям муниципального образования «Осинское городское поселение», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Осинское городское поселение», общей площадью не менее нормы предоставления. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пермский краевой суд через Осинский районный суд с даты изготовления решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 25 октября 2011 года к 15 часам. Судья Д.А. Пьянков
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно
предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствие с установленными законом нормами.