решение об обязанности выполнить работы по наложению ограничения на часть земельного участка, занятого газопроводом



Дело № 2-644/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Оса          21 ноября 2011 года

Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Пьянкова Д.А., при секретаре К.., с участием

Представителя истца Ш 1, действующего по доверенности,

Представителя ответчика - Комитета имущественных отношений администрации Осинского муниципального района А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш 2 к Комитету Администрации Осинского муниципального района, третьему лицу - Администрации Гремячинского сельского поселения о возложении обязанности по наложению ограничения на часть земельного участка занятого газопроводом,

УСТАНОВИЛ:

В Осинсий районный суд обратилась Ш 2 с иском к Комитету имущественных отношений Администрации Осинского муниципального района, третьему лицу - Администрации Гремячинского сельского поселения, в котором просила обязать ответчика выполнить работы по наложению ограничения на часть земельного участка, занятого газопроводом в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование исковых требований истцом указано следующее:

ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи истец приобрела земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, для строительства жилого дома, хозяйственно-бытовых построек, ведения личного подсобного хозяйства. Через участок истца был проложен подземный газопровод Крылово-Горы. До настоящего времени истец не может построить дом и подсобные помещения. ДД.ММ.ГГГГ. Администрация Гремячинского сельского поселения отказала истцу в разрешении на строительство, поскольку ограничения пользования земельным участком (обременение) занятого газопроводом не оформлено. Полагает, что отказ в выдаче разрешения на строительство ущемляет права и интересы истца в части пользования собственностью. (л.д.5).

В письменном отзыве представитель ответчика - Комитета имущественных отношений Администрации Осинского муниципального района с заявлением истца согласился частично, указав на то, что вопрос о выделении денежных средств для осуществления работ по наложению ограничений должен быть вынесен на обсуждение повестки Земского собрания Осинского района в 2012 г. Работы будут выполнены в первой половине 2012 г., после выделения денежных средств. В 2011 г. такие средства не были заложены в бюджете района. (л.д.18).

Представитель Администрации Гремячинского сельского поселения в письменном отзыве не возражал против удовлетворения требований истца. (л.д.31).

В судебное заседание не явились истец Ш 2, представитель третьего лица Администрации Гремячинского сельского поселения, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. (л.д.26, 28).

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении заявленных требований настаивал, указав на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика возражала относительно заявленных требований в части срока исполнения обязанности, указав по доводам письменного отзыва.

Суд, заслушав мнение сторон, изучив материалы дела, обозрев материалы надзорного производства по жалобе Ш 1, материалы гражданских дел №2-318/2011, №2-418/2011, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено:

Строительство газопровода высокого давления от АГРС от с.Крылово до с.Горы производилось в период с июня 1991 г. по октябрь 2008 года.

Земельный участок был приобретен гр.П. на основании постановления главы Администрации Гремячинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ., право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ. на основании постановления главы Гремячинского сельского поселения №129 земельному участку П. присвоен адрес - <адрес> <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ. были установлены и согласованы границы земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок по договору купли-продажи был передан истцу Ш 2, право собственности которой зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ.. Земельный участок истца предназначен для ведения личного подсобного хозяйства, относится к землям населенных пунктов

ДД.ММ.ГГГГ. на основании приказа Агентства по управлению имуществом Пермского края, акта приема-передачи линейное сооружение - межпоселковый газопровод высокого давления АГРС с.Крылова - с.Горы был передан в собственность Осинского муниципального района.

Право собственности на газопровод с.Крылов - с.Горы принадлежит муниципальному образованию «Осинский муниципальный район» Пермского края.

Участок газопровода с.Крылова - с.Горы располагается под землей на участке, принадлежащем истцу Ш 2 При этом ограничения (обременения) права собственности Ш 2 в пользу собственника - Осинского муниципального района не зарегистрированы. Границы охранной зоны газопровода и конкретная площадь обременения, не установлены, в органах УФРС не зарегистрированы.

Земельный участок был приобретен истцом Ш 2 с фактическим обременением, которое, несмотря на отсутствие его юридического оформления, в силу положений ст.32 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», требований Правил охраны газораспределительных сетей, намерений ответчика установить охранную зону, может сделать невозможным либо существенно воспрепятствовать истцу в полной мере пользоваться земельным участком в целях его разрешенного использования, установленных ст.4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

Вышеуказанные обстоятельства установлены вступившими в законную силу решениями Осинского районного суда от 16.08.2010. по гражданскому делу №2-318/2010, от 11.11.2010. №2-418/2011. являются обязательными для сторон истца и ответчика и не подлежат оспариванию в силу положений ч.2 ст.61 ГПК РФ.

04.05.2011. Ш 1 Администрацией Гремячинского сельского поселения было отказано в выдаче разрешения на строительство в том числе в связи с необходимостью выполнения работ по наложению ограничений (обременения) части земельного участка истца (л.д.12-13).

Суд отмечает, что до настоящего времени Границы охранной зоны газопровода и конкретная площадь обременения не установлены.

Оценивая доводы сторон и установленные обстоятельства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Разрешенное использование земельного участка истца предполагает его использование для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.14).

Согласно ст. 4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Исходя из положений данной нормы истец Ш 2 в соответствии с разрешенным использованием принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, вправе возводить на нем необходимые для ведения хозяйства здания и сооружения.

В соответствии со ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Пунктом 7 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ №878 от 20.11.2000. установлены охранные зоны газопроводов.

Согласно п. 14 указанных Правил на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил (собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей): а) строить объекты жилищно - гражданского и производственного назначения; е) огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей; ж) разводить огонь и размещать источники огня; з) рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра…

В силу ст.32 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

Таким образом, расположение газопровода на земельном участке в отсутствие установленных ограничений (обременений) действительно затрагивается права истца в полной мере пользоваться земельным участком в целях его разрешенного использования, установленных ст.4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», что также подтверждается отказом Администрации Гремячинского сельского поселения в выдаче соответствующего разрешения на строительство в связи с этими обстоятельствами.

Оценивая собственно доводы о возложении обязанности по выполнению работ по наложению обременений, учитывает следующее:

Согласно п.13 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ №878 от 20.11.2000. исполнительная съемка газораспределительных сетей и границ их охранных зон выполняется в единой государственной или местной системах координат и оформляется в установленном порядке. Организации - собственники газораспределительных сетей или эксплуатационные организации обязаны включать материалы исполнительной съемки в состав материалов по межеванию границ охранных зон, которые передаются органам, осуществляющим ведение государственного земельного кадастра.

Пунктом 17 Правил установлено, что утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, указанных в пунктах 14,15 и 16, производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей.

Согласно п. 18 Правил решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении границы охранной зоны и наложении ограничений (обременений) на входящие в нее земельные участки является основанием для проведения кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету с присвоением учетных кадастровых номеров в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу п.19 Правил для проведения кадастровых работ организация - собственник газораспределительной сети или эксплуатационная организация направляет в орган, осуществляющий ведение государственного земельного кадастра, заявку с приложением решения органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об установлении охранных зон и материалов по межеванию границ этих зон.

В соответствии с п.20 Правил по результатам кадастровых работ организации - собственнику газораспределительной сети или эксплуатационной организации выдаются кадастровые планы земельных участков с указанием границ и учетных кадастровых номеров частей земельных участков, входящих в охранную зону.

Указанные в пунктах 14,15 и 16 настоящих Правил ограничения (обременения) подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Пункт 21 Правил).

Таким образом, для установления ограничений на земельный участок расположенный в охранной зоне газопровода требуется: во-первых, подготовка собственником газопровода материалов по межеванию границ охранной зоны; во-вторых - решение органа государственной власти субъекта РФ (Пермского края ) об утверждении границы охранной зоны и наложении ограничений (обременений); в-третьих - проведение кадастровых работ по формированию в отношении земельных участков, входящих в охранную зону; в-четвертых - государственная регистрация ограничения.

В данном случае собственником газопровода - Осинским муниципальным районом материалы по межеванию границ охранной зоны межпоселкового газопровода высокого давления АГРС с.Крылово - с.Горы не подготовлены и не представлялись в соответствующий орган государственной власти Пермского края. В отсутствие решения органа государственной власти Пермского края об утверждении границ охранной зоны данного газопровода невозможно и проведение кадастровых работ и регистрация обременений.

Бездействие ответчика, по мнению суда, выразившееся в неподготовке материалов по межеванию границ охранной зоны, нарушает права истца, поскольку тем самым на неопределенный срок делает невозможным получение соответствующего разрешения на строительство и использование земельного участка по назначению.

Таким образом требования истца о возложении обязанности по наложению ограничений на текущей стадии могут быть удовлетворены судом в части возложения на ответчика обязанности по подготовке материалов по межеванию границ охранной зоны межпоселкового газопровода высокого давления АГРС с.Крылово - с.Горы и представлению их для утверждения в соответствующий орган исполнительной власти Пермского края.

Согласно п.1.9. Решения Земского Собрания Осинского муниципального района от 31.01.2008 N 333 "Об утверждении Положения о комитете имущественных отношений администрации Осинского муниципального района" Комитет действует в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации: - осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Осинского муниципального района.

В силу п. 3.20. Положения организует выполнение проектно-изыскательских и других работ по обеспечению землеустройства, мониторинга земель, информационно-аналитической и другой деятельности в сфере управления земельными ресурсами Осинского района.

П.3.22. Положения установлено, что ответчик организует работу по проведению землеустройства (межевания) по инициативе органов государственной власти и местного самоуправления, собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов за счет их средств.

Таким образом, Комитет имущественных отношений Администрации Осинского района является надлежащим ответчиком по делу.

В силу ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает заслуживающими внимание доводы представителя ответчика о невозможности в течение 1 месяца исполнить требования истца.

В частности Федеральным законом № 94-ФЗ 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и для государственных и муниципальных нужд» предусмотрен обязательный в том числе и органов местного самоуправления, порядок размещения заказов на выполнение работ для муниципальных нужд.

С учетом необходимости соблюдения данного порядка, подготовки проектно-сметной документации и расчетов, суд считает возможным установить срок исполнения обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.198, 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Ш 2 удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Осинского муниципального района в лице Комитета имущественных отношений в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу подготовить материалы по межеванию границ охранной зоны межпоселкового газопровода высокого давления АГРС с.Крылово - с.Горы и представить их для утверждения в соответствующий орган исполнительной власти Пермского края.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с даты его изготовления в окончательной форме в Пермский краевой суд через Осинский районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 25 ноября 2011 г. к 15 часам.

Судья       Д.А.Пьянков