Дело № 2-644/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации город Оса 21 ноября 2011 года Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Пьянкова Д.А., при секретаре К.., с участием Представителя истца Ш 1, действующего по доверенности, Представителя ответчика - Комитета имущественных отношений администрации Осинского муниципального района А., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш 2 к Комитету Администрации Осинского муниципального района, третьему лицу - Администрации Гремячинского сельского поселения о возложении обязанности по наложению ограничения на часть земельного участка занятого газопроводом, УСТАНОВИЛ: В Осинсий районный суд обратилась Ш 2 с иском к Комитету имущественных отношений Администрации Осинского муниципального района, третьему лицу - Администрации Гремячинского сельского поселения, в котором просила обязать ответчика выполнить работы по наложению ограничения на часть земельного участка, занятого газопроводом в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование исковых требований истцом указано следующее: ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи истец приобрела земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, для строительства жилого дома, хозяйственно-бытовых построек, ведения личного подсобного хозяйства. Через участок истца был проложен подземный газопровод Крылово-Горы. До настоящего времени истец не может построить дом и подсобные помещения. ДД.ММ.ГГГГ. Администрация Гремячинского сельского поселения отказала истцу в разрешении на строительство, поскольку ограничения пользования земельным участком (обременение) занятого газопроводом не оформлено. Полагает, что отказ в выдаче разрешения на строительство ущемляет права и интересы истца в части пользования собственностью. (л.д.5). В письменном отзыве представитель ответчика - Комитета имущественных отношений Администрации Осинского муниципального района с заявлением истца согласился частично, указав на то, что вопрос о выделении денежных средств для осуществления работ по наложению ограничений должен быть вынесен на обсуждение повестки Земского собрания Осинского района в 2012 г. Работы будут выполнены в первой половине 2012 г., после выделения денежных средств. В 2011 г. такие средства не были заложены в бюджете района. (л.д.18). Представитель Администрации Гремячинского сельского поселения в письменном отзыве не возражал против удовлетворения требований истца. (л.д.31). В судебное заседание не явились истец Ш 2, представитель третьего лица Администрации Гремячинского сельского поселения, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. (л.д.26, 28). В судебном заседании представитель истца на удовлетворении заявленных требований настаивал, указав на доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика возражала относительно заявленных требований в части срока исполнения обязанности, указав по доводам письменного отзыва. Суд, заслушав мнение сторон, изучив материалы дела, обозрев материалы надзорного производства по жалобе Ш 1, материалы гражданских дел №2-318/2011, №2-418/2011, приходит к следующему. В судебном заседании установлено: Строительство газопровода высокого давления от АГРС от с.Крылово до с.Горы производилось в период с июня 1991 г. по октябрь 2008 года. Земельный участок был приобретен гр.П. на основании постановления главы Администрации Гремячинского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ., право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. на основании постановления главы Гремячинского сельского поселения №129 земельному участку П. присвоен адрес - <адрес> <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. были установлены и согласованы границы земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок по договору купли-продажи был передан истцу Ш 2, право собственности которой зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ.. Земельный участок истца предназначен для ведения личного подсобного хозяйства, относится к землям населенных пунктов ДД.ММ.ГГГГ. на основании приказа Агентства по управлению имуществом Пермского края, акта приема-передачи линейное сооружение - межпоселковый газопровод высокого давления АГРС с.Крылова - с.Горы был передан в собственность Осинского муниципального района. Право собственности на газопровод с.Крылов - с.Горы принадлежит муниципальному образованию «Осинский муниципальный район» Пермского края. Участок газопровода с.Крылова - с.Горы располагается под землей на участке, принадлежащем истцу Ш 2 При этом ограничения (обременения) права собственности Ш 2 в пользу собственника - Осинского муниципального района не зарегистрированы. Границы охранной зоны газопровода и конкретная площадь обременения, не установлены, в органах УФРС не зарегистрированы. Земельный участок был приобретен истцом Ш 2 с фактическим обременением, которое, несмотря на отсутствие его юридического оформления, в силу положений ст.32 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», требований Правил охраны газораспределительных сетей, намерений ответчика установить охранную зону, может сделать невозможным либо существенно воспрепятствовать истцу в полной мере пользоваться земельным участком в целях его разрешенного использования, установленных ст.4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». Вышеуказанные обстоятельства установлены вступившими в законную силу решениями Осинского районного суда от 16.08.2010. по гражданскому делу №2-318/2010, от 11.11.2010. №2-418/2011. являются обязательными для сторон истца и ответчика и не подлежат оспариванию в силу положений ч.2 ст.61 ГПК РФ. 04.05.2011. Ш 1 Администрацией Гремячинского сельского поселения было отказано в выдаче разрешения на строительство в том числе в связи с необходимостью выполнения работ по наложению ограничений (обременения) части земельного участка истца (л.д.12-13). Суд отмечает, что до настоящего времени Границы охранной зоны газопровода и конкретная площадь обременения не установлены. Оценивая доводы сторон и установленные обстоятельства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям. Разрешенное использование земельного участка истца предполагает его использование для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.14). Согласно ст. 4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Исходя из положений данной нормы истец Ш 2 в соответствии с разрешенным использованием принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, вправе возводить на нем необходимые для ведения хозяйства здания и сооружения. В соответствии со ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Пунктом 7 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ №878 от 20.11.2000. установлены охранные зоны газопроводов. Согласно п. 14 указанных Правил на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил (собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей): а) строить объекты жилищно - гражданского и производственного назначения; е) огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей; ж) разводить огонь и размещать источники огня; з) рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра… В силу ст.32 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения. Таким образом, расположение газопровода на земельном участке в отсутствие установленных ограничений (обременений) действительно затрагивается права истца в полной мере пользоваться земельным участком в целях его разрешенного использования, установленных ст.4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», что также подтверждается отказом Администрации Гремячинского сельского поселения в выдаче соответствующего разрешения на строительство в связи с этими обстоятельствами. Оценивая собственно доводы о возложении обязанности по выполнению работ по наложению обременений, учитывает следующее: Согласно п.13 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ №878 от 20.11.2000. исполнительная съемка газораспределительных сетей и границ их охранных зон выполняется в единой государственной или местной системах координат и оформляется в установленном порядке. Организации - собственники газораспределительных сетей или эксплуатационные организации обязаны включать материалы исполнительной съемки в состав материалов по межеванию границ охранных зон, которые передаются органам, осуществляющим ведение государственного земельного кадастра. Пунктом 17 Правил установлено, что утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, указанных в пунктах 14,15 и 16, производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей. Согласно п. 18 Правил решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении границы охранной зоны и наложении ограничений (обременений) на входящие в нее земельные участки является основанием для проведения кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету с присвоением учетных кадастровых номеров в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В силу п.19 Правил для проведения кадастровых работ организация - собственник газораспределительной сети или эксплуатационная организация направляет в орган, осуществляющий ведение государственного земельного кадастра, заявку с приложением решения органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об установлении охранных зон и материалов по межеванию границ этих зон. В соответствии с п.20 Правил по результатам кадастровых работ организации - собственнику газораспределительной сети или эксплуатационной организации выдаются кадастровые планы земельных участков с указанием границ и учетных кадастровых номеров частей земельных участков, входящих в охранную зону. Указанные в пунктах 14,15 и 16 настоящих Правил ограничения (обременения) подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Пункт 21 Правил). Таким образом, для установления ограничений на земельный участок расположенный в охранной зоне газопровода требуется: во-первых, подготовка собственником газопровода материалов по межеванию границ охранной зоны; во-вторых - решение органа государственной власти субъекта РФ (Пермского края ) об утверждении границы охранной зоны и наложении ограничений (обременений); в-третьих - проведение кадастровых работ по формированию в отношении земельных участков, входящих в охранную зону; в-четвертых - государственная регистрация ограничения. В данном случае собственником газопровода - Осинским муниципальным районом материалы по межеванию границ охранной зоны межпоселкового газопровода высокого давления АГРС с.Крылово - с.Горы не подготовлены и не представлялись в соответствующий орган государственной власти Пермского края. В отсутствие решения органа государственной власти Пермского края об утверждении границ охранной зоны данного газопровода невозможно и проведение кадастровых работ и регистрация обременений. Бездействие ответчика, по мнению суда, выразившееся в неподготовке материалов по межеванию границ охранной зоны, нарушает права истца, поскольку тем самым на неопределенный срок делает невозможным получение соответствующего разрешения на строительство и использование земельного участка по назначению. Таким образом требования истца о возложении обязанности по наложению ограничений на текущей стадии могут быть удовлетворены судом в части возложения на ответчика обязанности по подготовке материалов по межеванию границ охранной зоны межпоселкового газопровода высокого давления АГРС с.Крылово - с.Горы и представлению их для утверждения в соответствующий орган исполнительной власти Пермского края. Согласно п.1.9. Решения Земского Собрания Осинского муниципального района от 31.01.2008 N 333 "Об утверждении Положения о комитете имущественных отношений администрации Осинского муниципального района" Комитет действует в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации: - осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Осинского муниципального района. В силу п. 3.20. Положения организует выполнение проектно-изыскательских и других работ по обеспечению землеустройства, мониторинга земель, информационно-аналитической и другой деятельности в сфере управления земельными ресурсами Осинского района. П.3.22. Положения установлено, что ответчик организует работу по проведению землеустройства (межевания) по инициативе органов государственной власти и местного самоуправления, собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов за счет их средств. Таким образом, Комитет имущественных отношений Администрации Осинского района является надлежащим ответчиком по делу. В силу ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд считает заслуживающими внимание доводы представителя ответчика о невозможности в течение 1 месяца исполнить требования истца. В частности Федеральным законом № 94-ФЗ 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и для государственных и муниципальных нужд» предусмотрен обязательный в том числе и органов местного самоуправления, порядок размещения заказов на выполнение работ для муниципальных нужд. С учетом необходимости соблюдения данного порядка, подготовки проектно-сметной документации и расчетов, суд считает возможным установить срок исполнения обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу. На основании изложенного и руководствуясь ст.198, 199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковое заявление Ш 2 удовлетворить частично. Обязать Администрацию Осинского муниципального района в лице Комитета имущественных отношений в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу подготовить материалы по межеванию границ охранной зоны межпоселкового газопровода высокого давления АГРС с.Крылово - с.Горы и представить их для утверждения в соответствующий орган исполнительной власти Пермского края. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с даты его изготовления в окончательной форме в Пермский краевой суд через Осинский районный суд. Решение в окончательной форме изготовлено 25 ноября 2011 г. к 15 часам. Судья Д.А.Пьянков