Решение по делу о признании незаконным бездействие, выразившееся в обеспечении материально-технического оснащения образоватьельного учреждения для обучения граждан.



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Оса                 18 мая 2011 года

Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Пьянкова Д.А., при секретаре Козловой В.А., с участием

Прокурора Богачевой Н.Ю.

Представителя ответчика - ГОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж» К., действующего на основании устава

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Осинского района к ГОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж» о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей,

Установил:

В суд обратился прокурор Осинского района с иском к ГОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж» в котором просит:

1 Признать бездействие ГОУ СПО «Осинский профессионально- педагогический колледж», выразившееся в необеспечении материально- технического оснащения образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, незаконным.

2.Возложить на ГОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж» обязанность по оснащению образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы: создать спортивный городок с элементами препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер); обеспечить учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения в соответствие с Приложением № 1 к приказу Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки № 134 от 24.02.2010 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах».

В обоснование исковых требований указано следующее:

В соответствие со ст. 1 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе является составной частью воинской обязанности гражданина Российской Федерации. Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, должностные лица.

    Согласно пункта 13 Приказа Министра обороны № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, изданным на основании постановления Правительства Российской Федерации № 1441 от 31.12.1999 г. Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», статьями 11 и 17 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам _военной службы в образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в рамках предмета «Безопасность жизнедеятельности».

    Пунктом 14 Приказа Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010. предусмотрено, что в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствие с требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

    Пунктом 11 указанного Приказа определена и компетенция руководителей образовательных учреждений. На них возложены обязанности по организации обучения по основам военной службы и обеспечению материально-технического оснащения образовательного учреждения для обучения граждан начальным, знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

    Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 32 закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-» техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствие с государственными и местным нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

    Однако проверка исполнения законодательства о начальном и среднем профессиональном образовании, проведенная прокуратурой Осинского района в марте 2011 г. показала, что требования ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Закона РФ «Об образовании» в части материально- технического обеспечения и оснащения образовательного процесса по обучению граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в рамках предмета «Безопасность жизнедеятельности» государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Осинский профессионально- педагогический колледж» надлежащим образом не исполняется. Так проверкой установлено, что в ГОУ СПО «Осинский профессионально педагогический колледж» материально-техническая база для подготовки студентов по основам военной службы в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» оснащена в учреждении на 40 %., не имеется спортивного городка с элементами препятствий, стрелкового тира или места для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), недостаточное количество технических средств обучения, предусмотренных приложением № 1 к Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденного Приказом Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки № 134 от 24.02.2010 г. (учебно-наглядных пособий, медицинского имущества).

    Ненадлежащее материально техническое оснащение образовательного процесса препятствует надлежащему освоению обучающимися, в том числе несовершеннолетними, учебного материала. Кроме того, ненадлежащее материально-техническое оснащение образовательного процесса нарушает гарантированное статьей 43 Конституции Российской Федерации право граждан, обучающихся в ГОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж» и тех, кто может обучаться в нем в следующие учебные годы, на получение образования, может отрицательно отразиться на формировании должного чувства патриотизма и надлежащей подготовки обучающихся, приведет к отсутствию положительной мотивации в дальнейшем к службе в вооруженных силах Российской Федерации.

В соответствие с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в целях защиты и обеспечения их конституционных прав.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявленных требований настаивал. Дополнительно указал на то, что тир и спортивный городок имеющиеся у ответчика находятся в непригодном для использования состоянии.

Представитель ответчика с заявленными требованиями согласился частично, указав на наличие тира и спортивного городка в Еловском филиале учреждения, которые могут использоваться при военной подготовке. Отметил, что календарно-тематическими планами, основанными на одобренных Минобразования учебниках не предусмотрено мероприятий связанных с использованием тира и спортивного городка.

Суд, заслушав мнение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено.

Приказом Агентства по управлению государственными учреждениями Пермского края ГОУ СПО «Осинское педагогическое училище», ГОУ НПО «Профессиональное училище №45» г.Оса, ГОУ НПО «Профессиональное училище №76» с.Елово реорганизованы в ГОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж» (л.д.41).

Согласно Положению Еловский филиал ГОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж» является обособленным подразделением данного учреждения, не имеющим статуса юридического лица (л.д.43).

Пунктом 3.2 указанного Положения установлено, что филиал осуществляет образовательный процесс совместно с учреждением. (л.д.45).

Пунктом 8.2 устава ГОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж» установлено, что учреждение владеет и пользуется закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете в соответствии с его назначением, уставом, законодательством РФ (л.д.60 оборот).

В ходе проверки, произведенной прокуратурой Осинского района к ГОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж» установлено, что в учреждении отсутствуют:

учебно-наглядные пособия (набор плакатов или электронные издания) по : мероприятиям обязательной подготовке граждан к военной службе; военно-прикладным видам спорта; военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин; военно-образовательным учреждениям профессионального образования МО РФ; тактико-техническим характеристикам вооружения и военной техники, находящейся на вооружении Российской армии и армий иностранных государств; мероприятиям, проводимым при первоначальной постановке граждан на воинский учет; литература и наглядные пособия по военно-патриотическому воспитанию; нормативам по прикладной физической подготовке; нормативам по радиационной, химической и биологической защите;

набор плакатов по устройству (или электронные издания) 5,6 мм малокалиберной винтовки, основам и правила стрельбы из стрелового оружия, минам Российской армии, фортификационным сооружениям, индивидуальным средствам защиты, приборам радиационной разведки, приборам химической разведки, организации и несения внутренней службы, строевой подготовки;

средства индивидуальной защиты: респиратор;

приборы: радиационной разведки, химической разведки, бытовой дозиметр, макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ, компас, визирная линейка;

медицинское имущество: пакеты противохимические индивидуальные ИПП-11; сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи, сумка СМС; перевязочные средства - вата медицинская компрессная, косынка медицинская (перевязочная), повязка медицинская большая стерильная, повязка медицинская малая стерильная;

медицинские предметы расходные: булавки безопасные, шины проволочные для рук и ног, шина фанерная;

аппараты, приборы и принадлежности для травматологии и механотерапии - манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная);

санитарно-хозяйственной имущество инвентарное - носилки санитарные, знаки Красного Креста нарукавные, лямка медицинская носилочная, флаг Красного Креста. (л.д.6, 7-9).

Поскольку доказательства обратного суду не представлены, суд считает установленным отсутствие вышеуказанных учебно-наглядных пособий и технических средствами обучения у ответчика.

Как следует из пояснений сторон по делу, письменных пояснений представителя ответчика (л.д.33), фотографий (л.д.32), объяснений заведующего Еловским филиалом ГОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж» (л.д.39-40) спортивный городок с элементами препятствия и стрелковый тир находятся в филиале ответчика, расположенном в с.Елово.

Оценивая доводы сторон и установленные обстоятельства суд учитывает следующее.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальный образований.

Согласно ст.11 Федерального закона о 28 марта 1998 г. № 53- ФЗ « О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает получении начальных знаний в области обороны. Обязательная подготовка граждан к военной службе определяется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ст. 14 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.

В силу ст. 13 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», п. 3 Постановления Правительства РФ от 31.12.1999 № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» получение начальных знаний об обороне, включая приобретение навыков в области гражданской обороны, осуществляется в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах.

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1441 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (далее - Положение).

Согласно п.п. 2, 4, 5 Положения обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает: подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования. Граждане мужского пола получают начальные знания в области обороны в соответствии с примерной программой обучения, согласованной с Министерством обороны Российской Федерации. Подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах.

С гражданами женского пола в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводятся отдельно от граждан мужского пола занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний (п.16 Положения)

В соответствии с п.26 Положения Министерство образования Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации разрабатывает табели снабжения образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования вооружением, техникой и имуществом, программы подготовки граждан по военно-учетным специальностям.

Пунктом 27 Положения установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют и обеспечивают проведение подготовки граждан по военно-учетным специальностям, осуществляют контроль за состоянием учебно-материальной базы образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, представляют в органы военного управления заявки на получение, ремонт и списание вооружения, техники и имущества, необходимых для подготовки граждан по военно-учетным специальностям.

Пунктом 27 Положения установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют и обеспечивают проведение подготовки граждан по военно-учетным специальностям, осуществляют контроль за состоянием учебно-материальной базы образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, представляют в органы военного управления заявки на получение, ремонт и списание вооружения, техники и имущества, необходимых для подготовки граждан по военно-учетным специальностям.

Вышеуказанным постановлением Правительства РФ Министерству обороны Российской Федерации делегировано право принять необходимые нормативные правовые акты, регулирующие вопросы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.

Совместным Приказом Министра обороны РФ и Министра образования и науки РФ № 96/134 от 24.02.2010 утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах.

Пунктом 11 указанной Инструкции обязанность по организации обучения граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, обеспечению материально-технического оснащения образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы возложена на руководителей этих образовательных учреждений.

Согласно п.13 Инструкции обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования - в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Учебно-материальная база включает в себя в числе прочего предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, рекомендуемый перечень которых указан в приложении № 1 к Инструкции (п.14).

Указанные выше требования законодательства о воинской обязанности в полном объеме ответчиком, как установлено судом, не выполнены. Количество имеющихся учебно-наглядных пособий и технических средств обучения не соответствует рекомендуемым нормативам материального технического оснащения образовательных учреждений.

Что касается доводов искового заявления об отсутствии тира и спортивного городка, суд считает их недоказанными, поскольку у ответчика в его структурном подразделении имеются как тир так и спортивный городок, которые могут использоваться в учебном процессе ответчиком. То же обстоятельство, что тир по мнению прокурора не соответствует установленным требованиям, а спортивный город запущен и недостаточно оборудован не свидетельствуют об их отсутствии и исключают право прокурора обратится с соответствующими требованиями о возложении обязанностей по устранению нарушений либо мер прокурорского реагирования.

Учитывая изложенное нельзя не согласиться с доводами прокурора района, что государственный суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации обеспечиваются различными организационно-правовыми средствами и мероприятиями, в числе которых воинская обязанность. Закрепление федеральным законодательством положений об обязательной подготовке граждан к военной службе обусловлено конституционной обязанностью граждан Российской Федерации защищать своё государство, нести военную службу. Достижение указанной цели возможно только при совершении ряда последовательных действий, в числе которых являются обязательная подготовка граждан к военной службе, а также военно-патриотическое воспитание молодёжи.

Отсутствие в ГОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж» необходимой материально-технической базы и оснащения образовательного процесса в виде отсутствия вышеуказанных учебно-наглядных пособий и технических средств обучения делает невозможным обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении, что в свою очередь нарушает интересы государства в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.198,199 ГПК РФ,

Решил:

Исковое заявление прокурора Осинского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ГОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж», выразившееся в необеспечении материально-технического оснащения образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

Обязать ГОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж» обеспечить оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с приказом Приказ Министра обороны РФ N 96, Минобрнауки РФ N 134 от 24.02.2010 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах" в части обеспечения учебно-наглядными пособиями и техническими средствами обучения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с даты изготовления решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Осинский районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 23 мая 2011 года.

Судья     Д.А. Пьянков