Дело № 2-680/2011 мотивированное решение изготовлено 28 ноября2011г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Оса 25 ноября 2011 года Осинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Шабунина Н.С., при секретаре Ц., с участием представителя заявителя Ч.( по доверенности), представителя ФБУ «Земельная кадастровая палата» Т.(по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А., на неправомерные действия должностного лица Федерального бюджетного учреждения ФБУ «Земельная кадастровая палата», УСТАНОВИЛ: Заявитель А. обратился в суд с заявлением к ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» о признании незаконным и отмене п.1 решения ФБУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» от 28.06.2011 г. № 5900/301/11-11754, возложении обязанности на ФБУ «Кадастровая палата» по Пермскому краю провести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости. Заявление мотивировано тем, что 31.05.2011года им было подано заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с приложением межевого плана № от 18.05.2011 года на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь земельного участка 3306 кв.м, кадастровый номер земельного участка №. 15.08.2011года им было получено Решение «Об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости» от 28.06.2011 года №5900/301/11-11754, подписанное инженером Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» ОВД и ОД№2 В., которая при рассмотрении его заявления указала, что в результате кадастрового учета площадь уточняемого земельного участка с кадастровым номером №, установленных в соответствии с Федеральным законом РФ от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» требований (3306 кв.м.), больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости(2715,7 кв.м.) на величину более чем десять процентов площади (271,57 кв.м.), сведения о которой относительного этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. Уточнение площади может быть произведено на размер, не превышающий 10% от декларативной площади в Государственном кадастре недвижимости. А.считает указанное решение незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям: земельный участок, принадлежащий ему на праве собственности согласно кадастровой выписки от 09.03.2011г. № 5900/201/11-4601 о земельном участке и свидетельству о государственной регистрации права от 14.02.2011г. серия 59 ББ №858044 имеет категорию: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь земельного участка составляет 2715,7 кв.м. Согласно межевому плану от 18.05.2011 года, площадь его земельного участка составляет 3306 кв.м., площадь расхождения с площадью земельного участка по сведениям государственного кадастра недвижимости (2715,7 кв.м.) составляет 590,3 кв.м., что не превышает максимального размера, в плане также указаны предельные минимальный и максимальный размер земельного участка: минимальный 600 кв.м., максимальный 5000 кв.м. (лист 6 межевого плана). Также имеется акт согласования местоположения границ земельного участка с собственниками смежных участков, которые акт подписали лично, а также акт согласован главой <данные изъяты> сельского поселения и председателем Комитета имущественных отношений администрации Осинского муниципального района. Разногласий и возражений в Акте согласования не имеется. Полагает, что своими действиями инженер Кадастровой палаты в решении об отказе в государственном кадастровом учете изменений площади земельного участка нарушает его права и интересы как собственника участка. Представитель ФБУ «Земельная кадастровая палата» в письменном заявлении в удовлетворении заявления просил отказать по следующим основаниям: 31.05.2011 г. в орган кадастрового учета было подано заявление № 5929/102/11-167 о государственном кадастровом учете (далее - ГКУ) изменений земельного участка кадастровый номер №. К заявлению был приложен межевой план земельного участка от 12.05.2011 г.По результатам рассмотрения поступивших документов, органом кадастрового учета было принято решение об отказе в ГКУ изменений объекта недвижимости от 28.06.2011 г. № 5900/301/11-11754. Основанием для принятия указанного решения послужил тот факт, что в результате ГКУ площадь уточняемого земельного участка с кадастровым номером № (3 306 кв.м), превышает площадь, сведения о которой относительно указанного земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) (2 715,7 кв.м), на величину более чем 10% площади (271,57 кв.м).Согласно п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе восуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с требованиями Закона о кадастре, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. При этом Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 11.9, пункт 4 статьи 85) предусматривается, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. В градостроительном регламенте согласно части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.Статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует нормы предоставления земельных участков (образуемых земельных участков). В частности, пунктом 1 данной статьи предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства -нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.Таким образом, при выявлении органом кадастрового учета оснований для отказа в осуществлении ГКУ изменений объекта недвижимости, предусмотренных в пункте 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, применяются предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами. Если правила землепользования и застройки, включающие градостроительные регламенты, в установленном порядке не приняты, площадь соответствующего земельного участка в результате уточнения не может превышать величины более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. Указанная позиция подтверждена в Письме Минэкономразвития РФ от 17.10.2011 N 22781-ИМ/Д23 «О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ».В настоящий момент на территории <адрес> Правила землепользования и застройки в установленном порядке не приняты. В связи с тем, что заявителем был выполнен межевой план по уточнению площади земельного участка с кадастровым номером № на величину, превышающую 10 % от площади, сведения о которой содержатся в ГКН, решение об отказе в осуществлении ГКУ от 28.06.2011 г. № 5900/301/11-11754 являются со стороны Учреждения правомерными.Согласно ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок исковой давности для обращения в суд по защите своих нарушенных прав, просит отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Представитель ФБУ «Земельная кадастровая палата» в удовлетворении требований заявителя просила отказать до доводам, изложенным в письменных возражениях. В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивала, просила их удовлетворить в полном объеме, также заявила ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования действий должностного лица, поскольку причины пропуска исковой давности являются уважительными. Документы об отказе в осуществлении ГКУ были получены супругой А., в это время заявитель был на работе.А. работает в нефтяной отрасли, находился на заезде, он не обладал юридическими познаниями, обратился за юридической помощью только 01.11.2011г., населенный пункт, в котором он проживает, находится на значительном расстоянии от <адрес>, личный транспорт у заявителя отсутствует. Причины пропуска срока просила признать уважительными и в связи с этим восстановить А. пропущенный срок обжалования. Представитель заинтересованного лица ООО «Землемер 59» в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил заявление А. удовлетворить, рассмотреть дело в его отсутствие. Суд, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:нарушены права и свободы гражданина;созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Судом установлено, что решением от 28 июня 2011 года №№5900/301/11-11754 ФБУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» А. отказано в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с тем, что в результате кадастрового учета площадь уточняемого земельного участка с кадастровым номером № установленных в соответствии с Федеральным законом РФ от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» требований (3306 кв.м.), больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости(2715,7 кв.м.) на величину более чем десять процентов площади (271,57 кв.м.), сведения о которой относительного этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. Уточнение площади может быть произведено на размер, не превышающий 10% от декларативной площади в Государственном кадастре недвижимости. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.02..2011г., выданной А., земельный участок площадью 2715,7 кв.м. категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес> зарегистрирован за А., земельному участку присвоен кадастровый №. В соответствии с ч.1, п.2 ч.3, п.1 ч.5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков. При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. Согласно ч.1 ст.33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства -нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В ч.2ст.33 ЗК РФ установлен порядок определения максимальных размеров земельных участков, которые предоставляются в собственность гражданам. Максимальные размеры земельных участков устанавливаются федеральными законами, если речь идет о земельных участках, предоставляемых из состава земель, которые являются федеральной собственностью, либо законами субъектов РФ, когда предоставляются земельные участки из состава земель, принадлежащих субъектам РФ. В нормативных правовых актах органов местного самоуправления определяются нормы земельных участков, которые предоставляются из земель, находящихся в муниципальной собственности. Советом депутатов <данные изъяты> сельского поселения принято Решение от 25.02.2009г. № 57 «Об утверждении требований к планировке и застройке земельных участков индивидуальным застройщиком на территории <данные изъяты> сельского поселения» (далее -Решение от от 25.02.2009г. № 57). П. 3.1 Решения от 25.02.2009г. № 57 предусмотрено, что размеры земельных участков, выделяемых под личное подсобное хозяйство и индивидуальное строительство в существующей застройке, должны быть не менее 600 кв.м, но не более 5000 кв.м. Таким образом, Решением от 25.02.2009г. № 57 установлены на территории <данные изъяты> сельское поселение предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, согласно которому для ведения личного подсобного хозяйства установлен максимальный размер - 5000 кв.м, минимальный размер - 600 кв.м. В соответствии с кадастровой выпиской от 09.03.2011г. № о земельном участке и свидетельством о государственной регистрации права от 14 февраля 2011 года серии №59 ББ №858044 земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит А., площадь данного земельного участка составляет 2715,7 кв.м., категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.. Таким образом, вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером №.относится к категории земли населенных пунктов и предоставлен А. для ведения личного подсобного хозяйства, что соответствует требованиям ст. 33 ЗК РФ. Согласно межевому плану № 59291162111-167 от 31 мая 2011г., проведенном ООО «Землемер59» на основании лицензии от года №, площадь земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> составляет 3306 кв.м. имеются расхождения с площадью земельного участка по сведениям государственного кадастра недвижимости (2715,7 кв.м ) на 590,3кв.м., указаны предельные минимальный и максимальный размер земельного участка: минимальный 600 кв.м., максимальный 5000 кв.м.. Также имеется акт согласования местоположения границы земельного участка с председателем комитета имущественных отношений и правообладателями смежных земельных участков, разногласий не имеется (л.д. ). В связи с этим, имеющееся расхождение в площади земельного участка по адресу: по адресу: <адрес> (590,3кв.м.) не превышает предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с решением Советом депутатов <данные изъяты> сельского поселения от 25.02.2009г. № 57 «Об утверждении требований к планировке и застройке земельных участков индивидуальным застройщиком на территории <данные изъяты> сельского поселения» (далее -Решение от от 25.02.2009г. № 57).(600кв.м.), что соответствует нормам ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и не является основанием для отказа в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости. ФБУ «Кадастровая палата» по Пермскому краю было предоставлено разъяснение Управления Росреестра № от 18 апреля 2011 года по вопросу применения п. 2 ч. 3 ст. 27 и п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» на которые ссылается в возражениях представитель ФБУ «Кадастровая палата» по Пермскому краю. ( л.д.№). Доводы представителя ФБУ «Кадастровая палата» по Пермскому краю о том, что применение установленных предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков, определенных нормами земельного законодательства и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, возможно только на момент первоначального предоставления земельного участка, суд считает необоснованными, так как нормы ч.З, 5 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» применяются при уточнении площади земельного участка, при первоначальном предоставлении земельного участка, как правило, уточнение площади земельного участка не требуется. Также суд считает несостоятельными и доводы, указанные в возражении о том, что превышение площади земельного участка А. десяти процентов площади, сведения о которой содержатся в ГКН, как на законное основание для отказа в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, поскольку это условие в данном случае не применяется, т.к. на территории <данные изъяты> сельского поселения максимальные и минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам, установлены. При этом каких-либо исключений решение Советом депутатов <данные изъяты> сельского поселения от 25.02.2009г. № 57 не содержит ДоводыФБУ «Кадастровая палата» по Пермскому краю о том, что заявителем был пропущен трехмесячный срок исковой давности для обращения в суд по защите своих нарушенных прав, и в связи с этим ему должно быть отказано в удовлетворении заявления, является несостоятельным. В силу ст.48 ГПК РФ), за которой он обратился только 01.11.2011г. Населенный пункт, в котором он проживает(<адрес>) находится на значительном расстоянии от <адрес>, личный транспорт у заявителя отсутствует. Доводы представителя заявителя не опровергнуты. Указанные обстоятельства суд считает уважительными причинами пропуска срока обжалования должностного лица. В связи с этим срок обращения А.с заявлением в суд следует восстановить. Таким образом, суд считает, что оспариваемым решением Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» от 28.06.2011г. № 5900/301/11-11754 нарушены права и законные интересы заявителя и созданы препятствия в осуществлении его прав и свобод, предусмотренных ст.40 ЗК РФ, ст..35, 36 Конституции РФ. Руководствуясь ст.194-199,257 ГПК РФ, РЕШИЛ: Заявление А. удовлетворить. Признать п.1 решения Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» от отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 28 июня 2011 года № 5900/301/11-11754, незаконным. Обязать Федеральное бюджетное учреждение « Кадастровая палата» по Пермскому краю провести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости земельного участка: кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес> уточняемой площадью 3306 кв.м. Об исполнении решения не позднее чем в течение месяца со дня получения решения сообщить в суд. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пермский краевой суд через Осинский районный суд с даты изготовления решения суда в окончательной форме. Судья: Н.С.Шабунин