Решение по делу об оспаривании решения о приостановлении постановки земельного участка на кадастровый учет.



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Оса               11 апреля 2012 года

Осинский районный суд под председательством судьи Пьянкова Д.А., при секретаре Качиной Е.А. с участием представителя заявителя С. - П., действующего по доверенности, представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Пермскому краю З., действующей по доверенности,

рассмотрев дело по жалобе С. к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю об оспаривании решения о приостановлении постановки земельного участка на кадастровый учет,

Установил:

В Осинский районный суд обратился С. с заявлением в котором просит: 1.Признать решение инженера II категории отдела кадастрового учета Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю Б. от 03.02.2012г. «О приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости» незаконным. 2.Обязать ФГБУ «ФКП Росреестра», Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю осуществить постановку на государственный кадастровый учет объекта недвижимости - земельного участка , расположенного по адресу: <адрес> сельское поселение, в 3900 м. юго-западнее <адрес>, общей площадью 70 000 кв.м. и образуемого путем выдела в счет земельной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером .

В обоснование заявленных требований заявителем указано следующее:

С., является собственником земельной доли (без выдела в натуре), расположенной по адресу: <адрес>, Осинское городское поселение, <адрес> сельское поселение. ООО «<адрес>», общей площадью 70 000 кв.м. в земельном участке для сельскохозяйственного производства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер , на основании свидетельства на право собственности на землю от 06.07.1994г. серия

На основании проведенных кадастровых работ по образованию земельного участка путем выдела в счет доли в праве общей долевой собственности из земельного участка ООО «<адрес>» кадастровым инженером подготовлен межевой план от 07.12.2011г.

Заявитель обратился с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 07.12.2011г. и приложенным к нему межевым планом от 07.12.2011г. и учетными делами в Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Пермскому краю.

Решением начальника отдела ввода данных и обработки документов ФБУ «Кадастровая палата» К. от 27.12.2011г. (далее - Решение от 27.12.2011г. ) со ссылкой на п.2. ч.2 ст. 27 Федерального Закона РФ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон «О государственном кадастре недвижимости») отказано в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.

Кадастровым инженером был подготовлен новый межевой план с учетом вынесенного решения об отказе от 27.12.2011г. .

12.01.2012г. Заявитель вновь обратился в ФБУ «Кадастровая палата» с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости приложив к нему межевой план от 11.01.2012г. и учетные дела.

Решением инженера II категории отдела кадастрового учета Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю Б. от 03.02.2012г. (далее - Решение от 03.02.2012г. ) со ссылками на п.2. ч.2 ст.26, п.1 ч.2 ст.26 Закона «О государственном кадастре недвижимости» приостановлена процедура государственного кадастрового учета объекта недвижимости, поскольку: 1.Одна из границ образуемого земельного участка, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости. По представленным координатам границы образуемого земельного участка пересекают земельные участки, с кадастровыми номерами , и , входящих в состав единого землепользования . Имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных документах, и сведениями государственного кадастра недвижимости. По сведениям ГКН часть исходного земельного участка имеет характерную точку с координатами , , а в реквизите «1» «Сведения об образуемых участках и их частях» вышеуказанная точка отсутствует. В результате чего, контур части выходит за пределы образуемого участка .

С Решением от 03.02.2012г. не согласны по следующим основаниям.

1).В Решении от 03.02.2012г. «О приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости» указаны основания, послужившие для приостановки кадастрового учета образуемого земельного участка, которые при проверке первого межевого плана от 07.12.2011г. не были выявлены, т.е. в Решении от 27.12.2011г. «Об отказе в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости» не выявлены и не указаны нарушения, которые содержаться в Решении от 03.02.2012г. «О приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости».

Нарушения, выявленные в ходе проверки межевого плана от 11.01.2012г. и указанные Решении от 03.02.2012г. отличны от нарушений, выявленных при проверке межевого плана от 07.12.2011г.

При устранении замечаний в межевом плане от 07.12.2011г. были исправлены только те части межевого плана, где имелись замечания, остальные части межевого плана не менялись. При повторном обращении с межевым планом от 11.01.2012г. инженером II категории отдела кадастрового учета Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю Б. в решении указано на нарушения формы либо содержания межевого плана, которые не менялись и первоначально не выявлялись.

Полагает, что в данном случае принятое решение противоречит письму Минэкономразвития РФ от 15.05.2009г. № 3-2864-ГЕ которым устанавливаются требования к оформлению решения о приостановлении и решения об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости установлены ч.4 ст.26, ч.8 ст.27 Закона «О государственном кадастре недвижимости» и пп.36, 41 Порядка ведения государственного кадастра, а именно: недвижимости не допускается: - истребование повторного заявления при поступлении от заявителя или его представителя документов, направленных на устранение причины приостановления кадастрового учета; - вынесение повторных решений об отказе или о приостановлении кадастрового учета в связи с выявлением обстоятельств, содержавшихся ранее в представленных документах и не указанных в первичных решениях об отказе или о приостановлении кадастрового учета.

Полагает, что межевой план от 07.12.2011г. и межевой план от 11.01.2012г. составлены в соответствии с требованиями ст. 38 Закон «О государственном кадастре недвижимости», приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008г. № 412, и подготовлены на основе данных кадастровой выписки о земельном участке от 23.03.2011г. , подготовленной ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Пермскому краю на 505 листах. Усомниться в недостоверности данных, содержащихся в кадастровой выписке о земельном участке от 23.03.2011г. не возможно, поскольку выписка подготовлена на основе данных ГКН.

Заявление о постановке на государственный учет с приложением межевого плана поданы с соблюдением требований ст.20-22 Закона «О государственном кадастре недвижимости».

В связи с чем, полагает, что ссылка в п.2 Решения о приостановке от 03.02.2012г. на имеющиеся противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных документах, и сведениями государственного кадастра недвижимости несостоятельна и неправомерна.

Отмечает, земельные участки, занятые под опорами ЛЭП не являются частями образуемого земельного участка , и не могут пересекать образуемый земельный участок, поскольку являются отдельными земельными участками со своими кадастровыми номерами, но входящими в единое землепользование. Площадь земельных участков под опорами ЛЭП исключена из площади образуемого земельного участка, согласно данным кадастровой выписки от 23.03.2011г. .

Ссылаясь на вышеуказанное заявитель считает, что оспариваемое решение ограничивает и нарушает права и интересы Заявителя, как собственника участка., является необоснованным и незаконным (л.д.3-7).

Представитель заявителя ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю в письменном отзыве просила в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на следующее:

Полагает ошибочными доводы истца о том, что при повторном обращении в орган кадастрового учета с предоставлением документов в целях постановки земельного участка на ГКУ, в решении о приостановлении указано на нарушения, которые содержались в ранее представленном межевом плане и не были выявлены при принятии решения об отказе от 27.12.2011 .

В представленном с заявлением от 12.01.2012 в орган кадастрового учета межевом плане от 11.01.2012 указаны иные графические сведения в отношении координат поворотных точек границ, а также частей границ образуемого земельного участка (листы 8-10, 14-16 межевого плана), нежели в межевом плане от 07.12.2011 г. Кроме того, межевой план содержит также иные сведения о местоположении границ частей образуемого земельного участка (лист 11, 12 межевого плана).

По представленным в межевом плане от 11.01.2012., было выявлено пересечение образуемым земельным участком границ обособленных земельных участков в составе единого землепользовании с кадастровыми номерами , , . Указанное основание не могло быть выявлено специалистами ОКУ ранее (при принятии решения об отказе 27.12.201 1), поскольку предыдущий межевой план содержал иные координаты земельного участка, при построении которых в программном комплексе АИС ГКН, пересечение границ с другими участками установлено не было.

Кроме того, в оспариваемом решении о приостановлении ГКУ указано на выявленное противоречие между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в межевом плане, и сведениям государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) в части не включения в реквизит 1 раздела «Сведения об образуемых участках и их частях» координат характерной точки части исходного земельного участка с кадастровым номером , в результате чего, контур указанной части выходит за пределы образуемого участка. Указанное основание содержится в ранее принятом решении об отказе от 27.12.2011 . При этом ссылки Истца в оспаривании этой части решения па кадастровую выписку от 23.03.2011 необоснованны, т.к. указанная выписка не содержит координат границ части с кадастровым номером .

Также в представленном межевом плане обозначение характерных точек границ земельного участка в реквизите 1 раздела «Сведения об образуемых участках и их частях» не соответствует обозначению этих же точек на части земельного участка в реквизите 3 раздела «Сведения об образуемых участках и их частях».

Полагает, что вынесенное решение органа кадастрового учета принято в соответствии с положениями Закона о кадастре.

В связи с тем, что доработанный межевой план содержал иные измененные сведения об образуемом земельном участке и его частях ссылки Истца па письмо Минэкономразвития РФ от 15.05.2009 № 3-2864-ГЕ необоснованны, поскольку заявитель обращался не повторно в орган кадастрового учета по в целях предоставления документов, направленных на устранение причины приостановления кадастрового учета» а вновь подавал документы для постановки на ГКУ после вынесенного решения о б отказе. В связи с положениями ст. 21 Закона о кадастре порядком представления документов в ОКУ предусмотрена подача соответствующего заявлении. Обстоятельства, изложенные в решении о приостановлении, ранее не содержались в предоставленных Заявителем документах, в связи с чем, они и не могли быть указаны в первичном решении об отказе в осуществлении ГКУ.

Полагает, что ссылка истца на письмо Минэкономразвития РФ является необоснованной, поскольку указанный документ не является нормативным правовым актом и не подлежит обязательному исполнению на территории РФ.

Полагает ошибочными доводы истца о том, что оспариваемое решение в качестве основания приостановления ГКУ содержит факт пересечения образуемым земельным участком части, земельных участков, запятыми охранными зонами ЛЭП, поскольку в решении установлен факт пересечения образуемым участком других земельных участков, стоящих на ГКУ с кадастровыми номерами , , . (л.д. 165-167).

Определением суда в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «<данные изъяты>» (л.д. 67).

В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица ООО «<данные изъяты>» в адрес, которого было направлено соответствующее извещение.

В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивал, указав на изложенные в нем доводы. Отметил, ранее заявления о постановке участка на кадастровый учет подавались неоднократно (5 раз), однако по разным причинам ответчиком выносился отказ в постановке участка на ГКН.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю в судебном заседании просила в удовлетворении заявления отказать, указав на доводы, изложенные в письменном отзыве.

Допрошенная в качестве свидетеля А. пояснила, что является кадастровым инженером ООО «<данные изъяты>». Стаж работы в данной области около 19 лет. С С. был заключен договор на оказание кадастровых работ. Указанный заявителем участок пыталась поставить на кадастровый учет 5 раз, однако каждый раз разные специалисты выдвигали разные требования. Полагает, что земельный участок не пересекает участки под опорами ЛЭП, сведения о границах внесены в соответствии с выпиской из ГКН. В соответствии с требованиями, указанными в предыдущем решении об отказе сведения о точках, являющихся характерными точками границ смежных участков перенесла в раздел 3 межевого плана.

Допрошенный в качестве свидетеля М. пояснил, что земельные участки под опоры, с которыми были выявлены пересечения, ранее были поставлены на кадастровый учет. Полагает, что в данном случае имеются технические ошибки, не влекущие нарушения чьих-либо права, которые могут быть устранены самим государственным органом, без вынесения решения о приостановлении кадастрового учета.

Суд, заслушав мнение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено: С., является собственником земельной доли (без выдела в натуре), расположенной по адресу: <адрес>, Осинское городское поселение, <адрес> сельское поселение. ООО «<адрес>», общей площадью 70 000 кв.м. в земельном участке для сельскохозяйственного производства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер , что следует из свидетельства на право собственности на землю от 06.07.1994г. серия , пояснений сторон по делу (л.д.52).

10 мая 2011 г. заявителем и ООО «<данные изъяты>» был заключен договор о оказании кадастровых работ по подготовке межевого плана принадлежащего ему земельного участка (л.д.63).

07 декабря 2011г заявитель обратился в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет принадлежащего ему объекта недвижимости.

27 декабря 2011 г. решением начальника отдела ввода данных и обработки документов №2 ФБУ «Кадастровая палата» К. от 27.12.2011г. (далее - Решение от 27.12.2011г. ) со ссылкой на п.2. ч.2 ст. 27 Федерального Закона РФ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон «О государственном кадастре недвижимости») отказано в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.

В обоснование решения указано, что межевой план не соответствует требованиям Закона «О государственном кадастре недвижимости», а именно: «По представленным в реквизитах «1» и «3» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» координатам: - контур части выходит за пределы образуемого земельного участка . По координатам, граница образуемого земельного участка проходит через характерные точки , а граница части проходит через характерные точки ; - контур части выходит за пределы образуемого земельного участка . По координатам, граница образуемого земельного участка проходит через характерные точки , а граница части проходит через характерные точки . Необходимо представить координаты частей таким образом, чтобы данные части не выходили за границы образуемого земельного участка. Кроме того, рекомендуем включить в реквизит 3 раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» сведения о точках, являющимися характерными точками границ смежных участков , , , входящими в состав единого землепользования ». (л.д.10).

12 января 2012 г. заявитель вновь обратился в ФБУ «Кадастровая палата» с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.

03 февраля 2012 г. решением инженера II категории отдела кадастрового учета №3 Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю Б.. «О государственном кадастре недвижимости» приостановлена процедура государственного кадастрового учета объекта недвижимости.

В обоснование решения указано, что межевой план не соответствует требованиям п.2. ч.2 ст.26, п.1 ч.2 ст.26 Закона о ГКН, а именно: 1. Одна из границ образуемого земельного участка, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости. По представленным координатам границы образуемого земельного участка пересекают земельные участки, с кадастровыми номерами , и , входящих в состав единого землепользования . 2. Имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных документах, и сведениями государственного кадастра недвижимости. По сведениям ГКН часть исходного земельного участка имеет характерную точку с координатами , , а в реквизите «1» «Сведения об образуемых участках и их частях» вышеуказанная точка отсутствует. В результате чего, контур части выходит за пределы образуемого участка . Обращаем Ваше внимание, обозначение характерных точек границ земельного участка в реквизите «1» «Сведения об образуемых участках и их частях» не соответствует обозначению этих же точек на части земельного участка в реквизите «3» «Сведения об образуемых участках и их частях».(л.д.11).

Оценивая доводы сторон и установленные обстоятельства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с положениями ч.1, п.1,2 ч.2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "О государственном кадастре недвижимости" Орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи. Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если: 1) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения); 2) одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости)…

Пунктом 1 оспариваемого решения усмотрено нарушение п.2 ч.2 ст.26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а именно, что по представленным координатам границы образуемого земельного участка пересекают земельные участки, с кадастровыми номерами , и , входящих в состав единого землепользования .

С данным выводом нельзя согласиться.

Как следует из материалов межевого плана границы участка с кадастровым номером образуют поворотные точки с номерами , , , , земельного участка , , , , земельного участка - , , , .

Сведения о местоположении границ частей земельного участка с вышеуказанными поворотными точками внесены в раздел 3 межевого плана. (л.д.22-23).

Координаты указанных поворотных точек, указанные в разделе 3 межевого плана тождественны координатам данных точек уже имеющимся в государственном кадастре недвижимости, что следует из выписки о земельном участке с кадастровым номером (л.д.37-43), а также представленным ответчиком описаниями указанных земельных участков (л.д.221-232).

Не необходимость включения сведений о поворотных точках участков с кадастровыми номерами , и в раздел 3 межевого плана было указано самим кадастровым органом в решении от 27 декабря 2011 г.

Данное решение никем из сторон не оспаривалось и не отменялось в одностороннем порядке.

Сведения о пересечении границ участка истца границам иных участков, ранее поставленных на учет в ГКН в решении и отзыве ответчика не имеются.

Таким образом, поскольку указанные в межевом плане и содержащиеся в ГКН сведения о границах соседних земельных участков идентичны, а заявителем были выполнены требования кадастрового органа о включении сведений о поворотных точках участков с кадастровыми номерами , и в раздел 3 межевого плана, суд считает вывод органа кадастрового учета о пересечении границ данных участков необоснованным, поскольку их координаты внесены в межевой план истца соответствуют координатам, имеющимся в ГКН.

Пунктом 2 оспариваемого решения установлено нарушение п.1 ст.26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а именно, что по сведениям ГКН часть исходного земельного участка имеет характерную точку с координатами , , а в реквизите «1» «Сведения об образуемых участках и их частях» вышеуказанная точка отсутствует. В результате чего, контур части выходит за пределы образуемого участка .

Суд отмечает, что в представленном в материалы дела межевом плане от 12 января 2012 г. в разделе 1 «Сведения об образуемых участках и их частях» (л.д.18) и в оригинале межевого плана, представленного на обозрение суда (лист 7) имеются сведения о повротной точке с номером и ее координатами, в разделе 2 включено описание горизонтального положения данной точки по отношению к другим точкам, образующим границу земельного участка.

Таким образом, вывод кадастрового органа об отсутствии в межевом плане описания данной поворотной точки является необоснованным.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При изложенных обстоятельствах, поскольку обжалуемое решение не полной мере не соответствует требованиям закона, на основании ст.254, 255, 258 ГПК РФ, оно подлежит отмене, с возложением обязанности по устранению нарушения.

С учетом того, что решение о приостановлении государственного кадастрового учета носит не окончательный характер, суд считает возможным Обязать ФГБУ «ФКП Росреестра», Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю устранить допущенные нарушения, путем повторного рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости с учетом установленных нарушений.

На основании ст.198, 199 ГПК РФ,

Решил:

Заявление С. о признании незаконным решения инженера II категории отдела кадастрового учета Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю Б. от 03.02.2012г. «О приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости» удовлетворить.

Признать незаконным решение инженера II категории отдела кадастрового учета Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю Б. от 03.02.2012г. «О приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости».

Обязать ФГБУ «ФКП Росреестра», Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю устранить допущенные нарушения, путем повторного рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости с учетом установленных нарушений.

Об исполнении решения не позднее чем в течение месяца со дня получения решения сообщить в суд.

Решение может быть в течение 30 дней с даты его изготовления в окончательной форме подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Осинский районный суд.

Мотивированное решение суда изготовлено 16 апреля 2012 г. к 15 часам.

Судья      Д.А.Пьянков