Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Оса 11 апреля 2012 года Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Пьянкова Д.А., при секретаре Качиной Е.А., с участием представителя заявителя Ч., представителя ФБГУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю Т., действующей по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П., об оспаривании решения ФБГУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю, УСТАНОВИЛ: В Осинский районный суд обратился П. с заявлением в котором просит: 1.Признать Решение инженера отдела кадастрового учета № филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю Н. от 20 февраля 2012г. № «Об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости», незаконным. 2.Обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю провести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости - земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель - земли населенных пунктов, кадастровые номер №, находящегося по адресу: <адрес> уточняемой площадью 1450 кв.м. В обоснование требований заявитель указал следующее: П., является собственником земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер №, находящегося по адресу: <адрес>. Указанный участок принадлежит заявителю на праве собственности согласно кадастровой выписки о земельном участке от 11.08.2011г. № и свидетельству о государственной регистрации права от 29.07.2011г. серия № № имеет категорию: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь земельного участка составляет 452,4 кв.м. В сентябре 2011г. заявитель обратился в ООО «<данные изъяты>» для проведения кадастровых работ по межеванию земельного участка, где был заключен Договор на оказание кадастровых работ № 115 от 03.09.2011 г. По окончанию кадастровых работ Заявителю был передан межевой план, с которым он обратился с заявлением для осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с уточнением местоположения границ и изменением площади в Отдел приема и отправки документов №1,2 Рабочие места по <адрес> филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю Однако, кадастровой палатой в государственном кадастровом учете изменений земельного участка отказано. Основанием послужило, то что в результате кадастровых работ площадь уточняемого земельного участка была увеличена на величину более чем десять процентов первоначальной площади, что, по мнению органа кадастрового учета нарушает требования Федерального закона РФ от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» Кадастровым инженером ООО «<данные изъяты>» был подготовлен новый межевой план от 30.01.2012г. 04.02.2012г. Заявитель вновь обратился с заявлением в Кадастровую палату для осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес> связи с уточнением местоположения границ и изменением площади. Инженером отдела кадастрового учета № Кадастровой палаты Н. вынесено Решение от 20 февраля 2012г. № «Об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости». Решение от 20 февраля 2012г. № «Об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости» и один экземпляр межевого плана возвращены Заявителю С решением заявитель не согласен. В обоснование возражений заявитель ссылается на положения п.1 ч. 5 ст.27 Закона о кадастре, ч.1, 2 ст.33 Земельного кодекса РФ, Решение Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Осинского муниципального района Пермского края от 17.03.2010г. № 102 «Об утверждении требований к планировке и застройке земельных участков индивидуальным застройщиком на территории <данные изъяты> сельского поселения». Указывает на то, что в пункте 3.1 раздела 3 требований к планировке и застройке земельных участков индивидуальным застройщиком на территории <данные изъяты> сельского поселения, утвержденного Решением от 17.03.2010г. № 102 (в редакции от 17.03.2011г. на основании решения № 163) предусмотрено, что размеры земельных участков, выделяемых под личное подсобное хозяйство и индивидуальное строительство в существующей застройке, должны быть не менее 1000 кв.м, но не более 5000 кв.м. на одноквартирный жилой дом. Земельный участок, принадлежащий заявителю имеет категорию: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь земельного участка составляет 452,4 кв.м. Площадь земельного участка по правоустанавливающим документам является декларативной. Земельный участок сведений об уточнении границ и поворотных точках границ земельного участка не имеет. В ходе выполнения кадастровых работ по межеванию уточнилась граница земельного участка и изменилась площадь участка. Согласно межевому плану от 30.01.2012 года, площадь земельного участка составляет 1450 кв.м., площадь расхождения с площадью земельного участка по сведениям ГКН (452,4 кв.м.) составляет 997,6 кв.м., что не превышает минимального размера земельного участка, установленного для данной категории земельных участков (1000 кв.м.). В межевом плане от 30.01.2012г. на листе 6 указаны предельные минимальный и максимальный размер земельного участка: минимальный 1000 кв.м., максимальный 5000 кв.м., допустимые для данной категории участков. В плане также имеется Акт согласования местоположения границы земельного участка, с Комитетом имущественных отношений администрации Осинского муниципального района. Разногласий и возражений в Акте согласования не имеется. Заявитель полагает, что своими действиями инженер отдела кадастрового учета № Кадастровой палаты Н. в связи с принятием Решения от 20 февраля 2012г. № «Об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости» нарушает права и интересы Заявителя, как собственника участка, предусмотренные ст.40 Земельного кодекса РФ и ст.ст.35, 36 Конституции РФ. (л.д.3-4). В письменном отзыве представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю просила в удовлетворении требований заявителя отказать, указав на следующее: По сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером №, в соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона от 24,07,2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), является ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в ГКН 19.05.2004 г. Правообладателем спорного земельного участка является П.Декларативная площадь Спорного земельного участка составляет 452,4 кв.м, при этом в ГКН не содержатся сведения о границах Спорного земельного участка, т.е. его границы не определялись на местности путем проведения землеустроительных работ по межеванию. Ссылаясь на положения п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре, пункт 1 статьи 11.9, ст.33, пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ, части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, полагает, что при выявлении органом кадастрового учета оснований для отказа в осуществлении ГКУ изменений объекта недвижимости, применяются предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами. Если правила землепользования и застройки, включающие градостроительные регламенты, в установленном порядке не приняты, площадь соответствующего земельного участка в результате уточнения не может превышать величины более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. Указанная позиция подтверждена в Письме Минэкономразвития РФ от 17.10.2011 N 22781-ИМ/Д23 «О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения: его границ», В настоящий момент на территории <данные изъяты> сельского поселения Осинского района Пермского края Правила землепользования и застройки в установленном порядке не приняты. Следовательно, в связи с тем, что Заявителем был выполнен межевой план по уточнению площади Спорного земельного участка на величину, превышающую 10 % от площади, решение Учреждения об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 20.02.2012 № принято в соответствии с требованиями действующего законодательства. В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие предоставление Заявителю дополнительного земельного участка площадью 997,6 кв.м. Доказательств обращения Заявителя в целях предоставления в собственность дополнительного земельного участка площадью 997,6 кв.м. в орган, осуществляющий распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в материалы дела не предоставлено. В этой связи со стороны заявителя усматривается самовольный захват земель. Полагает, что заявителем выбран не надлежащий способ защиты своих прав. При наличии каких-либо правопритязаний на дополнительную площадь земельного участка, находящегося в собственности Заявителя, единственно верным способом зашиты прав Заявителя являлась подачи искового заявления в суд о признании права собственности на дополнительный земельный участок.(л.д.34-37). В судебное заседание не явился заявитель П., интересы которого по определению суда, представляла Ч. В судебном заседании представитель истца на удовлетворении заявленных требований настаивала, ссылаясь на доводы заявления. Представитель государственного органа просила отказать заявителю в удовлетворении требований по доводам письменного отзыва. Суд, заслушав мнение сторон, изучив материалы дела приходит к следующему. В судебном заседании установлено: Заявитель П. является собственником земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 452,4 кв.м. что следует из копии свидетельства о регистрации права собственности, кадастровой выписки (л.д. 22,23). При поведении ООО «<данные изъяты>» кадастровых работ в отношении земельного участка заявителя, его координаты были уточнены, уточненная площадь составила 1450 кв.м., что следует из соответствующих записей в проекте межевого плана (л.д12,13,.). Границы уточненного земельного участка истца были согласованы с заинтересованным лицом - Комитетом имущественных отношений Администрации Осинского муниципального района (л.д.17 оборот). Решением инженера отдела кадастрового учета № филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю Н. от 20 февраля 2012 г. № «Об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости», т.е. отказано в регистрации изменений площади земельного участка. Решение об отказе вынесено на основании п.1 ч. 5 ст.27 Закона о кадастре. Отказ ответчик обосновывает следующим: «Выявлено: в результате кадастрового учета площадь уточняемого земельного участка с кадастровым номером №, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом РФ от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» требований (1450 кв.м.), больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (452,4 кв.м.), на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительного этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (45,24 кв.м). Статьей 33 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) и принятыми в ее развитие нормативными правовыми актами органов местного самоуправления установлены предельные (минимальные или максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель. На иные правоотношения, связанные с реализацией собственником (землевладельцем, землепользователем, арендатором) своих прав по распоряжению, владению или пользованию земельными участками, включая и уточнение площади земельных участков, действие норм ст.33 ЗК РФ не распространяется. Таким образом, уточнение площади может быть произведено на размер, не превышающий 10% от декларативной площади в ГКН». (л.д.7). Оценивая доводы сторон и установленные обстоятельства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1, п.2 ч.3, п.1 ч.5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков. При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. Согласно ч.1 ст.33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства -нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В ч.2ст.33 ЗК РФ установлен порядок определения максимальных размеров земельных участков, которые предоставляются в собственность гражданам. Максимальные размеры земельных участков устанавливаются федеральными законами, если речь идет о земельных участках, предоставляемых из состава земель, которые являются федеральной собственностью, либо законами субъектов РФ, когда предоставляются земельные участки из состава земель, принадлежащих субъектам РФ. В нормативных правовых актах органов местного самоуправления определяются нормы земельных участков, которые предоставляются из земель, находящихся в муниципальной собственности. Решение Земского собрания Осинского района № от 25 марта 2005 г. "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Осинского района» было отменено, новое решение не принято. Положениями п.3.1 Решения Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Осинского муниципального района Пермского края от 17.03.2010г. № 102 «Об утверждении требований к планировке и застройке земельных участков индивидуальным застройщиком на территории <данные изъяты> сельского поселения» установлено, что размеры земельных участков, выделяемых под личное подсобное хозяйство и индивидуальное строительство в существующей застройке, должны быть не менее 1000 кв.м, но не более 5000 кв.м. на одноквартирный жилой дом. Как следует из материалов дела земельный участок, находящийся в собственности заявителя относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, то есть соответствует требованиям ст.33 Земельного кодекса РФ. Площадь земельного участка была уточнена в процессе межевания на размер не превышающий установленного предельного минимального размера земельных участков, предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства на территории <данные изъяты> сельского поселения. В связи с этим, имеющееся расхождение в площади земельного участка заявителя не превышает предельный размер земельного участка, установленный в соответствии с решением Советом депутатов <данные изъяты> сельского поселения от 17.03.2010. №102, что соответствует нормам ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и не является основанием для отказа в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости. Таким образом, суд считает, что оспариваемым решение инженера отдела кадастрового учета № филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю Н. от 20 февраля 2012 г. № «Об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости» нарушены права и законные интересы заявителя и созданы препятствия в осуществлении его прав и свобод, предусмотренных ст.40 ЗК РФ, ст.35, 36 Конституции РФ. В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. При изложенных обстоятельствах, поскольку обжалуемое решение в полной мере не соответствует требованиям закона, на основании ст.254, 255, 258 ГПК РФ, оно подлежит отмене, с возложением обязанности по устранению нарушения. Руководствуясь ст.194-199,257 ГПК РФ, РЕШИЛ: Признать решение инженера отдела кадастрового учета № филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю Н. от 20 февраля 2012 г. № «Об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости», незаконным. Обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю провести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости - земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, с уточняемой площадь 1450 кв.м. Об исполнении решения не позднее чем в течение месяца со дня получения решения сообщить в суд. Решение может быть обжаловано в течение 30 дней в Пермский краевой суд через Осинский районный суд с даты изготовления решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено к 15 ч. 16 апреля 2012 г. Судья Д.А.Пьянков