Приговор по ч. 1 ст. 105 УК РФ признан законным, обоснованным и справедливым.



Судья <...>

Дело № 22-377/2011

                  

К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 июня 2011 г.                   г. Биробиджан

Судебная коллегия по уголовным делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Сизовой А.В.

судей Спицыной Л.Д., Шибанова В.Г.

при секретаре Долгополовой Г.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании 30 июня 2011 г. дело по кассационной жалобе осуждённой Слепнёвой Г.А. на приговор Смидовичского районного суда ЕАО от 29 апреля 2011 г., которым                     

Слепнёва Г.А., <...> года рождения, уроженка <...>, гражданка РФ, образование среднее, зарегистрированной и проживающей в ЕАО, <...>, не замужем, официально не работает, невоеннообязанной, несудимой,

- осуждённой по ч. 1 ст. 105 УК РФ (в редакции от 13.06.1996 года № 63-ФЗ) к 8 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Срок наказания исчислен с 29 апреля 2011 г.

Заслушав доклад судьи Спицыной Л.Д., пояснения осуждённой Слепнёвой Г.А. в поддержку доводов жалобы, мнение защитника Ящук В.Н., полагавшей жалобу осуждённой удовлетворить, приговор отменить, мнение прокурора Петришина А.П., полагавшего жалобу отклонить, приговор оставить без изменения, мнение потерпевшей О. и её представителя К., просивших приговор оставить без изменения, как справедливый, судебная коллегия, -

У С Т А Н О В И Л А:

Слепнёва приговором суда признана виновной в убийстве, то есть умышленном причинении смерти Л.. Преступление имело место 05 августа 2009 года в обеденное время в <...> ЕАО, в садовом домике <...> расположенном <...> при изложенных в приговоре обстоятельствах.

В судебном заседании Слепнёва вину в совершении преступления не признала, пояснив, что Л. не убивала, в смерти потерпевшего виновен её сожитель П..

В кассационной жалобе осуждённая Слепнёва, не соглашаясь с приговором суда, просит его пересмотреть. Указывает, что мотива убивать Л. у неё не было. О том, что он ранее принимал наркотики, она не знала. Относилась к нему как к ребёнку, поскольку Л. ранее встречался с её дочерью. Допрошенные в суде свидетели не говорили о Слепнёвой ничего плохого. Свидетель Т. пояснила, что не верит в виновность осуждённой. Чистосердечное признание написано под диктовку следователя З. Перед проведением очной ставки, по просьбе П. к ней приходили отец и сын Р., угрожав ей, просили взять вину на себя. Данный факт был подтверждён участковым уполномоченным И.. Усматривает наличие противоречий в части нанесения ударов в показаниях судмедэксперта Ш., указавшего, что удары потерпевшему были нанесены правой рукой и показаниями свидетелей, указавших, что П. работы по хозяйству мог выполнять и левой рукой.

В возражениях на кассационную жалобу представитель потерпевшей О. - адвокат К. считает приговор суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения как в части наказания, так и гражданского иска.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что приговор суда является законным, обоснованным и справедливым.

Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции тщательно исследовал все представленные сторонами доказательства, оценил их в совокупности, проанализировал и дал им оценку в соответствии со ст. 88 УПК РФ, правильно установил фактические обстоятельства по делу.

Суд обоснованно принял во внимание и положил в основу приговора как допустимые и достоверные доказательства показания Слепнёвой Г.А. на следствии, где она при допросе в качестве подозреваемой, обвиняемой, в своём «чистосердечном признании» подробно излагала обстоятельства происшедшего. Из её показаний следует, что после того, как в ходе ссоры Л. был избит П. ( удары наносились в лицо и голову) и оставлен на территории садового участка возле домика, она нанесла лежавшему потерпевшему множество ударов ножом в область груди. При этом она не только «тыкала» в грудь ножом, но и нанесла несколько полосовидных резаных ран. После убийства они с П. сначала спрятали труп в малиннике, ночью - сбросили в водоём соседнего участка.

О данных обстоятельствах пояснял и П., который первоначально был задержан в качестве подозреваемого, однако, он в ходе всех допросов говорил о нанесении ножевых ударов Слепнёвой, требовал проведения с ней очной ставки, в ходе которой он также говорил о виновности Слепнёвой, последняя, будучи свидетелем, признала правдивость его слов.              

Показания П. были оглашены и исследованы в судебном заседании в связи со смертью последнего, нарушений процессуальных норм - ст. 281 УПК РФ - не допущено.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что никакого незаконного давления на Слепнёву не оказывалось ни со стороны органов расследования, ни со стороны свидетелей Р., разговаривавших с ней по просьбе П.. Коллегия также как и суд расценивает разговор с Р. ни как давление на Слепнёву с целью склонения её взять чужую вину на себя, а чтобы она рассказала следствию правду.

Суд обоснованно сослался на протоколы проверки показаний Слепнёвой и П. на месте, из которых следует, что они рассказывали об одних и тех же обстоятельствах: Слепнёва сидела на лежащем во дворе Л. сверху и ножом наносила тому удары.

Протоколом осмотра места происшествия - территории дачного общества <...> - установлено, что 6 августа 2009 года в канаве был обнаружен труп мужчины с признаками насильственной смерти.

В ходе расследования и Слепнёва и П. опознали нож, которым было совершено преступление, и который после убийства она бросила в металлическую ванну с водой.

По заключению судебной медицинского эксперта на теле трупа Л., который был опознан в ходе расследования, в том числе и с помощью врача-стоматолога, кроме ушибленных ран в области лица, ссадин, гематом, имелись 10 колото-резаных ран в области груди. Из них 7 проникающих, повредивших сердце и легкое. Также на трупе имелось 6 резаных ран на передней поверхности грудной клетки полосовидной формы. Смерть наступила в результате малокровия, вызванного массивной кровопотерей в результате множественных проникающих ранений в области груди.

При осмотре места происшествия - дачного домика и участка - были обнаружены джинсы, которые затем были опознаны О., как принадлежащие её сыну.

Данная совокупность доказательств позволила суду сделать верный вывод о доказанности вины Слепнёвой Г.А. в умышленном причинении смерти Л.

Никаких противоречий, ставящих под сомнение выводы суда, коллегия в материалах дела не усматривает.

Суд тщательно проверял доводы Слепнёвой об отсутствии у неё мотива для убийства. В приговоре указано и это было установлено в суде, что ранее Л. проживал с дочерью Слепнёвой, от которой осуждённая узнала, что он « посадил её на наркотики», избивал её. В ходе допросов осуждённая и поясняла, что в день происшедшего была пьяна, вспомнила рассказы дочери ( которая погибла несколько лет назад в результате несчастного случая), и поэтому наносила избитому Л. удары ножом, « чтобы он мучился, как и её А.». При таких обстоятельствах доводы жалобы об отсутствии мотива, о том, что она ничего не знала о Л., коллегия находит несостоятельными. Они были проверены и опровергнуты в суде первой инстанции.

Доводы жалобы Слепнёвой Г.А.о том, что никто из свидетелей о ней плохо не сказал, а свидетель Т. усомнилась в её виновности, не могут служить доказательством невиновности осуждённой. Из показаний свидетеля Т. следует, что ещё до задержания, будучи в нетрезвом состоянии, при ней Слепнёва рассказывала, что убила человека. А через несколько дней свидетель была в качестве понятой при проверке показаний Слепнёвой на месте, и, услышав ее рассказ, поверила той.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит приговор законным - он постановлен с соблюдением всех процессуальных норм, обоснованным, поскольку суд исследовал, оценил доказательства, обосновал свои выводы и дал правильную юридическую оценку содеянному.

Коллегия также считает, что приговор является справедливым. Наказание осуждённой было определено с учётом тяжести и опасности совершенного преступления, данных о личности Слепнёвой Г.А. Суд правильно указал на целую совокупность смягчающих обстоятельств, в том числе и явку с повинной, раскаяние, активное способствование на следствии раскрытию преступления, что позволило суду назначить наказание в 8 лет 6 месяцев лишения свободы при санкции до 15 лет.

Судом правильно был разрешён и гражданский иск.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия по уголовным делам суда Еврейской автономной области, -

                                  О П Р Е Д Е Л И Л А:

Приговор Смидовичского районного суда от 29 апреля 2011 года в отношении Слепнёвой Г.А. оставить без изменения, кассационную жалобу осуждённой Слепнёвой Г.А. - без удовлетворения.

Председательствующий                                                                        А.В. Сизова

Судьи                                                                                                      Л.Д. Спицына

                                                                                                                В.Г. Шибанов