Кассационное определение



Судья <...>

Дело № 22- 455

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 июля 2012 г.               

г.Биробиджан

Судебная коллегия по уголовным делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Сегеды С.Ф.

судей суда ЕАО Ласкаржевского В.В. и Спицыной Л.Д.,

при секретаре Голочёвой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 17 июля 2012 года дело по кассационным жалобам осуждённого Коршунова А.И., адвоката Барабаш С.П. в интересах осуждённого Башарина И.Н., адвоката Савиной И.В. в интересах осуждённого Кучеренко М.И. и кассационного представления и.о. прокурора Смидовичского района Долгова Л.А. на приговор Смидовичского районного суда от 29 марта 2012 года, которым

Коршунов А.И. <...> рождения, уроженец <...>, гражданин Российской Федерации, <...>, ранее не судим, -

осуждён по ст.162 ч.2 УК РФ ( в ред.Федерального закона от <...> № 26-ФЗ) к 6 годам лишения свободы без штрафа и ограничения свободы в ИК общего режима;

Кучеренко М.И., <...> рождения, уроженец <...>, гражданин Российской Федерации, <...> в <...>, ранее не судим, -

осуждён по

  • ст.162 ч.4 п."в" к 9 годам лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы;
  • ст.111 ч.4 УК РФ (в ред.Федерального закона от <...> № 26-ФЗ) к 8 годам лишения свободы, без ограничения свободы.

В соответствии с ч.3 ст.69 УК РФ, путём частичного сложения назначенных наказаний окончательно определено 14 лет лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы в ИК строгого режима.

Башарин И.Н., <...> года рождения, уроженец и житель <...> края, гражданин Российской Федерации, <...> проживающий по <...>, ранее не судим,

осуждён по

  • ст.162 ч.4 п."в" к 9 годам лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы;
  • ст.111 ч.4 УК РФ (в ред.Федерального закона от 07.03.2011 г. № 26-ФЗ) к 8 годам лишения свободы, без ограничения свободы.

В соответствии с ч.3 ст.69 УК РФ, путём частичного сложения назначенных наказаний окончательно определено 14 лет лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы в ИК строгого режима.

Срок наказания всем осуждённым исчислен с 29 марта 2012 года.

Разрешены гражданские иски:

  • в пользу потерпевшей П. с осуждённых Коршунова А.И., Кучеренко М.И., Башарина И.Н. солидарно взыскан материальный ущерб в сумме 700 рублей;
  • в пользу потерпевшей Ф.. с осуждённого Коршунова А.И. взыскан моральный ущерб в сумме 400 000 рублей;
  • в пользу потерпевшей Ф.. с осуждённого Кучеренко М.И.. взыскан материальный ущерб в сумме 1 000 000 рублей;
  • в пользу потерпевшей Ф. осуждённого Башарина И.Н. взыскан материальный ущерб в сумме 1 000 000 рублей.

Заслушав доклад судьи Ласкаржевского В.В., доводы осуждённых Коршунова А.И., Кучеренко М.И. и Башарина И.Н., а так же их защитников - адвокатов Кривошеева С.И., Савину И.В. и Барабаш С.П. в интересах своих подзащитных, мнение прокурора Петришина А.П., полагавшего удовлетворить кассационное представление, а жалобы адвокатов и осуждённого Коршунова А.И. в части меры наказания, оставить без удовлетворения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Коршунов А.И., Кучеренко М.И. и Башарин И.Н. признаны виновными и осуждены за то, что 17 сентября 2010 года в вечернее время, в районе <...> совершили разбойное нападение на П, П.В. и Е. при изложенных в приговоре обстоятельствах. При этом Кучеренко М.И. и Башарин И.Н., действуя согласованно, причинили потерпевшему П В. тяжкие телесные повреждения в виде черепно-мозговой травмы, от которой последний скончался 23.09.2010 года.

В ходе разбойного нападения осуждённые завладели имуществом П В. мобильным телефоном стоимостью 2 230 рублей и деньгами в сумме 700 рублей.

В судебном заседании:

  • Коршунов свою вину признал полностью и показал, что в указанный день Кучеренко предложил ограбить супругов П. и Е., которые отдыхали возле озера в палатке. Из его показаний следует, что около 23 часов, с этой целью они подошли к палатке. Кучеренко стал наносить удары ногами по палатке. Башарин заглянул в палатку и передал ему сумку. Он отошёл в сторону, осматривая её содержимое. Потом удерживал Е., а Кучеренко и Башарин избивали ногами П В., требуя у него деньги и телефоны;
  • Кучеренко свою вину признал только в совершении разбойного нападения, которое они совместно решили совершить, но отрицает причинение П. тяжких телесных повреждений. Ударов по палатке он не наносил, она упала сама, когда туда заглянул Башарин. Кучеренко сбив с ног П. стал удерживать её, а Баширин удерживал Е.. Он слышал звуки борьбы и как Коршунов требовал деньги. Поле этого они убежали;
  • Башарин свою вину в разбойном нападении признал, так же отрицая причинение П В. тяжких телесных повреждений. Когда по палатке стали наноситься удары, - потерпевшие вышли. Он отвёл Е. в сторону, а Кучеренко увёл П. и удерживал её. В это время Коршунов ногами избивал П.В. требуя у него деньги.

В кассационных жалобах:

  • адвокат Савина в интересах Кучеренко обращает внимание, что доказательств вины её подзащитного в нанесении тяжких телесных повреждений П.В. не имеется. Суд на противоречивых показаниях очевидцев случившегося постановил приговор, который адвокат просит отменить;
  • адвокат Барабаш в интересах Башарина так же просит отменить приговор, обращая внимание, что вина её доверителя не нашла своего подтверждения в судебном заседании, показания потерпевших и осуждённого Коршунова по этому поводу являются противоречивыми;
  • осуждённый Коршунов не соглашается с чрезмерно суровой мерой наказания, а так же с суммой морального вреда в 400 тыс. рублей, которую суд постановил взыскать с него.

В кассационном представлении прокурор просит приговор суда изменить, исключив из него указание о взыскании морального вреда с осуждённого Коршунова в сумме 400 тыс. рублей, т.к. последний не признан виновным в причинении тяжкого вреда здоровью П.В.

В возражениях на кассационные жалобы адвокатов Савиной и Барабаш, а так же осуждённого Коршунова, в части назначенного ему наказания, прокурор считает их несостоятельными и не подлежащими удовлетворению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб адвокатов и осуждённого, судебная коллегия считает, что приговор является законным и обоснованным.

Осуждённые не отрицают своей вины в совершении разбойного нападения на супругов П и Е, который они совершили по предварительной договорённости. Хотя каждый из них отрицает причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшему П.В.

Потерпевшая П. утверждает, что видела как двое из нападавших, избивали ногами её мужа, лежащего на земле, причём, они наносили ему удары в область головы, третий - находился рядом с ней. Получив несколько ударов в голову, П. потеряла сознание. Лиц нападавших потерпевшая не разглядела.

Аналогичные показания дала потерпевшая Е При этом она уточнила, что именно Коршунов удерживал её и П, когда двое других нападавших ногами избивали П.В.

Данные показания соответствуют показаниям Коршунова: в то время когда он удерживал Е., Кучеренко и Башарин избивали П.В.

О том, что именно Кучеренко и Башарин причинили П.В. тяжкий вред здоровью, следует из показаний матери Коршунова, которой сын рассказал об обстоятельствах случившегося.

Таким образом, показания Кучеренко и Башарина, утверждающих, что это не они, а Коршунов единолично причинил П В. тяжкий вред здоровью, от которого тот скончался, суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными. Соответственно и кассационные жалобы адвокатов, в интересах осуждённых, не подлежат удовлетворению.

Всем противоречиям, на которые адвокаты ссылаются в своих жалобах, суд в приговоре дал надлежащие оценки, с которыми судебная коллегия соглашается.

Суд, с соблюдением закона, рассмотрел настоящее дело, тщательно проанализировав представленные доказательства, правильно квалифицировав действия осуждённых, определив им, в соответствии со ст.60 УК РФ, соразмерные и справедливые наказания. При этом суд учёл характер и степень общественной опасности совершенного преступления, принял во внимание смягчающие обстоятельства: явки с повинной осуждённых, наличие у Кучеренко троих несовершеннолетних детей. С учётом чего им были определены наказания в рамках, предусмотренных законом. Поэтому оснований для изменения приговора, по мотивам его суровости, о чём просит осуждённый Коршунов, - судебная коллегия не находит.

Вместе с тем, судебная коллегия считает, что приговор в части разрешения гражданского иска в отношении Коршунова подлежит отмене.

Согласно иску, заявленному потерпевшей Ф., дочерью П.В., скончавшегося в результате действий осуждённых Кучеренко и Башарина, суд, в счёт компенсации морального вреда, взыскал в пользу Ф. с осуждённого Коршунова 400 000 рублей.

Данная сумма судом ничем не мотивирована. С учётом того, что действия Коршунова, согласно приговору, не состоят в причинной связи со смертью П.В. по поводу чего потерпевшей Ф. был заявлен гражданский иск, дело в этой части подлежит отмене и направлению для его рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

С учётом изложенного, руководствуясь ст.ст.377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия по уголовным делам суда Еврейской автономной области

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Приговор Смидовичского районного суда от 29 марта 2012 года в отношении Коршунова А.И. изменить:

- в части гражданского иска о взыскании с осуждённого Коршунова А.И. 400 000 рублей в пользу Ф. приговор отменить, направив дело в этой части в порядке гражданского судопроизводства в тот же суд, для его рассмотрения в ином составе.

В остальной части приговор в отношении Коршунова А.И., Кучеренко М.И. и Башарина И.Н. <...> оставить без изменения, а кассационные жалобы адвокатов - без удовлетворения.

Кассационное представление прокурора считать удовлетворённым, а кассационную жалобу осуждённого Коршунова А.И. - частично удовлетворённой.

Председательствующий           С.Ф. Сегеда

Судьи областного суда                В.В.Ласкаржевский

        Л.Д. Спицына