Дело № <...> Решение Именем Российской Федерации 30 ноября 2011 г. г. Биробиджан Суд Еврейской автономной области в составе: председательствующего судьи Кнепмана А.Н., при секретаре Поповской Н.В., с участием: заявителя Аносовой С.В., представителя Избирательной комиссии ЕАО Поповой Т.В., представителей Регионального отделения Политической партии «Либерально-демократическая партии России» Стебловской Е.В. и Колова Е.Д., прокурора Степаньковой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Аносовой С. В. об оспаривании постановления Избирательной комиссии Еврейской автономной области Установил: Аносова С.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления Избирательной комиссии Еврейской автономной области от 18 ноября 2011 г. № 20/132-5 «Об исключении кандидата в депутаты Законодательного собрания Еврейской автономной области пятого созыва из областного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии России» (ЛДПР) в Еврейской автономной области». Данное постановление вынесено на основании Выписки из протокола заседания Высшего Совета Либерально-демократической партии России (ЛДПР) от 15 ноября 2011 г. № 545 в/с-п о согласовании решения Координационного Совета регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» в Еврейской автономной области от 12 ноября 2011 г., и выписки от 16 ноября 2011 г. из протокола заседания Координационного совета от 12 ноября 2011 г. 12 ноября 2011 г. состоялось заседание Координационного Совета регионального отделения политической партии «ЛДПР» в ЕАО, на котором был поставлен вопрос об её отзыве, как кандидата в депутаты Законодательного Собрания ЕАО, выдвинутого в областном списке кандидатов общеобластной части списка кандидатов под номером два. Данный вопрос был поставлен на голосование и большинством голосов (5 из 6) было принято решение об отзыве её кандидатуры из общеобластной части списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания ЕАО, выдвинутого по единому избирательному округу избирательным объединением регионального отделения ЛДПР в ЕАО. Считает, что данное решение было принято с нарушением требований действующего федерального законодательства и Устава ЛДПР. Ни в Выписке от 16 ноября 2011 г. из протокола заседания Координационного Совета регионального отделения ЛДПР в ЕАО от 12 ноября 2011 г., ни в Выписке из протокола заседания Высшего Совета ЛДПР от 15 ноября 2011 г. не содержится обоснования принятого решения об исключении её кандидатуры из общеобластного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания ЕАО. Это положение противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 09.11.2009 № 16-П. По этим основаниям просит постановление Избирательной комиссии ЕАО от 18 ноября 2011 г. № 20/132-5 «Об исключении кандидата в депутаты Законодательного Собрания ЕАО пятого созыва из областного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Либерально-демократическая партия России» (ЛДПР) в Еврейской автономной области» отменить. Обязать Избирательную комиссию ЕАО внести кандидатуру Аносовой С.В. в областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Еврейской автономной области пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» (ЛДПР) в Еврейской автономной области». В судебном заседании Аносова С.В. поддержала свои требования и доводы, изложенные в заявлении, пояснила, что членом Либерально-демократической партии России» (ЛДПР) в Еврейской автономной области» являлась с 26 марта 2011 г. по 22 ноября 2011 г. Она присутствовала на заседании Координационного Совета Регионального отделения партии, на котором было принято решение об исключении её из списков кандидатов в депутаты от партии. По предложению Р. в повестку дня заседания Координационного Совета был включён вопрос об её исключении из списков кандидатов в депутаты. После этого выступили Стебловская Е.В., М. и другие участники заседания. Ни о каких нарушениях Устава на этом заседании не говорилось, в том числе об основаниях её исключения из списка кандидатов в депутаты. Представитель Избирательной комиссии ЕАО Попова Т.В. требования Аносовой С.В. не признала, огласила представленные суду письменные возражения, основные доводы которых следующие. В соответствии с постановлением Законодательного Собрания ЕАО от 29 августа 2011 г. № 283 «О назначении дня выборов депутатов Законодательного Собрания ЕАО» выборы депутатов Законодательного Собрания пятого созыва назначены на 04 декабря 2011 г. В рамках полномочий, предоставленных статьей 10 Закона области от 30 марта 2011 г. № 907-03 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Еврейской автономной области», постановлением избирательной комиссии области от 12 октября 2011 г. № 10/91-5 «О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Еврейской автономной области пятого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) в Еврейской автономной области» был зарегистрирован представленный партией список кандидатов. 17 ноября 2011 г. в избирательную комиссию области от избирательного объединения «Региональное отделение Политической партии «Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) в Еврейской автономной области» поступили следующие документы: заявление об исключении Аносовой С.В. из зарегистрированного списка кандидатов, выписка из протокола заседания Координационного совета, выписка из протокола заседания Высшего Совета, решение Высшего Совета ЛДПР. Посчитав Аносову С.В. исключённой из списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Либерально-демократическая партия России» (ЛДПР) в Еврейской автономной области», избирательная комиссия выполнила действия, предписанные ей пунктом 8 статьи 31 Закона области № 907-ОЗ. В пункте 8 статьи 31 этого Закона не содержится требований для избирательной комиссии выяснять причины принятия того или иного решения Региональным отделением ЛДПР в ЕАО. Устав партии содержит положения, позволяющие исключить кандидата из партийного списка с определением ряда условий. В данном случае это согласование с Высшим Советом ЛДПР за № 545-Ис-п от 15 ноября 2011 г., которое было представлено в избирательную комиссию области. Право выдвижения кандидатов, а равно и право исключения кандидатов из партийных списков принадлежит партии. Избирательная комиссия области только оформляет данное решение в установленном законом порядке, а именно, принимает постановление. Представители заинтересованного лица - Регионального отделения Политической партии «Либерально-демократическая партия России» Стебловская Е.В. и Колов Е.Д. не признали требования Аносовой С.В. Стебловская Е.В. представила суду и огласила письменные возражения по заявленному иску, основные доводы которого следующие. Оспариваемое заявителем решение принято в соответствии с пунктом 32 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пунктом 8 статьи 31 Закона ЕАО от 31 марта 2011 г. № 907-03 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Еврейской автономной области», в соответствии с которыми избирательное объединение в соответствии со своим уставом, а также в порядке, предусмотренном его уставом, вправе исключить некоторых кандидатов из выдвинутого им областного списка кандидатов не позднее В определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ в от 6 августа 2008 г. N 42-Г08-8 указано, что в силу закона избирательная комиссия субъекта не наделена правом проводить проверку обоснованности принятого уполномоченным партийным органом решения об исключении (отзыве) кандидата из списка, поскольку решение этого вопроса отнесено к исключительной компетенции выдвинувшего список избирательного объединения. Избирательная комиссия обязана принять такое решение к сведению и провести необходимые организационные мероприятия, связанные с исключением указания о кандидате из избирательного бюллетеня. Соответственно, оснований для отмены оспариваемого Аносовой С.В. решения Избирательной комиссии ЕАО нет, поскольку ею соблюдена процедура исключения из списков. Процедура принятия избирательным объединением решения об исключении Аносовой С.В. из областного списка кандидатов соблюдена, и её избирательные права этим решением не нарушены. Возможное требование об оспаривании этого решения так же будет являться незаконным и необоснованным, поскольку Аносова С.В., согласно членскому билету № <...> с 26 марта 2011 г. являлась членом ЛДПР. После назначения Постановлением Законодательного собрания ЕАО № 283 от 29 августа 2011 г. на территории области выборов депутатов Законодательного собрания области пятого созыва на 4 декабря 2011 г., 24 сентября 2011 г. на внеочередной конференция № 3 рассмотрены вопросы о выдвижении списка кандидатов в депутаты в Законодательного Собрания ЕАО пятого созыва и о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам в отношении членов партии. Аносова С.В. была включена в список кандидатов в депутаты в Законодательное Собрание ЕАО пятого созыва и выдвинута в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу № 1. Для выдвижения от партии лиц, не состоящих в рядах партии, законом, предусмотрена несколько иная процедура. Кроме того, указанным решением конференции Координационному Совету на период проведения избирательной компании были переданы полномочия конференции. 10 октября 2011 г. решением № 8/13 избирательной комиссии Биробиджанского городского избирательного округа № 1 Аносова С.В. зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу № 1. 12 октября 2011 г. решением № 13/21 избирательной комиссии Еврейской автономной области зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты их регионального отделения. Исходя из подпункта 25 статьи 2, пункта 32 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, пункта 8 статьи 31 Закона ЕАО от 31 марта 2011 г. № 907-03, следует, что субъектом избирательного процесса может выступать как сама политическая партия, так и её региональное отделение либо иное структурное подразделение партии, имеющее в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. Данное обстоятельство подтверждается, в частности, положениями пункта 14 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о том, что списки кандидатов могут быть выдвинуты как политической партией, так и её региональным отделением. Согласуются с ним и определённые правила, содержащиеся в Уставе ЛДПР. На основании пункта 6.3 Устава партии 12 ноября 2011 г. Координационным Советом регионального отделения большинством голосов было принято решение № 23 об исключении кандидатуры Аносовой С.В. из общеобластной части областного списка кандидатов в депутаты Законодательного собрания ЕАО, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Либерально-демократическая партия России» (ЛДПР) в Еврейской автономной области». Основанием для принятия такого решения явились установленные в действиях Аносовой С.В. факты несовместимые с законными интересами партии ЛДПР, дающие все основания сомневаться в том, что она как член партии ЛДПР признаёт её Устав, программу, искренне разделяет интересы партии, а также действия, порочащие репутацию члена партии и наносящие моральный ущерб партии по п.п. «в» п.5.12. Устава ЛДПР. 15 ноября 2011 г. Высшим Советом партии ЛДПР решение Координационного Совета регионального отделения от 12 ноября 2011 г. было согласовано в порядке, установленном Уставом партии. Полагает, что установленная законом и Уставом партии процедура исключения кандидата из списка кандидатов по единому избирательному округу была соблюдена в полном объёме. Ссылаясь на пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. N 5 полагает, что принятое Координационным Советом регионального отделения решение об исключении Аносовой С.В. из общеобластной части областного списка кандидатов не нарушало на момент его принятия её пассивного избирательного права, поскольку она оставалась зарегистрированной в качестве кандидата по Биробиджанскому городскому одномандатному избирательному округу № 1. 18 ноября 2011 г. на информационном портале ЕАО МЕДИА РУ в 17.30 было размещено сообщение о том, что региональное отделение ЛДПР исключило своего кандидата из областного списка в Законодательное собрание. 20 ноября 2011 г. на этом же информационном портале сети Интернет была размещена статья «Светлана Аносова: «Выборы для ЛДПР - это бизнес-проект», в которой Аносова С.В. сообщала читателям портала информацию, дискредитирующую партию. 22 ноября 2011 г. состоялось заседание Координационного Совета регионального отделения, на котором присутствовала Аносова С.А.. Большинством голосов было принято решение об исключении Аносовой С. В. из партии и об отзыве кандидата Аносовой С.В. по одномандатному избирательному округу № 1 за совершение действий, порочащих репутацию члена ЛДПР и наносящий моральный ущерб партии. Указанное решение партии считают правомерным, и оно не оспаривается заявителем. На сегодняшний день Аносова С.В. не является членом ЛДПР и, следовательно, не может в соответствии с вышеназванными нормами представлять интересы избирательного объединения в Законодательном Собрании ЕАО. Избирательным объединением указанные решения были приняты в связи с тем, что в действиях Аносовой С.В. были установлены факты, несовместимые с законными интересами партии ЛДПР, дающие все основания сомневаться в том, что она как член партии ЛДПР признаёт её Устав, программу, искренне разделяет интересы партии, и будет добросовестно отстаивать их, будучи наделённой депутатскими полномочиями в Законодательном Собрании Еврейской автономной области от партии ЛДПР. Вся процедура лишения заявителя пассивного избирательного права быть избранной как по общеобластному списку кандидатов в депутаты Законодательного Собрания ЕАО пятого созыва, так и права быть избранной по Биробиджанскому городскому одномандатному избирательному округу № 1 соответствует закону. Представитель заинтересованного лица Колов Е.Д. пояснил, что место в общеобластном списке предоставляется только членам партии, и существует определённая система отбора кандидатов в данный список. Но наряду с этим существует право на отбор и беспартийных кандидатов. Порядок выдвижения беспартийных кандидатов сильно отличается от порядка выдвижения партийных. В данном случае, место, которое заняла Аносова С.В., место партийного кандидата, место № 2, следующее за Жириновским В.Ф., которое с вероятностью 99,9% даёт возможность стать депутатом Законодательного собрания ЕАО. Аносова С.В., лишившись данного места, не захотела продолжать предвыборную борьбу как член партии по одномандатному округу, где тоже являлась кандидатом. Это обстоятельство указывает на корыстное отношение к данному вопросу. Зная, что с 23 ноября 2011 г. она не является членом партии, 28 ноября 2011 г. подала в суд заявление об оспаривании постановления Избирательной комиссии ЕАО, чтобы вернуть себе место в общеобластном списке, которое ей принадлежало как члену партии, зная, что членом партии она уже не является, при этом не попыталась восстановить своё доброе имя и восстановиться в членах партии. К заявлению приложила копию своего партийного билета. Выслушав пояснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявленных требований, исследовав материалы дела, суд находит заявление Аносовой С.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно представленной копии удостоверения, выданного 26 марта 2011 г., Аносова С.В. являлась членом «Либерально-демократической политической партии». Постановлением Законодательного Собрания ЕАО от 29 августа 2011 г. № 283 «О назначении дня выборов депутатов Законодательного Собрания ЕАО» выборы депутатов Законодательного Собрания пятого созыва назначены на 4 декабря 2011 г. На основании постановления Избирательной комиссии ЕАО № 10/91-5 от 12 октября 2011 г. зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Еврейской автономной области пятого созыва по единому избирательному округу, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) в Еврейской автономной области» в количестве 15 человек. Копия данного постановления представлена в материалы дела. В общеобластной части списка кандидатов под вторым номером в качестве кандидата в депутаты указана Аносова С.В. В соответствии с частью 2 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) регистрация кандидата (списка кандидатов) аннулируется решением избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), на основании заявления кандидата о снятии своей кандидатуры, решения избирательного объединения об отзыве кандидата (списка кандидатов), представленных в данную избирательную комиссию в соответствии с пунктом 30, 31 или 32 статьи 38 настоящего Федерального закона, а также в связи со смертью кандидата. В соответствии с пунктом 32 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ избирательное объединение в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом и (или) уставом избирательного объединения, вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, а также в порядке, предусмотренном его уставом, исключить некоторых кандидатов из выдвинутого им списка кандидатов. Кандидат, выдвинутый по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, может быть отозван не позднее чем за пять дней до дня голосования, а кандидат, включенный в список кандидатов, может быть исключен из этого списка не позднее чем за 15 дней до дня голосования, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 статьи 76 настоящего Федерального закона. Подпунктом «з» пункта 6.10 Устава Либерально-демократической партии предусмотрено право Координационного Совета регионального отделения политической партии по согласованию с Высшим Советом партии принять решение об исключении из единого списка кандидатов и об отзыве кандидатов, выдвинутых по одномандатному (многомандатным) округам, в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно представленному протоколу от 12 ноября 2011 г. Координационный Совет Регионального отделения ЛДПР в Еврейской автономной области принял решение об исключении Аносовой С.В. из списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Еврейской автономной области пятого созыва по единому избирательному округу, выдвинутому избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) в Еврейской автономной области». Копиями выписки из протокола заседания Высшего Совета ЛДПР и его решением подтверждено, что Высшим советом ЛДПР 15 ноября 2011 г. постановлено согласовать решение Координационного Совета Регионального отделения ЛДПР в Еврейской автономной области от 12 ноября 2011 г. по исключению Аносовой С.В. из списка кандидатов в депутаты. Как следует из представленной Избирательной комиссией ЕАО копии сопроводительного письма координатора Регионального отделения ЛДПР в ЕАО 17 ноября 2011 г. в 14-40 в Избирательную комиссию ЕАО им направлены выписка из протокола заседания Координационного Совета, решение Высшего совета ЛДПР и выписка из протокола заседания Высшего Совета ЛДПР. Копии данных документов представлены в суд, как Избирательной комиссией ЕАО, так и Региональным отделением ЛДПР в ЕАО. В этих документах указано, что исключение Аносовой С.В. из списка кандидатов в депутаты произведено в соответствии с подпунктом «з» пункта 6.10 Устава ЛДПР. Как следует из пояснений в судебном заседании представителя Регионального отделения ЛДПР в ЕАО Колова Е.Д. специальной формы документов, представленных отделением в Избирательную комиссию ЕАО для исключения из списков кандидатов Аносовой С.В., не установлено, при их оформлении использовался практический опыт других подразделений партии.. Наличие каких-либо нормативных требований к содержанию и форме представляемых в Избирательную комиссию документов партии об исключении из списка кандидатов не установлено. 18 ноября 2011 г. состоялось заседание Избирательной комиссии ЕАО, на котором было принято оспариваемое постановление «Об исключении кандидата в депутаты Законодательного собрания Еврейской автономной области пятого созыва из областного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии России». Согласно представленной в дело копии протокола заседания Избирательной комиссии на нём присутствовала и Аносова С.В., которая в судебном заседании подтвердила этот факт. Постановлением Избирательной комиссии Еврейской автономной области от 18 ноября 2011 № 20/132-5 «Об исключении кандидата в депутаты Законодательного Собрания Еврейской автономной области пятого созыва из областного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Либерально-демократическая партия России» (ЛДПР) в Еврейской автономной области» постановлено считать Аносову С.В. исключённой из областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания ЕАО пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Либерально-демократическая партия России» (ЛДПР) в Еврейской автономной области». В данном постановлении Избирательная комиссия ЕАОруководствовалась пунктом 8 статьи 31 Закона ЕАО «О выборах депутата законодательного собрания Еврейской автономной области» от 30.03.2011 N 907-ОЗ соответствующим пункту 32 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ. Данный пункт Закона области предусмотрел, что избирательное объединение в соответствии со своим уставом, а также в порядке, предусмотренном его уставом, вправе исключить некоторых кандидатов из выдвинутого им областного списка кандидатов не позднее, чем за 15 дней до дня голосования. В соответствии с пунктом 9 статьи 10 статьи Закона области от 30.03.2011 № 907-03 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Еврейской автономной области» избирательная комиссия области заверяет и регистрирует списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, публикует зарегистрированные областные списки кандидатов. Других полномочий, которые бы позволяли избирательной комиссии области проверять обоснованность принятого избирательным объединением политической партии, выдвинувшим списки кандидатов, решения об исключении члена партии из списка кандидатов Законом области не установлено, и не определено федеральным законодательством. В этой связи, суд приходит к выводу, что установленный законом порядок исключения Аносовой С.В. из списка кандидатов в депутаты органа государственной власти субъекта Российской Федерации Избирательной комиссией ЕАО был соблюдён. Вместе с тем, согласно подпункта «к» пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2011 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» устав политической партии должен содержать положения, определяющие, основания и порядок отзыва выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, порядок исключения кандидатов из выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, списков кандидатов. Пунктом 5.12 Устава ЛДПР предусмотрены основания для исключения и отзыва кандидатов в депутаты, каковыми, в частности, являются: а) Выраженное публично или в средствах массовой информации несогласие кандидата с предвыборной платформой партии или ее Программой, позицией Центрального Аппарата ЛДПР, Высшего Совета или Председателя ЛДПР по каким-либо вопросам; б) самоустранение кандидата от участия в предвыборной (от сбора подписей, от подбора доверенных лиц и т.п.) или выборной кампании (отказ от встреч с избирателями, участия в «круглых столах», иных агитационно-информационных мероприятиях и т.п.); в) совершение действий, порочащих репутацию члена партии и наносящих моральный ущерб партии; г) предоставление недостоверных или ложных биографических сведений на этапе формирования федерального списка кандидатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, списка кандидатов и списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) округам в дупутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и при выдвижении кандидатов на иные выборные должности в органы государственной власти и органы местного самоуправления; д) исключение из членства ЛДПР в соответствии с п. 4.13 настоящего Устава; е) нарушение действующего избирательного законодательства, требований Устава и решений руководящих органов ЛДПР, Центрального Аппарата ЛДПР. В выписках из протокола заседания Координационного Совета регионального отделения ЛДПР в ЕАО от 16 ноября 2011 г. (протокол от 12 ноября 2011 г.), из протокола заседания Высшего Совета ЛДПР от 15 ноября 2011 г., решения Высшего Совета ЛДПР от 15 ноября 2011 г., в которых отражено решение вопроса исключения кандидатуры Аносовой С.В. из общеобластного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания ЕАО, не содержится ссылок на основание, предусмотренное пунктом 5.12 Устава ЛДПР. Однако как установлено форма документов, которые представлены Региональным отделением в Избирательную комиссию для исключения кандидата в депутаты из списка кандидатов, не имеет нормативного закрепления, что не предполагает обязательности указания в них основания, предусмотренного Уставом, послужившим принятию такого решения. Тем более, суд находит состоятельными доводы представителей Регионального отделения ЛДПР в ЕАО о том, что на момент подачи исключения Аносовой С.Н. из партийного списка кандидатов в депутаты, она продолжала баллотироваться как член партии по одномандатному избирательному округу, и, учитывая публичный характер процедуры выборов, указание основания исключения из списков могло бы дискредитировать кандидата от партии по одномандатному округу, что не отвечало партийным интересам. Вместе с тем, Конституционный суд РФ в Постановлении от 09 ноября 2009 г. № 16-П признал, что взаимосвязанные положения пункта 32 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпункта "к" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О политических партиях" и части 3 статьи 30 Закона Краснодарского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" - в той части, в какой на их основании избирательное объединение (политическая партия, ее региональное отделение или иное структурное подразделение, имеющие право участвовать в выборах) в порядке, предусмотренном его уставом, вправе исключить некоторых кандидатов из выдвинутого им списка кандидатов, - не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку данные положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что исключение политической партией конкретного лица из списка кандидатов в депутаты обусловлено действиями (бездействием) этого лица, несовместимыми с законными интересами выдвинувшей его политической партии, осуществляется на основе мотивированного решения и не носит дискриминационный и произвольный характер. Реализуя данную конституционно-правовую позицию Конституционного суда РФ в пункте 32 Постановления Пленума от 31 марта 2011 г. № 5 Верховной суд РФ разъяснил, что судам при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии об исключении кандидата из заверенного списка кандидатов, об аннулировании регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов необходимо учитывать, что решение избирательного объединения об исключении гражданина из выдвинутого этим объединением и зарегистрированного избирательной комиссией списка кандидатов не может быть произвольным, должно быть мотивированным и обусловленным конкретными действиями (бездействием) данного лица, которые несовместимы с законными интересами избирательного объединения. Принимая во внимания конституционно-правовую позицию Конституционного суда РФ и следуя разъяснениям Верховного суда РФ, суд, несмотря на отсутствие со стороны заявителя требований о признании незаконным решения Регионального отделения партии об её исключении из списка кандидатов, с учётом оснований заявления Аносовой С.В. в рамках данного спора, посчитал необходимым установить, что решение избирательного объединения об исключении гражданина из выдвинутого этим объединением и зарегистрированного избирательной комиссией списка кандидатов не может быть произвольным, должно быть мотивированным и обусловленным конкретными действиями (бездействием) данного лица, которые несовместимы с законными интересами избирательного объединения. Действительно, в выписке от 16 ноября 2011 г. из протокола № 23 заседания Координационного совета ЛДПР в ЕАО от 12 ноября 2011 г., которая была представлена в Избирательную комиссию ЕАО, не отражено обсуждение вопроса об исключении заявителя из списков кандидатов в депутаты членами Координационного Совета, не указаны основания исключения. Очевидно, что выписка, не предполагает полного содержания того документа, из которого она сделана. В ходе судебного разбирательства суду предоставлен протокол № 23 от 12 ноября 2011 г. Из данного протокола видно, что за предложение члена Координационного Совета Регионального отделения ЛДПР Р. исключить Аносову С.В. из общеобластного списка кандидатов на основании п.п. «в» п 5.12 Устава ЛДПР, то есть за совершение действий, порочащих репутацию члена партии и наносящих моральный ущерб партии, проголосовало большинство присутствующих членов Координационного Совета, 5 из 6. Против исключения голосовала Аносова С.В. Представители Регионального отделения ЛДПР в ЕАО в суде Колов Е.Д. и Стебловская Е.В., оговорив, что им известно о наличии уголовной ответственности за фальсификацию доказательств, подтвердили подлинность представленного протокола, который содержит среди прочих и их выступления, в которых сообщалось о действиях и поведении Аносовой С.В., противоречащих интересам партии. Но помимо этого, суд посчитал необходимым допросить и некоторых других участников заседания Координационного Совета Регионального отделения ЛДПР, состоявшегося 12 ноября 2011 г., в чьих высказываниях также сообщалось о действиях и поведении Аносовой С.В. противоречащих интересам партии. Свидетель Р. пояснила, что 12 ноября 2011 г. она участвовала в заседании Координационного Совета Регионального отделения ЛДПР в ЕАО, на котором было принято решение об исключении из списков Законодательного собрания области Аносовой С.В. Основанием для исключения Аносовой С.В. из списков партии послужило недоверие к ней. 12 ноября 2011 г. был оформлен протокол заседания совета в печатном варианте. Пункт Устава, на основании которого Аносова С.В. была исключена из списков партии, на заседании совета озвучила она <...> Это подпункт «в» пункта 5.12 Устава ЛДПР. Им стало известно, что Аносова С.В. имеет очень тесные связи, дружеские отношения с гр. <...> которые работают в аппарате губернатора и в Законодательном собрании. Аносова С.В. неоднократно звонила с рабочего телефона <...>. Действия Аносовой С.В., вызвавшие недоверие к ней, например, её звонки с рабочего телефона <...> М.., который также является кандидатом в депутаты. Номер рабочего телефона <...> высветился и его определили. Информация о звонке исходила от тех лиц, которым она доверяет. Об обсуждении вопросов работы партии заявителем с представителями других партий, ей рассказал М. Ей также известно, что Аносова С.В. обращалась к ней лично за телефонами <...>, которая является лидером партии «Патриоты России», и <...> который является лидером партии «Справедливая Россия». Свидетель Т. пояснил, что членом ЛДПР является с весны 2011 г.. Он присутствовал на заседании Координационного Совета, когда решался вопрос об исключении Аносовой С.В. из общеобластных списков и выступал на нём одним из последних. Он же предложил Аносовой С.В. выступить в своё оправдание. После её выступления продолжил свою речь и сказал, что утвердился во мнении того, что заявительница является членом другой партии, но скрыла это, когда вступала в ряды ЛДПР. Также он решил, что Аносова С.В. поддерживала несанкционированные отношения с лидерами другой партии: <...> - председателем отделения партии «Единая Россия» в ЕАО, <...>., занимающей должность, связанную с внутренней политикой в области, с <...>. Также он убедился, что её действия не сопоставимы с идеологией партии ЛДПР, поэтому она не должна находиться в общеобластных списках, как кандидат в депутаты. В связи с этим на Координационном Совете был поставлен вопрос об её исключении из этого списка. После него выступала Р. Он подтвердил, что нормативное обоснование исключения Аносовой С.В. из общеобластных списков звучало, шла ссылка на Устав партии. Протокол Координационного совета вела И. от руки, но на следующий день он уже познакомился с печатным текстом и подтверждает его пояснения, внесённые в протокол. Свидетель М. пояснил, что он являлся одним из инициаторов исключения Аносовой С.В. из списка кандидатов в депутаты законодательного собрания пятого созыва от их политического объединения и присутствовал на заседании координационного совета, где решался этот вопрос. Он первым выразил Аносовой С.В. недоверие в связи с тем, что стала известна информация о том, что Аносова С.В. представляет интересы их политических оппонентов. Из источников, сохранившихся у него в силу прежней работы (начальника второго отдела УБОП ЕАО) ему стало известно о том, что включение в список кандидатов от ЛДПР Аносовой С.В. согласовывал <...>., член правящей партии, об этом он М. говорил на заседании Координационного Совета. Аносова С.В. не скрывала, что имеет дружеские отношения со многими членами правительства области, которые настроены против прохождения их избирательного объединения и их кандидатов во власть. В частности, она не скрывала, и не скрывает, что находится в дружеских отношениях с <...>., которая работает в правительстве области заместителем начальника департамента по внутренней политике и связей со СМИ, и также является представителем партии «Единая Россия». Также ему известно, что Аносова С.В. вела диктофонную запись совещаний Координационного Совета, причём, это делалось тайно, неизвестно с какими целями. Он видел, когда Аносова С.В. включала диктофон на своём сотовом телефоне. Перед проведением Координационного совета по исключению Аносовой С.В. из списков у него появилась достоверная информация об этом. Ему известны основания, по которым кандидат может быть исключён из списков кандидатов в депутаты. Одно из оснований исключения Аносовой из списков - это недоверие избирательного объединения к выдвинутому кандидату. Заместитель координатора Р. озвучила, по каким основаниям может быть отозван кандидат по согласованию с центральным аппаратом. Протокол заседания Координационного Совета по вопросу исключения Аносовой С.В. из списков вела И. Он неоднократно слышал от Аносовой С.В., что к ней подходили и предлагали как денежное вознаграждение, так и должности. Все кандидаты удивлялись потому, что к другим их кандидатам никто не подходил с такими предложениями. Аносова С.В. всегда акцентировала внимание именно на этом моменте, повышая свою значимость. Он М. говорил на Координационном Совете 12 ноября 2011 г. о том, что Аносова С.В. неоднократно звонила с рабочего телефона <...>., с которой он заочно знаком, и интересовалась вопросами построения методики избирательной компании, но даты звонков он не помнит. Аносова звонила ему на сотовый телефон, а затем он узнал, с какого именно телефона звонила Аносова, так как номер городского телефона высветился. После возникновения в начале ноября 2011 г. угрозы исключения кандидатуры Аносовой С.В. из областного списка, она активизировала свою работу тем, что резко стала всем помогать, активно вести предвыборную кампанию. После Координационного Совета по вопросу исключения Аносовой С.В. из партии, она ему пояснила, что у неё имеются диктофонные записи, но использовать она их не будет, она их удалила. И после проведения последнего Координационного Совета, когда Аносову С.В. исключили из партии, она жаловалась на то, что пошла в политику и дала своё согласие баллотироваться в депутаты только после того, как узнала, что у неё стопроцентная гарантия прохода в законодательное собрание. Показания данных свидетелей последовательны, не противоречивы, суд доверяет им и убеждён в их правдивости. Признавая общеизвестным факт политической конкуренции между партиями в период избирательных компаний, суд посчитал, что пояснения представителей Регионального отделения ЛДПР в ЕАО Колова Е.Д., Стебловской Е.В. в судебном заседании, пояснения указанных свидетелей, соответствующие в основном их выступлениям, отраженным в протоколе № 23 заседания Координационного Совета Регионального отделения партии, позволяют суду сделать вывод, что решение избирательного объединения об исключении гражданина из выдвинутого этим объединением и зарегистрированного избирательной комиссией списка кандидатов не было произвольным, было мотивированным и обусловлено конкретными действиями данного лица, которые несовместимы с законными интересами избирательного объединения. Вместе с тем, суд признаёт состоятельными доводы представителей заинтересованных лиц о том, что решение Координационного Совета об исключении Аносовой С.В. из списка кандидатов не лишило её возможности, как члена партии реализовать защищаемое ею в данном споре пассивное избирательное право быть избранной депутатом Законодательного собрания, поскольку на момент принятия Избирательной комиссией ЕАО постановления её об исключении из Списков кандидатов она продолжала баллотироваться в депутаты Законодательного собрания ЕАО по одномандатному избирательному округу. Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что на момент обращения в суд Аносова С.В. уже не являлась членом партии, поскольку на заседании Координационного совета ЛДПР в ЕАО 22 ноября 2011 г. исключена из рядов ЛДПР на основании пункта 4.13 Устава ЛДПР за совершение действий, порочащих репутацию члена ЛДПР и наносящих моральный ущерб партии. Согласно пункту 5.12 Устава исключение из членов партии по данному пункту также является основанием, как для исключения из списков кандидатов, так и отзыва кандидата выдвинутого по одномандатному округу. Решением Координационного совета от 22 ноября 2011 г. Аносова С.В. отозвана также с одномандатного округа, на котором как член партии баллотировалась в депутаты Законодательного собрания ЕАО. Утрата членства в политической партии делает невозможным восстановление заявителя в списках кандидатов от этой партии, поскольку это нарушит законные интересы, как самой партии, так и избирателей, которые поддерживают программу данной партии и намерены голосовать на выборах за кандидатов от данной партии. Согласно статье 44 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов. В статье 26 Федерального закона от 11 июля 2011 г. № 95-ФЗ«О политических партиях» предусмотрено, что политическая партия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных настоящим Федеральным законом и иными законами; участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации; В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. Согласно пунктам 4.7, 4.8 Устава Либерально-демократической партии России член партии имеет право обращаться к партии за поддержкой на выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления. Также сторонники партии, которые не являются её членами, могут быть выдвинуты от партии на выборные должности в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и в этом случае имеют право на поддержку партии в проведении их избирательных компаний. Сторонникам ЛДПР выдается удостоверение установленного Высшим советом партии образца. Аносова С.В. пояснила, что не обладает статусом сторонника партии. В соответствии с пунктом 5 статья 25 Федерального закона «О политических партиях» при решении коллегиальным постоянно действующим органом политической партии, ее региональным отделением или иным структурным подразделением вопросов, связанных с участием в выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, депутатские мандаты в которых распределяются исключительно между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, кандидатуры, не являющиеся членами данной либо иной политической партии, обратившиеся с предложением о включении их в соответствующий список кандидатов и поддержанные не менее чем десятью членами политической партии (при наличии в соответствующем субъекте Российской Федерации регионального отделения политической партии указанные десять членов политической партии должны состоять в данном региональном отделении), подлежат обязательному рассмотрению на заседании постоянно действующего органа политической партии, конференции или общем собрании ее регионального отделения или иного структурного подразделения наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в соответствующий список кандидатов. Очевидно, что вопрос о включении Аносовой С.В. в список кандидатов как члена партии не требовал соблюдения условий, предусмотренных данной нормой. В этой связи, включение в список кандидатов в депутаты лица, не являющегося членом партии, её сторонником без соблюдения данного требования Закона и вопреки положениям Устава партии суд находит недопустимым. С учётом изложенного, суд пришёл к выводу, что правовых оснований для признания незаконным оспариваемого постановления Избирательной комиссии ЕАО и восстановления пассивного избирательного права Аносовой С.В. путём включения её в областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Еврейской автономной области пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» (ЛДПР) в Еврейской автономной области», не имеется. Руководствуясь статьями 194 - 197, 261 ГПК РФ, суд Решил: Заявление Аносовой С. В. об оспаривании постановления Избирательной комиссии Еврейской автономной области от 18 ноября 2011 г. № 20/132-5 «Об исключении кандидата в депутаты Законодательного собрания Еврейской автономной области пятого созыва из областного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии России» (ЛДПР) в Еврейской автономной области» оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через суд Еврейской автономной области в течение пяти дней со дня принятия судом решения. Судья А.Н. Кнепман
чем за 15 дней до дня голосования.