Судья <...>
Дело № 33-669/2010
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 декабря 2010 года г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
Председательствующего Серга Н.С.
Суде: Кнепмана А.Н., Поповой М.Н.
При секретаре Хайбуловой Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Рубежанского В.Г. на решение Биробиджанского городского суда ЕАО от 25 октября 2010 года, которым постановлено:
В исковых требованиях Рубежанского В.Г. к Военному комиссариату Еврейской автономной области о восстановлении нарушенного права на исчисление пенсии с районным коэффициентом в 1,3 и взыскании суммы недоплаченной пенсии отказать.
Заслушав доклад судьи Кнепман А.Н., пояснения представителя истца Михеева Е.Н., представителей ответчика Потепневой Н.А. и Николаевой М.П., судебная коллегия -
УСТАНОВИЛА:
Рубежанский В.Г. обратился в суд с иском к Военному комиссариату ЕАО о восстановлении нарушенного права на исчисление пенсии с районным коэффициентов 1,3 и взыскании суммы недополученной пенсии.
Свои требования мотивировал тем, что он является пенсионером МО РФ с сентября 1996 года.
Пенсионное обеспечение осуществляется Военным комиссариатом ЕАО на основании Закона РФ №4468-1 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон РФ №4468-1).
Ему была назначена пенсия бессрочно, исходя из должностного оклада, оклада по воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет и стоимости продовольственного пайка с применением районного коэффициента 1,3.
С 01.07.1999 года Военный комиссариат ЕАО без его извещения и разъяснения причины произвольно снизил районный коэффициент с 1,3 до 1,2. Районный коэффициент 1,2 применяется до настоящего времени.
Полагает, что данное уменьшение пожизненно назначенной пенсии было произведено в нарушение ст. 49 Закона РФ №4468-1, не предусматривающей возможность перерасчета назначенной пенсии в сторону ее уменьшения, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17 Конституции РФ, п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 1 Протокола к Конвенции.
Уменьшение районного коэффициента является фактическим пересмотром пенсии истца, так как влечет уменьшение пенсии, которая бы причиталась истцу в случае применения ранее установленного коэффициента 1,3.
В соответствии со ст. 58 Закона РФ №4468-1 сумма пенсии, неполученная пенсионером по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, подлежит выплате без ограничения каким-либо сроком.
Просил суд восстановить его право на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3, а так же взыскать с Военного комиссариата ЕАО в его пользу сумму недоплаченной пенсии за период с 01.07.1999 года в размере <...> руб.
В судебное заседание истец не явился.
Представитель истца Михеев Е.Н. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что истец проживал, и проживает в настоящее время в <...> где районный коэффициент применяется 1,2, но при назначении пенсии истцу был применен районный коэффициент 1,3, который в силу принципа правовой определенности не мог быть уменьшен.
Никаких нормативно-правовых актов о перерасчете пенсии с коэффициентом 1,2 не принималось, поэтому перерасчет произведен произвольно.
Представитель ответчика Потепнева Н.А. исковые требования не признала. Суду пояснила, что районный коэффициент к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются в централизованном порядке.
Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 20.11.1967 года
№ 512/П-28 в Хабаровском крае (ЕАО) был установлен районный коэффициент в размере 1,2, который правомерно применяется военным комиссариатом ЕАО при выплате пенсии военным пенсионерам. В случае установления повышенных районных коэффициентов решением органов законодательной или исполнительной власти субъектов Российской Федерации, либо органов местного самоуправления, все дополнительные расходы на выплату военных пенсий с учетом этих коэффициентов должны осуществляться за счет бюджетов субъектов Российской Федерации или местных органов самоуправления, принявших такое решение. Таким образом, установленный органом государственной власти субъектов Российской Федерации районный коэффициент не является единым районным коэффициентом, о котором указано в статье 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Районные коэффициенты, установленные приказом Министра обороны России 1993 года № 130 к заработной плате гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Минобороны России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.01.1993 года № 2 «О расширении прав отдельных центральных органов федеральной власти в оплате труда гражданского персонала», установлены только к заработной плате гражданского персонала Минобороны России и поэтому при выплате пенсий военным пенсионерам применяться не могут.
Районные коэффициенты, ошибочно установленные и применяемые должностными лицами органов социального обеспечения согласно приказу Минобороны России 1993 года № 130 к пенсиям военных пенсионеров, были приведены в соответствие с размерами выплат им пенсий с применением районных коэффициентов, установленных органами государственной власти СССР и федеральными органами государственной власти в централизованном порядке, одновременно с перерасчетом пенсий в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих с 01 января и с 01 июля 1999 года.
Приведение выплаты пенсий военным пенсионерам в 1999 году с районными коэффициентами в соответствии с действующим законодательством не является нарушением социальных гарантий пенсионеров, в том числе истца Рубежанского В.Г., и не может расцениваться, как попытка сокрытия необдуманного решения органа военного управления.
Установление истцу пенсии с районным коэффициентом 1,3 может нанести ущерб государству, так как выплата пенсии производится из средств федерального бюджета, а на эти цели средств в федеральном бюджете не предусмотрено.
Представитель ответчика Николаева М.П. исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные представителем Потепневой Н.А.
Суду пояснила, что в Военном комиссариате ЕАО должностными лицами было принято решение об исправлении ошибки, для этого не надо никаких специальных актов и указаний. В данном случае законом не предусмотрено уведомление пенсионера. Кроме этого, исправление ошибки приурочено к 01.07.1999 года, когда было повышение должностного оклада, чтобы это не было так ощутимо. При перемене пенсионером места жительства в другой регион, где районный коэффициент меньше или не применяется, также без всякого уведомления пересчитывается пенсия с другим коэффициентом.
Суд постановил указанное решение.
В кассационной жалобе Рубежанский В.Г. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. Истец не согласен с выводом суда о том, что уменьшение размера пенсии, получаемой военным пенсионером в связи с уменьшением размера районного коэффициента со значения 1,3 на 1,2 не является пересмотром пенсии в сторону уменьшения.
По смыслу статей 49 и 55 Закона РФ № 4468-1 действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможности пересмотра назначенной военнослужащему пенсии в сторону ее уменьшения.
Согласно статье 49 Закона РФ № 4468-1 в редакции, действующей по состоянию на 01.07.1999 года (дата изменения районного коэффициента, применяемого в расчете пенсии истца), а также в редакции, действующей на момент рассмотрения спора, пенсии военных пенсионеров подлежали пересмотру в следующих случаях: - при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения; - при увеличении денежного довольствия военнослужащих, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением; - при повышении установленного Федеральным законом минимального размера пенсии по старости.
Других оснований к пересмотру назначенной военнослужащему пенсии указанным Законом, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» не предусмотрено.
Полагает, что уменьшение размера районного коэффициента, установленного на момент увольнения истца на пенсию, является фактическим пересмотром пенсии военнослужащего, так как влечет уменьшение сумм пенсии, которые бы причитались истцу в случае применения в расчетах ранее установленного районного коэффициента.
По смыслу положений Закона РФ № 4468-1 пенсия назначена истцу пожизненно. Ответчик официально не уведомлял истца о принятии решения об уменьшении применяемого в расчетах пенсии районного коэффициента, о причинах уменьшения коэффициента, о том, что это уменьшение будет действовать во всех дальнейших расчетах пенсии. В судебном заседании не установлено, а ответчиком не предоставлено подтверждающих документов и не даны соответствующие пояснения о том, какими должностными лицами, на каком основании и в соответствии с каким правовым актом было произведено снижение районного коэффициента.
В соответствии с п. 263 приказа Министра обороны РФ № 250 за 2007 год «О финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учета в вооруженных силах РФ» назначение пенсий гражданам (лицам), уволенным с военной службы, или членам семей осуществляется военными комиссариатами субъектов Российской Федерации на основании оформленных и представленных военными комиссариатами районов (городов) заявлений пенсионеров о назначении пенсии с приложением денежного аттестата, выписок из приказов об увольнении военнослужащего на пенсию (<...>) и иных необходимых документов.
При принятии положительного решения о назначении пенсии пенсионеру военным комиссариатом субъекта Российской Федерации составляется расчет на пенсию за выслугу лет (по инвалидности) (<...>) или расчет на пенсию по случаю потери кормильца (<...>), определяющий вид и размер назначенной пенсии. Указанные расчеты подписываются начальником центра (отдела) социального обеспечения или уполномоченным письменным распоряжением военного комиссара лицом, подпись скрепляется гербовой печатью военного комиссариата субъекта Российской Федерации и подшиваются в пенсионные дела, где находятся все документы, послужившие основанием для назначения пенсии.
При пересмотре пенсии или ее перерасчете в связи с изменением условий, влияющих на ее размер, записи об этом производятся в расчете на выплату пенсии, а при переходе на другой вид пенсии составляется новый расчет на выплату пенсии.
При исследовании указанных форм, находящихся в личном деле истца, в судебном заседании было установлено, что при принятии решения об уменьшении размера пенсии, соответствующая запись не была произведена в установленном порядке, и что истец не был уведомлен об изменении размера пенсии. С июля 1999 года ответчик в одностороннем порядке, действуя вне пределов своих полномочий, без соблюдения процедуры пересмотра пенсии, в нарушение действующего законодательства, норм международного права и приказа Министра обороны Российской Федерации № 250 за 2007 год снизил истцу размер пенсии. Такие действия ответчика допускают произвольное вмешательство в право истца на получение назначенной ему пенсии в полном объеме. Указанные нормы закона и доводы не получили в судебном заседании надлежащей оценки и не были применены при принятии судебного постановления. Не были применены судом и международные нормы права, на которые истец ссылался в исковом заявлении. Не согласуются выводы суда с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 02.11.2007 года.
В возражениях на кассационную жалобу, предоставленных военным комиссариатом ЕАО, содержится просьба об отказе в удовлетворении кассационной жалобы истца. Возражения мотивированы тем, что судом признана законность и правильность применения федерального законодательства (нормативных актов СССР) при определении размера районного коэффициента, устанавливаемого к пенсии. Судом подтверждено, что федеральным законодательством выплата районного коэффициента в размере 1,3 в ЕАО не установлена.
Данный вопрос был предметом рассмотрения Верховного Суда РФ, который в Определении от 10.08.2000 года № КАС00-311 указал, что выплата пенсий военнослужащим и приравненным к ним лицам осуществляется за счет средств федерального бюджета. Следовательно, районные коэффициенты к таким пенсиям должны быть установлены только федеральным законодательством.
Ссылка истца на положение Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протокола к ней ошибочна, поскольку по смыслу правовых положений Конвенции не допускается возможность лишения или ограничения прав человека, предоставленных ему законом. Право на получение истцом пенсии с произвольно установленным районным коэффициентом законом не установлено, в связи с чем право невозможно ограничить либо его лишить.
Военным комиссариатом ЕАО была исправлена допущенная при назначении пенсии ошибка, и каких-либо препятствий для этого действующим законодательством установлено не было.
В целях приведения размера пенсии в соответствии с нормами действующего федерального законодательства, а также в целях более планового сглаживания разницы между прежними и новыми размерами пенсий, он был уточнен одновременно с очередным повышением окладов денежного содержания с 01.01.1999 года.
Верховный Суд РФ в Определении от 12.12.2008 года № 36-В08-25, рассмотрев в порядке надзора гражданское дело о признании незаконными действий военного комиссариата по снижению тарифного разряда (размера должностного оклада), указывал на правомерность действий военного комиссариата, установившего должностной оклад, из которого исчислена пенсия, в размере, меньшем ранее выплачиваемого, поскольку ранее установленный размер денежного оклада не соответствовал нормам действующего законодательства и нормативным актам Министерства обороны РФ. Тем самым Верховный Суд РФ подтвердил необходимость установления правильного размера пенсии.
При уточнении размера пенсии в связи с изменением районного коэффициента военным комиссариатом был произведен перерасчет ранее назначенной пенсии в соответствии со ст. 55 Закона РФ № 4468-1.
Статья 49 данного Закона не содержит положений об изменении размера пенсии в отношении отдельного пенсионера, поскольку такие положения установлены ст. 55 указанного Закона.
Поскольку Рубежанскому В.Г. перерасчет пенсии в связи с уточнением размера районного коэффициента был произведен в соответствии со ст. 55 Закона РФ № 4468-1, положения ст. 49 данного Закона ответчиком не нарушались.
В кассационной инстанции представитель Рубежанского В.Г. - Михеев Е.Н. поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители Военного комиссариата ЕАО Потепнева Н.А. и Николаева М.П. поддержали доводы, изложенные в возражениях на кассационную жалобу.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в кассационной инстанции, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела видно, что Рубежанский В.Г. является пенсионером Министерства обороны РФ.
С 08.09.1996 года пенсионным органом - Военным комиссариатом ЕАО ему была исчислена пенсия, которая состоит из должностного оклада, оклада по званию, процентной надбавки за выслугу лет, месячной стоимости продовольственного пайка.
Пенсия исчислялась с учетом районного коэффициента 1,3.
С 01.07.1999 года пенсия стала исчисляться с применением районного коэффициента 1,2.
С момента назначения пенсии до настоящего времени Рубежанский В.Г. проживает в <...>.
Согласно ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии устанавливаются законом.
Пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется Законом РФ от 12.02.1993 года N4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, и их семей».
В соответствии со ст. 43 Закона РФ №4468-1 для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Согласно ст. 48 Закона РФ №4468-1 (в редакции на момент назначения пенсии истцу) пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Согласно ст. 10 Закона РФ от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в редакции на момент назначения пенсии истцу) лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате. Данный районный коэффициент и порядок его выплаты лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должны быть установлены на федеральном уровне по представлению Правительства Российской Федерации.
Поскольку до настоящего времени такого правового акта на федеральном уровне в Российской Федерации не принято, то продолжают действовать нормативные акты бывшего Союза ССР.
Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 20.11.1967 года №512/П-28 в Хабаровском крае, куда входила и Еврейская автономная область, был установлен районный коэффициент в размере 1,2.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 года N 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
На основании указанного Постановления Совет народных депутатов ЕАО принял решение от 23.07.1991 года № 130, по которому предприятиям и организациям было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами вводить к заработной плате рабочих и служащих минимальный размер районного коэффициента в размере 1,30. Затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов при наличии средств и решений органов советской власти.
Таким образом, районный коэффициент в размере 1,30 установлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не является единым районным коэффициентом, о котором указано в ст. 10 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Согласно Закону РФ №4468-1 (ст. 10) финансирование пенсий военнослужащих и приравненных к ним лиц осуществляется за счет средств федерального бюджета.
С учетом указанных нормативно-правовых актов, суд обоснованно посчитал, что районные коэффициенты к пенсиям военнослужащих могут быть установлены только федеральным законодательством, поэтому при исчислении пенсии Рубежанскому В.Г., проживающему в <...>, должен был быть применен районный коэффициент в размере 1,2.
Также правильно судом указано на отсутствие оснований для применения районного коэффициента в размере 1,3, установленного Приказом Министра обороны РФ № 130 от 08.03.1993 года в Приложении № 13, поскольку он установлен для гражданского персонала.
Следовательно, законных оснований для применения пенсионеру Рубежанскому В.Г. районного коэффициента в размере 1,3, ни в момент назначения ему пенсии, ни в настоящее время, не установлено.
Кроме того, судебная коллегия находит правомерным и обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что ошибочное применение должностными лицами пенсионного органа при назначении пенсии Рубежанскому В.Г. районного коэффициента в размере 1,3, не могло служить препятствием исправить ошибку при её обнаружении и производить расчет пенсии с применением правильного коэффициента в 1,2.
Суд обосновано признал несостоятельными доводы представителя истца о том, что в соответствии со ст. 49 Закона РФ № 4468-1 не допускается пересмотр пенсии в случае ошибочного применения районного коэффициента.
Статьей 55 Закона РФ № 4468-1 при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.
Данная статья не имеет ссылок на ст. 49 ГК РФ, не содержит перечень обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии, но при этом устанавливает требования к порядку перерасчета пенсии.
Суд первой инстанции правильно указал, что применение районного коэффициента в установленном законом размере 1,2 с 01.07.1999 года не является по своей сути пересмотром пенсии в сторону уменьшения, поскольку в данном случае изменился не размер самой пенсии, которая состоит из оклада по должности, оклада по званию, процентной надбавки за выслугу лет, месячной стоимости продовольственного пайка, на которую истец рассчитывал при назначении пенсии. Применение же районного коэффициента является льготой при наличии определенных условий, предусмотренных Законом РФ №4468-1.
Обнаружение пенсионным органом нарушения законодательства при расчете размера пенсии и приведение этого размера в соответствие с законодательством, нельзя признать нарушением права истца на пенсионное обеспечение.
К данному случаю принцип правовой определенности, на который ссылается истец, может быть применен лишь в той мере, которая не позволяет пенсионному органу удержать с пенсионера сумму неправомерно начисленной и выплаченной ему пенсии при отсутствии злоупотребления со стороны пенсионера.
Принцип правовой определенности в том смысле, который придается ему Европейским Судом по правам человека, а именно, как принцип окончательного характера судебных решений, и невозможность их пересмотра при отсутствии обстоятельств существенного и непреодолимого характера, таких как устранение фундаментальных ошибок, никак не может служить обоснованием невозможности скорректировать государственному органу допущенную ошибку при применении права, повлекшую неосновательное обогащение со стороны получателя бюджетных средств, и тем более, являться обоснованием продолжения такой выплаты бессрочно.
В соответствии со ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Предыдущие положения не умаляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов.
Размер пенсии, в той части, которая определенна с использованием районного коэффициента, не соответствующего требованиям законодательства, нельзя отнести к собственности истца, право на уважение которой обеспечивается ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции.
В Постановлении 11-П от 03.06.2004 года Конституционный Суд РФ указал, что, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст. 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.
Удовлетворение требований истца повлечет, не имеющее объективного и разумного оправдания различие в пенсионном обеспечении лиц, имеющие аналогичные истцу оклады по должности воинскому или специальному званию, процентную надбавку за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, но которым пенсия рассчитывается с установленным законодательством районным коэффициентом, что в силу закрепленного в Конституции РФ принципа равенства недопустимо.
Также следует признать правильным вывод суда, что факт изменения районного коэффициента ответчиком без уведомления истца, не имеет правового значения, поскольку обязанность уведомления не установлена законом, и это изменение не нарушило право истца на пенсию, которая ему положена в соответствии с законом.
Таким образом, решение является законным и обоснованным и оснований для его отмены по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 361 - 364 ГПК РФ, судебная коллегия -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Биробиджанского городского суда ЕАО от 25 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Рубежанского В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: