О признании противоречащим федральному законодательству и недействующим с момента его принятия решения Собрания депутатов МО в части установления норматива расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений



Судья <...>

Дело № 33-27/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Биробиджан 19 января 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Дроздовой В.Ф.,

судей Завальной Т.Ю., Сенотрусовой И.В.

при секретаре Голочевой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокурора Облученского района ЕАО Неумывака Е.М. и кассационной жалобе администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» на решение Облученского районного суда ЕАО от 13 ноября 2010 года, которым постановлено:

заявление прокурора Облученского района в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования «Облученское городское поселение» о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента его принятия решение Собрания депутатов муниципального образования «Облученское городское поселение» от 02.08.2010 года № 258 «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения, проживающего на территории муниципального образования «Облученское городское поселение» в части установления норматива расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, - удовлетворить частично.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу решение Собрания депутатов муниципального образования «Облученское городское поселение» от 02.08.2010 года № 258 «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения, проживающего на территории муниципального образования «Облученское городское поселение» в части установления норматива расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Обязать Собрание депутатов муниципального образования «Облученское городское поселение» по вступлению решения суда в законную силу опубликовать в информационном сборнике муниципального образования «Облученское городское поселение» сообщение о принятом решении.

Заслушав доклад судьи Дроздовой В.Ф., пояснения прокурора Витютнева К.В., представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Степиной О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Облученского района ЕАО обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования «Облученское городское поселение» о признании противоречащим федеральному законодательству решения Собрания депутатов муниципального образования «Облученское городское поселение» от 02.08.2010 года № 258 «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения, проживающего на территории муниципального образования «Облученское городское поселение» и недействующим с момента его принятия. Свои доводы мотивировал тем, что оспариваемым решением представительного органа Облученского городского поселения установлены нормативы потребления коммунальной услуги «отопление» для населения, проживающего на территории Облученского городского поселения. Оспариваемое решение было опубликовано в Информационном сборнике Облученского городского поселения от 02.08.2010 № 7(38).

Указанный нормативный правовой акт противоречит требованиям федерального законодательства Российской Федерации: статье 157 части 1 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ), Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее Правила), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306. В соответствии с данными правилами, нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. При этом под конструктивными и техническими параметрами многоквартирного или жилого дома при определении нормативов потребления услуги отопления следует учитывать материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций иоборудования. Согласно данным технических паспортов на многоквартирные дома в Облученском городском поселении дома, расположенные на территории поселения имеют существенное различие по конструктивным и техническим параметрам, в том числе по материалу стен здания (кирпичные, панельные), по объему жилых помещений, износу внутридомовых инженерных коммуникаций и т.д. При таких обстоятельствах, с учетом требований закона, нормативы потребления коммунальной услуги отопления должны быть дифференцированы и не могут быть объединены в единый норматив для всех многоквартирных и жилых домов, расположенных в поселении.

Прокурор считает, что определение среднего показателя норматива для групп однородных домов без учета наличия всех аналогичных технических и конструктивных параметров является неверным, а решение представительного органа, утвердившего такие нормативы, не основанным на законе.

Кроме того, оспариваемое решение принято с превышением пределов полномочий органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений, поскольку согласно редакции ст. 157 Жилищного кодекса РФ, действующей с 13.08.2010 года, размер платы за коммунальные услуги, при отсутствии приборов учета, рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

Прокурор просит суд признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия решение Собрания депутатов муниципального образования «Облученское городское поселение» от 02.08.2010 года № 258 «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения, проживающего на территории муниципального образования «Облученское городское поселение».

Определением суда от 13.10.2010 года в качестве заинтересованных лиц привлечены к участию в деле администрация муниципального образования «Облученское городское поселение», общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания г. Облучье».

В судебном заседании помощник прокурора Облученского района ЕАО Будченко Т.В. заявленные требования поддержала и уточнила. Просила признать противоречившим федеральному законодательству решение Собрания депутатов муниципального образования «Облученское городское поселение» от 02.08.2010 года № 258 в части установления норматива расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, и в части вступления решения в законную силу. Суду пояснила, что оспариваемое решение противоречит федеральному законодательству, а именно п.п. 5 и 10 Правил определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306.

В нарушение указанных норм оспариваемым решением определен единый норматив (средний показатель) для всех жилых домов, без учета аналогичных технических и конструктивных параметров, что является неверным и нарушает права жителей городского поселения, поскольку перекладывает бремя оплаты потребления тепловой энергии с одних жителей поселения на других. Кроме того, в решении не соблюдены требования законодательства в части вступления решения в законную силу. Пунктом 42 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» предусмотрено, чтоинформация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее, чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором).

Представитель заинтересованного лица Собрания депутатов муниципального образования «Облученское городское поселение» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом.

Представитель администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Степина О.А.заявленные требования прокурора не признала, по вопросу вступления решения в законную силу пояснила, что пунктом 42 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» предусмотрен порядок информирования граждан об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг исполнителем, а не срок вступления решения в силу.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания г. Облучье» Витенко Н.Ф.требования прокурора не признал, поддержал позицию, высказанную Степиной О.А.

В отзыве на требования прокурора представитель ООО «Управляющая компания г. Облучье» указало, что в Постановлении Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 не указано на возможность установления норматива по каждому дому, а закреплено, что норматив потребления утверждается только для группы домов, что и было соблюдено в оспариваемом решении. Был утвержден норматив для группы домов, в которой имеются схожие конструктивные особенности. В городе Облучье дома в своей массе имеют похожие конструктивные и технические параметры, а так же степень благоустройства и поэтому были объединены в одну группу. Техническими паспортами подтверждается, что все дома в г. Облучье были построены в период с 1950 года по 2000 год. В данный период времени дома строились по одним СНиПам, которые не менялись, и все дома в городе Облучье находятся в одной климатической зоне. Несмотря на то, что дома различаются по материалам стен, толщине, объему жилых помещений, площади ограждающих конструкций и окон, износу внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, конструктивные и технические параметры многоквартирных домов в г. Облучье аналогичны, так как дома строились по одним правилам, которые преследовали одну техническую цель - поддерживать одинаковый температурный режим в жилых домах.

Все дома в городе Облучье имеют похожие шатровые крыши, одну систему отопления, в связи, с чем были объединены в одну группу.

На объем теплопотребления влияет только площадь здания и время постройки. В г.Облучье все здания различаются по площади и имеют разные объемы и нет двух одинаковых домов, но при этом все дома в г.Облучье относятся к одной группе небольших объемов и поэтому включены в одну группу домов, для которых был утвержден один норматив.

В постановлении № 306 нет четких градаций, какие различия являются существенными для выделения группы домов в отдельную группу. Имеются лишь общие указания, что дома должны иметь существенные отличия, в чем состоит этасущественность не указано.

Суд постановил указанное решение.

В кассационном представлении прокурор Облученского района ЕАО просит решение изменить и признать недействующим оспариваемое решение со дня его принятия. Указывает, что решением Собрания депутатов муниципального образования «Облученское городское поселение» от 02.08.2010 года № 258 определено его распространение на правоотношения, возникшие после дня его официального опубликования. Решение официально опубликовано в Информационном сборнике» муниципального образования «Облученское городское поселение» от 02.08.2010 года № 7(38).В судебном заседании установлено, что норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, утвержденный указанным решением с нарушением требований федерального законодательства, применялся на территории Облученского городского поселения после дня его официального опубликования. То есть, потребители оплачивали коммунальную услугу «отопление» по новым нормативам, которые для части потребителей были увеличенными, что нарушает ст. 54 Конституции РФ.

Считает, что при признании судом муниципального правового акта противоречащим федеральному законодательству, оспариваемый нормативный акт подлежит признанию недействующим также со дня его принятия.

Признание недействующим нормативного акта со дня вступления в законную силу решения суда нарушает права изаконные интересы неопределённого круга лиц - жителей МО «Облученское городское поселение» на справедливую и основанную на законе оплату за отопление исходя из нормативов, утвержденных в установленном законом порядке.

В кассационной жалобе глава администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Васильев Г.Г. просит решение суда отменить. Мотивируя жалобу, указывает, что решение Собрания депутатов МО «Облученское городское поселение» от 02.08.2010 года № 258 не нарушает пункты 5 и 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 и приводит доводы, аналогичные указанным в письменном отзыве на заявление прокурора. Кроме того, указывает на то, что поскольку Собрание депутатов Облученского городского поселения в период принятия спорного решения имело право утверждать размер норматива расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений для группы домов, то оно имело право решать по каким критериям должны быть объединены дома в одну группу. Поскольку все дома на территории Облученского городского поселения имеют аналогичные конструктивные и технические параметры, то Собрание депутатов Облученского городского поселения было правомочно определить один норматив для всех домов в городе Облучье, и, следовательно, решение Собрания депутатов муниципального образования «Облученское городское поселение» от 02.08.2010 № 258 в части установления единого норматива потребления тепловой энергии на отопление для группы домов не противоречит федеральному законодательству.

В кассационной инстанции представитель администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Степина О.А. доводы кассационной жалобы поддержала.

Прокурор Витютнев К.В. доводы кассационного представления поддержал, с доводами кассационной жалобы не согласился, просил в ее удовлетворении отказать, изменить решение суда, исходя из доводов кассационного представления прокурора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления прокурора и кассационной жалобы администрации муниципального образования «Облученское городское поселение», выслушав пояснения лиц, участвующих в кассационной инстанции, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не усматривает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, в редакции от 04.05.2010, действовавшей до 13.08.2010 года, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию при отсутствии приборов учета (далее - Правила). Указанные нормативы предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.

Подпунктом "д" пункта 5 Правил установлено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.

Пунктом 9 Правил определено, что нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.

В соответствии с пунктом 10 Правил, нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.

Из материалов дела следует, что 02.08.2010 года решением Собрания депутатов муниципального образования «Облученское городское поселение» принято решение № 258 «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения, проживающего на территории муниципального образования «Облученское городское поселение». Данным решением установлен, в том числе норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений в размере 0,0246 Гкал на квадратный метр общей площади. Решение опубликовано в Информационном сборнике муниципального образования «Облученское городское поселение» № 7 (38) от 02.08.2010 года.

Судом установлено, что оспариваемым решением установлен единый норматив расхода тепловой энергии для всех жилых помещений. Он утвержден без учета материала стен, крыш, объема жилых помещений, площади ограждающих конструкций окон, износа внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, то есть без учета параметров, указанных в подпункте "д" пункта 5 Правил. При этом экономического обоснования установления единого норматива суду не представлено.

Между тем, из имеющихся в материалах дела технических паспортов на многоквартирные жилые дома, расположенные на территории г.Облучье, следует, что они имеют различный материал стен (кирпичные, панельные, деревянные, шлакоблочные), их этажность разная (от 1 до 5 этажей), различен объем жилых помещений, дома построены в период с 1938 по 2003 год, часть из них подвергалась капитальному ремонту, часть нуждается в нем, в связи с чем здания имеют разный износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.

Кроме того, из имеющегося в материалах дела расчета теплопотребления жилых домов г. Облучье, представленного ООО «Управляющая компания г.Облучье», в котором расчет теплопотребления произведен по каждому жилому дому отдельно, следует, что по каждому жилому дому расход тепловой энергии разный.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы представителей заинтересованных лиц о том, что жилые дома в г.Облучье при наличии различий в конструктивных и технических параметрах являются аналогичными, в связи с чем подлежат объединению в единую группу и признал оспариваемый нормативный правовой акт в части установления единого норматива расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, для всех домов, расположенных на территории Облученского городского поселении, без дифференциации в зависимости от конструктивных и технических параметров и степени благоустройства отапливаемых домов не соответствующим пунктам 5, 10 Правил, а следовательно противоречащим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования «Облученское городское поселение» на основанную на законе оплату за коммунальные услуги.

Вывод суда по вопросу вступления оспариваемого решения в законную силу является правильным.

Возложение на Собрание депутатов муниципального образования «Облученское городское поселение» по вступлению решения суда в законную силу опубликовать об этом информацию в информационном сборнике муниципального образования «Облученское городское поселение» соответствует части 3 статьи 253 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы кассационного представления прокурора о том, что оспариваемый нормативно-правовой акт надлежит признать недействующим со дня принятия, не могут быть приняты во внимание, поскольку частью 2 статьи 253 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт применяется на территории Облученского городского поселения со времени его опубликования, то есть с 02.08.2010 года по установленному нормативу производятся начисления за оказанную коммунальную услугу- отопление жилых помещений, следовательно, суд правомерно признал его недействующим со времени вступления решения суда в законную силу.

Оснований для отмены либо изменения решения суда как о том ставится вопрос в кассационной жалобе и кассационном представлении, не имеется.

Решение суда мотивировано, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение решения суда, не установлено.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 361-364 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Облученского районного суда Еврейской автономной области от 13 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора и кассационную жалобу администрации МО «Облученское городское поселение»- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи