С<...> Дело № 33 - 367/2011 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 19 августа 2011 года г. Биробиджан Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе: председательствующего Дроздовой В.Ф., судей Сенотрусовой И.В., Завальной Т.Ю., при секретаре Голочевой Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению помощника прокурора Биробиджанского района на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 05 июля 2011 года, которым постановлено: В удовлетворении исковых требований прокурора Биробиджанского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Еврейской автономной области «Биробиджанский лесхоз», Правительству Еврейской автономной области о понуждении совершить определенные действия - отказать. Заслушав доклад судьи Сенотрусовой И.В., объяснения прокурора , представителя Правительства ЕАО , представителя ГУП ЕАО «Биробиджанский лесхоз» , представителя третьего лица , судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Биробиджанского района ЕАО обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с иском к Государственному унитарному предприятию Еврейской автономной области «Биробиджанский лесхоз» (далее ГУП ЕАО «Биробиджанский лесхоз») о понуждении совершить действия: принять меры по организации запитки отпайки воздушной линии, по которой осуществляется подача напряжения на жилые дома по <...> по трехфазной схеме электроснабжения. А именно, произвести работы по монтажу третьего провода воздушной линии и симметрично распределить нагрузку. Свои требования мотивировал тем, что прокуратура Биробиджанского района провела проверку по факту отсутствия в сети по <...> соответствующего напряжения. В ходе проверки установлено, что на указанной территории расположена воздушная линия электропередач - 0,4 кВ (далее - ВЛ). Согласно договору энергоснабжения электрической энергией № <...> от <...>, заключенного между филиалом ОАО «ДЭК» - Энергосбыт ЕАО и ГУП ЕАО «Биробиджанский лесхоз», акту разграничения балансовой принадлежности, на балансе ГУП ЕАО «Биробиджанский лесхоз» находится электрооборудование: подстанция закрытого типа № <...>; воздушная линия электропередач - 0,4 кВ. Исходя из положений ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», ГУП ЕАО «Биробиджанский лесхоз» (потребитель) обязан принимать меры по качественному обеспечению электроэнергией пользователей, присоединённых к находящемуся у него на балансе объектам сетевого хозяйства, осуществлять их эксплуатацию. Согласно информации Биробиджанского отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью по ЕАО, ВЛ - 0,4 кВ по <...> по степени исправности находится в удовлетворительном состоянии, но из-за отсутствия третьего фазного провода нагрузка распределена несимметрично. Для создания благоприятных уровней напряжения в сети у потребителей необходимо запитать отпайку ВЛ, по которой осуществляется подача напряжения на жилые дома <...> по трехфазной схеме электроснабжения, то есть смонтировать третий провод ВЛ и симметрично распределить нагрузку. ГУП ЕАО «Биробиджанский лесхоз» в нарушение положений действующего законодательства, не приняло меры по качественному обеспечению электроэнергией потребителей, присоединенных к находящимся у него на балансе объектам электрического хозяйства. Меры по организации запитки отпайки линий, по которым осуществляется подача напряжения на жилые дома по <...> по трехфазной схеме электроснабжения не принимает. Прокурор района просил обязать ГУП ЕАО «Биробиджанский лесхоз» для создания благоприятных уровней напряжения в сети потребителей, принять меры по организации запитки отпайки воздушной линии, по которой осуществляется подача напряжения на жилые дома по <...> по трехфазной схеме электроснабжения, а именно, произвести работы по монтажу третьего провода воздушной линии и симметрично распределить нагрузку. Определениями суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению государственным имуществом Правительства ЕАО, который впоследствии заменён на Правительство Еврейской автономной области. В судебном заседании помощник прокурора Биробиджанского района ЕАО требования и доводы иска поддержал. Просил суд требования прокурора удовлетворить и обязать ГУП ЕАО «Биробиджанский лесхоз» произвести указанные работы, а в случае недостаточности средств у ГУП ЕАО «Биробиджанский лесхоз», обязать соответчика Правительства ЕАО провести эти работы. Представитель ГУП ЕАО «Биробиджанский лесхоз» исковые требования в суде не признала. Суду пояснила, что ГУП ЕАО «Биробиджанский лесхоз» с <...> создано на основании п. 1 Постановления правительства ЕАО от 09.10.2007 № 274-пп «О создании областных государственных унитарных предприятий лесного хозяйства». В соответствии с данным постановлением был определён состав имущества и размер уставного фонда ГУП ЕАО «Биробиджанский лесхоз». Подстанция закрытого типа <...> в данный состав имущества не входит. В результате чего ТП <...> является бесхозяиным объектом. ГУП ЕАО «Биробиджанский лесхоз» не является собственником этого объекта, его нет в перечне имущества, состоящего на балансе предприятия. Лесхоз является таким же потребителем электрической энергии, как и жители <...>, а также другие организации, находящиеся в <...> - <...>. Принадлежность объектов энергосетевого хозяйства не может быть основана на существовании «акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон», что является приложением к договору энергоснабжения, поскольку не соответствует фактической балансовой принадлежности объекта согласно «Перечню недвижимого имущества» Приложения № 2 Приказа Комитета по управлению государственным имуществом от 22.02.2008 № 61 «О закреплении областного государственного имущества на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием «Биробиджанский лесхоз». Балансовая принадлежность подстанции закрытого типа <...> влечёт за собой содержание и обслуживание воздушной линии электропередач, что противоречит функциональным обязанностям и полномочиям ответчика. ГУП ЕАО «Биробиджанский лесхоз» не должен нести ответственность за состояние и обслуживание электроустановок. Представитель соответчика Правительства ЕАО исковые требования в суде не признал. Суду пояснил, что прокурором заявлен иск в интересах неопределенного круга лиц, однако круг лиц определен - это жители <...>, проживающие в жилых домах по <...>, <...>. Поэтому производство по делу по иску прокурора подлежит прекращению. Кроме того, Правительство ЕАО не является собственником спорного имущества - подстанции закрытого типа <...> и линии электропередачи ВЛ-0,4 кВ по <...>. Представитель третьего лица - администрации МО «Птичнинское сельское поселение» суду пояснила, что подстанция <...> находится в пользования ГУП ЕАО «Биробиджанский лесхоз», в результате чего ответственность по ее обслуживанию лежит на ответчике. Представитель третьего лица - ОАО «ДРСК» суду пояснил, что требования прокурора Биробиджанского района являются законными и обоснованными, поскольку при заключении договора энергоснабжения с ГУП «Биробиджанский лесхоз» был подписан акт разграничения балансовой принадлежности, согласно которому спорное имущество - подстанция закрытого типа <...> на балансе ответчика. Договор электроснабжения и акт разграничения балансовой принадлежности действуют и в настоящее время. Представитель третьего лица ОАО ДЭК «Энергосбыт ЕАО» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. Суд постановил указанное решение. В кассационном представлении прокурор просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда. Представление мотивировано тем, что обязанность по обслуживанию подстанции и воздушной линии электропередач лежит на ГУП ЕАО «Биробиджанский лесхоз», поскольку в настоящее время договор энергоснабжения и акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности за подстанцию, а также воздушную линию электропередач, ГУП ЕАО «Биробиджанский лесхоз» не оспорены. Суд не установил обстоятельства, связанные с эксплуатационной ответственностью сторон. В возражении на кассационное представление, поступившем от ГУП ЕАО «Биробиджанский лесхоз», содержится просьба об оставлении решения суда без изменения. Возражение мотивировано тем, что на балансе ГУП ЕАО «Биробиджанский лесхоз» подстанция не состоит. Данный объект является бесхозяйным, в результате чего не может находиться на балансе у предприятия, в связи с чем, оно не должно нести ответственность за состояние и обслуживание электроустановок. Предприятие не является надлежащим ответчиком по делу. В возражении на кассационное представление, поступившем от Правительства ЕАО, содержится просьба об оставлении решения суда без изменения. Возражение мотивировано тем, что трансформаторная подстанция и воздушная линия, по которой происходит передача электроэнергии жителям <...>, не принадлежат предприятию и не состоят на его балансе. При разрешении настоящего спора не применима ст. 38 ФЗ «Об электроэнергетике», поскольку ГУП ЕАО «Биробиджанский лесхоз» присоединён к подстанции закрытого типа № <...> в целях потребления электроэнергии для собственных нужд, а не подстанция к электрическим сетям этого предприятия. Акт разграничения балансовой принадлежности не содержит сведений о воздушной линии электропередач-0,4 кВ. В кассационной инстанции прокурор доводы и требования представления поддержал. Суду пояснил, что ранее прокурор отказался от аналогичных требований к муниципальному образованию. В кассационной инстанции представитель ответчика доводы и требования возражений на представление поддержал. Суду пояснил, что прокурор должен инициировать вопрос о постановке бесхозяйного имущества на учёт и передачу этого имущества в муниципальную собственность. В кассационной инстанции представитель ответчика доводы и требования возражений на представление поддержала. В кассационной инстанции представитель третьего лица с доводами и требованиями представления не согласилась. Суду пояснила, что с решением суда она согласна. Администрация МО «Птичнинское сельское поселение» согласна принять воздушные линии электропередач и трансформаторную подстанцию в собственность в установленном законом порядке. В кассационную инстанцию представители третьих лиц ОАО «ДРСК» и ОАО ДЭК «Энергосбыт ЕАО» не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, о чём в материалах дела имеются уведомления (л.д. 65 и 67 т. 2). Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, возражений на него, выслушав мнение лиц, участвующих в кассационной инстанции, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения представления. Согласно ст. 3Федерального закона от <...> № 35-ФЗ (ред. от <...>) «Об электроэнергетике» к объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование. В ч. 1 ст. 38 указанного Федерального закона предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от <...> № 261-ФЗ (ред. от <...>) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Согласно п. 2 Постановления ВС РФ от <...> № <...> (ред. от <...>) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Объекты, указанные в приложении № 3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона. В качестве таких объектов указаны объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, к которым в том числе отнесены объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов. Материалами дела установлено, что прокурор обратился в суд с настоящим иском в связи с обращением жительницы <...> об отсутствии в электрической сети напряжения, соответствующего нормам и об отсутствии владельца электрических сетей, по которым в их дома поступает электрическая энергия. Из сообщения Биробиджанского отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомномунадзору от <...> следует, что для создания благоприятных уровней напряжения в сети и у потребителей необходимо запитать отпайку воздушной линии, по которой осуществляется подача напряжения на жилые дома по <...> по трехфазной схеме электроснабжения, то есть смонтировать третий провод воздушной линии и симметрично распределить нагрузку. Как следует из сообщений ГУП ЕАО «Бюро технической инвентаризации», Комитета по управлению госимуществом ЕАО, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО подстанция закрытого типа <...>, расположенная по адресу: <...>, <...>, а также воздушная линия электропередач (ВЛ-0,4 кВ), расположенная по адресу: <...> <...> собственника не имеют. Из содержания Устава ГУП «Биробиджанский лесхоз» следует, что имущество предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (п. 3.1). Имущество формируется за счёт имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, доходов от его деятельности, иных не противоречащих законодательству источников (п. 3.2). Судом с учётом письменных доказательств по делу установлено, что спорное имущество в виде трансформаторной подстанции и воздушной линии, по которым происходит подача электроэнергии жителям <...> не принадлежат предприятию ГУП ЕАО «Биробиджанский лесхоз», не состоят на его бухгалтерском самостоятельном балансе. <...> филиал Открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» - «Энергосбыт ЕАО» (гарантирующий поставщик) и Государственное унитарное предприятие ЕАО «Биробиджанский лесхоз» (покупатель) заключили договор энергоснабжения электрической энергии № <...>. Согласно п. 1.1 данного договора гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии и мощности, через привлеченных третьих лиц филиал ОАО «ДРСК» - «Электрические сети ЕАО», оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Из акта разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, являющегося приложением к договору энергоснабжения от <...>, следует, что ответчик ГУП ЕАО «Биробиджанский лесхоз» взяло на себя ответственность за эксплуатацию подстанции закрытого типа <...> с кабельными вводами. Из материалов дела следует, что к спорному объекту наряду с ГУПЕАО «Биробиджанский лесхоз» присоединены и другие организации - <...>, а также жители домов по <...>. Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд пришёл к правильному выводу о том, что ГУПЕАО «Биробиджанский лесхоз», являясь таким же потребителем, как другие организации, а также жители домов по <...>, не имеет обязательства по проведению электромонтажных работ для приведения подстанции и воздушных линий электропередач в надлежащее состояние в виде создания дополнительного оборудования в интересах всех потребителей электроэнергии, перед которыми ответчик не имеет обязательств по поставкам качественной электроэнергии. Довод представления прокурора о том, что обязанность по обслуживанию трансформаторной подстанции и воздушной линии электропередач на основании договора энергоснабжения и акта разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности лежит на ГУП ЕАО «Биробиджанский лесхоз», не основан на законе. Согласно ч. 1 ст. 299 Гражданского Кодекса РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. В ст. 13. Федерального закона от <...> № 129-ФЗ (ред. от <...>) «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность (ч. 1). Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности государственных (муниципальных) учреждений, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит в том числе из бухгалтерского баланса (ч. 2). Суд правильно пришел к выводу о том, что договор энергоснабжения электрической энергии № <...> и акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности между ГУП ЕАО «Биробиджанский лесхоз» и ОАО «ДЭК» - «Энергосбыт ЕАО» не подтверждают, что имущество в виде трансформаторной подстанции и воздушных линий электропередач принадлежит ГУП ЕАО «Биробиджанский лесхоз» на каком-либо вещном праве. Согласно данным документам ответчик обязался принимать меры по надлежащему соблюдению условий договора поставки электроэнергии, поскольку предприятие использует эту трансформаторную подстанцию как потребитель наряду с другими потребителями электроэнергии. С учётом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оно подлежит оставлению без изменения, оснований для его отмены, как о том ставится вопрос в представлении прокурора, не имеется. Руководствуясь ст. 361 - 364 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 05 июля 2011 года оставить без изменения, кассационное представление помощника прокурора Биробиджанского района - без удовлетворения. Председательствующий Судьи