Вывод суда о незаконности установленных нормативов потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений основан на неверном толковании положений Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 306



Судья <...>

Дело № 33-505/2011

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

02 ноября 2011 года г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего: Дроздовой В.Ф.

судей: Завальной Т.Ю., Сенотрусовой И.В.

при секретаре: Пчелинцевой Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению помощника прокурора Октябрьского района ЕАО, кассационным жалобам администрации Октябрьского муниципального района ЕАО, Анисимовой Валентины Гордеевны на решение Октябрьского районного суда ЕАО от 30 августа 2011 года, которым постановлено:

Заявление Анисимовой Валентины Гордеевны о признании незаконными постановлений администрации Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области № 341 от 25.12.2009 «О нормативах потребления коммунальных услуг на территории муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области на 2010 год» и № 95 от 05.04.2010 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района от 25.12.2009 года № 341» - удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу постановление администрации Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области «О нормативах потребления коммунальных услуг на территории муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области на 2010 год» от 25.12.2009 № 341 в части установления нормативов потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений.

В остальной части заявленных требований - производство по делу прекратить.

Обязать администрацию Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области по вступлению решения суда в законную силу опубликовать в газете «Октябрьские зори» сообщение о принятом решении.

Заслушав доклад судьи Завальной Т.Ю., пояснения истицы Анисимовой В.Г., представителя администрации Октябрьского муниципального района – Желточенко Д.А., заключение прокурора Витютнева К.В., судебная коллегия, -

У С Т А Н О В И Л А:

Анисимова В.Г. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными постановлений администрации Октябрьского муниципального района ЕАО № 341 от 25.12.2009 «О нормативах потребления коммунальных услуг на территории муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО на 2010 год» и № 95 от 05.04.2010 «О внесении изменений в постановление № 341 от 25.12.2009». Считает, что постановление № 341 от 25.12.2009 было принято в нарушение Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку конструктивных или технических изменений, при которых объём потребления коммунальных ресурсов изменился бы более чем на 5% -в 2010 году не происходило. Поэтому установленные 01.12.2008 постановлением № 334 нормативы, могут быть пересмотрены только через 3 года, то есть в 2011 году. Полагает, что постановлением № 341 ущемлены её права как квартиросъёмщика. 05.04.2010 постановлением № 95 администрация района внесла изменения в постановление № 341. В таблице «Нормативы потребления коммунальных услуг для населения МО «Октябрьский муниципальный район» слова «при расчете на отопительный период», а также нормы расхода в месяц при расчёте на отопительный период были исключены. Указывает, что в нарушение ст. 4 ГК РФ, действие данного постановления было распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2010, то есть до его принятия.

В судебном заседании Анисимова В.Г. заявление и изложенные в нём доводы поддержала. Дополнительно в качестве основания для признания постановления № 341 недействующим указала незаконность определения норматива по отоплению.

Представитель администрации Октябрьского муниципального района - Желточенко Д.А. заявление признала не обоснованным. Суду пояснила, что нормативы, утвержденные постановлением № 334 от 01.12.2008, были установлены не только для населения района, но и для других потребителей, что не входило в компетенцию органа местного самоуправления. В указанном постановлении был установлен средний норматив, одинаковый для благоустроенных жилых домов по всему району. Постановлением № 341 от 25.12.2009 были утверждены новые нормативы потребления коммунальных услуг на территории Октябрьского муниципального района. Указанные нормативы были установлены по каждому сельскому поселению в отдельности, дифференцированы с учетом этажности и года постройки жилых домов. Разрабатывал нормативы отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации района, впоследствии их проверяло Управление ЖКХ правительства ЕАО. В целях определения нормативов, все благоустроенные жилые дома были поделены на четыре группы, с учетом их этажности. Такие параметры как материал стен, крыш у домов одинаковые. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» при установлении нормативов потребления коммунальных услуг предусмотрено применение экспертного, расчётного и метода аналогов. Для определения нормативов на территории Октябрьского муниципального района ими применялся расчётный метод, с использованием формул № 13, 14, 15 раздела № 2 Приложения к Правилам. В целях определения нормативов на отопление по формуле была рассчитана часовая тепловая нагрузка на отопление каждого жилого дома, не оборудованного приборами учета. Показатель нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление жилого дома был взят из таблицы № 7. По формуле было рассчитано количество тепловой энергии, необходимой для отопления каждого дома. Показатель температуры внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений жилого дома был взят из таблицы, указанной в «Методике определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения», утверждённой Госстроем РФ от 12.08.2003. Показатель среднесуточной температуры определялся по СНиП 23-01-99 «Строительная климатология». Затем по формуле был рассчитан норматив отопления на каждый благоустроенный жилой дом, не оборудованный прибором учёта. Впоследствии все нормативы по каждому дому, входившему в определённую группу, сложили и разделили на общее число домов в группе. При распределении домов по группам ими не брался во внимание износ внутридомовых коммуникаций и оборудования, однако этот показатель никак не учитывается при определении нормативов на отопление с использованием расчётного метода по формулам.

Представитель администрации Октябрьского муниципального района - Лёвин С.В. заявленные требования в части признания недействующим постановления администрации Октябрьского муниципального района № 341 от 25.12.2009 «О нормативах потребления коммунальных услуг на территории муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» на 2010 год» не признал. Доводы, изложенные представителем Желточенко Д.А., поддержал. Требование заявителя о признании недействующим постановления администрации Октябрьского муниципального района от 05.04.2010 № 95 считает обоснованным, так как в установленном порядке оно опубликовано не было, то есть был нарушен порядок введения его в действие.

Суд постановил указанное решение.

В кассационном представлении помощник прокурора Октябрьского района Коростелев А.И. просит решение суда в части прекращения производства по делу отменить и передать на новое рассмотрение. Считает, что суд должен был установить в постановлении № 95 от 05.04.2010 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района от 25.12.2009 № 341 «О нормативах потребления коммунальных услуг на территории муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО на 2010 год» наличие нормативных положений, затрагивающих права и свободы граждан, а не применять формальный подход. Выяснив, что нормативный акт не был опубликован в установленном законом порядке, суд должен признать его недействующим.

В кассационной жалобе администрация Октябрьского муниципального района ЕАО просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления Анисимовой В.Г. отказать. Мотивируя жалобу, указывает на то, что для установления нормативов потребления коммунальных услуг они могли воспользоваться только расчётным методом. В основе экспертного метода и метода аналогов лежит выборочное наблюдение. Нежилые помещения (офисы, магазины), которые имеются в многоквартирных домах района, при выборке не учитываются, но они подключены к общему вводу присоединенной сети и не оборудованы индивидуальными приборами учёта. Не согласны с тем, что норматив установлен без учёта конструктивных и технических параметров, а именно без учёта объёма жилых помещений, площади ограждающих конструкций и окон, износа внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования. При расчётном методе ключевыми данными является, в том числе, нормируемый удельный расход тепловой энергии, при определении которого учитывается износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования. Данный показатель также зависит от этажности многоквартирного дома. Кроме того формулы расчётного метода не предусматривают таких значений как объём жилых помещений, площади ограждающих конструкций и окон. А увеличение количества групп многоквартирных домов приведёт к увеличению норматива и это также нарушит права граждан.

В кассационной жалобе Анисимова В.Г. просит решение суда изменить, признать незаконным постановление администрации Октябрьского муниципального района № 341 от 25.12.2009 со дня его опубликования, то есть с 01.01.2010. Указывает, что она не согласна с признанием указанного постановления недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Весь 2010 год нарушались её права, так как приходилось платить за отопление по завышенным нормативам.

В возражениях на кассационную жалобу администрации Октябрьского муниципального района помощник прокурора Октябрьского района Коростылев А.И. считает её доводы необоснованными. Отмечает, что применяя расчётный метод, ответчик в нарушение Правил, при отсутствии общедомовых приборов учёта, не принимал во внимание износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования. Считает, что ходатайство администрации о вызове в кассационную инстанцию дополнительных свидетелей не соответствует закону. Просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы.

Анисимова В.Г. в возражениях на кассационное представление помощника прокурора Октябрьского района выразила несогласие с его доводами. Решение суда о прекращении производства по делу в части признания незаконным постановления № 95 от 05.04.2010 «О внесении изменений в постановление № 341 от 25.12.2009» считает законным.

В возражениях на кассационную жалобу администрации Октябрьского муниципального района Анисимова В.Г. также высказала своё несогласие. Указала, что изложенные в жалобе методики определения нормативов и расчётов коммунальных услуг не доказывают законность постановления № 341 от 25.12.2009. Решение суда о признании данного постановления незаконным считает обоснованным.

В кассационной инстанции прокурор Витютнев К.В. кассационное представление и изложенные в нём доводы поддержал, кассационные жалобы признал необоснованными.

Представитель администрации Октябрьского муниципального района - Желточенко Д.А. поддержала кассационную жалобу администрации и дала пояснения аналогичные пояснениям в суде первой инстанции. Дополнительно пояснила, что в паспортах домов и в проектных данных старых домов часовая тепловая нагрузка не указана. В связи с этим, расчёт часовой тепловой нагрузки ими производился по формуле, предусмотренной Постановлением № 306. В формулах, предусмотренных пунктами 13, 14, 15 Приложения к Правилам, утверждённым указанным постановлением, учтены технические характеристики зданий.

Анисимова В.Г. поддержала доводы своей кассационной жалобы. Пояснила, что с решением суда она согласна, за исключением срока, с которого оспариваемый нормативный акт признан недействующим. Считает, что для восстановления её нарушенного права постановление № 341 «О нормативах потребления коммунальных услуг на территории муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО на 2010 год» подлежит признанию недействующим со дня его принятия.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационных жалоб и представления, возражения на них, выслушав пояснения лиц, участвующих в кассационной инстанции, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ, в редакции, действовавшей в момент принятия постановления № 341, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее – Правила № 306) и требования к их формированию при отсутствии приборов учёта. Указанные нормативы предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.

25 декабря 2009 года в соответствии с положениями вышеуказанных нормативных актов администрацией Октябрьского муниципального района ЕАО было вынесено постановление № 341 «О нормативах потребления коммунальных услуг на территории муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО на 2010 год» (далее – постановление № 341). Его официальное опубликование состоялось в газете «Октябрьские зори» 30 декабря 2009 года.

05.04.2010 постановлением администрации Октябрьского муниципального района ЕАО № 95 в указанное постановление были внесены изменения. Данное постановление опубликовано не было.

В соответствии со статьёй 251 ч.1 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Считая постановление администрации Октябрьского муниципального района ЕАО № 341 от 25.12.2009 противоречащим федеральному законодательству, а именно, Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 306 по основанию утверждения нормативов потребления коммунальных услуг на территории Октябрьского муниципального района ранее установленного законом срока, при отсутствии оснований для их изменения, прокурор Октябрьского района ЕАО оспорил его в порядке нормоконтроля.

Решением Октябрьского районного суда от 23.04.2010, вступившим в законную силу, по указанному основанию в удовлетворении заявления прокурора Октябрьского района ЕАО было отказано.

Анисимова В.Г. обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановлений администрации Октябрьского муниципального района ЕАО № 341 от 25.12.2009 «О нормативах потребления коммунальных услуг на территории муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО на 2010 год» и № 95 от 05.04.2010 «О внесении изменений в постановление № 341 от 25.12.2009».

Поскольку в качестве основания для оспаривания постановления № 341 в полном объёме заявительницей было указано основание, которому суд в решении от 23.04.2010 уже дал правовую оценку, рассмотрение данного основания для оспаривания нормативного правового акта, как верно указал суд первой инстанции, не представляется возможным. Вместе с тем, суд ошибочно прекратил в этой части производство по делу, учитывая, что прекращение производства по делу по одному из указанных заявителем оснований гражданско-процессуальным законодательством не предусмотрено.

Вторым основанием для оспаривания постановления № 341 Анисимова В.Г. указала неправильный расчёт норматива по отоплению. В связи с этим просила признать его недействующим в указанной части.

Рассматривая данное основание, суд первой инстанции неверно истолковал нормы Правил № 306, в результате чего вынес незаконное решение.

Так, пунктом 20 Правил № 306 при установлении нормативов потребления коммунальных услуг регламентирована возможность применения следующих методов: метода аналогов, экспертного метода, расчётного метода.

Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами (пункт 24 Правил № 306).

Администрация Октябрьского муниципального района ЕАО, предоставленным ей правом, использовала при установлении нормативов по отоплению расчётный метод, что не противоречит положениям Правил № 306.

Материалами дела подтверждается, что норматив потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений был установлен в соответствии с положениями пунктов 13, 14, 15 Приложения к Правилам № 306. Содержащимися в этих пунктах формулами учтены технические и конструктивные особенности жилых помещений, что позволяет дифференцировать нормативы потребления коммунальных услуг для домов с различной этажностью, годом постройки, площадью.

Вывод суда первой инстанции о нарушении администрацией Октябрьского муниципального района ЕАО при издании постановления № 341 положений пунктов 5 «д», 9, 10 Правил № 306 является неверным, поскольку данные пункты находятся в разделе «Общие положения» Правил № 306 и регулируют общие положения, касающиеся порядка установления нормативов. А специальные правила, характерные для определения нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчётного метода отражены в разделе 6 Правил № 306 и в пунктах 13, 14, 15 Приложения к Правилам № 306.

Ссылка суда первой инстанции на нарушение п. 15 Приложения к Правилам № 306 является несостоятельной, поскольку какие-либо доказательства наличия в паспортах домов и в проектных данных домов информации о часовой тепловой нагрузке на отопление отсутствуют. При таких обстоятельствах, применение при расчёте этого показателя формулы, предусмотренной п. 15 Приложения к Правилам № 306 является оправданным.

Судебная коллегия проверила механизм расчёта норматива потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений и отмечает его соответствие формулам, предусмотренным Правилами № 306.

Таким образом, решение Октябрьского районного суда от 30.08.2011 о признании недействующим постановления администрации Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области № 341 от 25.12.2009 «О нормативах потребления коммунальных услуг на территории муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области на 2010 год» в части установления нормативов потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требования Анисимовой В.Г. о признании незаконными постановления администрации Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области № 341 от 25.12.2009 «О нормативах потребления коммунальных услуг на территории муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области на 2010 год».

Что касается постановления администрации Октябрьского муниципального района № 95 от 05.04.2010 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района от 25.12.2009 № 341», то здесь судебная коллегия также не согласна с выводом суда первой инстанции о необходимости прекращения производства по этому требованию в связи с отсутствием опубликования этого нормативного правового акта.

В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:

полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;

форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;

предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Анализ содержания постановления администрации Октябрьского муниципального района № 95 от 05.04.2010 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района от 25.12.2009 № 341» позволяет сделать вывод о том, что оно отвечает всем признакам нормативного правового акта, принято компетентным органом, в пределах его полномочий и в установленной форме. Вместе с тем, оно не было опубликовано в установленном законом порядке в средствах массовой информации, поэтому по данному основанию подлежит признанию недействующим.

Судебная коллегия, с учетом положений пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 считает, что вышеуказанное постановление подлежит признанию недействующим с момента его принятия.

В соответствии со статьей 253 ч.3 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим подлежит публикации после его вступления в законную силу в том же печатном издании, в котором изначально был опубликован этот нормативный правовой акт.

Учитывая, что нормативный правовой акт, изменения в который внесены постановлением администрации Октябрьского муниципального района № 95 от 05.04.2010 был опубликован в газете «Октябрьские зори», сообщение о принятом решении по вступлению решения суда в законную силу подлежит публикации в этой же газете.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361-364 ГПК РФ, судебная коллегия, -

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда ЕАО от 30 августа 2011 года отменить.

Вынести по делу новое решение, которым заявление Анисимовой Валентины Гордеевны о признании незаконными постановлений администрации Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области № 341 от 25.12.2009 «О нормативах потребления коммунальных услуг на территории муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области на 2010 год» и № 95 от 05.04.2010 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района от 25.12.2009 года № 341» - удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня принятия постановление администрации Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области № 95 от 05.04.2010 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района от 25.12.2009 года № 341».

По вступлению решения суда в законную силу сообщение о принятом решении подлежит публикации в газете «Октябрьские зори».

В остальной части требований отказать.

Кассационное представление помощника прокурора Октябрьского района ЕАО и кассационную жалобу администрации Октябрьского муниципального района ЕАО считать удовлетворёнными.

Кассационную жалобу Анисимовой Валентины Гордеевны оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи