Решение законно, поскольку постановление правительства и постановление администрации муниципального района носят рекомендательный характер, а доводы прокурора о необходимости накопления 100-дневного запаса топлива не нашли своего подтверждения



Судья <...>

Дело № 33-594/2011

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 декабря 2011 года                                                                                г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Поповой М.Н., Кнепмана А.Н.,

при секретаре Главинской А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению старшего помощника прокурора Облученского района на решение Облученского районного суда ЕАО от 10.11.2011, которым постановлено:

Исковое заявление прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределённого круга лиц - жителей муниципального образования «Пашковское сельское поселение» к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания посёлка Хинганск и посёлка Пашково» о понуждении теплоснабжающей организации к исполнению обязательств в сфере жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Поповой М.Н., пояснения прокурора Витютнева К.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Облученского района ЕАО обратился в суд с иском в защиту неопределённого круга лиц - жителей муниципального образования «Пашковское сельское поселение» к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания посёлка Хинганск и посёлка Пашково» о понуждении к исполнению обязательств в сфере жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, указывая, что в соответствии с постановлением правительства ЕАО от 24.05.2011 № 246-пп «Об основных мероприятиях по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Еврейской автономной области к работе в осенне-зимний период 2011/2012 года» органам местного самоуправления городских и сельских поселений ЕАО в рамках своих полномочий, определенных Федеральным законом от 0610.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до начала отопительного периода 2011/2012 года рекомендовано обеспечить накопление 100-дневного запаса топлива в соответствии с утверждённым графиком.

Согласно графику в Облученском муниципальном районе ЕАО в августе 2011 года должно быть накоплено 7.500 тонн топлива, в сентябре 13.654 тонн топлива. Постановлением администрации Облученского муниципального района ЕАО № 621 от 20.05.2011 главам сельских и городских поселений Облученского муниципального района рекомендовано до начала отопительного периода 2011/2012 года обеспечить контроль за накоплением 100-дневного запаса топлива ресурсоснабжающими организациями в соответствии с утверждённым графиком, для Пашковского сельского поселения в количестве 500 тонн. Данные рекомендации основаны на требованиях Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 и обязательных для исполнения всеми хозяйствующими субъектами в указанной сфере правоотношений. Обеспеченность теплоснабжающей организации топливом является одним из обязательных требований для получения организацией акта готовности в осенне-зимний период.

По состоянию на 08.09.2011 планомерное накопление 100-дневного запаса топлива (согласно графику) не исполняется, что может привести к срыву отопительного сезона, т.к. до начала отопительного периода осталось менее одного месяца, и есть все основания полагать, что к отопительному периоду 100-дневный запас угля накоплен не будет. Считает, что бездействие ответчика, выразившееся в непринятии достаточных мер к накоплению 100-дневного запаса топлива к отопительному периоду, нарушает права граждан на здоровье и безопасные условия проживания и может привести к отсутствию надлежащего теплоснабжения, причинению крупного ущерба системам жизнеобеспечения, выходу из строя коммунальных систем, угрозе жизни и здоровью граждан, нарушению прав граждан на нормальные условия жизнедеятельности. Просил обязать ООО «Управляющая компания посёлка Хинганск и посёлка Пашково» в срок до 30.09.2011 сформировать для котельных Пашковского сельского поселения 100-дневный запас топлива в количестве 500 тонн.

В судебном заседании помощник прокурора Левченко П.Ф. заявленные требования уточнил. Просил суд обязать ООО «Управляющая компания посёлка Хинганск и посёлка Пашково» в срок до 25.11.2011 накопить возле центральной котельной пос. Пашково либо на топливном складе 100-дневный запас топлива для центральной котельной Пашковского сельского поселения в количестве 500 тонн. Дополнительно пояснил, что поскольку до начала отопительного периода ответчиком нормативный запас твёрдого топлива для котельной с. Пашково не накоплен, в случае перебоев с доставкой топлива возможна остановка котельных, что может повлечь за собой отсутствие теплоснабжения населения, и привести к нарушению прав неопределённого круга лиц на санитарное благополучие. На сегодняшний день право неопределённого круга лиц на санитарно- эпидемиологическое благополучие не нарушено, поскольку в прокуратуру района жалоб от населения Пашковского сельского поселения на некачественное теплоснабжение с начала отопительного периода 2011-2012 года не поступало.

По количеству угля в размере 500 тонн, необходимых на 100 суток, пояснил, что данное количество указано в постановлении правительства ЕАО от 24.05.2011 № 246-пп «Об основных мероприятиях по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Еврейской автономной области к работе в осенне-зимний период 2011/2012 года», в постановлении администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО № 621 от 20.05.2011 и в постановлении администрации МО «Пашковское сельское поселение» от 01.04.2011 № 14. Других нормативных правовых актов, кроме постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, где говорится, что необходимо до начала отопительного сезона иметь в наличии топливо не ниже 70%, что примерно составляет 100 дней, обязывающих теплоснабжающую организацию иметь 100-дневный запас топлива, не имеется.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Управляющая компания посёлка Хинганск и посёлка Пашково» Витенко Н.Ф. исковые требования не признал. Пояснил, что ООО «Управляющая компания посёлка Хинганск и посёлка Пашково» осуществляет свою деятельность с 05.08.2011. Между администрацией и ООО «Управляющая компания посёлка Хинганск и посёлка Пашково» заключен договор на аренду имущества, а также договор управления.

Кроме того, <...> ООО «Управляющая компания посёлка Хинганск и посёлка Пашково» заключило с ИП П. договор купли-продажи угля, который доставляется автотранспортом. Данный предприниматель достаточно долгое время работает на рынке по поставке угля и всегда исправно исполняет свои договорные обязательства. Стодневный запас угля не создан, поскольку Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, на которое ссылается прокурор, носит рекомендательный характер, в нём не содержится указания на то, что запас топлива должен храниться на складе, а имеется указание на обеспечение котельной поселения топливом.

Считает, что должны быть созданы условия для того, чтобы котельные были обеспечены в отопительный период 70 % запасом топлива, поставка угля должна быть авансирована. Договор, заключенный с ИП Понкратовой, предусматривает объём угля, необходимый на период отопительного сезона - 8.500 тонн. Уголь идёт на отопление пос. Хинганск и пос. Пашково. ООО «Управляющая компания посёлка Хинганск и посёлка Пашково» является и ресурсоснабжающей и управляющей организацией. За время осуществление своей деятельности, с августа 2011 года, ООО «Управляющая компания посёлка Хинганск и посёлка Пашково» провело определённую работу по подготовке к отопительному периоду: заменили теплотрассу; заказали фильтры из Финляндии для очистки воды; провели ремонт котельных, подготовили паспорта готовности. На котельной должен храниться неснижаемый запас топлива, необходимый на 7 суток, большее количество угля возле котельной пос. Пашково разместить невозможно. Других складов топлива у ООО «Управляющая компания посёлка Хинганск и посёлка Пашково» не имеется. Склад для хранения топлива, расположенный в г.Облучье, предназначен для хранения угля ООО «Теплоснабжние», отапливающего г.Облучье. Хранение топлива на данном складе для пос. Пашково экономически нецелесообразно, поскольку в тариф на теплоснабжение ООО «Управляющая компания посёлка Хинганск и посёлка Пашково» хранение угля на складе г. Облучье не включено. Кроме того, у ООО «Управляющая компания посёлка Хинганск и посёлка Пашково» имеется нормативный запас топлива в размере 62 тонны на 10 суток. Просил суд отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица на стороне ответчика администрации МО «Облученский муниципальный район» Жизневская Т.С. суду пояснила, что считает исковые требования прокурора необоснованными. Инструкцией об организации в Минэнерго России работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утверждённой приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008 № 66, определено, что теплоснабжающей организацией на котельной должен быть обеспечен нормативный неснижаемый запас твёрдого топлива, в случае, если топливо доставляется до котельной автотранспортом, теплоснабжающей организацией должен быть обеспечен запас на семь суток работы котельной. Фактов непредоставления услуг по теплоснабжению из-за отсутствия топлива на территории МО «Пашковское сельское поселение» с начала отопительного периода 2011-2012 года не имелось.

Администрацией Облученского муниципального района ЕАО проводится ежедневный мониторинг наличия угля на котельных Облученского района. На котельных Пашковского сельского поселения с начала отопительного периода топливо всегда имелось на семь суток и больше. Постановления правительства ЕАО, администрации МО «Облученский муниципальный район» носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления, а не обязывают ООО «Управляющая компания посёлка Хинганск и посёлка Пашково» обеспечить 100-дневный запас угля.

Представитель третьего лица на стороне ответчика представитель администрации муниципального образования «Пашковское сельское поселение» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационном представлении помощник прокурора Облученского района Левченко П.Ф. просил решение Облученского районного суда ЕАО от 10.11.2011 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Указал, что суд не принял во внимание требования пункта 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, обязательных для исполнения всеми хозяйствующими субъектами в указанной сфере правоотношений, которым предусмотрено, что готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода. В соответствии с пунктами 2.6.3 - 2.6.5 вышеуказанных Правил сроки начала и окончания подготовки к зиме котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления.

Кроме этого, суд, делая вывод, что обеспеченность котельных топливом не ниже 70 % потребности отопительного периода предполагает наличие данного топлива на начало отопительного сезона, а не в течение всего отопительного периода, не учёл, что ни на начало отопительного периода, ни на момент рассмотрения данного дела 70 % запаса топлива у данной организации не было. Считает, что исковое заявление направлено прокурором Облученского района своевременно и требования о накоплении 100-дневного запаса топлива предъявлялись до начала отопительного сезона.

В судебной коллегии прокурор Витютнев К.В. кассационное представление не поддержал. Считает решение суда законным и обоснованным.

Представители ООО «Управляющая компания посёлка Хинганск и посёлка Пашково», администрации МО «Облученский муниципальный район», администрации МО «Пашковское сельское поселение» в кассационную инстанцию не явились. О времени и месте слушания дела в суде ЕАО извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационного представления, выслушав пояснения прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В соответствии с п.4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация в границах поселения теплоснабжения, снабжения населения топливом.

Из пункта 3 ч. 1 ст. 27 Устава МО «Пашковское сельское поселение» следует, что к полномочиям администрации сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжение населения топливом.

В соответствии со ст. 6 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее ФЗ «О теплоснабжении») к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

В соответствии с п. 5 ст. 20 ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

В соответствии с пп. 11 ст. 2 ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Из материалов дела установлено, что котельная по адресу: с. Пашково Облученского района ЕАО является муниципальной собственностью МО «Пашковское сельское поселение», что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности от <...>.

Согласно договору № <...> от <...> администрация МО «Пашковское сельское поселение» по акту приёма-передачи передала в аренду сроком на <...> лет (по <...>) ООО «Управляющая компания посёлка Хинганск и посёлка Пашково» объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в собственности МО «Пашковское сельское поселение». В соответствии с условиями данного договора, указанные объекты должны использоваться ООО «Управляющая компания посёлка Хинганск и посёлка Пашково» в целях теплоснабжения.

Пунктом 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, предусмотрено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Данная обязанность возложена на теплоснабжающие организации.

В соответствии с п. 2.6.10 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается паспортом готовности дома к эксплуатации в зимних условиях, актом на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов котельных и инженерного оборудования зданий, актом технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования, обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого не ниже 70 % потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода. Все акты утверждаются до 15 сентября.

Пунктом 12 Положения об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период, утвержденных Минпромэнерго РФ 25.08.2004, определены основные условия, выполнение которых необходимо для выдачи паспорта готовности организаций, участвующих в энергоснабжении социальной сферы и населения, где, в том числе, указано на наличие для тепловых электростанций и котельных нормативных (плановых) запасов основного и резервного топлива, устанавливаемых для электростанций и котельных, участвующих в энергоснабжении объектов социальной сферы и населения, - в порядке, устанавливаемом субъектами РФ.

Постановлением правительства ЕАО от 24.05.2011 № 246-пп «Об основных мероприятиях по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и топливно- энергетического комплекса Еврейской автономной области к работе в осенне-зимний период 2011/2012 года» одобрен график накопления 100-дневного запаса топлива для нужд теплогенерирующих установок и населения ЕАО на отопительный период 2011/2012 года. Органам местного самоуправления городских и сельских поселений ЕАО рекомендовано до начала отопительного периода 2011/2012 года обеспечить накопление 100-дневного запаса топлива в соответствии с утверждённым графиком, согласно которому 100-дневный запас топлива для нужд теплогенерирующих установок и населения ЕАО в МО «Облученский муниципальный район» составляет 21.200 тонн.

Постановлением администрации МО «Облученский муниципальный район» от 20.05.2011 года «Об основных мероприятиях по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса муниципального образования «Облученский муниципальный район» к работе в осеннее - зимний период 2011-212 года» главам сельских и городских поселений Облученского муниципального района рекомендовано до начала отопительного периода 2011\2012 года обеспечить контроль за накоплением 100-дневного запаса топлива ресурсоснабжающими организациями в соответствии с утверждённым графиком, согласно которого 100-дневный запас топлива для нужд Пашковского сельского поселения составляет 500 тонн.

Судебная коллегия считает верным вывод суда о том, что невыполнение графика накопления 100-дневного запаса топлива для нужд теплогенерирующих установок МО «Пашковское сельское поселение» не является нарушением законодательства, поскольку в п. 4.1 постановления правительства, п. 5 постановления администрации МО «Облученский муниципальный район» носят рекомендательный характер.

Требования прокурора о возложении на ООО «Управляющая компания посёлка Хинганск и посёлка Пашково» обязанности в срок до 25.11.2011 накопить возле центральной котельной пос. Пашково либо на топливном складе 100-дневный запас топлива для котельных Пашковского сельского поселения в количестве 500 тонн удовлетворению не подлежали и по следующим основаниям.

В соответствии с п. 4.5.3 Постановления Правительства РФ от 28.05.2008 № 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации» утверждение нормативов создания запасов и резерва топлива отнесено к полномочиям обозначенного министерства.

Приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008 № 66 «Об организации в министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных» утверждена Инструкция об организации в Минэнерго России по расчёту и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных.

Указанной Инструкцией определено, что норматив создания запаса топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива (далее ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее НЭЗТ).

ННЗТ на отопительных котельных создается в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива; резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива.

ННЗТ для электростанций и котельных, сжигающих уголь, мазут и дизельное топливо, обеспечивает работу тепловых электростанций в режиме выживания в течение семи суток, а для тепловых электростанций и котельных, сжигающих газ, - трех суток.

Согласно п. 37 данной Инструкции, количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется фактическим временем, необходимым для доставки топлива от поставщика или базовых складов, и временем, необходимым на погрузоразгрузочные работы, и в случае доставки топлива железнодорожным транспортом составляет 14 суток, автомобильным транспортом 7 суток.

Таким образом, для бесперебойной работы теплоснабжающая организация должна обеспечить нормативный неснижаемый запас топлива.

Поставка угля ООО «Управляющая компания посёлка Хинганск и посёлка Пашково» осуществляется, согласно договору с ИП П., заключенному <...>, и приложениям 1 и 2 к данному договору. Доставка угля осуществляется автомобильным транспортом, что не оспаривалось прокурором в судебном заседании.

В соответствии с информацией о накоплении и расходовании твёрдого топлива на территории МО «Облученский муниципальный район» по состоянию на 08.09.2011 на котельной пос. Пашково запаса топлива не имелось, по состоянию на 18.10.2011 имелось топливо на период до 01.11.2011, по состоянию на период с 09.11.2011 по 19.11.2011 топливо имелось в количестве 62 тонны, при этом плановый расход угля в сутки составляет 5,6 тонн. Следовательно, нормативный неснижаемый запас топлива в указанном поселении обеспечен, и рассчитан на непрерывное потребление в течение 10 дней.

Доводы прокурора о необходимости накопления 100-дневного запаса топлива, при наличии на территории МО «Пашковское сельское поселение» достаточного количества угля в течение отопительного периода 2011-2012 годов, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Кроме того, судом с достоверностью было установлено, что в течение отопительного периода от жителей Пашковского сельского поселения жалоб на перебои или некачественное предоставление отопления ни в органы местного самоуправления, ни в прокуратуру, ни в ООО «Управляющая компания посёлка Хинганск и посёлка Пашково» не поступало.

Решение мотивировано, существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение данного судебного постановления, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 361-364 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Облученского районного суда ЕАО от 10.11.2011 оставить без изменения, кассационное представление старшего помощника прокурора Облученского района ЕАО - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи