Дело № 33-11/2012 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 11 января 2012 года г. Биробиджан Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе: председательствующего Серга Н.С., судей Поповой М.Н., Завальной Т.Ю., при секретаре Пчелинцевой Е.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО на решение Облученского районного суда ЕАО от 24.11.2011, которым постановлено: Заявление прокурора Облученского района удовлетворить. Решение Собрания депутатов муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области «Об утверждении плана приватизации объектов, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Облученский муниципальный район», на 2011 год» № 287, в котором утвержден план приватизации объектов, перечисленных в пункте 1 раздела 3 «Перечень имущества, которое планируется приватизировать в 2011 году» находящихся в муниципальной собственности МО «Облученский муниципальный район», в том числе, комплекс зданий и сооружений, нежилое здание и движимое имущество, расположенное по адресу: <...>, признать противоречащим законодательству и не действующим со дня его принятия. Сообщение о принятом решении суда, после вступления его в законную силу, опубликовать в печатном издании (газета «Искра Хингана»), в котором было официально опубликовано решение собрания депутатов № 287 от 16.03.2011. Заслушав доклад судьи Поповой М.Н., пояснения прокурора Витютнева К.В., представителя Собрания депутатов МО «Облученский муниципальный район» ЕАО Дмитриенко А.В., представителя администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО Пустовойт Е.П., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Облученского района ЕАО обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации о признании незаконным и недействующим решения Собрания депутатов МО «Облученский муниципальный район» ЕАО от 16.03.2011 № 287 в части включения в план приватизации объектов МО «Облученский муниципальный район» на 2011 год, перечисленных в пункте 1 перечня имущества, которое планируется приватизировать в 2011 году. Решение опубликовано в газете «Искра Хингана» за 24-25.03.2011 № 21, вступило в законную силу и в настоящее время действует в редакции решения Собрания депутатов МО от 18.05.2011 № 301. В нарушение требований закона план приватизации объектов, находящихся в муниципальной собственности МО «Облученский муниципальный район» на 2011 год, утвержденный решением Собрания депутатов МО от 16.03.2011 № 287, не содержит всей обязательной информации о приватизируемых объектах, предусмотренной п. 2.3 и 2.5 Положения о приватизации имущества, находящегося в собственности МО «Облученский муниципальный район» ЕАО от 13.11.1998 № 932. Пункт 1 раздела 3 «Перечень имущества, которое планируется приватизировать в 2011 году» плана приватизации не содержит указания на характеристику обозначенных в нём объектов: точного адреса месторасположения объекта, инвентаризационного номера, кадастрового номера участка, на котором расположено имущество, а также назначения муниципального имущества. К продаже выставлены все объекты (движимые и недвижимые), расположенные по <...> в <...>. Такое изложение сведений о планируемом к приватизации имущества исключает возможность его идентификации, препятствует реализации волеизъявления представительного органа местного самоуправления ввиду невозможности однозначного определения объектов движимого и недвижимого муниципального имущества, подлежащего продаже, а также предоставляет широкие возможности для произвольного его толкования правоприменителями. Кроме того, план приватизации не содержит сведений о сроках приватизации, нормативной цене подлежащего приватизации имущества, порядке оплаты приобретенного имущества, что является прямым нарушением федерального и муниципального законодательства. 13.04.2011 администрацией МО «Облученский муниципальный район» издано распоряжение № 106 «О проведении открытого аукциона по продаже муниципального имущества», которым комитету по управлению муниципальным имуществом администрации района предписано организовать и провести аукцион по продаже муниципального имущества во втором квартале 2011 года. В соответствии с пп. 2.1. п. 2 условий проведения аукциона по продаже муниципального имущества, утвержденных вышеуказанным распоряжением главы администрации района, предметом аукциона является продажа объектов недвижимого имущества, являющихся муниципальной собственностью, а именно: комплекс зданий и сооружений, 2001 года постройки, кадастровый номер <...> и нежилое 2-х этажное кирпичное здание с подвалом, крыльцом и тремя холодными пристройками, 2001 года постройки, обшей площадью <...> кв. м, кадастровый номер <...>, расположенные по адресу: ЕАО, <...> (пп. 2.1.1. условий). Данное имущество является имуществом, включенным в пункт 1 раздела 3 плана приватизации. Кроме того, включение в план приватизации вышеназванных объектов муниципальной собственности является незаконным. Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.01.1994 № 36 «О заключении соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о пунктах пропуска на российско-китайской границе» Правительство РФ и Правительство КНР договорились установить на государственной границе между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой ряд пунктов пропуска, в том числе пункт пропуска Пашково - Цзяинь с расположением на российской территории в Пашково Облученского района ЕАО. Согласно акту приемки приемочной комиссией законченного строительством объекта от <...> № <...> пункт пропуска в <...> построен в период с августа 2000 года по июль 2003 года. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права данный акт приемки законченного строительством объекта являлся основанием для регистрации за МО «Облученский муниципальный район» права собственности на комплекс зданий и сооружений нежилого назначения, расположенный по адресу: ЕАО, <...>. Таким образом, выставленное на аукцион в порядке приватизации имущество по <...> в <...>, является пунктом пропуска с. Пашково, построенным в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 07.12.1992 № 2281-р и Постановлением Правительства РФ от 24.01.1994 № 36 «О заключении соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе», имеющим особый статус и целевое назначение. Данный пункт пропуска с. Пашково подлежал передаче в федеральную собственность и в эксплуатацию федеральным органам исполнительной власти. В силу п. 13 Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <...> № <...>, таким органом является Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации. Таким образом, собственником пунктов пропуска и входящего в их состав имущества в настоящее время может быть только Российская Федерация в лице Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации. Пункт 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложил на муниципальные органы власти обязанность по безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности, но предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов, в собственность соответствующих органов. Данное правило распространяется и на пункт пропуска с. Пашково, находящегося в собственности МО «Облученский муниципальный район», но предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти: обеспечения особого режима пункта пересечения государственной границы Российской Федерации, в том числе в обязательном порядке контролирующими органами федерального уровня. В этой связи имущество, находящееся в муниципальной собственности МО «Облученский муниципальный район», указанное в п. 1 раздела 3 плана приватизации, должно быть безвозмездно передано в федеральную собственность и закреплено за федеральным органом, осуществляющим полномочия собственника в соответствующей сфере имущественных правоотношений - Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации. Неисполнение настоящих обязательств повлечет за собой невыполнение условий защиты суверенитета, обеспечение обороноспособности и безопасности РФ, нецелевое использование имущества данного пункта пропуска, а также невозможность выполнения своих функций государственными федеральными органами. На основании изложенного, прокурор просил признать решение Собрания депутатов «Облученский муниципальный район» в части включения в план приватизации объектов, находящихся в муниципальной собственности МО «Облученский муниципальный район» на 2011 год, утвержденный решением Собрания депутатов МО «Облученский муниципальный район», перечисленных в п. 1 раздела 3 «Перечень имущества, которое планируется приватизировать в 2011 году», противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия. В судебном заседании прокурор поддержал доводы, изложенные в заявлении. Дополнительно пояснил, что решение Собрания депутатов МО N 287 принято в области отношений по распоряжению имуществом Облученского муниципального района ЕАО в 2011 году, при этом решение содержит положения, имеющие характер правовых норм. На нормативный характер указанного решения указывает и то, что оно подписано главой муниципального района. Как следует из п. 13 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ, нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Согласно п. 4 ст. 39 Устава МО «Облученский муниципальный район» решения, принятые Собранием депутатов муниципального района, подписываются и обнародуются главой муниципального района. Решения, носящие ненормативный характер, подписываются председателем Собрания депутатов. При этом оспариваемым решением затрагиваются права и интересы неопределенного круга лиц, желающих стать участниками процесса приватизации, и оно рассчитано на неоднократное применение. Представитель Совета депутатов МО «Облученский муниципальный район» - Дмитриенко А.В. и представители администрации МО «Облученский муниципальный район» - Пустовойт Е.П. и Папулова А.О. с требованиями не согласились, пояснили, что вышеуказанный объект недвижимости является муниципальной собственностью, и законом не установлено ограничений на его приватизацию. Нарушений порядка принятия плана приватизации и указанного решения не имеется. В плане приватизации содержатся все необходимые сведения, в том числе сроки проведения приватизации, нормативная цена приватизируемого имущество, порядок оплаты. Распоряжение администрации МО «Облученский муниципальный район» от 13.04.2011 № 106 принято во исполнение решения Собрания депутатов МО и также является правовым актом. По поводу довода прокурора о том, что указанное в решении имущество в виде нежилого здания и комплекса зданий и сооружений, расположенных в <...>, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность считает, что в данном случае имеет место спор о праве. Кроме этого представитель администрации МО «Облученский муниципальный район» Пустовойт Е.П. пояснила, что при строительстве здания и сооружения в с. Пашково не подразумевалось, что в них будут размещаться контрольно-пропускной пункт через границу и таможня. Решение Собрания депутатов МО не является нормативным актом, суд должен рассматривать данное дело в порядке главы 25 ГПК РФ. Срок обжалования действий либо бездействий органов представительной власти истек, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению. Суд постановил вышеуказанное решение. В кассационной жалобе представитель Собрания депутатов МО «Облученский муниципальный район» ЕАО Пустовойт Е.П. просила решение Облученского районного суда ЕАО от 24.11.2011 отменить, направить дело на новое рассмотрение. Указала, что в соответствии с Уставом МО «Облученский муниципальный район» ЕАО Собрание депутатов вправе включать в план приватизации имущество, находящееся в муниципальной собственности. Объекты, включенные в план приватизации, не были исключены из оборота и не ограничены в обращении. Включение в став приемочной комиссии представителей таможенной службы, МИД России, управления ФСБ не свидетельствует о том, что данное здание и сооружения являются пунктом пропуска, и администрация, как собственник указанного имущества, не может им распоряжаться. Оспариваемое решение Собрания депутатов не противоречит ни федеральному законодательству, ни другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Прокурором также не указаны акты, которым бы противоречило решение Собрания депутатов МО. Однако суд в решении указал, что решение Собрания депутатов МО № 287 противоречит нормам федеральных законов, имеющих большую юридическую силу. В возражение на кассационную жалобу прокурор Облученского района ЕАО Неумывака Е.М. указал, что выставленные на продажу объекты недвижимости представляют собой пункт пропуска с. Пашково, построенный в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 24.01.1994 № 2281-р и Постановлением Правительства РФ от 24.01.1994 № 36 «О заключении соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о пунктах пропуска на российско-китайской границе». В ходе разбирательства ни один из представителей заинтересованных лиц, не смог пояснить суду, каково же было иное целевое назначение построенного комплекса, и для решения какого вопроса местного значения либо для исполнения какого переданного государственного полномочия, проводилось строительство данных сооружений. Также не состоятельны доводы жалобы о том, комплекс зданий может быть приватизирован по той причине, что строительство объектов недвижимости в с. Пашково производилось за счет средств бюджета Облученского муниципального района. Допущенные нарушения порядка финансирования строительства пункта пропуска с. Пашково не дают органам местного самоуправления право произвольно распоряжаться имуществом, ограниченным в обороте в силу своего особого правового статуса и месторасположения. Довод ответчика о том, что прокурором района не назван нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, которому противоречит решения Собрания депутатов МО от 16.03.2011 № 287, является необоснованным. В заявлении, и в судебном заседании прокурором указано, что оспариваемое решение противоречит Федеральному закону от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Кроме того, решение Собрания депутатов МО от 16.03.2011 № 287 содержит нормативную неопределенность, т.к. к продаже выставлены все объекты (движимые и недвижимые), расположенные по <...>. В судебной коллегии представитель Собрания депутатов МО «Облученский муниципальный район» ЕАО и администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО Пустовойт Е.П. поддержала доводы кассационной жалобы. Пояснила, что в с. Пашково отсутствуют другое здание, где бы располагался пункт пропуска через государственную границу. Представитель Собрания депутатов МО «Облученский муниципальный район» ЕАО Дмитриенко А.В. считает решение суда незаконным и необоснованным, т.к. в нем сделаны выводы о праве собственности муниципального образования на данный объект недвижимости. Тем самым суд вышел за пределы заявленных прокурором требований. Считает, что суд дал повод для неправомерных действий различных лиц в отношении спорного имущества. Имущество подлежит передаче в федеральную собственность только в том случае, если оно построено на средства федерального бюджета. Прокурор Витютнев К.В. с доводами кассационной жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным. Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, выслушав пояснения лиц, участвующих в кассационной инстанции, заключение прокурора, полагавшего оставить решение без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения. 16.03.2011 решением Собрания депутатов муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО утвержден план приватизации объектов, находящихся в муниципальной собственности МО «Облученский муниципальный район» на 2011 год. В пункте 1 раздела 3 данного плана в Перечне имущества, которое планируется приватизировать в 2011 году, указано имущество: комплекс зданий и сооружений, нежилое здание и движимое имущество, расположенное по адресу: <...>. Решение опубликовано в газете «Искра Хингана» за 24-25.03.2011 № 21, в настоящее время действует в редакции решения Собрания депутатов МО от 18.05.2011 № 301. Во исполнение данного решения администрацией МО «Облученский муниципальный район» 13.04.2011 принято распоряжение № 106 о продаже на аукционе включенного в план приватизации имущества. В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающая что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Вывод суда о том, что вышеуказанное решение Собрания депутатов МО «Облученский муниципальный район» ЕАО является нормативным правовым актом, является законным и обоснованным. Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 10.06.2010) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (далее постановление Пленума), предусмотрено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Под правовым актом индивидуального характера понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц. Такой правовой акт носит индивидуально-разовый, индивидуально-определенный характер и принимается в основном по организационно - распорядительным вопросам. Решение представительного органа местного самоуправления, утвердившее план приватизации, включивший в себя реализацию нескольких объектов, и период его исполнения в течение года, предполагает неоднократное его применение участниками правоотношений по приватизации имущества. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № 178-ФЗ порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно. Утверждение плана приватизации представительным органом местного самоуправления является реализацией его права по распоряжению муниципальным имуществом, отбором муниципального имущества, подлежащего реализации путем приватизации с целью пополнения доходной части бюджета муниципального образования. Принятие плана приватизации предполагает необходимость его исполнения и позволяет исполнительным органам местного самоуправления приступить к проведению приватизации конкретного имущества в течение конкретного периода. В п. 2 оспариваемого решения об утверждении плана приватизации на постоянную комиссию Собрания депутатов по имуществу и земельным отношениям возложен контроль за исполнением данного решения. Опубликование решения об утверждении плана приватизации позволяет неопределенному кругу лиц, желающих принять участие в приватизации, судить о легитимности предполагаемой приватизации, и планировать свои действия по участию в ней. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона № 178-ФЗ, под информационным обеспечением приватизации государственного или муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя опубликование в средствах массовой информации, размещение в информационных системах общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационных сетях, прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже указанного имущества и об итогах его продажи. Однако установленное данной нормой требование об опубликовании прогнозных планов не свидетельствует о том, что такая публикация вместе с актами об их принятии носит только информационный характер, а не является также исполнением требований других норм, регулирующих деятельность органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п.1). Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (п.3). Процедура принятия оспариваемого акта также позволяет отнести его к нормативно-правовым актам, поскольку согласно п. 13 ст. 35 Закона N 131-Ф3 нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. Согласно п. 4 ст. 39 Устава МО «Облученский муниципальный район» ЕАО решения, принятые Собранием депутатов муниципального района, подписываются и обнародуются главой муниципального района. Решения, носящие не нормативный характер, подписываются председателем Собрания депутатов. Оспариваемый акт подписан главой муниципального района. Судом первой инстанции дана верная оценка доводам представителей заинтересованных лиц о наличии спора о праве на имущество, включенное в план приватизации, между МО «Облученский муниципальный район» и Российской Федерацией в лице Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ, как несостоятельным. Прокурором не заявлялись требования о передаче спорного имущества Российской Федерации и не оспаривалось право собственности муниципального образования, в связи с чем, суд при вынесении решения не давал оценку законности оформления права собственности муниципального образования и не разрешал вопрос о правах иных лиц на данное имущество. Судом сделан правильный вывод о том, что решение Собрания депутатов МО «Облученский муниципальный район» ЕАО от 16.03.2011 № 287 в части включения в план приватизации объектов МО «Облученский муниципальный район» на 2011 год комплекса зданий и сооружений, нежилое здание и движимое имущество, расположенное по адресу: <...>, противоречит федеральному законодательству. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.01.1994 № 36 «О заключении соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной республики о пунктах пропуска на Российско-Китайской государственной границе» (далее - Постановление Правительства РФ № 36) стороны согласились установить на государственной границе между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой пункты пропуска, в т.ч. Пашково - Цзяинь (п. 11 ч. l). Пунктом 11 Приложения к Соглашению определено местонахождение и категории пунктов пропуска на Российско-Китайской границе, в т.ч. Пашково - Цзяинь, а именно: в данном пункте указанно, что по обеим сторонам пунктов пропуска расположены соответственно Пашково (Облученский район, Еврейская автономная область, Россия) и Чаоян (уезд Цзяинь, провинция Хэйлунцзян, КНР). Пункты пропуска открыты для международного грузового и пассажирского сообщения (в период навигации - сообщение судами, в период ледостава - автомобилями по льду). Статьей 2 Постановления Правительства РФ № 36 установлены следующие нормы: открытие пунктов пропуска на российско-китайской границе осуществляется после их надлежащего обустройства и создания необходимых условий для работы контрольных органов Сторон. компетентные органы Сторон согласовывают задания на проектирование и проекты строительства объектов пункта пропуска с учетом перспективы развития потоков лиц, транспортных средств и товаров. В соответствии со ст. 2 Постановления Правительства РФ № 36 контрольные органы Сторон на открытых пунктах пропуска исполняют свои служебные функции в соответствии с законодательством каждой из Сторон, а так же на основе соответствующих договоренностей между Сторонами. <...> приемочная комиссия (председатель комиссии - заместитель председателя правительства ЕАО Г.), назначенная распоряжением правительства ЕАО от 20.05.2002 № 23-рп, руководствуясь Постановлением Правительства РФ «Об утверждении положения о пунктах пропуска через государственную границу» от 19.01.1998 № 60, приняла пункт в с. Пашково российско-китайской границы для международного пассажирского и грузового сообщения, капитальное строительство, (акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 31.10.2003 №1). Кроме того, в состав членов комиссии были включены: первый заместитель начальника ДВТУ - генерал-майор таможенной службы Го.; представитель ДВРПУ ФСБ России - полковник П.; представитель МИД России в г. Биробиджане Гу.; заместитель начальника управления ФСБ по ЕАО - К.; начальник отдела миграции УВД ЕАО - П.. Согласно п. 2 акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссии от 31.10.2003 № 1 строительство пункта пропуска в с. Пашково производилось на основании Распоряжения Правительства РФ № 2281-р от 07.12.1992 и разрешения на выполнение строительно-монтажных работ, выданного инспекцией ГАСН по ЕАО № 43/2000 от 21.08.2000. Таким образом, пункт пропуска в с. Пашково на российско-китайской границе для международного пассажирского и грузового сообщения был возведен в целях исполнения определенных задач и мероприятий, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Приказом ГТК России от 07.05.2004 № 550 создан Биробиджанский таможенный пост 1-категории (код 10708020), в котором имеется отделение таможенного досмотра № 2 (с. Пашково). Постановлением Правительства РФ «Об утверждении положения о пунктах пропуска через государственную границу» от 19.01.1998 № 60 в целях совершения организации пропуска через государственную границу Российской Федерации физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, упорядочения совместной деятельности органов пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации Правительством Российской Федерации утверждено Положение о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Согласно п. 9 Положения пункты пропуска устанавливаются решениями Правительства Российской Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 60 финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных настоящим Постановлением, осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также иных средств, привлекаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пункт пропуска в пределах территории указанных объектов включает в себя комплекс зданий, помещений, сооружений с соответствующим технологическим оборудованием, в котором осуществляют служебную деятельность органы пограничного, таможенного и иных видов контроля, органы внутренних дел, а также транспортные и иные предприятия и организации, обеспечивающие работу пункта пропуска. Пунктом 5 Положения о пунктах пропуска через государственную границу, предусмотрено, что организация и осуществление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и других видов контроля, а также осуществление физическими и юридическими лицами в пунктах пропуска хозяйственной и иной деятельности, не связанной с обслуживанием транспортных средств и пассажиров, не допускаются. Строительство (реконструкция) пунктов пропуска, открываемых по инициативе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их оборудование, а также создание транспортной и инженерной инфраструктуры осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а так же иных средств, привлекаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 37 Положения). Согласно Постановлению Правительства РФ «О порядке создания зон таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» от 18.09.2009 № 1716 во исполнение ст. 362 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что в пунктах через государственную границу Российской Федерации создаются постоянные зоны таможенного контроля. Во исполнение ст. 12 Закона Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 № 482 утверждены Правила установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. На основании п. 20 Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в целях обеспечения функционирования (эксплуатации) пункта пропуска Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации создает администрацию пункта пропуска. Судом установлено, что пункт пропуска с. Пашково на российско-китайской границе для международного пассажирского и грузового сообщения используется Биробиджанской таможней на основании безвозмездного пользования нежилыми помещениями; пограничным управлением ФСБ России по ЕАО без заключения договора; Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской области без заключения договора и другими подразделениями федеральных государственных органов. Судебная коллегия согласилась с выводом суда о том, что при строительстве вышеуказанного сооружения подразумевалось размещение в нем контрольно-пропускного пункта через границу и таможни. Согласно п. 38 Положения о пунктах пропуска через государственную границу после принятия пункта пропуска в эксплуатацию структурным подразделениям государственных контрольных органов в установленном порядке предоставляются служебные и бытовые помещения, специальные места и технологическое оборудование, необходимые для осуществления соответствующих видов контроля. В нарушение требований вышеуказанного пункта администрация МО «Облученский муниципальный район» после принятия приемочной комиссией пункта пропуска с. Пашково по договору аренды имущества от <...> передала МУП «Пункт пропуска Пашково» вышеуказанное имущество. Распоряжением главы администрации МО «Облученский муниципальный район» от <...> № <...> муниципальное имущество изъято у МУП «Пункт пропуска Пашково». <...> администрацией МО «Облученский муниципальный район» заключен договор аренды от <...> № <...> с ООО «ТурСервис», по которому последнему передано в аренду вышеуказанное имущество. Из письма ООО «ТурСервис» от <...> следует, что на территории пункта пропуска с. Пашково продолжают осуществлять свою деятельность Биробиджанская таможня, пограничное управление ФСБ России по ЕАО, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областей, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЕАО». В соответствии с ч. 1 приложения № 3 Указа Президента РФ «Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года» от 22.07.1994 № 1535 не принимаются решения о приватизации в отношении объектов, предприятий, штатного и табельного военного и иного имущества Службы внешней разведки Российской Федерации, Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы охраны Российской Федерации. Статьей 31 Закона № 178-ФЗ установлены обременения приватизируемого государственного или муниципального имущества: при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующие имущество может обременено ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом или иным федеральными законами и привычным сервитутом. Ограничениями могут являться: обязанность использовать приобретенное в порядке приватизации государственное или муниципальное имущество по определенному назначению, в том числе объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения; иные обязанности, предусмотренные федеральным законом или в установленном им порядке. Публичным сервитутом может являться обязанность собственника допускать ограниченное использование приватизированного государственного или муниципального имущества (в том числе земельных участков и других объектов недвижимости) иными лица, а именно, обеспечивать беспрепятственный доступ, переход, проезд. Согласно ст. 3 Закона № 178-ФЗ приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральным законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности. В соответствии со ст. 7.1 Федерального закона от 02.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» органы федеральной службы безопасности вправе принимать в соответствии с законодательством Российской Федерации во владение и в пользование от федеральных органов власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, граждан Российской Федерации транспортные средства и иное имущество, необходимые для выполнения задач, возложенных на указанные органы федерального законодательством. Порядок пользования указанного имуществ определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Статья 212 ГК РФ устанавливает, что возможны виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Судебная коллегия считает, что данное правило распространяется на контрольно-пропускной пункт с. Пашково. Введение подобного ограничения отражает потребности государства в защите своего суверенитета, обеспечении обороноспособности и безопасности. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 28 Закона № 178-ФЗ приватизация зданий, строений сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимым для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с ч. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд. Следовательно, при приватизации имущественного комплекса надлежит решать вопрос о приватизации физическими или юридическими лицами земельного участка, который находится в пограничной зоне и зоне пункта пропуска в с. Пашково на российско-китайской границе, что противоречит действующему законодательству. Принятие вышеуказанного решения привело к приватизации комплекса зданий и сооружений, нежилого здания и движимого имущества, расположенного по адресу: <...>, что также нарушает антимонопольное законодательство Российской Федерации. Судебная коллегия согласилась с выводом суда о том, что возведение спорных объектов за счет средств бюджета МО «Облученский муниципальный район» не дает муниципальному образованию право распоряжаться данным имущественным комплексом без учета его функционального назначения и использования структурными подразделениями государственных контрольных органов. Судом также верно отмечено, что изложение в оспариваемом решении сведений о планируемом к приватизации имуществе исключает возможность его идентификации, препятствует реализации волеизъявления представительного органа местного самоуправления ввиду невозможности однозначного определения объектов движимого имущества, определенных к продаже, а также предоставляет широкие возможности для произвольного его толкования правоприменителями. В соответствии с ч. 3 ст. 2, ч. 3 ст. 4, ч. 1 ст. 10 Закона № 178-ФЗ решением Собрания депутатов МО № 932 от 13.11.2008 утверждено Положение о приватизации имущества, находящегося в собственности МО «Облученский муниципальный район» ЕАО. В данном Положении содержатся обязательные условия, которые должны соблюдаться при принятии решения о приватизируемых объектах. По Положению план приватизации должен содержать указание на характеристику обозначенных в нем объектов - точного адреса объекта, инвентаризационного номера, кадастрового номера участка, а также назначение муниципального имущества. Из протокола заседания Совета депутатов МО, на котором принималось оспариваемое решение, следует, что депутатам не было разъяснено, какие именно объекты муниципальной собственности подлежат приватизации, не доведено до их сведения разработанное и утвержденное на основании Федерального закона Положение о приватизации муниципального имущества, а также то обстоятельство, что нежилое 2-х этажное кирпичное здание, которое располагается на территории комплекса зданий и сооружений нежилого назначения и неразрывно с ним связано, является пунктом пропуска. Согласно п. 39 Устава решения Собрания депутатов не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральному и областному законодательству, настоящему Уставу и правовым актам, принятым на местном референдуме. Суд правильно указал в решении, что приватизация комплекса зданий и сооружений, нежилого здания и движимого имущества, расположенного по адресу: <...>, повлечет за собой невыполнение условий защиты суверенитета, обеспечение обороноспособности и безопасности РФ, нецелевое использование контрольно-пропускного пункта, а также невозможность выполнения своих функций государственными федеральными органами в пункте пропуска в с. Пашково на российско-китайской границе. Следовательно, вывод суда о том, что утвержденный решением Собрания депутатов МО «Облученский муниципальный район» ЕАО № 287 от 16.03.2011 план приватизации объектов МО «Облученский муниципальный район» на 2011 год», в части приватизации имущества, указанного в п. 1 раздела 3 - комплекс зданий и сооружений, нежилое здание и движимое имущество, расположенные по адресу: <...>, противоречит нормам вышеуказанных федеральных законов, имеющих большую юридическую силу, является обоснованным. В силу вышеизложенного, доводы кассационной жалобы администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО судебная коллегия находит несостоятельными. Решение мотивировано, существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение данного судебного постановления, не установлено. Руководствуясь ст.ст. 361-364 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Облученского районного суда ЕАО от 24.11.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО - без удовлетворения. Председательствующий Судьи