Судья <...> Дело № 33-591/2011 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 28 декабря 2011 года г. Биробиджан Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе: председательствующего Серга Н.С., судей: Кнепмана А.Н., Поповой М.Н., при секретаре: Главинской А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора Облученского района ЕАО на решение Облученского районного суда ЕАО от 08 ноября 2011 года, которым постановлено: Исковое заявление прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования «Известковское городское поселение» к обществу с ограниченной ответственностью «Дальсантехмонтаж»о понуждении теплоснабжающей организации к исполнению обязательств в сфере жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса оставить без удовлетворения. Заслушав доклад судьи Серга Н.С., пояснения прокурора Витютнева К.В., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: прокурор Облученского района ЕАО обратился в судс заявлением в защиту неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Дальсантехмонтаж» (далее ООО «Дальсантехмонтах») о понуждении к исполнению обязательств в сфере жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса. Свои требования мотивировал тем, что в соответствии с постановлением правительства ЕАО от 24 мая 2011 г. № 246-пп «Об основных мероприятиях по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Еврейской автономной области к работе в осенне-зимний период 2011/2012 года», органам местного самоуправления городских и сельских поселений ЕАО в рамках своих полномочий, определённых Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до начала отопительного периода 2011/2012 года рекомендовано обеспечить накопление 100-дневного запаса топлива в соответствии с утверждённым графиком. Согласно графика в Облученском муниципальном районе ЕАО в августе 2011 года должно быть накоплено 7500 тонн топлива, в сентябре 13654 тонны топлива. Постановлением администрации Облученского муниципального района ЕАО 20 мая 2011 г. № 621 главам сельских и городских поселений Облученского муниципального района ЕАО рекомендовано до начала отопительного периода 2011/2012 года обеспечить контроль за накоплением 100-дневного запаса топлива ресурсоснабжающими организациями в соответствии с утверждённым графиком. В постановлении главы Известковского городского поселения от 01 марта 2011 г. № 7 теплоснабжающей организации рекомендовано до начала отопительного периода 2011/2012 года обеспечить накопление 100-дневного запаса топлива в соответствии с утверждённым графиком в количестве 1600 тонн (в августе - 800 тонн, в сентябре-800 тонн). Данные рекомендации основаны на требованиях Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170, обязательных для исполнения всеми хозяйствующими субъектами в указанной сфере правоотношений. Согласно пункту 2.6.10 указанного Постановления готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях; актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов котельных и инженерного оборудования зданий; актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования; актов о готовности уборочной техники и инвентаря; актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления; обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твёрдого -не ниже 70 % потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода. Аналогичные требования по наличию паспортов готовности к работе в осенне-зимний период предусмотрены в Положении об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период, утвержденных Минпромэнерго РФ 25 августа 2004 г. Таким образом, обеспеченность теплоснабжающей организации топливом является одним из обязательных требований для получения организацией акта готовности в осенне-зимний период. По состоянию на 08 сентября 2011 г. планомерное накопление 100-дневного запаса топлива согласно графику не исполняется, что может привести к срыву отопительного сезона. Бездействие ООО «Дальсантехмонтаж», выразившееся в непринятии достаточных мер к накоплению 100-дневного запаса топлива к отопительному периоду, нарушает права граждан на здоровье и безопасные условия проживания и может привести к отсутствию надлежащего теплоснабжения, причинению крупного ущерба системам жизнеобеспечения, выходу из строя коммунальных систем, угрозе жизни и здоровью граждан, нарушению прав граждан на нормальные условия жизнедеятельности. Просил обязать ООО «Дальсантехмонтаж» в срок до 30 сентября 2011 г. сформировать для котельных Известковского городского поселения 100-дневный запас топлива в количестве 1600 тонн. В судебном заседании помощник прокурора Левченко П.Ф. заявленные требования поддержал. Просил суд обязать ООО «Дальсантехмонтаж» в срок до 20 ноября 2011 г. обеспечить накопление 100-дневного запаса топлива для котельных Известковского городского поселения в количестве 1600 тонн. При этом пояснил, что в прокуратуру района жалоб от населения Известковского городского поселения на некачественное теплоснабжение с начала отопительного периода 2011/2012 года не поступало, отопительный период начат вовремя. Постановлением администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» от 20 мая 2011 г. № 621 главам городских и сельских поселений рекомендовано до начала отопительного периода 2011/2012 года обеспечить накопление 100-дневного запаса топлива. Согласно утверждённого графика для Известковского городского поселения 100-дневный запас топлива составляет 1600 тонн. Постановлением главы Известковского городского поселения от 01 марта 2011 г. также утверждён график накопления 100-дневного запаса топлива на территории Известковского муниципального образования, который рекомендован к исполнению теплоснабжающей организации. До настоящего времени ООО «Дальсантехмонтаж» нормативный запас твёрдого топлива для котельных Известковского городского поселения не накоплен, что может привести к срыву отопительного сезона. Представитель ответчика ООО «Дальсантехмонтаж» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представитель третьего лица администрации МО «Облученский муниципальный район» Жизневская Т.С. суду пояснила, что считает исковые требования прокурора необоснованными. Инструкцией об организации в Минэнерго России работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утверждённой приказом Минэнерго РФ от 04 сентября 2008 г. № 66, определено, что теплоснабжающей организацией на котельной должен быть обеспечен нормативный неснижаемый запас твёрдого топлива. В случае, если поставка топлива осуществляется автотранспортом на котельной должен иметься запас топлива на семь суток. Отопительный период на территории Известковского городского поселения начат в установленный главой администрации поселения срок.Фактов непредоставления услуги по теплоснабжению из-за отсутствия топлива на территории МО «Известковское городское поселение» с начала отопительного периода 2011/2012 года не имелось. Общее количество топлива, имеющегося в наличии на двух котельных данного муниципального образования: котельной посёлка Известковый и котельной села Двуречье, значительно превышает семисуточный запас топлива для каждой из них. Администрацией Облученского муниципального района проводится ежедневный мониторинг о наличии угля в котельных Облученского района, в том числе и котельныхИзвестковского городского поселения. Постановления правительства ЕАО и администрации МО «Облученский муниципальный район» носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления, постановление главы администрации МО «Известковское городское поселение» также носит рекомендательный характер для теплоснабжающей организации. Данные акты не обязывают ООО «Дальсантехмонтаж» обеспечить стодневный запас угля. Кроме того, на территории Известковского городского поселения отсутствует оборудованный склад либо площадка для хранения стодневного запаса угля. Представитель третьего лица администрации МО «Известковское городское поселение» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд постановил указанное решение. В кассационном представлении прокурор Облученского района ЕАО просит решение суда отменить, поскольку оно вынесено с нарушением норм процессуального и материального права, дело направить на новое рассмотрение. Мотивирует представление тем, что суд не принял во внимание требования пункта 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г.№ 170, обязательные для исполнения всеми хозяйствующими субъектами в указанной сфере правоотношений, которыми предусмотрено, что готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличиемобеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твёрдым - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидким - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода; запаса песка для посыпки тротуаров - из расчёта не менее 3-4 куб. м на 1 тыс. кв. м уборочной площади. Суд не учёл, что на начало отопительного сезона ООО «Дальсантехмонтаж» не имело 70%-го запаса топлива, в таком количестве запаса топлива оно не имело и на момент рассмотрения дела. Исковое заявление направлено в суд прокурором Облученского района ЕАО своевременно, требования о накоплении 100-дневного запаса топлива предъявлялись до начала отопительного сезона. В кассационной инстанции прокурор Витютнев К.В. доводы кассационного представления не поддержал. Представитель ответчика ООО «Дальсантехмонтаж», представитель третьего лица администрации МО «Облученский муниципальный район», представитель третьего лица администрации МО «Известковское городское поселение», извещённые о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании ч. 2 ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Проверив материалы дела, изучив доводы кассационного представления, выслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции. В силу ст. 255 ГПК РФ к бездействию органа местного самоуправления, оспариваемому в порядке гражданского судопроизводства, относится бездействие, в результате которого нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом. Данные полномочия согласно п. 3 ч. 1 ст. 27 устава муниципального образования «Известковское городское поселение» возложены на администрацию городского поселения. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в частности, организация обеспечения надёжного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду. Из материалов дела следует, что обязанность обеспечить бесперебойное теплоснабжение жилых домов и объектов социально-культурного назначения, расположенных на территории муниципального образования «Известковское городское поселение», согласно имеющимся в материалах дела договорам от <...> № <...> и № <...> возложена на ООО «Дальсантехмонтаж». В соответствии с п. 2.6.10. постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается паспортом готовности дома к эксплуатации в зимних условиях, актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов котельных и инженерного оборудования зданий, актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования, обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода, запаса песка для посыпки тротуаров; актов о готовности уборочной техники и инвентаря, актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления. Все акты утверждаются до 15 сентября. Из материалов дела, следует, что отопительный сезон на территории городского поселения начался своевременно, проблем с отоплением не было, жалобы от населения не поступали. Как правомерно указал суд первой инстанции, невыполнение ответчиком графика накопления 100-дневного запаса топлива для нужд теплогенерирующих установок муниципального образования «Известковское городское поселение» не является нарушением законодательства, поскольку содержащееся в п. 4 постановления правительства ЕАО от 24 мая 2011 г. № 246-пп и в п. 5 постановления администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО от 20 мая 2011 г. № 621 положения, касающиеся данного вопроса, носят для органов местного самоуправления рекомендательный характер. Кроме того, обязанность обеспечения теплоснабжающей организацией накопления 100-дневного запаса топлива не предусмотрена нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, в связи с чем, требование прокурора о возложении на ООО «Дальсантехмонтаж» данной обязанности незаконно. Довод в кассационном представлении о том, что суд не принял во внимание требования пункта 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170, предусматривающие наличие обеспеченности твёрдым топливом котельных и населения до начала отопительного сезона не ниже 70% потребности отопительного сезона, нельзя признать состоятельным. В соответствии с п. 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 № 115 эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Данная обязанность возложена на теплоснабжающие организации. Приказом Минэнерго РФ от 04 сентября 2008 г. № 66 «Об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных» утверждена Инструкция об организации в Минэнерго России работы по расчёту и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных. Указанной Инструкцией определено, что норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объёмов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ННЗТ на отопительных котельных создается в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива; резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива. В соответствии с указанной Инструкцией, общий нормативный запас топлива состоит из эксплуатационного и неснижаемого запасов. Для бесперебойной работы теплоснабжающая организация должна обеспечить нормативный неснижаемый запас топлива. ННЗТ для электростанций и котельных, сжигающих уголь, мазут и дизельное топливо, обеспечивает работу тепловых электростанций в режиме выживания в течение семи суток, а для тепловых электростанций и котельных, сжигающих газ, - трёх суток. Прокурором Облученского района ЕАО заявление подано в суд 14 сентября 2011 г. Из имеющейся в материалах дела информации о накоплении и расходовании твёрдого топлива на территории МО «Облученский муниципальный район» по состоянию на 08 сентября 2011 г. на начало отопительного периода на котельной п. Известковый имелся общий запас твёрдого топлива (угля) в количестве 240 тонн. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что на момент обращения прокурора в суд нормативный неснижаемый запас топлива в указанном поселении был обеспечен. Доказательств, опровергающих данную информацию, прокурором в суд не представлено. На основании изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда, не установлено. Руководствуясь ст.ст. 361-364 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Облученского районного суда ЕАО от 08 ноября 2011 г. оставить без изменения, кассационное представление прокурора Облученского района ЕАО - без удовлетворения. Председательствующий Судьи