Решение суда, которым отказано в иске о признании предписания государственного инспектора труда незаконным, оставлено без изменения.



Судья <...>

Дело № 33-557/2011

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 декабря 2011 г.                                                                                        г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего: Серга Н.С.

судей: Кнепмана А.Н., Поповой М.Н.

при секретаре Главинской А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Муниципального учреждения здравоохранения «Ленинская центральная районная больница» на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 20 октября 2011 г., которым постановлено:

В иске Муниципального учреждения здравоохранения «Ленинская центральная районная больница» к Государственной инспекции труда в Еврейской автономной области об оспаривании решения государственного инспектора труда государственной инспекции труда в ЕАО Гавриловой Н.Н отказать.

Заслушав доклад судьи Кнепмана А.Н., пояснения представителей истца Лаврук Н.Р. и Абакумова Э.А., представителя ответчика Гарнага А.С., представителя третьего лица Сухомлинова С.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Муниципальное учреждение здравоохранения «Ленинская центральная районная больница» (далее МУЗ «Ленинская ЦРБ») обратилось в суд с заявлением об оспаривании предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в ЕАО Гавриловой Н.Н. № <...> об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных актов. Требования мотивировало тем, что 19.07.2011 государственным инспектором труда Гавриловой Н.Н. вынесено предписание в адрес МУЗ «Ленинская ЦБР», которым: п. 5 на основании ч. 1 ст. 144 ТК РФ пункт 1.2 Положения об оплате труда и стимулирующих выплат заместителям руководителя и главному бухгалтеру МУЗ «Ленинская ЦБР», утверждённого приказом № 144 от 31.12.2010, требуется привести в соответствие с постановлением администрации муниципального образования от 15.11.2010 № 824 «О системе оплаты труда работников муниципальных учреждений, подведомственных отделу здравоохранения администрации Ленинского муниципального района», пунктом 5.5 постановления администрации муниципального образования от 19.10.2010 № 750 «О порядке и условиях введения отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО; п. 6 в соответствии с ч. 2 ст. 22, ч. 1 ст. 145 ТК РФ, постановлением администрации муниципального образования от 15.11.2010 № 824 «О системе оплаты труда работников муниципальных учреждений, подведомственных отделу здравоохранения администрации Ленинского муниципального района», пунктом 5.5 постановления администрации муниципального образования от 19.10.2010 № 750 «О порядке и условиях введения отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО произвести начисление и выплату заработной платы заместителю главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности Аркатовой М.П. с 01.01.2011 в полном размере. Должностной оклад Аркатовой М.П. с 01.01.2011 должен составлять <...>. Срок исполнения указанных пунктов определён до 19.08.2011.

МУЗ «Ленинская ЦБР» не согласна с данными требованиями предписания.

Просило признать неправомерными пункты 5 и 6 предписания государственного инспектора труда Гавриловой Н.Н. № <...> от 19.07.2011 в адрес МУЗ «Ленинская ЦБР», обязать государственного инспектора труда в ЕАО Гаврилову Н.Н. отменить пункты 5 и 6 предписания № <...> от 19.07.201, приостановить действие оспариваемого предписания № <...> от 19.07.2011 до вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от 09.08.2011 к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена Государственная инспекция труда в ЕАО.

Определением суда от 17.08.2011 принято к производству исковое заявление Муниципального учреждения здравоохранения «Ленинская центральная районная больница» к Государственной инспекции труда в Еврейской автономной области об оспаривании предписания государственного инспектора труда от 19.07.2011, и таким образом была изменена процессуальная форма рассматриваемого обращения в суд.

Представитель Государственной инспекции труда в ЕАО в отзыве на исковое заявление МУЗ «Ленинская ЦРБ» об оспаривании решения государственного инспектора труда указал, что государственный инспектор труда действовал в соответствии с полномочиями, установленными ст.ст. 356, 357 ТК РФ. Для устранений допущенных нарушений МУЗ «Ленинская ЦРБ» было выдано предписание.

В судебном заседании представитель МУЗ «Ленинская ЦРБ» главный врач Лаврук Н.Р. заявленные требования поддержала. По существу пояснила, что доводы инспекции по труду о необходимости применения положений ст. 144 ТК РФ несостоятельны, поскольку требования, изложенные в указанной статье, являются общими нормами, а так как Аркатова М.П. является заместителем руководителя, то правоотношения между работодателем и заместителем руководителя оговариваются специальной нормой права, а именно ст. 145 ТК РФ. Правоотношения, возникшие между медицинским учреждением и заместителем руководителя, регламентируется ч. 2 ст. 145 ТК РФ. На основе постановлений администрации МО № 824 «О системе оплаты труда работников муниципальных учреждений, подведомственных отделу здравоохранения администрации Ленинского муниципального района», № 750 «О порядке и условиях введения отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений муниципального образования» Ленинский муниципальный район» МУЗ «Ленинская ЦРБ» было разработано Положение об оплате труда и стимулирующих выплатах заместителям руководителя и главному бухгалтеру, которое утверждено приказом № 144 от 31.12.2010. Основными заместителями, согласно данному Положению, являются: заместитель главного врача по медицинской части и главный бухгалтер, должностные оклады которым устанавливаются руководителем учреждения на 30 % ниже должностного оклада руководителя учреждения на основании приказа по медицинскому учреждению. Заместители по отдельным видам деятельности лечебного учреждения, в том числе и заместитель главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности, не являются прямыми заместителями руководителя. Им должностные оклады устанавливаются руководителем медицинского учреждения на основании приказа по медицинскому учреждению согласно профессиональной квалификационной группе «Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием», профессиональной квалификационной группы «Врачи и провизоры».

На основании данного Положения Аркатовой М.П. был установлен самый высокий оклад <...>, что не противоречит ч. 2 ст. 145 ТК РФ. При разработке Положения об оплате труда заместителю по проведению экспертизы по нетрудоспособности учитывали объём работы заместителя, квалификацию, опыт работы, специализацию. Должность Аркатовой М.П. соответствует 0,75 % ставки. Просила предписание инспекции по труду признать незаконным и отменить.

Представитель истца Абакумов Э.А. исковые требования и доводы представителя истца Лаврук Н.Р. поддержал, просил суд предписание в части пунктов 5 и 6 признать незаконным и отменить. Суду пояснил, что государственная инспекция по труду вышла за пределы своих полномочий. Государственный инспектор труда не правильно истолковала норму права, а именно ст. 144 и ст. 145 ТК РФ. Поскольку МУЗ «Ленинская ЦРБ» финансируется из средств фонда обязательного медицинского страхования, а не из местного бюджета, то должностной оклад Аркатовой М.П. установлен в соответствии с ч. 2 ст. 145 ТК РФ по соглашению, которое она подписала. Кроме этого, по их мнению, на медицинское учреждение незаконно возложена обязанность начисления заработной платы Аркатовой М.П. с 01.01.2011, исходя из оклада в размере <...>, без учёта необходимости соблюдения сроков, предусмотренных ст. 392 ТК РФ.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Аркатова М.П. суду пояснила, что принята на должность заместителя главного врача в МУЗ «Ленинская ЦРБ». Данная должность имелась в штатном расписании. О том, что она является не основным заместителем главного врача, никто не говорил. У неё имеется диплом об образовании и удостоверение по проведению экспертизы по нетрудоспособности. Она считала, что два заместителя должны получать одинаковую заработную плату, а когда замещала другого, увидела, что её заработная плата меньше, после чего обратилась в инспекцию по труду.

16.06.2011 ей принесли подписать дополнительное соглашение, и сказали дату не ставить. Поняв что-то неладное, специально поставила роспись не там, где нужно, а под фамилией главного врача.

Представитель третьего лица Сухомлинов С.Ю. суду пояснил, что поддерживает отзыв на исковое заявление инспекции по труду ЕАО. Считает, что трудовым законодательством запрещена дискриминация, и полагает, что должности заместителя главного врача не могут быть разделены. Поскольку бюджет финансирования заместителей один, то они должны финансироваться одинаково. Аркатовой М.П., как заместителю главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности, должностной оклад должен быть установлен, как и заместителю главного врача по медицинской части, на 30 % ниже должностного оклада руководителя учреждения.

Суд постановил указанное решение.

В кассационной жалобе МУЗ «Ленинская ЦРБ» просит решение суда отменить и вынести новое решение. С решением суда не согласно, поскольку по смыслу части 1 ст. 145 ТК РФ порядок и размер оплаты труда заместителей руководителя в организациях, финансируемых из местного бюджета, производится органами местного самоуправления.МУЗ «Ленинская ЦРБ» не финансируется из местного бюджета. Главным распорядителем средств, выделяемых медицинскому учреждению, является Территориальный фонд обязательного медицинского страхования ЕАО. Администрация Муниципального образования является только учредителем медицинского учреждения.Следовательно, правоотношения, возникшие между медицинским учреждением и заместителем руководителя, регламентируются ч. 2 ст. 145 ТК РФ, а именно, размер оплаты труда заместителя определяется по соглашению сторон трудового договора, что приводит к выводу о незаконности и необоснованности пунктов 5 и 6 Предписания.

Аркатовой М.П. размер должностного оклада определён в сумме <...>, что не противоречит ч. 2 ст. 145 ТК РФ.

Считает, что на медицинское учреждение незаконно возложена обязанность начисления заработной платы Аркатовой М.П. с 01.01.2011, исходя из оклада в размере <...>. Возложение данной обязанности выходит за пределы прав государственного инспектора, и принято без учёта необходимости соблюдения сроков, предусмотренных ст. 392 ТК РФ.

В настоящее время в Ленинском районном суде ЕАО на рассмотрении находится гражданское дело, возбужденное по иску Аркатовой М.П., и одним из заявленных требований является, в том числе и взыскание заработной платы в увеличенном размере с 01.01.2011.

Государственный инспектор не может вмешиваться в спор о нарушенном праве, в частности, в спор о размере оплаты труда, и незаконности Положения об оплате труда. Государственная инспекция по труду - орган исполнительной власти, одной из основных функций которого является надзорно-контрольная функция. Осуществляя эту функцию, орган исполнительной власти выявляет правонарушения, а не решает правовые споры, так как не может подменять собой судебные органы.

В кассационной инстанции представители истца Лаврук Н.Р. и Абакумов Э.А. доводы кассационной жалобы поддержали. Представитель Лаврук Н.Р. пояснила, что при определении оклада Аркатовой М.П. они руководствовались Постановлением от 15.11.2010 № 824 и Постановлением от 19.10.2010 № 750, в которых говорится, что конкретные размеры окладов заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основании требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности. Поскольку Аркатова была не согласна с дополнительным соглашением к трудовому договору, ей был определён оклад по 2010 г.

Представитель Абакумов Э.А. пояснил, что Постановление № 750 в части оплаты труда на МУЗ «Ленинская ЦРБ» не распространяется. Все денежные средства поступают из ФОМСа, Правительством ЕАО установлен фонд финансирования и его источник. Считает, что в данной ситуации применимы положения ч. 2 ст. 145 ТК РФ, а не ч. 1 названной статьи. Единые рекомендации трёхсторонней комиссии, на которые ссылается инспекция труда, носит рекомендательный характер. В материалах дела имеется справка финансового отдела администрации Ленинского муниципального района, согласно которой расходы по оплате труда главного врача, его заместителей и главного бухгалтера муниципальное образование на себя не взяло.

Представитель Государственной инспекции труда Гарнага А.С. с доводами кассационной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.

Представитель третьего лица Сухомлинов С.Ю. также не согласился с доводами кассационной жалобы. Пояснил, что Аркатова М.П. не знала, как должна начисляться заработная плата работодателем и узнала о своём нарушенном праве из письма инспекции труда.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в кассационной инстанции, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 353 ТК РФ, государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права осуществляется федеральной инспекцией труда впорядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 357 ТК РФ, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Из материалов дела следует, что 20.06.2011 г. Аркатова М.П. обратилась в Государственную инспекцию по труду ЕАО с жалобой на нарушение её трудовых прав в части начисления и выплаты заработной платы с 01.01.2011.

На основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда ЕАО № <...> от 24.06.2011 с 28.06.2011 по 19.07.2011 проводилась проверка соблюдения законодательства о труде в отношении МУЗ «Ленинская ЦРБ».

По результатам проверки государственным инспектором труда Гавриловой Н.Н. выдано предписание № <...> от 19.07.2011, которым главному врачу МУЗ «Ленинская ЦРБ» предписано в срок до 19.08.2011: на основании ч. 1 ст. 144 ТК РФ пункт 1.2 Положения об оплате труда и стимулирующих выплат заместителям руководителя и главному бухгалтеру МУЗ «Ленинская ЦРБ», утверждённого приказом № 144 от 31.12.2010 привести в соответствие с постановлением администрации муниципального образования от 15.11.2010 № 824 «О системе оплаты труда работников муниципальных учреждений, подведомственных отделу здравоохранения администрации Ленинского муниципального района», пунктом 5.5 постановления администрации муниципального образования от 19.10.2010 № 750 «О порядке и условиях введения отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области» (пункт 5); в соответствии с ч. 2 ст. 22, ч. 1 ст. 145 ТК РФ, постановления администрации муниципального образования от 15.11. 2010 № 824 «О системе оплаты труда работников муниципальных учреждений, подведомственных отделу здравоохранения администрации Ленинского муниципального района», пунктом 5.5 постановления администрации муниципального образования от 19.10.2010 № 750 «О порядке и условиях введения отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области» произвести начисление и выплату заработной платы заместителю главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности Аркатовой М.П. с 01.01.2011 в полном размере. Должностной оклад Аркатовой М.П. с 01.01.2011 должен составлять <...> (пункт 6).

Отказывая в удовлетворении требования МУЗ «Ленинская ЦРБ» о признании указанных пунктов предписания неправомерными, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что предписание № <...> от 19.07.2011 является законным и обоснованным.

Материалами дела установлено, что 01.09.2010 между Аркатовой М.П. и МУЗ «Ленинская ЦРБ» заключён трудовой договор, согласно которому Аркатова М.П. принимается на должность заместителя главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности.

Согласно дополнительному соглашению к трудовому договору с работником в связи с введением новых систем оплаты труда от 31.12.2010 Аркатовой М.П. с 01.01.2011 установлена заработная плата: базовый оклад - <...>, надбавка за работу в сельской местности - 25 % к окладу, районный коэффициент - 30%, надбавка за стаж работы в южных районах Дальнего Востока - 30 %, стимулирующая выплата - надбавка 30 % к окладу за непрерывный стаж.

Из пояснений представителя МУЗ «Ленинская ЦРБ» следует, что оклад Аркатовой М.П. с 01.01.2011 установлен на основании Положения об оплате труда и стимулирующих выплатах заместителям руководителя и главному бухгалтеру муниципального учреждения здравоохранения «Ленинская центральная районная больница», утверждённого приказом главного врача МУЗ «Ленинская ЦРБ» № 144 от 31.12.2010.

Пунктом 1 ч. 3 указанного Положения установлены размеры должностного оклада и штатная структура заместителей и главного бухгалтера. Основными заместителям, согласно п. 1.1. являются, заместитель главного врача по медицинской части и главный бухгалтер; заместителями по отдельным видам деятельности лечебного учреждения являются заместитель главного врача по медицинскому обслуживанию населения района, заместитель главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности, заместитель главного врача по экономическим вопросам.

Должностные оклады заместителя главного врача по медицинской части и главного бухгалтера устанавливается руководителем учреждения на 30 процентов ниже должностного оклада руководителя учреждения на основании приказа по медицинскому учреждению.

Заместителям по отдельным видам деятельности лечебного учреждения, в частности заместителю главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности, должностной оклад устанавливается согласно профессиональной квалификационной группе «Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием», профессиональной квалификационной группы «Врачи и провизоры» приказа МЗСР РФ № 526 от 06.08.2007 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников», исходя из размеров базовых окладов по первому квалификационному уровню данного приказа (п. 1.2.).

Из приказа МЗСР РФ № 526 от 06.08.2007 следует, что к 1 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием» отнесены: заведующий структурным подразделением (отделом, отделением, лабораторией, кабинетом, отрядом и др.); начальник структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и др.); руководитель бюро медико-социальной экспертизы.

Размер базового оклада специалиста 1 квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы «Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием», согласно постановлению администрации муниципального образования от 15.11.2010 № 824 «О системе оплаты труда работников муниципальных учреждений, подведомственных отделу здравоохранения администрации Ленинского муниципального района», составляет <...>.

Аркатова М.П. согласно штатному расписанию МУЗ «Ленинская ЦРБ» на 2011 г., трудовому договору № <...> от 01.09.2010, приказу о приёме на работу № <...> от 01.09.2010 и приказу о сокращении численности (штата) работников № <...> от 27.07.2011 занимала должность заместителя главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности.

Указанная должность не перечислена среди должностей, отнесённых к 1 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием», в связи с чем утверждённый постановлением администрации муниципального образования от 15.11.2010 № 824 базовый оклад в размере <...> не соответствует должности занимаемой Аркатовой М.П.

Таким образом, базовые оклады для заместителя главного врача постановлением администрации муниципального образования от 15.11.2010 № 824 не предусмотрены.

Согласно ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В соответствии с ч. 1 ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ч. 5 ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы (ч. 3 ст. 135 ТК РФ).

В целях реализации ст. 135 ТК РФ решением трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10.12.2010, протокол № 10, разработаны Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2011 г.

Согласно п. 18. Единых рекомендаций при разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления наряду с применением принципов формирования систем оплаты труда, а также норм труда (норм часов педагогической работы за ставку заработной платы) и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, рекомендуется использовать порядок формирования систем оплаты труда, изложенный вразделе VI настоящих Рекомендаций для федеральных государственных учреждений, обратив особое внимание, в частности, на установление размеров должностных окладов руководителей учреждений в кратном отношении к средней заработной плате работников основного персонала, а их заместителей и главных бухгалтеров - в размере на 10 - 30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений (е).

В силу ч. 1 ст. 145 ТК РФ оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядкеи размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.

Постановлением администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» от 19.10.2010 № 750 «О порядке и условиях введения отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области» утверждено Положение о порядке и условиях введения отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО, которым определён порядок оплаты труда руководителей муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров.

Согласно п. 5.5 данного Положения, должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров муниципальных учреждений устанавливаются руководителем учреждения на 10-30 процентов ниже должностного оклада руководителя учреждения.

Из постановления администрации муниципального образования от 15.11.2010 № 824 об утверждении Положения «О системе оплаты труда работников муниципальных учреждений, подведомственных отделу здравоохранения администрации Ленинского муниципального района» следует, что оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников учреждений устанавливаются в пределах базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам общеотраслевых должностей руководителей, специалистов, служащих, а также общеотраслевых профессий рабочих в соответствии с постановлением администрации муниципального района от 19.10.2010 № 750 «О порядке и условиях введения отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области».

С учётом изложенного, п. 1.2. Положения об оплате труда и стимулирующих выплатах заместителям руководителя и главному бухгалтеру муниципального учреждения здравоохранения «Ленинская центральная районная больница», утверждённого приказом главного врача МУЗ «Ленинская ЦРБ» № 144 от 31 декабря 2010 г. не соответствует действующему законодательству и указанным нормативным правовым актам органа местного самоуправления.

Должностной оклад заместителя главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности Аркатовой М.П. должен быть на 10-30 процентов ниже должностного оклада руководителя учреждения и составлять не менее <...>.

В этой связи судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что при определении должностного оклада заместителю главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности Аркатовой М.П. работодателем МУЗ «Ленинская ЦРБ» были допущены нарушения трудового законодательства, устранение которых потребовал в предписании государственный инспектор труда.

Довод кассационной жалобы о том, что МУЗ «Ленинская ЦРБ» не финансируется из местного бюджета, следовательно, размер оплаты труда заместителя регламентируется ч. 2 ст. 145 ТК РФ, то есть определяется по соглашению сторон трудового договора, является несостоятельным.

Исходя из смысла ст. 145 ТК РФ, размеры оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров организаций, не получающих бюджетного финансирования, определяются по соглашению сторон.

МУЗ «Ленинская ЦРБ» является бюджетным учреждением, получающим финансирование из бюджета муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО.

Так, согласно п. 1.3. Устава МУЗ «Ленинская ЦРБ» является некоммерческой организацией, финансируемой полностью или частично за счёт средств бюджета на основе сметы. Источниками формирования имущества учреждения, в том числе финансовых средств являются бюджетные ассигнования и другие поступления от муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО, внебюджетные средства и др. (п. 3.1.). Учреждение обязано представлять в администрацию Ленинского муниципального района ЕАО необходимую сметно-финансовую документацию в полном объёме утверждённых форм по всем видам деятельности (п. 4.4.).

Факт получения финансирования МУЗ «Ленинская ЦРБ» из местного бюджета подтверждается справками финансового отдела Муниципального образования «Ленинский муниципальный район» от 18.08.2011 № <...> и 20.10.2011 № <...>.

Доводы представителя МУЗ «Ленинская ЦРБ» в суда первой и кассационной инстанций о финансировании зарплаты заместителей главного врача из средств, выделяемых Территориальным фондом обязательного медицинского страхования ЕАО, не подтверждают того, что МУЗ «Ленинская ЦРБ» финансируется исключительно из внебюджетных средств, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание. Кроме того, статья 144 и ч. 1 ст.145 ТК РФ не содержит указания на то, что финансирование из бюджета должно быть основным или единственным источником доходов больницы.

Более того, должностные оклады руководителя МУЗ «Ленинская ЦРБ», заместителя главного врача по медицинской части и главного бухгалтера установлены п. 1.2. Положения № 144 от 31.12.2010 в соответствии с постановлением администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» от 19.01.2010 № 750 и постановлением администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» от 15.11.2010 № 824, также основанном и на постановлении от 19.01.2010 № 750.

Истцом не дано правового обоснования разграничению заместителей главного врача на основных заместителей и заместителей по отдельным видам деятельности и различному подходу к определению их должностных окладов.

При таких обстоятельствах вывод о том, что оплата труда заместителя главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности Аркатовой М.П. должна производиться в порядке и размерах, которые определяются органом местного самоуправления - администрацией муниципального образования «Ленинский муниципальный район» является правильным, а соответственно, правильными являются и требования предписания, направленные на устранение данного нарушения.

Довод кассационной жалобы о том, что предписание вынесено без учёта необходимости соблюдения сроков, предусмотренных ст. 392 ТК РФ, является несостоятельным.

Истцом в суд первой инстанции не представлено доказательств того, что Аркатова М.П. на момент обращения в инспекции по труду достоверно знала или должна была знать о том, что заработная плата выплачивается ей по заниженному окладу. Не представлено таких доказательств и в суд кассационной инстанции.

Из пояснений Аркатовой М.П., данных в суде первой инстанции, и ответа заместителя главного врача от 22.04.2011 № <...> следует, что работодателем ей разъяснялось, что её заработная плата соответствует Положению об оплате труда и стимулирующих выплатах заместителям руководителя и главному бухгалтеру муниципального учреждения здравоохранения «Ленинская центральная районная больница».

Также из пояснений Аркатовой М.П. в суде первой инстанции и пояснений представителя ответчика Лаврук Н.Р. в кассационной инстанции следует, что в мае 2011 г. Аркатова исполняла обязанности заместителя по медицинской части, и увидела разницу в их оплате, получив расчётный лист, после чего поняла, что её заработная плата значительно отличается от заработной платы заместителя, которого она замещала.

Работник, считающий, что его трудовые права нарушены, имеет возможность обратиться в Государственную инспекцию труда за разрешением индивидуального трудового спора.

Аркатова М.П. обратилась с жалобой в Государственную инспекцию труда в ЕАО 20 июня 2011 г., в пределах указанного в ч. 1 ст. 392 ТК РФ срока.

В связи с изложенным, основания считать предписание государственного инспектора труда незаконным в части возложения обязанности произвести выплату неполученной части заработной платы с 01.01.2011 отсутствуют.

Довод кассационной жалобы о том, что государственный инспектор труда не вправе вмешиваться в спор о размере оплаты труда и подменять собой судебные органы, не основаны на законе.

Учитывая полномочия государственной инспекции труда и государственного инспектора труда, установленные ст. ст. 356, 357 ТК РФ, государственный инспектор труда не лишён права при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства устранить указанные нарушения, присущим данному органу административно-правовым способом - посредством вынесения обязательного для работодателя предписания.

Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем, при этом при рассмотрении жалобы может быть проверен и вопрос соблюдения ч.1 ст. 392 ГПК РФ

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение вынесено в соответствии с требованиями закона и не подлежит отмене по доводам кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 361 - 364 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Биробиджанского районного суда от 20 октября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципального учреждения здравоохранения «Ленинская центральная районная больница» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: