Судья <...> Дело № 33-69/2012 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 15 февраля 2012г. г. Биробиджан Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе: председательствующего Поповой М.Н., судей: Слободчиковой М.Е., Золотаревой Ю.Г. при секретаре Хайбуловой Е.И. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания города Облучье» на решение Облученского районного суда ЕАО от 06 декабря 2011 года, которым постановлено: Исковые требования прокурора Облученского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей г.Облучье к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания город Облучье», администрации муниципального образования «Облученское городское поселение», администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» о понуждении к исполнению обязательств - удовлетворить частично. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания города Облучье» в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу ликвидировать свалку мусора и бытовых отходов, расположенную на территории г. Облучье в районе дома № <...> по ул. <...>. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания город Облучье» до 01 июня 2012 года установить в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в районе дома № <...> по ул. <...> в г. Облучье ЕАО деревянный или металлический контейнер для сбора твердых бытовых отходов, дворовую помойницу для сбора жидких бытовых отходов. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания город Облучье» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей. В исковых требованиях прокурору Облученского района к администрации муниципального образования «Облученское городское поселение», администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» о понуждении к исполнению обязательств, отказать. Заслушав доклад судьи Слободчиковой М.Е., пояснения представителя ответчика ООО «УК города Облучье» Витенко Н.Ф., прокурора, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Облученского района ЕАО обратился с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей домов г. Облучье к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания города Облучье» (далее по тексту ООО «УК города Облучье») о понуждении ликвидировать свалку мусора и бытовых отходов, установить деревянный или металлический сборник бытовых отходов и мусора, дворовую помойницу для сбора жидких отходов в районе дома № <...> ул.<...> г. Облучье. Указал, что в ходе прокурорской проверки установлено, что ООО «УК города Облучье» не в полной мере соблюдаются требования природоохранного законодательства и законодательства о защите прав потребителей. А именно, в районе многоквартирного дома № <...> по ул. <...>, не имеющего канализации, имеется свалка бытовых отходов и мусора, ящик для сбора твердых бытовых отходов и дворовая помойница для сбора жидких отходов отсутствуют, что не отвечает санитарным правилам и чем нарушаются права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания. Обслуживание жилого фонда г. Облучье осуществляет ООО «УК города Облучье» по договору управления. Обязанность ООО «УК города Облучье» вывозить мусор и бытовые отходы, а также установить сборники для них и для сбора жидких отходов предусмотрена Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27.09.2003, а также законом «О защите прав потребителей». Определениями суда от <...>, от <...> к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, администрация муниципального образования «Облученский муниципальный район ЕАО», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика Общество с ограниченной ответственностью «Чистый город» (далее ООО «Чистый город»). В судебном заседании прокурор Будченко Т.В. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала. Представители ответчика администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО Кос Н.С., Кулик Л.В. исковые требования не признали. Пояснили, что в полномочия органов местного самоуправления входит организация сбора и вывоза бытовых отходов, которая реализована заключением договора управления с ООО «УК города Облучье». Последнее осуществляет сбор денежных средств с населения за обслуживание, в связи с чем, и должно установить мусоросборники. Установка контейнеров и дворовых помойниц включается в понятие «сбор и вывоз», поэтому устанавливать их должна ООО «УК города Облучье». Последнее не обращалось в администрацию об увеличении тарифа, включению в стоимость работ установку мусоросборников. Представители ответчиков ООО «УК города Облучье», администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район ЕАО», представитель третьего лица ООО «Чистый город» в судебное заседание суда первой инстанции не явились, просили дело рассмотреть без их участия. Суд в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц. Ранее, в судебных заседаниях суда первой инстанции представители ответчика ООО «УК города Облучье» Зубарева Е.А., Витенко Н.Ф., Воронов А.Н. исковые требования не признали. Пояснили, что в целях принятого на себя обязательства по договору управления в части сбора и вывоза бытовых отходов ООО «УК города Облучье» заключило договор с ООО «Чистый город», которое оказывает услуги по сбору и вывозу бытовых отходов в пределах собранных с собственников помещений денежных средств. В остальной части организовать вывоз отходов, а также установить контейнеры для мусора и дворовые помойницы обязана администрация муниципального образования «Облученского городского поселения» Облученского муниципального района ЕАО. Тариф для оплаты работ по сбору и вывозу бытовых отходов не включает в себя работы по установке мусоросборников. Приобретать контейнеры должен собственник дома, так как контейнеры относятся к общему имуществу дома. Собственником является администрация МО «Облученское городское поселение» Договором управления не предусмотрено предоставление ООО «УК города Облучье» услуги по вывозу жидких бытовых отходов. Договор управления, заключенный между администрацией муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского района ЕАО и ООО «УК города Облучье» ничтожен, так как заключен по результатам заочного голосования, а не конкурса. Представитель ответчика администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район ЕАО» Жизневская Т.С. пояснила, что надлежащим ответчиком по делу является ООО «УК города Облучье». К полномочиям администрации района относится утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов. Представитель третьего лица ООО «Чистый город» Портаненко О.В. с требованиями прокурора к ООО «УК города Облучье» согласилась. Суд постановил указанное решение. В кассационной жалобе ответчик ООО «УК города Облучье» просил решение отменить, направить дело на новое рассмотрение, как вынесенное с нарушением норм права. В жалобе указал те же доводы, которые были приведены в суде первой инстанции, а также то, что контейнеры (ящики) для сбора мусора являются общедомовым имуществом, по содержанию которого бремя расходов несет собственник. В размер платы за содержание и ремонт многоквартирных жилых домов неблагоустроенного жилищного фонда с печным отоплением не входит стоимость услуг по установке контейнеров (ящиков) для сбора бытовых отходов. Так как собственниками на общем собрании не было принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, то в силу п. 4 ст. 158 ЖК РФ орган местного самоуправления обязан был установить этот размер, который включал бы плату за установку контейнеров и дворовых помойниц. Кроме этого, договор управления многоквартирными домами заключен в нарушение ст. 163 ГК РФ без проведения открытого конкурса, следовательно, в соответствии со ст. 168 ГК РФ является ничтожным. Прокурор Облученского района ЕАО в письменных возражениях на кассационную жалобу указал, что решение суда основано на законе. ООО «УК города Облучье» является специализированной организацией по управлению жилым фондом, поэтому все работы и услуги по содержанию и эксплуатации жилого дома должны осуществляться этой организацией независимо от того, упоминаются ли они в договоре управления. Наличие в этом договоре размера оплаты, необходимого на содержание жилого дома, является предпринимательским риском. Кроме этого, установка оборудования для сбора бытовых отходов входит в услугу по содержанию общего имущества. В возражениях на кассационную жалобу администрация МО «Облученское городское поселение» просила кассационную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда - без изменения. В качестве доводов привели те же, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции. В кассационной инстанции представитель ответчика ООО «УК города Облучье» Витенко Н.Ф. поддержал требования и доводы кассационной жалобы, уточнив, что в части возложения на ООО «УК города Облучье» обязанности ликвидировать свалку мусора и бытовых отходов решение не обжалует. В кассационной инстанции прокурор Витютнев К.В. пояснил, что не согласен с доводами кассационной жалобы, считает решение Облученского районного суда ЕАО законным и обоснованным. Представители ответчиков администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского района ЕАО, администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район ЕАО» и представитель третьего лица на стороне ответчика ООО «Чистый город» в судебное заседание кассационной инстанции не явились. О рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие. Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения лица, участвующего в кассационной инстанции, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п. 2.2.2. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее - СанПиН 42-128-4690-88) для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники. Пунктом 2.3.1. СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Из материалов дела следует, что на территории муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского района ЕАО в районе жилого дома № <...> по ул. <...> г. Облучье в нарушение вышеуказанных норм организована свалка бытовых отходов, отсутствуют контейнер для сбора твердых бытовых отходов и дворовая помойница для сбора жидких бытовых отходов. Материалами дела установлено, что <...> между администрацией муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского района ЕАО (собственником) и ООО «УК города Облучье» (управляющей организацией) заключен договор управления многоквартирными домами (далее - Договор управления), на основании которого жилой многоквартирный дом № <...> по ул. <...> в г. Облучье с апреля 2010 года находятся в управлении ООО «УК города Облучье». Согласно п. 2.1. договора управления его целью является, в том числе обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества многоквартирных домах. В соответствии с данными целями управляющая организация обязана осуществлять управление общим имуществом в многоквартирных домах в соответствии с действующим законодательством, требованиями технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов (п. 3.1.1. договора управления). В обязанности управляющей организации входит также сбор и вывоз твердых бытовых отходов (п. 3.1.3. Договора управления). Согласно п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов. Таким образом, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по установке контейнера и дворовой помойницы в районе жилого дома № <...> по ул. <...> в г. Облучье на ООО «УК города Облучье», как управляющую организацию, имеющую своей целью обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан. Довод кассационной жалобы о том, что договор управления является ничтожным в связи с несоблюдением процедуры его заключения, является несостоятельным. Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции о том, что данное обстоятельство не имеет правового значения при рассмотрении настоящего дела, поскольку договор управления исполняется сторонами. Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции в той части, что при наличии договора управления, администрация муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского района ЕАО не несет ответственности за организацию сбора и вывоза отходов с территорий поселения, обслуживаемых ООО «УК города Облучье». В соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 14, пп. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Порядок сбора отходов на территории городских поселений определяется органами местного самоуправления. В силу ст. 3 Устава муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского района ЕАО администрация города является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом, наделенным полномочиями по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Отказывая в исковых требованиях к администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского района ЕАО, суд первой инстанции руководствовался тем, что ООО «УК города Облучье» взимает плату за содержание и текущий ремонт жилых домов, куда входит плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов. Вместе с тем, из материалов дела и пояснений представителя ответчика ООО «УК город Облучье» следует, что в данный тариф не входит плата за организацию и установку контейнеров и дворовых помойниц, которые в соответствии с законом относятся к общему имуществу многоквартирного дома. Доказательств обратного администрацией муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского района ЕАО, как собственником квартир в жилом доме № <...> по ул. <...> в г. Облучье, суду не представлено. Судебная коллегия считает несостоятельным довод представителя администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского района ЕАО о том, что в бюджете администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» средства на установку мусоросборников и помойниц на придомовых территориях не предусмотрены. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов с наличием у органа местного самоуправления финансовой возможности. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (пп. 1 п. 1 ст. 14, пп. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Учитывая изложенное, отсутствие в бюджете администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского района ЕАО денежных средств на установку мусоросборников и дворовых помойниц на придомовых территориях не освобождает от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции. В связи с чем, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда первой инстанции и обязать администрацию муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского района ЕАО за счет казны муниципального образования «Облученское городское поселение» предоставить ООО «УК города Облучье» денежные средства для установки контейнера для сбора твердых бытовых отходов и дворовой помойницы для сбора жидких бытовых отходов в районе жилого дома № <...> по ул. <...> в г. Облучье. Иные доводы кассационной жалобы не имеют правового значения, поскольку не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, которые опровергали бы вышеуказанные выводы. Решение в части возложения на ООО «УК города Облучье» обязанности ликвидировать свалку мусора и бытовых отходов в районе дома № <...> по ул. <...> в г. Облучье не обжаловано. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361 - 364 ГПК РФ, судебная коллегия - О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Облученского районного суда ЕАО от 06 декабря 2011 года изменить, резолютивную часть изложить в следующей редакции: «Исковые требования прокурора Облученского района ЕАО в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей г. Облучье к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания город Облучье», администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район ЕАО» о понуждении к исполнению обязательств удовлетворить частично. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания города Облучье» в срок до 01 июня 2012 года установить в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и нормами в районе дома № <...> по ул. <...> в г. Облучье деревянный или металлический контейнер для сбора твердых бытовых отходов, дворовую помойницу для сбора жидких бытовых отходов. Обязать администрацию муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО за счет казны муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО предоставить обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания города Облучье» денежные средства для установки контейнера для сбора твердых бытовых отходов и дворовой помойницы для сбора жидких бытовых отходов в районе жилых дома № <...> по ул. <...> в г. Облучье. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания города Облучье» в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу ликвидировать свалку мусора и бытовых отходов, расположенную на территории г. Облучье в районе дома № <...> по ул. <...>. В иске прокурора Облученского района ЕАО к администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО о понуждении к исполнению обязательств, отказать. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания города Облучье» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей». Кассационную жалобу обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания город Облучье» считать удовлетворенной частично. Председательствующий Судьи