Определение об отказе в принятии искового заявления прокурора, поданнного в интересах неопределенного круга лиц, отменено, исковое заявление направлено в суд для разрешения вопроса об его принятии.



Судья <...>

Дело № 33-177/2012

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 апреля 2012 г.              г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей: Кнепмана А.Н., Дроздовой В.Ф.,

при секретаре Поповской Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по представлению прокурора Ленинского района Еврейской автономной области на определение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 23 марта 2012 г., которым постановлено:

Отказать прокурору Ленинского района Еврейской автономной области в принятии искового заявления предъявленного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о возложении обязанности провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в связи с тем, что круг лиц, проживающих в спорных домах, определённый.

Настоящее определение вместе с заявлением и всеми приложенными к нему документами направить прокурору Ленинского района ЕАО.

Отказ в принятии заявления препятствует повторному обращению заявителя в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям.

Заслушав доклад судьи Кнепмана А.Н., пояснения прокурора Витютнева К.В., полагавшего определение суда отменить, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ленинского района обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с заявлением к администрации Ленинского сельского поселения, администрации Ленинского района провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами: дома № <...> по ул. <...>, дома № <...> по ул. <...>, дома № <...> по ул. <...>, дома № <...> по ул. <...> в <...> в срок до <...>.

Свои требования мотивировал тем, что данные дома были закреплены на праве оперативного управления за войсковой частью № <...>, исключённой из реестра федерального имущества в связи с расформированием в 2006 г., правопреемником которой является войсковая часть № <...>. До настоящего времени дома не поставлены в реестр федерального имущества и на праве оперативного управления за ней не закреплены. Неисполнение ответчиками требований жилищного законодательства, непринятие мер по отбору управляющей компании названных многоквартирных домов влечёт нарушение прав проживающих в них граждан на получение коммунальных услуг и обязанности по оплате полученных услуг. Круг лиц, проживающих в названных домах, не может быть определён в связи с вселением и выселением граждан.

Просил обязать администрацию Ленинского сельского поселения провести открытый конкурс по отбору управляющей организации данными многоквартирными домами.

Суд постановил указанное определение.

В представлении прокурор Ленинского района просит определение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, заявление вернуть в тот же суд на стадию принятия искового заявления к производству.

Мотивируя жалобу, указывает, что вывод суда о подаче прокурором заявления в интересах определённого круга лиц - жителей указанных домов, основан на тексте искового заявления, в котором указано количество квартир в каждом доме.

Между тем, в отношении части квартир не определено право собственности или владения ни за органами местного самоуправления, ни за жильцами, ни за органами государственной власти.

Данное обстоятельство указывает на то, что администрация Ленинского сельского поселения, не имея в собственности доли имущества домов, не управляя ими, не имеет сведений обо всех жильцах, кроме собственников, и не может точно определить ни по фамилии, ни по численности количество проживающих лиц.

Более того, цель иска - определение управляющей компании, направлена не в отношении конкретных жильцов, проживающих в доме на день подачи иска, а в отношении всех лиц, которые могут проживать в будущем, соответственно, определить круг лиц не представляется возможным.

Это обоснованно тем, что выбор управляющей компании зависит не от воли жильцов, а от тех потенциальных организаций, которые будут участвовать в конкурсе. Победитель конкурса должен управлять домами на постоянной основе независимо от конкретных лиц, проживающих в домах. Самостоятельно определить управляющую компанию и устранить нарушения жилищного законодательства собственники жилья не могут, поскольку не имеют большинства процентов голосов собственников.

Кроме того, нарушаются права жителей других многоквартирных домов, присоединённых к единой энергетической системе (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение). Отсутствие управляющей организации, невнесение платы жильцами указанных домов влечёт убытки действующих управляющих компаний - ООО "И." и ООО "У.", которые обслуживают другие объекты, подсоединённые к единым энергетическим сетям, что отрицательно сказывается на качестве коммунальных услуг в виду недостаточности финансирования, а также ставит под угрозу прекращение подачи ресурсов в названные дома, не обеспечивается надлежащее содержание внутридомовых систем, чем может быть поставлена под угрозу безопасность жизни и здоровья граждан при возникновении чрезвычайной ситуации техногенного характера.

Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.

Отказывая в принятии искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что в доме № <...> по ул. <...>, доме № <...> по ул. <...>, доме № <...> по ул. <...>, доме № <...> по ул. <...> проживает определённое количество жильцов (нанимателей или собственников квартир), в связи с чем, круг лиц, в интересах которых обратился прокурор, определён.

Однако с таким выводом суда согласиться нельзя.

Как следует из поданного прокурором искового заявления, в связи с отсутствием управляющей компании по обслуживанию домов, не осуществляется текущий ремонт и содержание жилищного фонда, данные дома не были подготовлены к отопительному периоду на 2011-2012 года, возникает угроза не подготовки данных домов к отопительному периоду на 2012-2013 года и не подачи теплоэнергии. Организации жилищно-коммунального хозяйства ООО "И." и ООО "У.", обслуживающие другие объекты, присоединённые к единым энергетическим сетям, производят подачу тепло-, водоснабжения, водоотведение за свой счёт и себе в убыток, не получая плату за коммунальные платежи, за исключением дома № <...> по ул. <...>, что может привести к прекращению оказания коммунальных услуг.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав не только жильцов спорных домов, но и граждан, проживающих в близлежащих многоквартирных домах, поскольку их водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, осуществляющееся по единой энергетической системе, может быть прекращено, что подтверждается и доводами представления прокурора района.

Заслуживают внимания доводы представления и о наличии угрозы безопасности при возникновении чрезвычайной ситуации техногенного характера вследствие ненадлежащего содержания внутридомовых систем, не только жильцов спорных домов, но и граждан, проживающих на территории Ленинского сельского поселения.

Таким образом, из оснований иска следует, что непринятие мер Ленинским сельским поселением по отбору управляющей организации влечёт нарушение прав неопределённого круга лиц - жителей Ленинского сельского поселения.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При таких обстоятельствах прокурор Ленинского района действовал в рамках полномочий, предоставленных ему гражданским процессуальным законодательством, в связи с чем, у суда не имелось правовых оснований для отказа в принятии заявления.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, судебная коллегия не может признать определение суда законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением материалов на новое рассмотрение со стадии принятия заявления.

Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Определение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 23 марта 2012 г. отменить и направить материалы по заявлению прокурора Ленинского района в тот же суд для решения вопроса со стадии принятия.

Председательствующий:

Судьи: