Судебная коллегия не нашла оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о призрнании бездействия ответчиков незаконными и о понуждении к исполнению обязательств



Судья <...>

Дело № 33-148/2011

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

06 апреля 2011 года г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Завальной Т.Ю., Поповой М.Н.

при секретаре Голочевой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора Облученского района ЕАО на решение Облученского районного суда ЕАО от 03.02.2011, которым постановлено:

Исковое заявление прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределённого круга лиц - жителей муниципального образования «Теплоозёрское городское поселение» к администрации муниципального образования «Теплоозёрское городское поселение», обществу с ограниченной ответственностью «Дальсантехмонтаж» о признании бездействия незаконным и о понуждении к исполнению обязательств оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Серга Н.С., пояснения прокурора Витютнева К.В., представителей ответчиков - МО «Теплоозерское городское поселение» Середа О.А., ООО «Дальсантехмонтаж» Беленькой О.С., Васильевой Е.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Облученского района ЕАО обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования «Теплоозёрское городское поселение» к администрации муниципального образования «Теплоозёрское городское поселение», обществу с ограниченной ответственностью «Дальсантехмонтаж» о признании бездействия незаконным и о понуждении к исполнению обязательств. Требования мотивировал тем, что теплоснабжение на территории Теплоозёрского городского поселения осуществляет ООО «Дальсантехмонтаж». Проведённой прокуратурой района проверкой соблюдения законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что администрацией Облученского городского поселения и теплоснабжающей организацией ООО «Дальсантехмонтаж» не в полной мере соблюдаются требования федерального и регионального законодательства об организации теплоснабжения на территории данного поселения. По информации, представленной управлением ЖКХ администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район», по состоянию на 29.11.2010 общий запас топлива на котельной пос. Теплоозёрск составил 507 тонн угля, что явно недостаточно для обеспечения качественного и бесперебойного теплоснабжения населения. Кроме того, по информации представленной Биробиджанским отделом по надзору за промышленной и энергетической безопасностью, ни одним поселением не подписан акт готовности к работе в осеннее-зимних условиях, уголь запасён не в надлежащем количестве. Указанная ситуация нарушает права граждан на здоровье и безопасные условия проживания, приводит к отсутствию надлежащего теплоснабжения, и может привести к причинению крупного ущерба системам жизнеобеспечения, нанесению вреда здоровью граждан, наступлению иных тяжких последствий, нарушению прав граждан на нормальные условия жизнедеятельности вследствие бездействия органов местного самоуправления муниципального образования «Теплоозёрского городского поселения» и ООО «Дальсантехмонтаж», которые не приняли достаточных мер к своевременному получению паспортов готовности на котельные, а также к накоплению нормативного запаса топлива на котельные. Просил признать незаконным бездействие муниципального образования «Теплоозёрское городское поселение» и ООО «Дальсантехмонтаж», выразившееся в неисполнении обязанностей по своевременному получению паспортов готовности и накоплению нормативного запаса топлива на котельную пос. Теплоозёрск. Обязать муниципальное образование «Теплоозёрское городское поселение» выполнить обязанности по организации в границах поселения теплоснабжения: обеспечить 45-суточный запас топлива для котельных теплоснабжающей организации, получить паспорт готовности в срок до 25 декабря 2010 года. Обязать ООО «Дальсантехмонтаж» в срок до 25 декабря 2010 года получить паспорт готовности на котельную п. Теплоозёрск и накопить нормативный 45-суточный запас топлива.

В судебном заседании помощник прокурора Облученского района ЕАО Юрченко Н.Н. заявленные требования уточнила, указав, что поскольку после 01.11.2010 паспорта готовности не могут быть подписаны, то просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Теплоозёрское городское поселение», выразившееся в ненадлежащем осуществлении контроля за управляющей организацией, а именно, в не создании коллегиального органа по решению вопросов теплоснабжения, не обращения в суд о понуждении управляющей компании получить акты готовности объектов ЖКХ и накопить нормативный запас топлива, не принятии других мер к понуждению управляющей компании получить акт готовности объектов ЖКХ и обеспечить топливом котельную. Просила признать незаконным бездействие управляющей компании ООО «Дальсантехмонтаж», выразившееся в неисполнении обязанностей по своевременному получению актов готовности объектов ЖКХ и накоплению нормативного запаса топлива на котельную п. Теплоозёрск. Обязать администрацию муниципального образования «Теплоозёрское городское поселение» в срок до 01.03.2011 разработать план мероприятий контроля за деятельностью ООО «Дальсантехмонтаж». Обязать ООО «Дальсатнехмонтаж» в срок до 01.03.2011 получить акт готовности объектов ЖКХ и накопить нормативный 45-суточный запас топлива, составляющий 4590 тонн. Дополнительно пояснила, что за период отопительного сезона 2010-2011 гг. аварийных ситуаций при обеспечении населения топливом на территории «Теплоозёрского городского поселения» не было.

Представитель администрации муниципального образования «Теплоозёрское городское поселение» Лиманский Л.И. с заявленными требованиями не согласился. Суду пояснил, что контроль со стороны администрации муниципального образования проводился. С 01.01.2011 функции контроля в части организации теплоснабжения переданы администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район». Представитель ООО «Дальсантехмонтаж» неоднократно вызывался в администрацию городского поселения, где обсуждались причины не получения акта готовности, представитель пояснял, что акт не получен из-за отсутствия 100-дневного запаса топлива, который не может быть помещён на арендуемых складах и на котельных посёлка и такое количество топлива не могло быть профинансировано.

Представитель ООО «Дальсантехмонтаж» в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом.

Суд постановил указанное решение.

В кассационном представлении прокурор Облученского района ЕАО просит решение Облученского районного суда ЕАО отменить, как незаконное и необоснованное, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, нарушением норм процессуального права и неправильным применением норм материального права.

Согласно п. 39 Инструкции «Об организации в Минэнерго России работ по расчёту и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных», утвержденной Приказом Министерства энергетики РФ от 04.09.2008 № 66, для расчёта размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трёх наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток по твёрдому топливу - 45 суток.

Считает, что из смысла указанной нормы прямо следует, что минимальный период, на который должны быть обеспечены склады теплоснабжающих организаций топливом ежедневно, равен 45 суткам.

Количественный же показатель нормативного объёма наличия топлива зависит от среднесуточного расхода угля в течение трёх наиболее холодных месяцев. Этот показатель должна была рассчитать самостоятельно теплоснабжающая организация, в данном случае ООО «Дальсантехмонтаж». Непредставление ООО «Дальсантехмонтаж» в судебное заседание количественных показателей среднесуточного расхода угля не препятствовало суду принять решение об обязании ООО «Дальсантехмонтаж» обеспечить нормативный запас топлива с учётом суточной потребности центральной котельной на 45 суток.

Кроме того, считает несостоятельным вывод суда об отказе в обязании ООО «Дальсантехмонтаж» получить акт готовности объектов ЖКХ.

В кассационной инстанции прокурор Витютнев К.В. доводы кассационного представления поддержал, просил решение Облученского районного суда ЕАО 03.02.2011 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Представитель администрации Теплоозерского городского поселение Середа О.А. с доводами кассационного представления не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.

Представители ответчика ООО «Дальсантехмонтаж» Беленькая О.С. и Васильева Е.В. с доводами кассационного представления не согласились, просили решение суда оставить без изменения.

Беленькая О.С. пояснила, что в самое холодное время года для котельной поселка Теплое озеро в сутки необходимо 60 тонн угля. Неснижаемый запас топлива зависит от того, каким транспортом поставляют уголь. На начало отопительного сезона необходимый запас топлива в данном населенном пункте имелся.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационного представления, выслушав пояснения лиц, участвующих в кассационной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к бездействиям органа местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся бездействие, в результате которого: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация в границах поселения теплоснабжения, снабжения населения топливом.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду и других.

Из материалов дела следует, что обязанность обеспечить бесперебойное теплоснабжение жилых домов и объектов социально-культурного назначения, расположенных на территории муниципального образования возложена на ООО «Дальсантехмонтаж».

В соответствии с п. 2.6.10. постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается паспортом готовности дома к эксплуатации в зимних условиях, актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов котельных и инженерного оборудования зданий, актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования, обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода, запаса песка для посыпки тротуаров; актов о готовности уборочной техники и инвентаря, актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления. Все акты утверждаются до 15 сентября.

Из материалов дела, следует, что отопительный сезон в пос. Теплое озеро начался своевременно, проблем с отоплением не было, жалобы от населения не поступали.

Судебная коллегия считает, что в данном случае невыполнением положений постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 не были нарушены права и свободы граждан.

На основании изложенного, судебная коллегия пришла к выводу, что требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО «Лондоковское городское поселение», выразившегося в ненадлежащем осуществлении контроля за ООО «Дальсантехмонтаж», в непринятии мер к понуждению ООО «Дальсантехмонтаж» получить акт готовности объектов ЖКХ к эксплуатации, являются необоснованными.

Кроме того, судебная коллегия считает, что требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации Лондоковского городского поселения по ненадлежащему осуществлению контроля за ООО «Дальсантехмонтаж», которое выразилось в не создании коллегиального органа по решению вопросов теплоснабжения, не обращении в суд о понуждении ООО «Дальсантехмонтаж» получить акты готовности объектов ЖКХ, и накопить нормативный запас топлива, не принятии других мер к понуждению ООО «Дальсантехмонтаж» получить акт готовности объектов ЖКХ и обеспечить топливом котельную, не основаны на нормах действующего законодательства.

Перечисленные действия, которые, по мнению прокурора, должна была предпринять администрация поселения, а также требование прокурора обязать администрацию в срок до 01.03.2011 разработать план мероприятий по контролю за работой ООО «Дальсантехмонтаж» является вмешательством в деятельность органов местного самоуправления, и носят общий, неконкретный характер.

В материалах дела имеются документы, подтверждающие, что администрация поселения занималась подготовкой объектов жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду 2010-2011 г.г.

31.03.2010 года администрацией городского поселения было принято постановление № <...> от 31.03.2010 года «Об утверждении плана работ по подготовке к отопительному периоду 2010-2011 годов в муниципальном образовании «Теплоозерское городское поселение». Данным постановление утверждены: состава штаба по подготовке ЖКХ и топливно-энергетического комплекса МО «Теплоозерское городское поселение» к работе в осенне-зимний период 2010-2011 г.г.; график поставки 100-дневного запаса топлива; заявки на поставку угля.

Судебная коллегия находит необоснованными требования прокурора Облученского района о возложении на ООО «Дальсантехмонтаж» обязанности по созданию 45 - суточного топливного запаса со ссылкой на Приказ Минэнерго РФ от 04.09.2008 № 66.

В соответствии с пунктом 4.5.3. Постановления Правительства РФ от 28.05.2008 № 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации» утверждение нормативов создания запасов и резервов топлива отнесено к полномочиям обозначенного министерства.

Пунктом 4.1.1.Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, предусмотрено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Данная обязанность возложена на теплоснабжающие организации.

Приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008 № 66 «Об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных» утверждена Инструкция об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных.

Указанной Инструкцией определено, что норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).

ННЗТ на отопительных котельных создается в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива; резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива.

В соответствии с указанной Инструкцией, общий нормативный запас топлива состоит из эксплуатационного и неснижаемого запасов.

Судебная коллегия считает, что для бесперебойной работы теплоснабжающая организация должна обеспечить нормативный неснижаемый запас топлива. ННЗТ для электростанций и котельных, сжигающих уголь, мазут и дизельное топливо, обеспечивает работу тепловых электростанций в режиме выживания в течение семи суток, а для тепловых электростанций и котельных, сжигающих газ, - трех суток.

Заявление подано прокурором Облученского района ЕАО 14.12.2010, в котором указано, что по состоянию на 29.11.2010 года общий запас топлива на котельной пос. Теплоозерск составил 507 тонн угля. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что на момент обращения прокурора в суд нормативный неснижаемый запас топлива в указанном поселении был обеспечен. Доказательств, опровергающих данную информацию, прокурором в суд не представлено.

На основании изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда об отказе в удовлетворении требований прокурора. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 361-364 ГПК РФ, судебная коллегия -

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Облученского районного суда ЕАО от 03.02.2011 оставить без изменения, кассационное представление прокурора Облученского района ЕАО - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи