Дело № 33-152/2011
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
06 апреля 2011 года г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Серга Н.С.,
судей Поповой М.Н., Дроздовой В.Ф.
при секретаре Голочевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора Облученского района ЕАО на решение Облученского районного суда ЕАО от 03.02.2011, которым постановлено:
Исковое заявление прокурора <...> в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования «Лондоковское городское поселение» к администрации муниципального образования «Лондоковское городское поселение», обществу с ограниченной ответственностью «Дальсантехмонтаж» о признании бездействия незаконным и о понуждении к исполнению обязательств - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Поповой М.Н., пояснения прокурора Витютнева К.В., представителей ответчиков МО «Лондоковское городское поселение» Кузнецова А.И., ООО «Дальсантехмонтаж» Беленькой О.С., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор <...> в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования «Лондоковское городское поселение» обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Лондоковское городское поселение», обществу с ограниченной ответственностью «Дальсантехмонтаж» о признании незаконным бездействия и о понуждении к исполнению обязательств.
Указал, что теплоснабжение на территории Лондоковского городского поселения осуществляет ООО «Дальсантехмонтаж». Постановлением главы администрации муниципального района от 01.06.2010 № № <...> «Об основных мероприятиях по подготовке жилищно-коммунального хозяйства» и топливно-энергетического комплекса МО <...>» к работе в осенне-зимний период 2010, 2011 годы, главам поселений района рекомендовано обеспечить полную готовность всех структур ЖКХ к началу отопительного сезона до 15.09.2010 с обязательным получением паспортов готовности на каждый объект и предприятие в целом.
По информации, представленной управлением ЖКХ администрации МО «<...>», по состоянию на 02.12.2010 общего запаса топлива на центральной котельной п. <...> было достаточно до 27.12.2010.
Из информации <...> от 10.12.2010 следует, что ни одним предприятием, обслуживающим котельные на территории <...> муниципального района не получен акт готовности к отопительному сезону, наличие угля сформировано на несколько дней.
Проведённой прокуратурой района проверкой соблюдения законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что администрацией <...> городского поселения и теплоснабжающей организацией ООО «Дальсантехмонтаж» не в полной мере соблюдаются требования федерального и регионального законодательства об организации теплоснабжения на территории данного поселения.
Сложившаяся ситуация нарушает права граждан на здоровье и безопасные условия проживания, приводит к отсутствию надлежащего теплоснабжения, и может привести к причинению крупного ущерба систем жизнеобеспечения, нанесению вреда здоровью граждан, наступлению иных тяжких последствий, нарушению прав граждан на нормальные условия жизнедеятельности вследствие бездействия органов местного самоуправления МО «Лондоковского городского поселения» и ООО «Дальсантехмонтаж», которые не приняли достаточных мер к своевременному получению паспортов готовности на котельные, а также к накоплению нормативного запаса топлива на котельные.
Просил признать незаконным бездействие МО «Лондоковское городское поселение» и ООО «Дальсантехмонтаж», выразившееся в неисполнении обязанностей по своевременному получению паспортов готовности на Центральную котельную <...>, и накоплению 45-суточного запаса топлива на указанную выше котельную, обязать МО «Лондоковское городское поселение» выполнить обязанности по организации в границах поселения теплоснабжения; обеспечить 45-суточный запас топлива для котельных теплоснабжающей организации, получить паспорта готовности в срок до 25.12.2010. Обязать ООО «Дальсантехмонтаж» в срок до 25.12.2010 получить паспорта готовности на вышеприведенные котельные <...> и накопить нормативный запас топлива (45-суточный).
В судебном заседании помощник прокурора <...> Юрченко Н.Н. заявленные требования уточнила, просила признать незаконным бездействие администрации МО «Лондоковское городское поселение», выразившееся в ненадлежащем осуществлении контроля за Управляющей организацией, а именно, в не создании коллегиального органа по решению вопросов теплоснабжения, не обращения в суд о понуждении Управляющей компании получить акты готовности объектов ЖКХ и накопить нормативный запас топлива, не принятии других мер к понуждению Управляющей компании получить акт готовности объектов ЖКХ и обеспечить топливом котельную.
Просила признать незаконным бездействие ООО «Дальсантехмонтаж», выразившееся в неисполнении обязанностей по своевременному получению актов готовности объектов ЖКХ и накоплению нормативного запаса топлива на котельную <...>. Обязать администрацию МО «Лондоковское городское поселение» в срок до 01.03.2011 разработать план мероприятий по контролю за деятельностью ООО «Дальсантехмонтаж», обязать общество в срок до 01.03.2011 получить акт готовности объектов ЖКХ и накопить нормативный 45-суточный запас топлива, составляющий 4.590 тонн. Пояснила, что за период отопительного сезона 2010-2011 гг. аварийных ситуаций при обеспечении населения топливом на территории «Лондоковского городского поселения» не было.
Представитель ответчика администрации МО «Лондоковское городское поселение» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика ООО «Дальсантехмонтаж» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Суд постановил указанное решение.
В кассационном представлении прокурор <...> просил решение Облученского районного суда ЕАО 03.02.2011 отменить.
Считает неверным вывод суда о несостоятельности требований прокурора о необходимости накопления 45-суточного запаса топлива в связи с отсутствием количественных характеристик запаса топлива.
Из смысла п. 39 Приказа «Об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных» следует, что минимальный период, на который должны быть обеспечены топливом склады теплоснабжающих организаций, равен 45 суткам.
Количественный показатель нормативного объема топлива зависит от среднесуточного расхода угля в течение трех наиболее холодных месяцев, который должна рассчитать теплоснабжающая организация - ООО «Дальсантехмонтаж».
Считает, что непредставление ООО «Дальсантехмонтаж» в судебное заседание количественных показателей среднесуточного расхода угля не препятствовало суду удовлетворить исковые требования и обязать общество обеспечить нормативный запас топлива с учетом суточной потребности центральной котельной на 45 суток.
Также считает несостоятельным вывод суда об отказе в обязании ООО «Дальсантехмонтаж» получить акт готовности объектов ЖКХ.
В возражение на кассационное представление прокурора глава администрации Лондоковского городского поселение Кузнецов А.И. пояснил, что <...> обеспечен теплоснабжением, жалобы от жителей поселка по данному поводу не поступали.
Кроме того, на органы местного самоуправления не возлагается обязанность по обеспечению нормативного запаса топлива для котельной теплоснабжающей организации, которые являются самостоятельными юридическими лицами, в связи с чем, принять меры по понуждению юридического лица совершить определенные действия органы местного самоуправления не в состоянии.
В кассационной инстанции прокурор Витютнев К.В. доводы кассационного представления поддержал, просил решение Облученского районного суда ЕАО 03.02.2011 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Представитель ответчика администрации Лондоковского городского поселение Кузнецов А.И. с доводами кассационного представления не согласился, поддержал свои возражения, просил решение суда оставить без изменения. Пояснил, что на начало отопительного периода необходимо было иметь 100-дневный запас топлива в размере 2,5 тысяч тонн. Неснижаемый запас топлива рассчитывается на 14 суток. Уголь подвозят железнодорожным транспортом до станций <...> и <...>. Акт готовности к отопительному сезону на 70 % он, как глава поселения, подписал. Ему не известно о необходимости иметь 45-суточный запас топлива. В зимний период 2010-2011 годов проблем с поставкой угля и отоплением не было.
Представитель ответчика ООО «Дальсантехмонтаж» Беленькая О.С. с доводами кассационного представления не согласилась, просила решение суда оставить без изменения. Пояснила, что в самое холодное время года для котельной поселка <...> в сутки необходимо 30 тонн угля. Неснижаемый запас топлива зависит от того, каким транспортом поставляют уголь. В ООО «Дальсантехмонтаж» имеются два склада, вместимостью по 1 тысяче тонн. На начало отопительного сезона имелся запас топлива в размере 210 тонн.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационного представления, возражение на него, выслушав пояснения лиц, участвующих в кассационной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к бездействиям органа местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся бездействие, в результате которого: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация в границах поселения теплоснабжения, снабжения населения топливом.
Из пункта 3 ч. 1 ст. 27 Устава МО «Лондоковское городское поселение» следует, что к полномочиям администрации городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо - и водоснабжения, водоотведения, снабжение населения топливом.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся:
организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду и других.
Распоряжением главы администрации МО «Лондоковское городское поселение» от 04.10.2010 № <...> на ООО «Дальсантехмонтаж» возложена обязанность обеспечить бесперебойное теплоснабжение жилых домов и объектов социально-культурного назначения, расположенных на территории муниципального образования.
В соответствии с п. 2.6.10. постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается паспортом готовности дома к эксплуатации в зимних условиях, актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов котельных и инженерного оборудования зданий, актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования, обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода, запаса песка для посыпки тротуаров; актов о готовности уборочной техники и инвентаря, актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления. Все акты утверждаются до 15 сентября.
Судом первой инстанции верно указано в решении, что готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается не одним, а совокупностью различных актов, которые утверждаются и сдаются в определенный срок.
Из материалов дела, доводов прокурора не усматривается, какой из вышеперечисленных актов не был получен ООО «Дальсантехмонтаж».
Кроме того, из пояснений свидетеля М. и представленных сторонами документов следует, что отопительный сезон в <...> начался своевременно, проблем с отоплением не было, жалобы от населения не поступали.
Судебная коллегия считает, что в данном случае невыполнением положений постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 не были нарушены права и свободы граждан, следовательно, возложение на ООО «Дальсантехмонтаж» обязанности в апреле 2011 года получить акт готовности к зимнему сезону 2010-2011 годов не повлияет на их права и обязанности.
В связи с вышеизложенным требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО «Лондоковское городское поселение», выразившееся в ненадлежащем осуществлении контроля за ООО «Дальсантехмонтаж», в непринятии мер к понуждению ООО «Дальсантехмонтаж» получить акт готовности объектов ЖКХ к эксплуатации, также являются необоснованными.
Требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации Лондоковского городского поселения по ненадлежащему осуществлению контроля за ООО «Дальсантехмонтаж», которое выразилось в не создании коллегиального органа по решению вопросов теплоснабжения, не обращении в суд о понуждении ООО «Дальсантехмонтаж» получить акты готовности объектов ЖКХ, и накопить нормативный запас топлива, не принятии других мер к понуждению ООО «Дальсантехмонтаж» получить акт готовности объектов ЖКХ и обеспечить топливом котельную, не основаны на нормах действующего законодательства.
Перечисленные действия, которые, по мнению прокурора, должна была предпринять администрация поселения, а также требование прокурора обязать администрацию в срок до 01.03.2011 разработать план мероприятий по контролю за работой ООО «Дальсантехмонтаж» является вмешательством в деятельность органов местного самоуправления, и носят общий, неконкретный характер.
При этом в материалах дела имеются документы о том, что администрация поселения занималась подготовкой объектов жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду 2010-2011 годов: постановление от 12.04.2010 № <...> организацией о создании штаба по подготовке объектов; график поставки 100-дневного запаса топлива; перечень мероприятий по подготовке ЖКХ и топливно-энергетического комплекса МО «Лондоковское городское поселение» к работе в указанный выше период; решения коллегии при главе администрации МО «Лондоковское городское поселение от 17.08.2010, 16.12.2010.
В соответствии с пунктом 4.5.3. Постановления Правительства РФ от 28.05.2008 № 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации» утверждение нормативов создания запасов и резервов топлива отнесено к полномочиям обозначенного министерства.
Пунктом 4.1.1.Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, предусмотрено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Данная обязанность возложена на теплоснабжающие организации.
Приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008 № 66 «Об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных» утверждена Инструкция об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных.
Указанной Инструкцией определено, что норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
ННЗТ на отопительных котельных создается в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива; резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива.
Прокурор <...> просил возложить на ООО «Дальсантехмонтаж» обязанность создать 45 - суточный топливный запас в количестве 4.590 тонн со ссылкой на Приказ Минэнерго РФ от 04.09.2008 № 66. Данное требование является необоснованным, т.к. из текста вышеуказанной Инструкции не усматривается, что создание данного запаса является обязательным условием для деятельности теплоснабжающей организации. В Инструкции приведены только методики расчета ОНЗТ, ННЗТ и НЭЗТ.
В соответствии с указанной Инструкцией, общий нормативный запас топлива состоит из эксплуатационного и неснижаемого запасов.
Судебная коллегия считает, что для бесперебойной работы теплоснабжающая организация должна обеспечить нормативный неснижаемый запас топлива. ННЗТ для электростанций и котельных, сжигающих уголь, мазут и дизельное топливо, обеспечивает работу тепловых электростанций в режиме выживания в течение семи суток, а для тепловых электростанций и котельных, сжигающих газ, - трех суток.
Заявление подано прокурором <...> ЕАО 14.12.2010, к нему приложена информация, из которой следует, что в МО «Лондоковское городское поселение» у ООО «Дальсантехмонтаж» имеется запас угля на 25 суток. Следовательно, на момент обращения прокурора в суд нормативный неснижаемый запас топлива был обеспечен.
Из информации о накоплении и расходовании твердого топлива от 03.02.2011 следует, что котельная Лондоковского городского поселения обеспечена твердым топливом до 14.02.2011. Таким образом, в ООО «Дальсантехмонтаж» имеется неснижаемый нормативный запас топлива, обеспечивающий работу котельной в течение 7-х суток. Доказательств обратного прокурором представлено не было.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает вывод суда об отказе в удовлетворении требований прокурора законным и обоснованным. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 361-364 ГПК РФ, судебная коллегия -
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Облученского районного суда ЕАО от 03.02.2011 оставить без изменения, кассационное представление прокурора <...> ЕАО - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи