Прокурор просил обязать администрацию городского поселения установить автоматическую пожарную сигнализацию в гараже администрации



Судья <...>

Дело № 33-151/2011

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

6 апреля 2011 г. г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.

судей Дроздовой В.Ф., Поповой М.Н.

при секретаре Голочевой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению помощника прокурора Облученского района ЕАО Будченко Т.В. на решение Облученского районного суда ЕАО от 03 февраля 2011 года, которым постановлено:

Исковое заявление прокурора Облученского района в интересах неопределенного круга лиц - жителей Теплоозёрского городского поселения Облученского муниципального района к администрации муниципального образования «Теплоозёрское городское поселение» о понуждении к исполнению обязательств удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «Теплоозёрское городское поселение» в срок до 1 июня 2011 года:

- установить гидранты в поселке Теплоозёрск Облученского района, ЕАО в районе улиц Лазо 3, Лазо 1-а; 60 лет Октября-60 лет СССР, Лазо 6, Лазо 11, Лазо 14, Лазо 28; Калинина 17, Калинина 26 и Калинина 36, Бонивура 9, а также привести в рабочее состояние гидранты, расположенные в п. Теплоозёрск Облученского района, ЕАО по ул. Бонивура 3, Лазо 7, Сазонова 11; и 1 гидрант в районе улиц 60 лет СССР 10 и 12.

В части требований об оборудовании установкой автоматической пожарной сигнализацией гаража администрации муниципального образования «Теплоозёрское городское поселение», расположенного в п. Теплоозёрск Облученского района ЕАО по ул. Лазо 11-а отказать.

Заслушав доклад судьи Дроздовой В.Ф., пояснения представителя администрации муниципального образования«Теплоозёрское городское поселение» Середа О.А., прокурора Витютнева К.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор Облученского района в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования «Теплоозёрское городское поселение» обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Теплоозёрское городское поселение» о понуждении к исполнению обязательств.

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Облученского района проведена проверка соблюдения и исполнения законодательства выполнения требований пожарной безопасности в деятельности муниципального образования «Теплоозёрское городское поселение». Проведенной проверкой установлено, что 16.04.2010 г. главным государственным инспектором Облученского района выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности, о чем главе администрации МО «Теплоозёрское городское поселение» было внесено предписание и установлен срок для устранения нарушений. При проведении очередной проверки установлено, что предписание от 16.04.2010 г. не исполнено, а именно:

- здание администрации МО «Теплоозёрское городское поселение» не заблокировано автоматической пожарной сигнализацией;

в здании администрации МО «Теплоозёрское городское поселение» не произведены замеры сопротивления токоведущих частей силового и осветительного оборудования;

пос. Теплоозёрск не в полном объеме обеспечен наружным противопожарным водоснабжением как в летний, так и в зимний период.

В соответствии с действующим законодательством на органах местного самоуправления лежит обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

К их полномочиям относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов и т.д.

Невыполнение администрацией муниципального образования «Теплоозёрское городское поселение» требований законодательства о пожарной безопасности, выразившихся в невыполнении на территории поселения первичных мер пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц - жителей муниципальногообразования «Теплоозёрское городское поселение», а также иных лиц, находящихся, прибывающих на территорию поселения.

В связи с чем, прокурор просит обязать администрацию муниципального образования «Теплоозёрское городское поселение»:

- в срок до 01.05.2011 оборудовать здание администрации муниципального образования «Теплоозёрское городское поселение», расположенное в п. Теплоозёрск Облученского района ЕАО по ул. Лазо 11-а установкой автоматической пожарной сигнализации;

- в срок до 01.06.2011 в здании администрации произвести замеры сопротивления токоведущих частей силового и осветительного оборудования, с оформлением акта (протокола) в соответствии с нормами испытания электрооборудования;

- в срок до 01.06.2011 обеспечить п. Теплоозёрск Облученского района достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения поселка для нужд пожаротушения, как в летний, так и в зимний период в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности;

В судебном заседании помощник прокурора Будченко Т.В. заявленные исковые требования уточнила, указав, что просит в срок до 01.05.2011 оборудовать автоматической пожарной сигнализацией не здание администрации МО «Теплоозёрское городское поселение», а здание гаража администрации МО «Теплоозёрское городское поселение», в срок до 01.06.2011 обеспечить п. Теплоозёрск Облученского района наружным противопожарным водоснабжением, а именно установить гидранты в районе улиц Лазо 3, Лазо 1-а; 60 лет Октября-60 лет СССР, Лазо 6, Лазо 11, Лазо 14, Лазо 28; Калинина 17, Калинина 26 и Калинина 36, Бонивура 9, а также привести в рабочее состояние гидранты, расположенные по ул. Бонивура 3, Лазо 7, Сазонова 11; и 1 гидрант в районе улиц 60 лет СССР 10 и 12. От требований о проведение в срок до 01.06.2011 в здании администрациизамеров сопротивления токоведущих частей силового и осветительного оборудования отказалась в связи с выполнением указанных работ.

Представитель ответчика администрации МО «Теплоозёрское городское поселение» Лиманский Л.И., заявленные требования не признал, указав, что имеющихся в рабочем состоянии гидрантов на территории п. Теплоозёрск достаточно для обеспечения поселка достаточным количеством средств наружного пожарного водоснабжения. Пожаротушение производится двумя пожарными машинами, которые заправляются не из гидрантов, а на верхней насосной на территории Цементного завода. Здание администрации МО «Теплоозёрское городское поселение» оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, а здание гаража, расположенного в подвальном помещении здания администрации не является административно-бытовым помещением, не входит в перечень зданий, подлежащих защите. В здании гаража отсутствует автотехника, хранятся негорючие предметы ( радиаторы отопления). Замеры сопротивления токоведущих частей силового и осветительного оборудования в настоящее время произведены. Администрацией муниципального образования «Теплоозёрское городское поселение» приобретены 5 гидрантов, которые будут установлены.

Суд постановил указанное решение.

В кассационном представлении помощник прокурора Облученского района ЕАО Будченко Т.В. просит решение суда в части отказа в удовлетворении требования об оборудовании автоматической пожарной сигнализацией гаража администрации МО «Теплоозёрское городское поселение» отменить.

Указывает, что в соответствии с п. 9 таблицы 1, п. 25 таблицы 3 приложения к Приказу МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03 Норм пожарной безопасности) помещения транспорта, предназначенные для хранения транспортных средств, здания общественного и административно-бытового назначения, независимо от площади подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации.

С учетом требований пожарной безопасности как помещения для хранения транспортных средств, так и здания общественного и административно-бытового назначения должны быть оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации.

При вынесении решения об отказе в удовлетворении исковых требований в оспариваемой части суд принял во внимание отсутствие в гараже администрации, а также на балансе администрации автотранспортных средств, и использование ответчиком данного помещения под хранение иных предметов, вещей, оставшихся после ликвидации школы, то есть посчитал, что помещение гаража не относится к видам помещений, подлежащих обязательному оборудованию автоматической пожарной сигнализацией.

Однако суд не учел, что гараж по своему назначению предназначен для хранения транспортных средств, и отсутствие на балансе администрации транспортных средств в настоящее время не означает, что они не будут приобретены в дальнейшем, и помещение гаража не будет использоваться для их хранения. Кроме того, гараж, находясь в подвальном помещении, является составной частью общего здания администрации, которое по правилам пожарной безопасности подлежит обязательной защите автоматической пожарной сигнализацией. Отсутствие в гараже автоматической пожарной сигнализации не позволит узнать о возникновении пожара, своевременно предотвратить распространения пожара на само здание администрации.

Кроме того, судом во вводной части решения указано, что иск предъявлен к муниципальному образованию «Теплоозёрское городское поселение», при этом в резолютивной части решения указано, что исковые требования предъявлены к администрации муниципального образования «Теплоозёрское городское поселение».

В данном случае прокурором предъявлены требования к
исполнительно-распорядительному органу администрации муниципального образования, на который согласно Уставу муниципального образования «Теплоозёрское городское поселение» возложено решение вопросов об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта.

В остальной части решение суда не обжалуется.

В кассационной инстанции прокурор Витютнев К.В. доводы кассационного представления поддержал, указал, что согласно техническому паспорту на здание администрации муниципального образования «Теплоозёрское городское поселение» в здании имеется два помещения гаража, спорное помещение находится в подвале, то обстоятельств, что оно используется для хранения иных предметов не свидетельствует о том, что это бытовое помещение.

Представитель администрации муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» Середа О.А. с доводами кассационного представления не согласилась, просила оставить решение суда первой инстанции в силе в связи с тем, что спорное помещение не является гаражом и может быть использовано только под хранение бытовых предметов.

Проверив материалы дела в пределах кассационного представления, обсудив доводы кассационного представления, выслушав пояснения лица, участвующего в кассационной инстанции, заключение прокурора, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно Уставу муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» решение вопросов об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктах сельского поселения входит в полномочия администрации городского поселения.

В силу ст. 63 федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123 от 22.07.2008 г. первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности.

Из материалов дела следует, что 16.04.2010 г. отделением государственного пожарного надзора Облученского района, по результатам проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности, в адрес администрации муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» внесено предписание о необходимости проведения ряда первичных мер противопожарной безопасности, в том числе, в срок до 20.10.2010 г. защитить помещение гаража здания администрации автоматической пожарной сигнализацией.

Данное требование предписания не выполнено, что зафиксировано в акте проверки № № <...> от 13.11.2010 г., подтверждено пояснениями свидетеля К. и не отрицалось в судебном заседании представителем администрации МО «Теплоозерское городское поселение» Лиманским Л.И., который пояснил, что указанное в акте помещение не является гаражом и используется для хранения бытовых предметов, в настоящее время в нем хранятся радиаторы отопления.

Отказывая в удовлетворении требования прокурора о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» оборудовать автоматической пожарной сигнализацией помещение гаража администрации, суд указал на то, что гараж не предназначен для хранения транспорта, так как на балансе муниципального образования транспортные единицы не значатся, в помещении хранятся вещи, оставшиеся после ликвидации школы (радиаторы отопления и т.д.). К другим видам помещений, подлежащих обязательному оборудованию автоматической пожарной сигнализацией, помещение гаража также не относится.

С данным выводом суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку он постановлен по неполно исследованным обстоятельствам дела.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности» утвержден «Перечень зданий, сооружений, помещений, оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), в пункте 9 которого указаны здания общественного и административно-бытового назначения и в пункте 25 указаны помещения для хранения транспортных средств, размещаемых в зданиях иного назначения ( за исключением индивидуальных жилых жомов) при их расположении в подвальных и подземных этажах независимо от площади и расположенные в цокольных и надземных этажах при хранении 3 и более автомобилей.. Аналогичную норму содержит «Свод правил. Системы противопожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденный приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 175.

В соответствии с п.4 НПБ 110-03 в зданиях, сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения, независимо от площади, кроме помещений:

- с мокрыми процессами, венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А и Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток.

Из анализа указанных норм следует, что автоматической пожарной сигнализацией должны быть оборудованы помещения, предназначенные для хранения транспортных средств, если они расположены в подвальных и подземных этажах либо при условии хранения 3 и более автомобилей, административные здания - полностью, за исключением помещений определенных категорий по назначению либо относящиеся к категории пожарной опасности В4 и Д.

Данные обстоятельства судом первой инстанции не выяснялись. В материалы дела не были представлены документы, подтверждающие принадлежность здания, его технический паспорт, доводы представителя администрации в судебном заседании о том, что помещение, указанное в предписании, не является гаражом, не проверены. Между тем, из представленной прокурором в кассационную инстанцию копии технического паспорта на нежилое здание по адресу: ул. Лазо 11а в п. Теплоозерск Облученского района ЕАО следует, что в здании имеется два помещения гаража - пристройка к первому этажу и в подвальном помещении. В предписании № 28 / 29 № п.п. 1-9 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 16 апреля 2010 г. не указано какое помещение гаража надлежит защитить автоматической пожарной сигнализацией, имеется ссылка на СНиП 21-02-99*, п.6.30, в котором указано на необходимость оборудования автоматической пожарной сигнализацией надземных автостоянок и обособленных боксов.

При указанных обстоятельствах решение суда в оспариваемой части не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, не могут быть установлены в суде кассационной инстанции, дело в части требований о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» оборудовать автоматической пожарной сигнализацией помещение гаража администрации муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» подлежит направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение, в ходе которого надлежит устранить указанные недостатки и в зависимости от установленного разрешить требование по существу.

Доводы представления прокурора о том, что во вводной части решения суд неправильно указал ответчика, упустив слово «Администрация», не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае была допущена описка, в резолютивной части решения ответчик именован правильно.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 361-364 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Облученского районного суда ЕАО от 3 февраля 2011 года в части отказа в удовлетворении требований прокурора удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» оборудовать автоматической пожарной сигнализацией помещение гаража администрации муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» отменить, направить дело в данной части на новое рассмотрение.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Кассационное представление прокурора считать удовлетворенным.

Председательствующий

Судьи