Дело № 7-33/2011 РЕШЕНИЕ 21 ноября 2011 г. г. Биробиджан Судья суда ЕАО Кнепман А.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.20 Кодекса об административных правонарушениях РФ, в отношении Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная больница» по жалобе начальника отдела государственного контроля в сфере медицинской и социальной деятельности, обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения Управления Росздравнадзора по ЕАО Алексеенко Н.Ю. на постановление судьи Биробиджанского районного суда ЕАО от 26 октября 2011 г., которым постановлено: Производство по делу в части административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношенииОбластного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная больница» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, УСТАНОВИЛ: Согласно протоколу об административном правонарушении, в ходе проведенной на основании приказа руководителя Управления Росздравнадзора по ЕАО Т. от 01.09.2011 № П79-141/11 в период с 19.09.2011 по 29.09.2011 внеплановой проверки по соблюдению лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности ОГБУЗ «Областная больница» по адресу: г. Биробиджан ул. Шолом-Алейхема д. 19 и ул. Комсомольская д. 13 выявлено осуществление ОГБУЗ «Областная больница» по адресу: г. Биробиджан ул. Шолом-Алейхема д. 19 деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), а именно оказание больному Б. платной медицинской услуги по амбулаторно-поликлинической медицинской помощи в виде ультразвуковой диагностики. Это является нарушением п.п. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановления Правительства РФ от 23.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности», за что предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В судебном заседании законный представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, Г. пояснил, что услуги по амбулаторно-поликлинической медицинской помощи в виде ультразвуковой диагностики оказываются в больнице систематически на платной основе, а для определенной категории граждан на бесплатной основе. Представитель Управления Росздравнадзора по ЕАО в судебное заседание, будучи надлежаще уведомлен, не явился. Суд принял указанное постановление. 07.11.2011 начальник отдела государственного контроля в сфере медицинской и социальной деятельности, обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения Управления Росздравнадзора по ЕАО Алексеенко Н.Ю. обратилась через Биробиджанский районный суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд. Жалоба мотивирована тем, что согласно уставу ОГБУЗ «Областная больница» является некоммерческой организацией, финансируется полностью или частично за счет средств бюджета на основе сметы и не осуществляет предпринимательскую деятельность. ОГБУЗ «Областная больница может оказывать платные услуги в соответствии с разрешением № 03-17/13 от 31.12.2010, утвержденным начальником управления здравоохранения правительства ЕАО, но только при наличии лицензии на данные виды работ и услуг. ОГБУЗ «Областная больница» не может оказывать платные услуги без лицензии на осуществление амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по ультразвуковой диагностике по адресу: г. Биробиджан ул. Шолом-Алейхема 19. Поэтому полагает, что судом неправильно сделан вывод о том, что медицинская услуга в виде амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по ультразвуковой диагностике по адресу: г. Биробиджан ул. Шолом-Алейхема 19, пациенту Б. была осуществлена как предпринимательская деятельность, в связи с чем, данное административное правонарушение правильно квалифицированно по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ. 09.11.2011 г. дело поступило в суд ЕАО. При рассмотрении жалобы представитель Управления Росздравнадзора по ЕАО Климин С.А. поддержал доводы жалобы. Также пояснил, что в протоколе по делу об административном правонарушении отмечено, что пациент Б. наблюдался в ОГУЗ «Областная больница» по адресу осуществления деятельности: г. Биробиджан, ул. Комсомольская, 13 с 30.05.2011 по 11.08.2011. На стационарном лечении в ОГУЗ «Областная больница» не находился. Ультразвуковые исследования проводились ему по адресу: г. Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема, 19, где ему не оказывалась амбулаторно-поликлиническая помощь. Представитель ОГБУЗ «Областная больница» Гасиленко А.Ю. не согласилась с доводами жалобы, считая постановление судьи правильным. Также пояснила, что по адресу: г. Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема, 19 оказывается стационарная помощь больным, в том числе ультразвуковая диагностика, на основании лицензии. По данному адресу имеется отделение ультразвуковой диагностики, на базе которого в рамках указанной лицензии оказываются платные услуги гражданам по окончанию исследований стационарных больных. Кроме, как в женской консультации, амбулаторно-поликлиническая помощь по данному адресу на базе больницы не оказывается. Документы, на которые ссылается Управление Росздравнадзора, не раскрывают понятие амбулаторно-поликлинической помощи и ими не доказано, что на оказание платных медицинских услуг по ультразвуковой диагностике на базе стационара больницей дополнительно должна быть получена лицензия. Полагает, что вменяемое им правонарушение квалифицированно судом правильно, поскольку платные услуги являются прибылью больницы, с которой учреждение на общих основаниях уплачивает налог. Это в любом случае предпринимательская деятельность, имеющая целью извлечение прибыли. Ежегодно ОГБУЗ «Областная больница» получает разрешение на оказание платных услуг в Управлении здравоохранения, которое включает в себя и ультразвуковые исследования. Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы на постановление судьи, выслушав представителя Управления Росздравнадзора по ЕАО и представителя ОГБУЗ «Областная больница», прихожу к следующему. Частью 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Согласно акту проверки № 129 от 29.09.2011 осуществления медицинской деятельности ОГБУЗ «Областная больница» по адресу: г. Биробиджан ул. Шолом-Алейхема д. 19 выявлены нарушения законодательства по лицензированию медицинской деятельности, а именно установлено, что ОГБУЗ «Областная больница» по адресу: г. Биробиджан ул. Шолом-Алейхема д. 19 оказало больному Б. 18.07.2011 платные медицинские услуги по амбулаторно-поликлинической помощи: по ультразвуковой диагностике, лицензия на осуществление которой по данному адресу у данного юридического лица отсутствует. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 13.01.1996 № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» предоставление платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями осуществляется при наличии у них лицензии на избранный вид деятельности. Согласно п.п. 96 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность относится к видам деятельности, подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию. В ч. 2 указанной статьи предусмотрено, что перечень работ и услуг по такому виду деятельности, как медицинская деятельность, устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Положением о лицензировании медицинской деятельности», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30, в п. 4 установлено, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем, в который, согласно приложению, включены работы (услуги) по ультразвуковой диагностике, порядок организации которых определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В соответствии с п. 3 утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.05.2007 № 323 «Порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно- авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи» приложения к лицензии на осуществление медицинской деятельности оформляются в соответствии с Перечнем, который содержит работы (услуги), выполняемые при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи: по ультразвуковой диагностике. В соответствии с лицензиями: от 13.06.2007, предоставленной на срок до 13.06.2012, от 22.05.2008, предоставленной на срок до 22.05.2013, от 25.11.2008, предоставленной на срок до 25.11.2013, от 23.09.2010, предоставленной на срок до 23.09.2015, от 07.06.2011, предоставленной на срок до 07.06.2016, Областному государственному учреждению здравоохранения «Областная больница», находящемуся по адресу: г. Биробиджан ул. Шолом-Алейхема д. 19, предоставлена лицензия на осуществление медицинской деятельности по адресам согласно приложениям, из которых следует, что по адресу: г. Биробиджан ул. Шолом- Алейхема, д. 19 предоставлена лицензия на осуществление, в том числе, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи: по акушерству и гинекологии; по стоматологии терапевтической; при осуществлении специализированной медицинской помощи по: транспортировке донорской крови и ее компонентов; при осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе: при осуществлении специализированной медицинской помощи по: трансфузиологии. В то же время предоставленная лицензия от 13.06.2007 ОГУЗ «Областная больница» на оказание амбулаторно-поликлинической помощи: по ультразвуковой диагностике по адресу: г. Биробиджан ул. Комсомольская д. 13, не предоставляет возможность осуществления ОГБУЗ «Областная больница» данной деятельности по иным адресам, поскольку лицензии на осуществление указанных видов деятельности предоставлены по соответствующим адресам. Из письма руководителя Управления Росздравнадзора по ЕАО от 18.10.2011 следует, что ОГУЗ «Областная больница» имеет лицензию на работы (услуги) по ультразвуковой диагностике по адресу: г. Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема, д.19, но при осуществлении стационарной медицинской помощи (лицензия № 99-01-004835 от 13.06.2007, приложение № 1 от 13.09.2007). В материалах дела имеется приложение № 11 от 25.08.2011 к лицензии № 79-01 000164 от 25.08.2011, которое также предусматривает ультразвуковую диагностику при стационарной медицинской помощи при осуществлении специализированной медицинской помощи по адресу: г. Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема, 19. Данная лицензия выдана взамен ранее действовавшей в связи с изменением наименования учреждения. Но согласно информации главного врача ОГБУЗ «Областная больница» пациент Б. с 01.07.2011 по 31.08.2011 не получал стационарную медицинскую помощь в ОГБУЗ «Областная больница». Перечнем платных услуг ультразвукового исследования в областной больнице с 01.04.2011, утвержденным главным врачом областной больницы Г., предусмотрены различные виды медицинских услуг, в том числе, «УЗИ сердца взр.» и «УЗИ гемодинамики левого желудочка», общая стоимость которых составляет 659 рублей. Согласно договору № 8955 от 18.07.2011, между ОГУЗ «Областная больница» и Б. заключен договор оказания платных медицинских услуг «УЗИ сердца + гемодинамика» стоимостью 659 рублей. Согласно журналу «Платные услуги» ОГБУЗ «Областная больница» по ул. Шолом-Алейхема д. 19, Б. 18.07.2011 оказаны платные услуги на сумму 659 рублей. Графиком работы УЗИ - кабинета установлено время приема для различных больных. Из материалов дела следует, что ОГБУЗ «Областная больница» по адресу: г. Биробиджан ул. Шолом-Алейхема д. 19 оказала Б. медицинскую услугу в виде амбулаторно-поликлинической медицинской помощи: по ультразвуковой диагностике, которую потребитель услуги оплатил. Суд обоснованно признал, что наличие разрешения на оказание платных медицинских услуг населению от 31.12.2010 № 03-17/13, утвержденного начальником управления здравоохранения правительства ЕАО Е., перечня платных услуг, утвержденного главным врачом областной больницы Г., журнала платных услуг, содержащего множество фамилий клиентов, свидетельствует об осуществлении ОГБУЗ «Областная больница» данных платных услуг на постоянной основе. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. С учётом указанных обстоятельств, признаю правильным вывод суда о том, что медицинская услуга в виде амбулаторно-поликлинической медицинской помощи: по ультразвуковой диагностике Б. оказана в рамках осуществления больницей предпринимательской деятельности. Доводы жалобы о том, что согласно уставу ОГБУЗ «Областная больница» является некоммерческой организацией, финансируется полностью или частично за счет средств бюджета на основе сметы и не осуществляет предпринимательскую деятельность, нельзя признать верными, поскольку имеющиеся в деле доказательства подтверждают обратное, и судья дал правильное определение этой деятельности с позиций закона. В соответствии с пунктом 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. В копии Устава ОГБУЗ «Областная больница», приложенной к жалобе, в пункте 8 в качестве источников дохода, указаны также и доходы, полученные от платных видов разрешённой учреждению предпринимательской деятельности. Поскольку протокол об административном правонарушении, кроме факта оказания платной услуги Б., не содержит сведений о других фактах оказания медицинской услуги в виде амбулаторно-поликлинической медицинской помощи: по ультразвуковой диагностике, то судья сделал правильный вывод об отсутствии в указанном деянии ОГБУЗ «Областная больница» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, усмотрев в действиях ОГБУЗ «Областная больница» признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения. Объектами правонарушений, предусмотренных ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Объектом административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является порядок государственного управления, общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля (надзора) за лицензируемыми видами деятельности. В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 настоящего Кодекса, совершенные юридическими лицами, рассматривают судьи арбитражных судов. С учётом неверной квалификации действий юридического лица и подведомственности Арбитражному суду рассмотрения дел по ст. 14.1 КоАП РФ в отношении юридических лиц, судья, признав невозможной переквалификацию действий юридического лица с ч. 1 ст. 19.20 на ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришел к правомерному выводу о необходимости прекращения производства по делу в части совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, подведомственного ему, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного данной нормой,. Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья РЕШИЛ: Постановление судьи Биробиджанского районного суда ЕАО от 26 октября 2011 г. - оставить без изменения, жалобу начальника отдела государственного контроля в сфере медицинской и социальной деятельности, обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения Управления Росздравнадзора по ЕАО - без удовлетворения. Судья А.Н. Кнепман