Дело №7-1/2011
Судья <...>
РЕШЕНИЕ
г. Биробиджан 21 января 2011 года
Судья суда Еврейской автономной области Дроботов А.Н.,
с участием:
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Сафарзода Т.А.,
переводчика Бобоева Д.Д.,
при секретаре Хайбуловой Е.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении
Сафарзода Т.А., <...> проживающего в Российской Федерации в <...>
по жалобе Сафарзода Т.А. на постановление судьи Облученского районного суда ЕАО от 30 августа 2010 года, которым Сафарзода Т.А. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 ч. 1 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем контролируемого самостоятельного выезда,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении, Сафарзода Т.А., являющийся гражданином Таджикистана, нарушил режим пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, что выразилось в уклонении от выезда из Российской Федерации по окончанию срока регистрации с 13.05.2009.
Постановлением судьи от 30.08.2010 Сафарзода Т.А. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем контролируемого самостоятельного выезда.
Виновность Сафарзода Т.А. в совершении административного правонарушения судом первой инстанции установлена его собственным объяснением, рапортом инспектора отделения ОФМС России по ЕАО в <...> При назначении административного наказания Сафарзода Т.А. суд руководствовался характером совершенного правонарушения, данными о личности виновного, совершением им однородного правонарушения в качестве отягчающего административную ответственность обстоятельства и отсутствием смягчающих обстоятельств.
В жалобе в суд ЕАО Сафарзода Т.А. выражает несогласие с решением суда, указывая на то, что проживает в Российской Федерации с отцом, ехать ему некуда и негде жить, полагая, что суд мог ограничиться штрафом без его выдворения, просит отменить постановление судьи, назначив наказание в виде штрафа без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В судебном заседании Сафарзода Т.А. свою жалобу поддержал, просил её удовлетворить. Суду пояснил, что у него не было денег, но он хотел бы самостоятельно выехать с территории России, чтобы вернуться вновь, так как в Облучье постоянно проживают его отец и мать, являющиеся гражданами Российской Федерации, сестра, один из его братьев служит в рядах российской армии, сам он желает остаться в России и получить российское гражданство, в Таджикистане ему жить негде.
Проверив дело в полном объеме, выслушав объяснения Сафарзода Т.А. суд пришел к выводу, что постановление судьи подлежит изменению.
Факт совершения административного правонарушения в виде нарушения режима пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации самим Сафарзода Т.А. не отрицается и материалами дела подтвержден.
Вместе с тем, при назначении административного наказания Сафарзода Т.А. судом не учтены ряд обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данной норме корреспондирует статья 18.8 КоАП РФ, устанавливающая административное наказание за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Санкция части 1 статьи 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Исполнение назначенного судом административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства влечет в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» невозможность получения им в течение пяти лет разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, установленных Кодексом.
В силу статей 3.1, 3.2, 3.3, 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмотренное ст. 18.8 КоАП РФ, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Наряду с этим, решение вопроса о применении судом в качестве дополнительного наказания, установленного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации как меры ответственности за совершенное этим лицом административное правонарушение в сфере миграционной политики должно осуществляться с учетом не только норм национального законодательства, действующего в этой сфере, но и актов международного права, участником которых является Российская Федерация.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, пунктом 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, пунктом 2 статьи 10 и пунктом 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права.
Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что, хотя право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое Конвенцией о защите прав человека и основных свобод не гарантируется, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции. При этом нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворенного, но также и членов его семьи. Кроме того, лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели (Постановления от 19.02.1998 г. по делу «Дали против Франции», от 07.08.1996 г. по делу «C. против Бельгии», от 28.11.1996 г. по делу «Ахмут против Нидерландов» и другие).
Таким образом, наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ должно соответствовать действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, такие как длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности по статье 18.8 КоАП РФ и прочие, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, согласно которым при назначении административного наказания иностранному гражданину или лицу без гражданства учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Кроме указанных обстоятельств подлежит установлению наличие у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, членов семьи, проживающих на территории Российской Федерации и являющихся гражданами Российской Федерации, а применение дополнительного административного наказания к иностранному гражданину или лицу без гражданства в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации как единственно возможного способа достижения целей административного наказания, связанного с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ), будет обоснованным, если необходимость применения такого наказания будет установлена.
О наличии в <...> родных, являющихся гражданами Российской Федерации, следует из пояснений Сафарзода Т.А. в судебном заседании, из его объяснения, отобранного инспектором отделения ОФМС России по ЕАО в <...> из собственных пояснений Г. при производстве в суде первой инстанции.
Это обстоятельство оставлено судом первой инстанции без должной оценки, как и вопрос отсутствия места жительства Сафарзода Т.А. на территории государства, гражданином которого он является, входящего к тому же в состав Содружества Независимых Государств.
Данных о том, что Сафарзода Т.А. на территории Российской Федерации привлекался к ответственности за совершение иных правонарушений, кроме миграционного законодательства, материалы дела не содержат.
Согласно имеющемуся в материалах дела постановлению об окончании исполнительного производства административный штраф в размере 2000 рублей Сафарзода Т.А. уплачен.
Признание вины и осознание нарушения миграционного законодательства Российской Федерации, которые суд признает смягчающими административную ответственность обстоятельствами, уплата штрафа, проживание на территории Российской Федерации с родителями, являющимися гражданами Российской Федерации, отсутствие данных о совершении иных правонарушений, отсутствие данных о наличии постоянного места жительства на территории государства, гражданином которого Сафарзода Т.А. является, свидетельствуют об отсутствии оснований для применения к Сафарзода Т.А. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации как единственно возможного способа достижения целей административного наказания.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 24.7 и пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Облученского районного суда ЕАО от 30 августа 2010 года, которым Сафарзода Т.А. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 ч. 1 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем контролируемого самостоятельного выезда, - изменить.
Исключить из этого постановления применение в отношении Сафарзода Т.А. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации путем контролируемого самостоятельного выезда.
В остальной части это постановление оставить без изменения.
Издержки по делу об административном правонарушении в виде оплаты труда переводчика отнести на счет федерального бюджета.
Судья суда ЕАО А.Н. Дроботов