гд об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства



Дело №г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

00.00.0000. пос. Орловский

Орловский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего, судьи Георгиенко Л.В.,

при секретаре К,

с участием помощника прокурора ... ... Агурян А.В., представителя ответчика по доверенности Г,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к А ... об обязании устранить нарушения действующего природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

00.00.0000 года Р межрайонный природоохранный прокурор обратился в ... суд ... с вышеуказанным иском, исковые требования обоснованы следующим.

В июле 2009г. Р природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, в том числе соблюдения санитарно-экологических норм и правил при обращении с твердыми бытовыми отходами (ТБО) на территории О ... ....

В ходе проверки установлено, что на территории Островянского сельского поселения в нарушение требований ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не организован должным образом сбор и вывоз ТБО. Так, на территории поселения имеется 4 свалки ТБО, которые не соответствуют требованиям СанПин 2.00.00.0000-01 и требованиям СанПиН 2.00.00.0000-03.

Прокурор просил обязать А устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства; принять меры по приведению свалок ТБО в соответствие с требованиями СанПин 2.00.00.0000-01 и требованиям СанПиН 2.00.00.0000-03. А именно: получить на земельные участки санитарно-эпидемиологические заключения; разработать регламент и режим работы свалок, инструкцию по приему ТБО; обеспечить контроль за составом поступающих отходов, вести их круглосуточный учет; осуществлять контроль за распределением отходов в работающей части свалки; обеспечить технологический цикл изоляции отходов; установить легкое ограждение ил заменяющую его осушительную траншею глубиной более 2 м. или вал высотой не более 2м.; выполнить устройство котлованов с целью получении грунта для промежуточной и окончательной изоляции ТБО; разделить свалки на две взаимосвязанные территориальные части: территория под складирование ТБО, территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов; устроить хозяйственные зоны с бетонным или асфальтовым покрытием, с оборудованием производственно-бытового здания персонала, гаража либо навеса для размещения машин и механизмов, с освещением, легким ограждением, установить шлагбаум у производственно-бытового здания; установить в зеленых зонах свалок контрольные скважины. Все указанные мероприятия провести в 5-ти месячный срок. Обязать А организовать и осуществлять работу по сбору и вывозу ТБО от жителей и предприятий поселения на специализированные полигоны ТБО.

В судебное заседание явилась помощник прокурора ... ... Агурян АВ, действующая на основании поручения Р межрайонного природоохранного прокурора от 00.00.0000г., которая на иске настаивала.

Представитель ответчика по доверенности Г в судебное заседание явилась, против иска не возражала.

Пояснила, что на территории поселения действительно находятся четыре площадки временного хранения ТБО, впоследствии все отходы вывозятся на постоянно действующую свалку в .... На свалках отходы хранятся постоянно, а на площадках временно. Представителем ответчика представлены санитарно-эпидемиологические заключения на земельные участки. Кроме того, представитель ответчика пояснила, что из перечисленных в иске требований часть уже исполнено: получены заключения, контроль за составом поступающих отходов, контроль за распределением отходов осуществляется лично представителем ответчика два раза в месяц; имеется обваловка площадок, устроены котлованы; территории площадок разделены на две части; режим работы площадок разработан. Вывоз ТБО осуществляется 2 раза в год.

По мнению представителя ответчика, все остальное, что указано в иске не относится к площадкам для временного хранения ТБО, а относится к свалкам постоянного хранения ТБО. Кроме того, А не имеет средств для строительства асфальтированной площадки, гаража, шлагбаума и т.д., поскольку данные расходы в бюджет не включены.

Выслушав участников процесса, проверив и оценив имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к нижеследующему выводу.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 К и в статье 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» №ФЗ от 00.00.0000г.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, обеспечивается посредством выполнения мероприятий и требований, установленных ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №ФЗ от 00.00.0000г.

В соответствии ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №ФЗ от 00.00.0000г., организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах возложена на муниципальные образования, а утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов - на муниципальный район.

В статье 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» №ФЗ от 00.00.0000г., перечислены основные понятия, используемые в указанном законе.

Так, под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя….

Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище … и другое).

Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дельнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Как видно из материалов дела на территории Островянского сельского поселения ... ... располагаются четыре полигона ТБО (см. технические паспорта нал.д. 11-18).

Согласно постановлению главы О № от 00.00.0000г. ( копия нал.д. 29), определены земельные участки под хранение мусора и ТБО.

Представителем ответчика представлены: схема маршрута для сбора и вывоза ТБО с площадок хранения ТБО ( нал.д.20-21); санитарно-эпидемиологические заключения на земельные участки для размещения площадок для сбора и временного хранения ТБО.

Согласно пояснениям представителя ответчика в судебном заседании, на территории О на четырех площадках производится временное хранение отходов и два раза в год производится транспортирование (перемещение) отходов на полигон (свалку) в ....

Как следует из санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.00.00.0000-01» (утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 00.00.0000г. и введенных в действие постановлением № от 00.00.0000г. Министерства здравоохранения Российской Федерации), настоящие санитарные правила устанавливают гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для ТБО.

Суд полагает обоснованными доводы, изложенные в исковом заявлении прокурором, о том, что на полигоны ТБО располагающиеся на территории О должны распространяться требования указанных в предыдущем абзаце санитарных правил.

Так, О производится сбор отходов, в том числе прием отходов, в целях дальнейшего транспортирования, размещения, а последнее предполагает хранение отходов, то есть содержание отходов в объектах размещения отходов. Под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон).

Кроме того, накопление отходов, то есть их временное складирование (на срок не более чем шесть месяцев) должно производится в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В силу требований СанПиН 2.00.00.0000-01:

- участок для устройства полигона ТБО должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам;

- организация, эксплуатирующая полигон, должна разработать регламент и режим работы полигона, инструкцию по приему бытовых отходов; обеспечить контроль за составом поступающих отходов, вести их круглосуточный учет; осуществлять контроль за распределением отходов в работающей части полигона; обеспечить технологический цикл по изоляции отходов;

Указанные выше СанПиН 2.00.00.0000-01 содержат также гигиенические требования к размещению полигона ТБО и к устройству хозяйственной зоны полигона ТБО, в том числе: разграничение полигона на две взаимосвязанные территориальные части - под складирование ТБО и для размещения хозяйственно-бытовых объектов; устройство котлована с целью получении грунта для промежуточной и окончательной изоляции ТБО; размещение в хозяйственной зоне полигона хозяйственно-бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин; бетонирование или асфальтирование, а также освещение и ограждение хозяйственной зоны; наличие ограждения всего полигона (либо осушительной траншеи или вала), устройство шлагбаума у производственно-бытового здания и т.д.

Таким образом, довод представителя ответчика о том, что О выполнены все требования, распространяющиеся на площадки для временного хранения ТБО, следует отклонить как необоснованные.

Судом учитывается, что ответчиком частично выполнены требования СанПиН 2.00.00.0000-01, вместе с тем, суд полагает, что ответчик должен организовать на своей территории сбор и вывоз ТБО, в том числе и их временное хранение в полном соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

В части доводов представителя ответчика об отсутствии денежных средств на обустройство полигонов ТБО, судом учитывается следующее.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета ( ст. 14, ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №ФЗ от 00.00.0000г.).

Отсутствие в бюджете муниципального образования - О денежных средств на организацию сбора и вывоза ТБО не освобождает его от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции.

Требования Р межрайонного природоохранного прокурора направлены на обеспечение органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, а также на защиту гарантированных Кправ, свобод и интересов неопределенного круга лиц - жителей О на благоприятную окружающую среду, в целях предупреждения причинения вреда их жизни, здоровью и окружающей среде.

Исковое заявление прокурором подано в порядке, установленном ст. 45 ГПК РФ, и в соответствии с полномочиями, установленными ст. 27, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

С учетом изложенных выше обстоятельств, суд считает, что имеются все правовые основания иск удовлетворить.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Р межрайонного природоохранного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации О ... об обязании устранить нарушения действующего природоохранного законодательства удовлетворить полностью.

Обязать А ... ... организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов, в том числе и обустройство полигонов твердых бытовых отходов, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Обязать А ... ... в течение пяти месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать устройство и эксплуатацию полигонов твердых бытовых отходов в соответствии с требований СанПиН 2.00.00.0000-01, а именно: разработать регламент и режим работы каждого полигона, инструкцию по приему бытовых отходов, обеспечить контроль за составом поступающих отходов, вести их круглосуточный учет, осуществлять контроль за распределением отходов в работающей части полигонов, обеспечить технологический цикл по изоляции отходов, разграничить каждый полигон на две взаимосвязанные территориальные части - под складирование ТБО и для размещения хозяйственно-бытовых объектов, обустроить котлованы с целью получении грунта для промежуточной и окончательной изоляции твердых бытовых отходов, разместить в хозяйственной зоне полигонов хозяйственно-бытовые здания для персонала, гаражи или навесы для размещения машин, произвести бетонирование или асфальтирование, а также освещение и ограждение хозяйственной зоны каждого полигона, устроить ограждение всего полигона (либо осушительную траншею или вал), а также шлагбаума у производственно-бытового здания каждого полигона.

Решение может быть обжаловано в ... суд через ... суд ... в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий: