П. об обязании устранить нарушения



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Орловский Ростовской области ...

Орловский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего, судьи Блинова И.В.,

помощника прокурора Орловского района Агурян А.В.,

при секретаре Ч.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ... межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации ... сельского поселения ... об обязании устранить нарушения действующего федерального природоохранного законодательства в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами и отходами производства и потребления,

УСТАНОВИЛ:

Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в ... суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, с исковым заявлением от 00000 года к Администрации ... сельского поселения ... об обязании устранить нарушения действующего федерального природоохранного законодательства в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами и отходами производства и потребления, обосновав иск следующим. Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в июле 2009 года проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, в том числе соблюдения санитарно-экологических норм и правил при обращении с твердыми бытовыми отходами и отходами производства и потребления на территории ... сельского поселения ... .... В ходе проверки установлено, что на территории ... сельского поселения в нарушение требований ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.3 СанПиН 2.00000-03 сбор и вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) должным образом не организован, в связи с чем действует 1 площадка для сбора и временного хранения ТБО, не отвечающая основным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, которая расположена: в 2,5 км юго-западнее .... Утверждение плана границ и площади земельного участка под указанную площадку ТБО производилось согласно постановлению № от 00000г. Главы Администрации ... сельского поселения .... В 2007 году на земельный участок, расположенный в 2,5 км юго-западнее ... выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его СанПиН 2.2.1/2.00000-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Требования указанных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство объектов коммунального значения, спорта, торговли и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровья человека, а также устанавливают класс опасности объектов и требования к размеру санитарно-защитных зон. Наличие данного санитарно-эпидемиологического заключения на площадку для сбора и временного хранения ТБО, устанавливает лишь санитарно-защитную зону, обеспечивающую уровень безопасности населения от объекта, оказывающего негативное воздействие на среду обитания и здоровье человека. Кроме заключения о соответствии свалки или площадки для сбора и временного хранения ТБО СанПиН 2.2.1/2.00000-03, необходимо также санитарно-эпидемиологическое заключения о соответствии их СанПиН 2.00000-01 либо СанПиН 2.00000-03. Но вышеназванная площадка не относится к категории специализированных полигонов и не соответствует требованиям СанПиН 2.00000-01, согласно которым участок для устройства полигона должен иметь легкое ограждение или заменяющую его осушительную траншею глубиной более 2 м, или вал высотой не более 2 м, кроме того по всей площади участка складирования ТБО предусмотрено устройство котлована. Правилами определен порядок разделения полигона на две взаимосвязанные территориальные части: под складирование ТБО и размещение хозяйственно-бытовых объектов, которые в свою очередь должны отвечать требованиям ранее указанных СанПиН 2.00000-01. Вышеназванную площадку также нельзя отнести к площадке временного размещения отходов, поскольку она не соответствует требованиям СанПиН 2.00000-03. А именно, поверхность хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, не определено, располагаются ли они с подветренной стороны по отношению к жилой застройке. В соответствии с п. 18 ст. 14 ФЗ №ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 того же федерального закона на администрацию муниципального района возложена обязанность по утилизации и переработке отходов производства и потребления. 00000 года в адрес Администрации ... сельского поселения межрайонным природоохранным прокурором вносилось представление об устранении нарушений природоохранного законодательства с требованием привести в соответствие с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами действующую площадку для сбора и временного хранения ТБО расположенную на территории сельского поселения. Однако в ходе проведенных контрольных мероприятий было установлено, что законные требования прокурора не выполнены, меры по приведению в соответствие свалки ТБО не приняты, что подтверждается ответом Главы ... сельского поселения на представление прокурора.

В связи с указанными в иске обоснованиями прокурор просит обязать Администрацию ... сельского поселения ... устранить выявленные нарушения действующего федерального природоохранного законодательства; обязать Администрацию ... сельского поселения ... принять меры по приведению не отвечающей основным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам временной площадки ТБО, находящейся на территории ... сельского поселения ... в 2,5 км юго-западнее х. №, в соответствие с требованиями, установленными СанПиН 2.00000-03, а именно, установить защиту поверхности хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки покрыть искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки необходимо организовать обваловку, систему ливнестоков с автономными очистными сооружениями. Все вышеуказанные мероприятия провести в 5-ти месячный срок. Обязать Администрацию ... сельского поселения ... организовать и осуществлять работу по сбору и вывозу ТБО от жителей и предприятий поселения на специализированные полигоны ТБО. 00000 года от прокурора поступили уточненные исковые требования, из которых следует, что необходимо обязать Администрацию ... сельского поселения ..., устранить выявленные нарушения действующего федерального природоохранного законодательства, за счет бюджетных средств Администрации ... сельского поселения; обязать Администрацию ... сельского поселения ... принять меры по приведению не отвечающей основным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам временной площадки ТБО, находящейся на территории ... сельского поселения ... в 2,5 км юго-западнее х. ..., в соответствие с требованиями, установленными СанПиП 2.1,7.1322-03, а именно, установить защиту поверхности хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки покрыть искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки необходимо организовать обваловку, систему ливнестоков с автономными очистными сооружениями. Всe, вышеуказанные мероприятия провести в 5-ти месячный срок; обязать Администрацию ... сельского поселения ... организовать и осуществлять работу по сбору и вывозу ТБО от жителей и предприятий населения на специализированные полигоны ТБО.

В судебном заседании прокурор Агурян А.В. просила иск удовлетворить, по изложенным в исковом заявлении основаниям.

ФИО3 МУ «Администрация ... сельского поселения» В. в судебном заседании исковые требования не признала и показала суду, что недостатки, которые указаны в заявлении, они не могут устранить в виду отсутствия денежных средств, кроме того, к этой площадке отсутствуют подъездные пути, им нужно построить еще и дорогу. Граждане заключают договора с СПК или КФХ на вывоз мусора, а остальные граждане вывозят мусор частным вывозом. Временную площадку ТБО они делать не будут, так как у них нет средств.

Раньше они были согласны, что свалка принадлежит им, пока их не проверила счетная палата, теперь считают что она принадлежит району, но не сельскому поселению. На следующий год они построят площадку, но необходимо заказать проект. Указанная в иске свалка находится за 3 км от хутора ... и им не принадлежит, а принадлежит району. Доказательств того, что указанная свалка принадлежит району у нее нет. Денежные средства для устранения указанных в иске недостатков необходимо заложить в бюджет, бюджет на этот год уже принят, и их там нет, бюджет на следующий год будет приниматься в конце года. Депутаты не согласятся выделить большие денежные средства на устранение указанных в иске недостатков, хотя жители хутора и депутаты сами вывозят туда мусор.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела: представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, объяснения М., санитарно-эпидемиологическое заключение, постановление № от 00000 года «О предоставлении в пользование земельного участка ... сельской администрации под свалку», постановление № от 00000 года «Об отводе земель под хранение мусора и твердых бытовых отходов», план участка, санитарный паспорт полигона (свалки) твердых бытовых отходов по состоянию на 00000 года, приходит к следующему выводу.

Постановлением № от 00000 года «О предоставлении в пользование земельного участка ... сельской администрации под свалку», подписанном лично В., а также планом участка л.д.10,12), определено место под свалку, то есть площадку для твердых бытовых отходов, в отношении которой проводилась соответствующая прокурорская проверка.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 ФИО8 и ст. 11 Федерального закона от 00000 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 00000 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 00000 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

В связи с указанным суд не может согласиться с доводами, которые в судебном заседании привела глава Донского сельского поселения В., о том, что указанная площадка относится не к их ведению, а к ведению района, что на ее обустройство не имеется денежных средств, что депутаты не согласятся выделить указанные денежные средства, что к указанной площадке нет дороги.

Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

По данному делу прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования - сельского совета, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что иск следует удовлетворить.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным (а также исполнимым).

С учетом того, что на данный год - 2010, денежные средства для устранения указанных в иске недостатков не заложены в бюджет Донского сельского поселения, суд считает необходимым указать сроки устранения выявленных недостатков после принятия бюджета Донского сельского поселения, куда указанные денежные средства необходимо заложить.

В соответствии со ст. 196 ч. З ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В данном случае речь идет о защите публичных интересов, а также необходимости защиты неопределенных слоев населения, суд считает необходимым выйти за пределы заявленных требований и обязать Администрацию ... сельского поселения ... заложить в бюджет в 2010 году на 2011 год необходимые денежные средства, для устранения указанных в исковом заявлении недостатков, выявленных недостатков, с учетом того, что в таком случае решение суда будет исполнимым.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию ... сельского поселения ... заложить в бюджет в 2010 году на 2011 год необходимые денежные средства и до 00000 года принять меры по приведению не отвечающей основным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам временной площадки твердых бытовых отходов, находящейся на территории ... сельского поселения ... в 2,5 км юго-западнее ..., в соответствие с требованиями, установленными СанПиП 2.1,7.1322-03, для чего:

  1. установить защиту поверхности хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров, а именно укрыть или брезентом, или оборудование навесом или иным аналогичным способом,
  2. поверхность площадки покрыть искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием, а именно или асфальтом, или керамзитобетоном, или полимербетон, или керамической плиткой или иным аналогичным водонепроницаемым или химически стойким покрытием,
  3. по периметру площадки произвести обваловку,
  4. на самой площадке соорудить систему ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

Обязать Администрацию ... сельского поселения ... организовать после вступления в силу данного решения суда и осуществлять работу по сбору и вывозу ТБО от населения и расположенных на территории сельской администрации предприятий, иных хозяйствующих субъектов на специализированные полигоны твердых бытовых отходов.

Решение может быть обжаловано в ... суд в течение 10 дней, со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: