гд об обжаловании отказа в регистрации



Дело №г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

00.00.0000. пос. Орловский

Орловский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего, судьи Георгиенко Л.В.,

при секретаре К,

с участием заявителя - У, должностного лица - начальника Межрайонного отдела УФМС России по ... в ... О,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению У об оспаривании решения должностного лица - начальника Межрайонного отдела (МО) УФМС России по ... в ..., об отказе в приеме документов на регистрацию по месту жительства,

УСТАНОВИЛ:

00.00.0000г. (вх.№) в ... суд ... поступило указанное выше заявление У, обоснованное следующим.

Заявительница У, имеет в собственности 2/3 доли домовладения, расположенного по адресу ..., ... ... области. 1/3 доля данного домовладения принадлежит на праве собственности брату заявительницы - К. Заявительница обратилась в МО УФМС России по ... в ..., имея намерение зарегистрироваться по месту жительства по указанному выше адресу, а также произвести регистрацию по данному адресу своих детей: У, 00.00.0000 года рождения и У, 00.00.0000 года рождения. Однако, заявительнице было отказано в приеме документов на регистрацию, ввиду того, что отсутствует согласие на регистрацию сособственника домовладения К Заявительницей представлена копия ответа от 00.00.0000г. на ее обращение.

У просит признать действия начальника МО УФМС России по ... в ... недействительными и дать разрешение на регистрацию заявительнице и ее детям по месту жительства по адресу ..., ... ... ... области без согласия К

В судебное заседание 00.00.0000г. заявительница У явилась, на заявлении настаивала.

Должностное лицо, чьи действия обжалуются - начальник МО УФМС России по ... в ... О в судебное заседание явился.

О полагал свои действия законными и обоснованными. Пояснил, что руководствовался действующим законодательством, административным регламентом, разъяснениями правового управления ФМС. Поскольку владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности производится с согласия всех собственников, то соответственно все сособственники должны дать согласие на регистрацию по месту жительства одному из собственников или иным лицам.

Выслушав участников процесса, проверив и оценив имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к нижеследующим выводам.

Обсуждая вопрос о соблюдении заявительницей У срока на обращение с заявлением в суд, учитывается следующее.

У представлена копия ответа начальника МО УФМС России по ... в ... О исходящий № от 00.00.0000г. ( нал.д. 4). Согласно пояснениям У указанный ответ ею получен 00.00.0000г.

С заявлением в суд У обратилась 00.00.0000г. ( вх. №).

В силу ч.1 ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

То есть, с момента принятия оспариваемого решения до момента обращения У в суд, установленные в ст. 256 ГПК РФ сроки не истекли, оснований к применении иных (сокращенных) сроков для обращения У в суд не усматривается.

Обсуждая вопрос о законности и обоснованности принятого решения, о соблюдении порядка принятии решения и соответствии содержания оспариваемого решения требованиям закона и иных нормативных актов, судом учитывается следующее.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации (ст. 27 Конституции РФ).

В соответствии с Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» № от 00.00.0000г., в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Г обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства.

В силу статьи 4 указанного выше закона, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в населенных пунктах, где такие территориальные органы имеются.

В соответствии с Указом П № от 00.00.0000г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная миграционная служба с передачей ей правоприменительных функций, функций по контролю и надзору и функций по оказанию государственных услуг в сфере миграции Министерства внутренних дел.

Согласно приказу № от 00.00.0000г. Управления Федеральной миграционной службы по ... (УФМС России по ...) утверждено Положение Межрайонного отдела УФМС по ... в ....

У оспаривается решение начальника МО УФМС России по ... в ... О, принятое в письменном виде, об отказе в принятии к рассмотрению документов на регистрацию заявительницы и ее детей по месту жительства, то есть, письменное сообщение должностного лица об отказе в удовлетворении обращения гражданина.

Таким образом, У обратилась к надлежащему должностному лицу, уполномоченному на принятие необходимого ей решения.

В силу ст. 6 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» № от 00.00.0000г., гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ). Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.

В соответствии с п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ № от 00.00.0000г.) - далее Правила, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, основанием для вселения в жилое помещение.

Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства (п. 18 Правил).

Приказами № Министерства внутренних дел Российской Федерации и № Федеральной миграционной службы от 00.00.0000г. утвержден Административный регламент исполнения миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю и надзору за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно указанному выше Административному регламенту, исполнение ФМС России, ее территориальными органами… функции по контролю и надзору за соблюдением гражданами Российской Федерации … правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» № от 00.00.0000г., Постановлением Правительства РФ от 00.00.0000г. № «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».

В соответствии с разъяснениями, данными в постановлении Конституционного Суда РФ №П от 00.00.0000г. «По делу о проверке конституционности пунктов 10,12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 00.00.0000г. №», регистрация гражданина по месту жительства, производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, документов указанных в статье 6 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Для регистрации достаточно предоставления любого из указанных в статье 6 Закона документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. При этом, по смыслу части второй данной статьи, предоставление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Введение же дополнительных требований о предоставлении каких-либо документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан.

Кроме того, из упомянутого выше постановления следует, что механизм использования такого правового средства как регистрация, не должен служить целям не совместимым с ее уведомительным характером, поскольку иное приводит к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений.

Как следует из пояснений У, в конце февраля 2010г. она обратилась в МО УФМС России по ... в ... с целью регистрации себя и членов своей семьи по месту своего фактического жительства, при этом представила: паспорт, домовую книгу, свидетельство о регистрации права общей долевой собственности на жилой дом. С заявительницей пришла и ее дочь, которая также имела при себе паспорт.

Судом исследованы представленные У документы:

- свидетельство о государственной регистрации права (копия нал.д. 5), из которого следует, что У имеет в общей долевой собственности 2/9 доли жилого дома по адресу ..., ... ...;

- свидетельство о праве на наследство по закону ( копия нал.д.6), из которого видно, что У вступила в наследство в 2/3 долей на 1/3 жилого дома, расположенного по адресу ..., ... ...;

- копии страниц домовой книги (нал.д. 7-8), из которой следует, что К зарегистрирован по ..., ... в ... с 00.00.0000г.;

- паспорт (копия нал.д. 9-10), из которого следует, что У, 00.00.0000 года рождения, уроженка ... района ..., зарегистрирована по адресу ..., ... ... области.

Как следует из ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования, распоряжения своим имуществом.

В силу ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования, распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением…. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение на основании договора найма,… и на ином законном основании….

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч.2 ст. 31 ЖК РФ).

Исходя из содержания приведенных выше положений законодательства, собственник имеет право вселить в принадлежащее ему жилое помещение иных лиц, в том числе членов своей семьи, данное полномочие собственника не может быть ограничено какими-либо основаниями, кроме законных.

Регистрация по месту жительства собственника жилого помещения, либо иных лиц, в том числе членов его семьи, по смыслу вышеприведенных норм носит уведомительный характер, то есть предполагает простое фиксирование факта проживания конкретного лица по конкретному адресу.

Судом учитывается, что лицо, обратившееся в суд с заявлением об оспаривании решений (действий) должностного лица не обязано доказывать незаконность решений (действий) должностного лица, а должно лишь доказать факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.

Обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ, возлагается на орган или должностное лицо, которые приняли соответствующие оспариваемое решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Оценивая доводы У, суд учитывает, что согласно ее пояснениям, она проживает в трехквартирном жилом доме по адресу ..., ... ..., 2/9 доли У и 1/9 доля К фактически составляют отдельную квартиру. Брат заявительницы - К в квартире не проживает, живет в другом городе уже много лет.

При регистрации в жилом помещении самой У и членов ее семьи, законные права и интересы К либо иных сособственников не нарушаются.

Таким образом, суд полагает, что решением начальника МО УФМС России по ... в ... об отказе У в приеме документов на регистрацию по месту жительства, нарушаются права и свободы заявительницы У и членов ее семьи, создаются препятствия к осуществлению права на регистрацию по месту жительства У и членов ее семьи.

Указанное решение начальника МО УФМС России по ... в ... противоречит изложенным выше положениям законов и нормативных актов, в том числе Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления У

При этом, суд полагает возможным признать незаконным решение начальника МО УФМС России по ... в ... об отказе У в приеме документов на регистрацию по месту жительства; обязать начальника МО УФМС России по ... в ... принять документы У и членов ее семьи У и У на регистрацию по месту жительства и зарегистрировать указанных граждан по месту жительства в срок не позднее трех дней со дня предъявления документов на регистрацию.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление У об оспаривании решения должностного лица - начальника Межрайонного отдела (МО) УФМС России по ... в ..., об отказе в приеме документов на регистрацию по месту жительства удовлетворить полностью.

Признать незаконным решение начальника МО УФМС России по ... в ... под исходящим номером № от 00.00.0000г. об отказе У в приеме документов на регистрацию по месту жительства.

Обязать начальника МО УФМС России по ... в ... принять документы У, 00.00.0000 года рождения, и членов ее семьи: У, 00.00.0000 года рождения, У, 00.00.0000 года рождения, на регистрацию по месту жительства и зарегистрировать указанных граждан по месту их жительства по адресу ..., ... ... области в срок не позднее трех дней со дня предъявления документов на регистрацию.

Решение может быть обжаловано в ... суд через ... суд ... в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий: