гд об оспаривании бездействия органа местного самоуправления



Дело №г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

00.00.0000. пос. Орловский

Орловский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего, судьи Георгиенко Л.В.,

при секретаре К,

с участием помощника прокурора ... района ... области Агурян А.В., главы К сельского поселения ... ... В,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ... района ... области, в интересах неопределенного круга лиц,

об оспаривании бездействия МУ «Администрация ... сельского поселения» ... района ... области,

УСТАНОВИЛ:

00.00.0000г. (вх.№) в ... суд ... поступило указанное выше заявление прокурора, обоснованное следующим.

Прокуратурой ... района ... области по заявлению жительницы х.... ... Ш проведена проверка исполнения администрацией ... сельского поселения ... ... законодательства об охране окружающей среды, законодательства в области обращения отходов производства и потребления, водного законодательства, земельного закондательсва.

В ходе проверки установлено, что в х. ... на расстоянии примерно 50м. от жилых домов по ... располагается свалка (место складирования твердых бытовых отходов-ТБО), общей площадью 3 га. Свалка имеет частичную обваловку высотой от 0,5м. до 1 м., находится в водоохранной зоне ..., на расстоянии примерно 150 м. от береговой линии. Река имеет протяженность 140,5 км., водоохранная зона реки составляет 200м. Свалка не относится к категории специализированных полигонов ТБО, так как не соответствует требованиям СанПиН 2.00.00.0000-01, и не относится также к площадкам временного размещения отходов, поскольку не соответствует требованиям СанПиН 2.00.00.0000-03.

По мнению прокурора, администрацией К сельского поселения в нарушение требований п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» №ФЗ от 00.00.0000г., сбор и вывоз бытовых отходов и мусора не организован (охват населения услугой по сбору, вывозу отходов составляет 0%). В нарушение п.1 ст.51, п.1 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №ФЗ от 00.00.0000г., ст.12, ст.13 Земельного кодекса РФ, администрацией Красноармейского сельского поселения не проводятся мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, от загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий; отсутствует организованная система сбора и вывоза ТБО; обвалование свалки произведено не в полном объеме, отсутствуют ограждения, что приводит к постоянному захламлению легкими фракциями твердых бытовых отходов земельного участка, прилегающего к свалке, в том числе, водосборной площади и водоохранной зоны реки Б.

Прокурор полагает, что имеет место бездействие органа местного самоуправления - Администрации К сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по осуществлению мероприятий, предусмотренных действующим законодательством в области охраны окружающей природной среды и в области обращения отходов производства и потребления по сбору, вывозу мусора и бытовых отходов, и что такое бездействие является незаконным.

Прокурор просит обязать администрацию К сельского поселения ... ... устранить выявленные нарушения, а именно ликвидировать свалку, расположенную в водоохранной зоне ... в х.... ... в течение 2 месяцев после вступления решения в законную силу.

В судебное заседание 00.00.0000г. представитель прокуратуры ... ... - помощник прокурора Агурян А.В. явилась, заявление поддерживала в полном объеме по основаниям указанным в заявлении.

Представитель органа, чье бездействие оспаривается - МУ «Администрация К сельского поселения» ... ... - глава К сельского поселения В в судебное заседание явился, против заявления возражал по следующим основаниям.

В полагает, что выводы прокурора о том, что не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора не соответствует действительности. Так, согласно представленной В справки охват населения услугой по сбору, вывозу отходов составляет не 0%, а 27%.

Прокурор указывает, что обращается в интересах граждан, тогда как в прокуратуру ..., в ... суд и в адрес главы К сельского поселения направлено письмо, подписанное 137 жителями поселения с просьбой о сохранении свалки, жители не имеют возможности возить мусор на свалку в ... по федеральной дороге.

В полномочия К сельского поселения входит сбор и вывоз мусора и его содержание на площадках временного хранения, а содержание свалок относится к компетенции администрации .... В бюджете сельского поселения нет такой статьи расходов. Бюджетные деньги, потраченные на содержание свалки соседним ... сельским поселением, Контрольно-счетной палатой ... были признаны нецелевым использованием бюджетных средств. Кроме того, согласно справке МП «Сервис-ЖКХ» стоимость работ по буртовке, погрузке, перевозке, приемке, переработке и хранению на полигоне ТБО, рекультивации составляет 6,5 млн. руб., таких денег у сельского поселения нет.

Несмотря на то, что полномочий у сельского поселения на организацию свалки нет, в настоящее время уже практически подготовлена новая площадка для свалки, произведена выемка грунта, будут высажены лесные полосы, будут за счет структурного подразделения РЖД обустроены подъездные пути к свалке, об этом уже имеется договоренность. Однако, вся документация на эту свалку должна оформляться администрацией .... Ныне действующая свалка в х. Раздорском до 2007г. состояла на балансе района, потом ее с баланса сняли, но сельскому поселению ее не предавали.

В просит в удовлетворении заявления прокурора отказать.

Выслушав участников процесса, проверив и оценив имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к нижеследующим выводам.

На основании ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, если этими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №ФЗ от 00.00.0000г.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, обеспечивается посредством выполнения мероприятий и требований, установленных ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №ФЗ от 00.00.0000г.

Требования прокурора направлены на обеспечение органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, а также на защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц - жителей Красноармейского сельского поселения на благоприятную окружающую среду, в целях предупреждения причинения вреда их жизни, здоровью и окружающей среде.

Заявление прокурором подано в порядке, установленном ст. 45 ГПК РФ, и в соответствии с полномочиями, установленными ст.27, ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

При обсуждении вопроса о соблюдении срока на обращение с заявлением в суд, учитывается следующее.

В материалах дела имеется копия заявления гражданки Ш в прокуратуру ... от 00.00.0000г. (нал.д. 5).

С заявлением в суд прокурор обратился 00.00.0000г. (вх. №).

С учетом положений ч.1 ст. 256 ГПК РФ, о том, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, суд приходит к выводу, что срок на обращение с заявлением в суд прокурором соблюден.

Обсуждая вопрос о законности и обоснованности действий (бездействия) органа местного самоуправления, о соблюдении им требований закона и иных нормативных актов, судом учитывается следующее.

В соответствии ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №ФЗ от 00.00.0000г., организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах возложена на муниципальные образования, а утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов - на муниципальный район.

В статье 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» №ФЗ от 00.00.0000г., перечислены основные понятия, используемые в указанном законе.

Так, под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя….

Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище … и другое).

Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дельнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Как видно из материалов дела на территории ... сельского поселения ... ..., а именно в х. ... ... располагается полигон ТБО.

Суд полагает обоснованными доводы прокурора о том, что указанный полигон ТБО обустроен в нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, водного законодательства и земельного законодательства.

Так, полигон ТБО расположен в водоохраной зоне ..., в нарушение ст. 65 Водного кодекса РФ.

Суд приходит к выводу, что на полигон ТБО располагающийся на территории Красноармейского сельского поселения должны распространяться требования санитарных правил - СанПиН 2.00.00.0000-01, СанПиН 2.00.00.0000-03.

Так, сбор отходов, в том числе прием отходов, в целях дальнейшего транспортирования, размещения, предполагает хранение отходов, то есть содержание отходов в объектах размещения отходов. Под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон).

Накопление отходов, то есть их временное складирование (на срок не более чем шесть месяцев) должно производится в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Обсуждая доводы прокурора о том, что имеет место бездействие органа местного самоуправления - Администрации К сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по осуществлению мероприятий, предусмотренных действующим законодательством в области охраны окружающей природной среды и в области обращения отходов производства и потребления по сбору, вывозу мусора и бытовых отходов, и что такое бездействие является незаконным, суд полагает данные доводы обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №ФЗ от 00.00.0000г., организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах возложена на муниципальные образования, а утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов - на муниципальный район.

Согласно ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» №ФЗ от 00.00.0000г., к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» №ФЗ от 00.00.0000г., территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что на территории ... сельского поселения располагается несанкицонированная свалка - полигон ТБО, а именно, допущено накопление бытовых отходов и мусора в месте, не предназначенном для этих целей, суд полагает, что ... сельским поселением должны быть выполнены обязанности, установленные указанными выше законами. А именно, ... сельским поселением должны быть произведены: очистка территории муниципального образования от отходов, вывоз бытовых отходов и мусора, находящихся на территории х. ... ..., на расстоянии примерно 50м. от жилых домов по ....

В части доводов представителя ответчика об отсутствии денежных средств на обустройство полигонов ТБО, судом учитывается следующее.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (ст. 14, ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №ФЗ от 00.00.0000г.).

Отсутствие в бюджете муниципального образования - ... сельского поселения денежных средств на организацию сбора и вывоза ТБО не освобождает его от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции.

Обсуждая вопрос о сроке, в течение которого ... сельским поселением должны быть произведены очистка территории муниципального образования и вывоз бытовых отходов и мусора, суд учитывает, что для выполнения указанных действий потребуется значительные финансовые и временные затраты, и полагает необходимым установить срок равный 8 месяцам.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора ... ..., в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия МУ «Администрация К сельского поселения» ... ..., удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие МУ «Администрация К сельского поселения» ... ..., выразившееся в непринятии мер по осуществлению мероприятий, предусмотренных действующим законодательством в области охраны окружающей природной среды и в области обращения отходов производства и потребления по сбору, вывозу мусора и бытовых отходов.

Обязать МУ «Администрация К сельского поселения» ... ... в течение восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести очистку территории ... сельского поселения, а именно, территорию х. ... ..., от бытовых отходов и мусора, находящихся на расстоянии примерно 50м. от жилых домов по ... х. ... ... и организовать вывоз указанных бытовых отходов и мусора на объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов.

Решение может быть обжаловано в ... суд через ... суд ... в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий: