№ 2-388/10
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Орловский Ростовской области 04 августа 2010 года
Орловский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего, судья - Перепелицын В.П.,
при секретаре - Джавотхановой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Орловского района Ростовской области к Муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница» Орловского района Ростовской области о признании приказа главного врача Муниципального учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Орловского района Ростовской области № 190 от 11.03.2010 года недействительным, третьи лица не заявляющие самостоятельные требования министерство здравоохранения Ростовской области, Ростовский областной фонд обязательного медицинского страхования (РОФОМС),
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой Орловского района при проверке жалобы заведующего акушерско-гинекологическим отделением МУЗ «Центральная районная больница» Орловского района Порываева С.В. (далее МУЗ «ЦРБ») Орловского района, проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны здоровья граждан в деятельности Муниципального учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Орловского района Ростовской области, расположенного по адресу: 347510, ..., ..., ..., ..., в ходе, которой, установлено.
Главным врачом МУЗ «ЦРБ» Орловского района Ростовской области издан приказ №190 от 11.03.2010 года, в целях упорядочения и оптимизации оказания медицинской помощи иногородним женщинам в период беременности и родов.
В соответствии с приказом:
- райакушер-гинекологу Бороздову А.Л., заведующему акушерско-гинекологическим отделением МУЗ «ЦРБ» Орловского района Порываеву С.В.:
- госпитализацию иногородних беременных и рожениц в акушерско-гинекологическое отделение ЦРБ осуществлять только после осмотра райакушер-гинеколога и соответствующей записи в медицинской документации;
- за подписью главного врача (или в отсутствии главного врача - зам. Главного врача по медицинской части;
- оперативного родоразрешение осуществлять только после проведения предварительного пренатального консилиума (в составе: райакушер-гинеколога, зав. акушерско-гинекологическим отделением, педиатр).
Приказ главного врача МУЗ «ЦРБ» Орловского района № 190 от 11.03.2010 года нарушает конституционные права иногородних граждан на предоставление бесплатной медицинской помощи, гарантированной государством, а именно:
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26.05.2004 года были обозначены приоритетные национальные задачи, которые определены в качестве основных для реализации всеми уровнями государственной власти и муниципального управления. Одной из них является «улучшение состояния здоровья российской нации». Проблема качества и доступности медицинского обслуживания названа важнейшей среди самых насущных для граждан страны проблем.
В целях реализации обеспечения доступности и качества медицинской помощи был разработан приоритетный национальный проект «Здоровье», направленный на развитие первичной медико-санитарной помощи и обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.
Целью приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи населению, укрепление материально-технической базы первичного здравоохранения и улучшение его кадрового обеспечения.
В соответствии с ч.3 ст.5 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» №1499-1 от 28.06.91, страховой медицинский полис имеет силу на всей территории Российской Федерации.
К действующим нормативным правовым актам и распорядительным документам, регламентирующим правоотношения в рамках реализации национального проекта «Здоровье», относятся Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07. 1993 года №5487-1 в российское законодательство вводится понятие «охрана здоровья граждан». В соответствии с Основами под охраной здоровья населения понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
В соответствии с ч.1 ст.6 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», ч. 2 ст.30 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» №5487-1 от 22.07.93, гражданам предоставлено право на свободный выбор медицинского учреждения и врача.
В соответствии с ч.2 ст.27 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», медицинские учреждения в соответствии с законодательством РФ и условиями договора несут ответственность за объем и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованной стороне.
По договору обязательного медицинского страхования страховщик в лице страховой медицинской организации берет на себя обязательство обеспечить застрахованного правом свободного выбора врача и медицинского учреждения в пределах согласованного перечня медицинских учреждений.
Для неработающего населения страхователем является орган исполнительной власти (ст.2 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»).
В соответствии с ч.2 ст.17 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан", государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно ст.20 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан", гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
В соответствии со ст. ст.37.1 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учрежденных физическими лицами, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Медицинская помощь оказывается также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии у них лицензии на медицинскую деятельность.
Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое просвещение населения; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.
Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, других состояниях и заболеваниях).
Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.
Стандарты и порядок оказания медицинской помощи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Порядок оказания акушерско-гинекологической помощи, утвержден Приказом здравоохранения и социального развития Российской Федерации №808н от 02.10.2009 года «Об утверждении порядка оказания акушерско-гинекологической помощи».
В соответствии со ст. ст.37.2 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Финансовое обеспечение деятельности федеральных организаций здравоохранения является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии с ч.2 Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2010 года, утвержденной Постановлением Правительства РФ №811 от 02.10.2009года, гражданам РФ бесплатно предоставляется стационарная помощь: стационарная медицинская помощь предоставляется гражданам в случаях заболеваний, в том числе острых, обострения хронических заболеваний, отравлений, травм, патологии беременности, родов, абортов, а также в период новорожденности, которые требуют круглосуточного медицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения и (или) изоляции, в том числе по эпидемическим показаниям.
При оказании медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также обеспечение детей-инвалидов специализированными продуктами питания.
Для получения медицинской помощи граждане имеют право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом согласия этого врача, а также на выбор медицинской организации в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования.
Кроме того, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 10.01.2006 года N 5 «О порядке и условиях оплаты услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов» беременная женщина имеет право выбора женской консультации, в которой она предполагает встать на учет и наблюдаться по беременности, а также родильного дома.
Родовой сертификат позволяет женщине в полной мере реализовать свое право выбора учреждения здравоохранения, а также получить квалифицированную и качественную медицинскую помощь в период беременности и родов.
Согласно п. 2.1 Устава МУЗ «ЦРБ» Орловского района, «учреждение» создано с целью удовлетворения общественной потребности в медицинском обслуживании граждан.
Согласно п. 2.2 Устава МУЗ «ЦРБ» Орловского района предметом деятельности «учреждения» являются клинико-диагностическая работа, профилактическая работа, хозяйственная работа: участие в выполнении программы обязательного медицинского страхования, оказание медико-социальных услуг.
Таким образом, родовой сертификат позволяет женщине, не зависимо от места ее жительства в полной мере реализовать свое право выбора учреждения здравоохранения и получить квалифицированную и качественную помощь в период беременности и родов, однако издав приказ №190 от 11.03.2010года, регулирующий порядок приема и оказания медицинской помощи иногородним женщинам в период беременности и родов, главный врач МУЗ «ЦРБ» Орловского района в нарушение ч.1 ст.6 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», ч.2 ст.30 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», п.2, 3 Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2010 года, утвержденной Постановлением Правительства РФ №811 от 02.10.2009 года нарушает права неопределенного круга лиц (иногородних женщин в период беременности и родов) на предоставление свободного выборы медицинского учреждения и врача, создает дополнительные препятствия к осуществлению гражданам их права на получение медицинской помощи в муниципальном учреждении здравоохранения (госпитализация иногородних беременных и рожениц в акушерско-гинекологическое отделение ЦРБ осуществляется только после осмотра райакушер-гинеколога и соответствующей записи в медицинской документации; за подписью главного врача (или в отсутствии главного врача - зам. главного врача по медицинской части; оперативного родоразрешение осуществлять только после проведения предварительного пренатального консилиума).
Просит:
Признать приказ главного врача Муниципального учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Орловского района Ростовской области Корнеевой Н.И. № 190 от 11.03.2010 года недействительным.
В ходе судебного разбирательства представитель истца заявил ходатайство об уточнении исковых требований в соответствии с которыми:
Прокуратурой Орловского района по жалобе заведующего акушерско-гинекологическим отделением МУЗ «Центральная районная больница» Орловского района Порываева С.В. проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны здоровья граждан в деятельности Муниципального учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Орловского района Ростовской области, расположенного по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., в ходе которой установлено следующее.
В соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупционных факторов либо обращается о суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Такая методика, утверждена Постановлением Правительства РФ №96 от 26.02.2010г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
В соответствии со п.п б п. 3 Методики, коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
В соответствии с п.п. а, б, п. 4 коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.
Таким образом, приказ Главного врача Муниципального учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Орловского района Ростовской области Корнеевой Н.И. №190 от 11.03.2010г. содержит коррупциогенные факторы, а именно:
1.Выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) для иногородних беременных женщин;
2.Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права (права на получение медицинской помощи), - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам - а именно, госпитализацию иногородних беременных и рожениц в акушерско-гинекологическое отделение ЦРБ осуществлять только после осмотра райакушер-гинеколога и соответствующей записи в медицинской документации; за подписью главного врача (или в отсутствии главного врача - зам. Главного врача по медицинской части;
3. Злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций, а именно госпитализацию иногородних беременных и рожениц в акушерско-гинекологическое отделение ЦРБ осуществлять за подписью главного врача (или в отсутствии главного врача - зам. Главного врача по медицинской части.
Просит:
Признать недействительным приказ главного врача Муниципального учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Орловского района Корнеевой Н.И. № 190 от 11.03.2010 года.
В судебном заседании:
Представитель прокурора Орловского района, старший помощник прокурора Джало О.Д. на удовлетворении исковых требованиях настаивала, пояснила, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере охраны здоровья граждан в деятельности МУЗ «ЦРБ Орловского района» выявлены существенные нарушения, так согласно приказа № 190 от 11.03.2010 года райакушеру Бороздову А.Л. и заведующему акушерско-гинекологическим отделением Порываеву С.В. предписано госпитализацию иногородних беременных и рожениц осуществлять только после осмотра райкушера гинеколога и соответствующей записи в медицинской документации, за подписью главного врача; оперативное родоразрешение осуществлять только после проведения предварительного пренатального осмотра в составе райакушера гинеколога, заведующего акушерско-гинекологического отделения, педиатра.
В ходе проверки установлено, что за нарушение указанного приказа к дисциплинарной ответственности привлечен заведующий акушерско-гинекологическим отделением Порываев С.В.
Приказ главного врача МУЗ «ЦРБ» Орловского района № 190 от 11.03.2010 года нарушает конституционные права иногородних граждан на предоставление бесплатной медицинской помощи, гарантированной государством, а именно:
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26.05.2004 года были обозначены приоритетные национальные задачи, которые определены в качестве основных для реализации всеми уровнями государственной власти и муниципального управления. Одной из них является «улучшение состояния здоровья российской нации». Проблема качества и доступности медицинского обслуживания названа важнейшей среди самых насущных для граждан страны проблем.
В целях реализации обеспечения доступности и качества медицинской помощи был разработан приоритетный национальный проект «Здоровье», направленный на развитие первичной медико-санитарной помощи и обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.
Целью приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи населению, укрепление материально-технической базы первичного здравоохранения и улучшение его кадрового обеспечения.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» №1499-1 от 28.06.91, страховой медицинский полис имеет силу на всей территории Российской Федерации.
К действующим нормативным правовым актам и распорядительным документам, регламентирующим правоотношения в рамках реализации национального проекта «Здоровье», относятся Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года №5487-1 в российское законодательство вводится понятие «охрана здоровья граждан». В соответствии с Основами под охраной здоровья населения понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
В соответствии с ч.1 ст.6 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», ч.2 ст.30 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» №5487-1 от 22.07.93 года, гражданам предоставлено право на свободный выбор медицинского учреждения и врача.
В соответствии с ч. 2 ст.27 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», медицинские учреждения в соответствии с законодательством РФ и условиями договора несут ответственность за объем и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованной стороне.
По договору обязательного медицинского страхования страховщик в лице страховой медицинской организации берет на себя обязательство обеспечить застрахованного правом свободного выбора врача и медицинского учреждения в пределах согласованного перечня медицинских учреждений.
Для неработающего населения страхователем является орган исполнительной власти (ст.2 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»).
Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое просвещение населения; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.
Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, других состояниях и заболеваниях).
Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.
Стандарты и порядок оказания медицинской помощи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Порядок оказания акушерско-гинекологической помощи, утвержден Приказом здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 808н от 02.10.2009 года «Об утверждении порядка оказания акушерско-гинекологической помощи».
При оказании медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также обеспечение детей-инвалидов специализированными продуктами питания.
Для получения медицинской помощи граждане имеют право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом согласия этого врача, а также на выбор медицинской организации в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования.
Родовой сертификат позволяет женщине в полной мере реализовать свое право выбора учреждения здравоохранения, а также получить квалифицированную и качественную медицинскую помощь в период беременности и родов.
Согласно п. 2.1 Устава МУЗ «ЦРБ» Орловского района, «учреждение» создано с целью удовлетворения общественной потребности в медицинском обслуживании граждан.
Согласно п. 2.2 Устава МУЗ «ЦРБ» Орловского района предметом деятельности «учреждения» являются клинико-диагностическая работа, профилактическая работа, хозяйственная работа: участие в выполнении программы обязательного медицинского страхования, оказание медико-социальных услуг.
Согласно приказа № 190 от 11.03.2010 года в целях упорядочения и оптимизации оказания медицинской помощи иногородним женщинам в период беременности и родов госпитализацию иногородних беременных и рожениц в акушерско-гинекологическое отделение ЦРБ должна осуществляться после осмотра райакушер-гинеколога и соответствующей записи в медицинской документации; за подписью главного врача (или в отсутствии главного врача - зам. Главного врача по медицинской части; оперативного родоразрешение осуществлять только после проведения предварительного пренатального консилиума.
Направленные на оптимизацию оказания медицинской помощи, могут быть применены только в отношении госпитализации женщин в плановом порядке. Вся медицинская помощь по неотложным показаниям должна оказываться лечащим врачом незамедлительно с привлечением к оказанию медицинской помощи необходимых специалистов и последующим информированием о принятых мерах руководства больницы.
При обращении Федькович С.П. в акушерское отделение МУЗ «ЦРБ Орловского района» основания для отказа в госпитализации отсутствовали, госпитализация должна была осуществляться по экстренным показаниям и не требовала наличия направления. Сотрудники акушерского отделения обязаны были обеспечить медицинское наблюдение и проведение лечебных мероприятий по показаниям в зависимости от ее состояния.
Согласно объяснениям Корнеевой Н.И., было разъяснено Федькович, что медицинская помощь роженицам оказывается, бесплатно, что уровень оказания медицинской помощи в акушерских отделениях ЦРБ Орловского и Зимовниковского района одинаковые, поэтому в случае необходимости обеспечения круглосуточного наблюдения врача акушера-гинеколога, пациентке целесообразно обратиться в межрайцентр в г. Волгодонск.
Согласно выводов комиссии - при обращении за медицинской помощью в ЦРБ Орловского района 22.04.10 года у пациентки Федькович С.П. имелись медицинские показания для госпитализации в акушерское отделение (жалобы на боли в поясничной области в течении 2-3 часов при сроке беременности 39-40 недель). Отсутствие регистрации в Орловском районе и отсутствие результатов обследования не могли послужить основанием для отказа в госпитализации.
Согласно информации Ростовского областного фонда обязательного медицинского страхования в соответствии со ст. 5 и 6 Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» медицинский полис действует на всей территории РФ и застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам предоставляется право свободного выбора врача и медицинского учреждения.
Таким образом, родовой сертификат позволяет женщине, не зависимо от места ее жительства в полной мере реализовать свое право выбора учреждения здравоохранения и получить квалифицированную и качественную помощь в период беременности и родов, однако издав приказ №190 от 11.03.2010 года, регулирующий порядок приема и оказания медицинской помощи иногородним женщинам в период беременности и родов, главный врач МУЗ «ЦРБ» Орловского района в нарушение ч.1 ст.6 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», ч.2 ст.30 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», п.2, 3 Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ №811 от 02.10.2009 года нарушает права неопределенного круга лиц (иногородних женщин в период беременности и родов) на предоставление свободного выборы медицинского учреждения и врача, создает дополнительные препятствия к осуществлению гражданам их права на получение медицинской помощи в муниципальном учреждении здравоохранения (госпитализация иногородних беременных и рожениц в акушерско-гинекологическое отделение ЦРБ осуществляется только после осмотра райакушер-гинеколога и соответствующей записи в медицинской документации; за подписью главного врача (или в отсутствии главного врача - зам. главного врача по медицинской части; оперативного родоразрешение осуществлять только после проведения предварительного пренатального консилиума), ярким примером в создании дополнительных препятствий к осуществлению гражданам их права на получение медицинской помощи является установленный в судебном заседании факт отказа в предоставлении медицинской помощи пациентке Федькович С.П.
Кроме того, в соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Такая методика, утверждена Постановлением Правительства РФ №96 от 26.02.2010 года «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона №172-ФЗ от 17.07.2009 года «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится: прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона №172-ФЗ от 17.07.2009 года «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся: прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
В соответствии со п.п. «б» п. «3» Методики, коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
В соответствии с п.п. а, б, п. 4 коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.
Таким образом, приказ Главного врача Муниципального учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Орловского района Ростовской области Корнеевой Н.И. №190 от 11.03.2010 года содержит коррупциогенные факторы, а именно:
1.Выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) для иногородних беременных женщин;
2.Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права (права на получение медицинской помощи), - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам - а именно, госпитализацию иногородних беременных и рожениц в акушерско-гинекологическое отделение ЦРБ осуществлять только после осмотра райакушер-гинеколога и соответствующей записи в медицинской документации; за подписью главного врача (или в отсутствии главного врача - зам. Главного врача по медицинской части;
3. Злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций, а именно госпитализацию иногородних беременных и рожениц в акушерско-гинекологическое отделение ЦРБ осуществлять за подписью главного врача (или в отсутствии главного врача - зам. Главного врача по медицинской части.
Данное исковое заявление предъявлено в целях защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Текст выступления в судебных прениях приобщен к материалам дела.
Представитель прокурора Орловского района, помощник прокурора Надолинский И.В. на требованиях заявления настаивал, пояснил, что издав приказ № 190 от 11.03.2010 года главный врач как и в судебном заседании и при проведении проверки в прокуратуре Орловского района пыталась доказать, что данный приказ был создан для улучшения качества оказания медицинской помощи. Но из материалов, представленных в суд установлен факт отказа в оказании медицинской помощи иногородним. Чем это подтверждается. Хотелось бы отметить, что в одном из судебных заседаний мною было приобщено обращение Васильцовой, которое было распечатано из сайта прокуратуры Ростовской области и так же косвенно подтверждается факт, что главный врач практически отказала в приеме в связи с тем, что данная женщина была зарегистрирована на территории Дубовского района. Второй факт, это история Федькович С.В., которая фактически госпитализирована Порываевым С.В., за что он был привлечен к дисциплинарной ответственности. По заявлению Порываева С.В. проводилась проверка и в своем объяснении в прокуратуре Орловского района сама же главный врач Корнеева Н.И. подтверждает факт отказа в госпитализации беременной Федькович С.В. Главный врач говорит о том, что было предложено разъяснить Федькович С.В., что она может получить необходимую медицинскую помощь в других лечебных учреждениях. Издав спорный приказ главный врач буквально закрепила за собой право решать вопрос о госпитализации или отказе в госпитализации иногородних больных. Как уже говорилось Джало О.Д, о том, что необходимо пройти определенные процедуры для того, чтобы быть госпитализированной. В судебных заседаниях несколько раз вставал вопрос о том, что приказ № 190 от 11.03.2010 года - это забота о новорожденных. Хотелось бы отметить, что мы все здесь собравшиеся немного забыли и том, что нужно позаботиться и о здоровье того человека который носит этого ребенка - матери. Данный приказ усложняет иногородней беременной женщине получение медицинской помощи, препятствует оказанию медицинской помощи. В чем заключаются данные препятствия. Представим следующую ситуацию. Для того чтобы госпитализировать необходимо провести консилиум, установить группы риска, пройти врачей, что-то подписать, найти районного акушера, дождаться его осмотра и так далее. В судебном заседании задавался вопрос, а где будет находиться поступившая иногородняя беременная, пока будет решаться вопрос госпитализировать ее или нет. Ответа на вопрос он так и не получил. В этом случае он считает, что немалозначительным будет здоровье женщины, матери ребенка и в то же время немалозначительным будет рождение здорового ребенка. Поэтому считает, что данный приказ все-таки незаконен, что медицинская помощь должна быть оказана всем гражданам, имеющим медицинский полис, независимо от того, где проживает данный гражданин, а тем более беременной женщине. Это состояние, независящее от человека, сегодня есть предвестники родов, завтра их нет. Поэтому необходимо в том числе иногородних госпитализировать, а потом решать остальные вопросы, собирать консилиум. Сможет оказать лечебное учреждение определенную медицинскую помощь или нет. Но изначально нужно госпитализировать иногороднюю беременную.
Представитель МУЗ «ЦРБ Орловского района», главный врач Корнеева Н.И. в судебное заседание не явилась, судом была надлежаще уведомлена о месте и времени судебного заседание, что подтверждается ее подписью в расписке л.д. 225).
Представитель МУЗ «ЦРБ Орловского района» адвокат Тюменев К.Б. (удостоверение № 1492, ордер № 36 от 24.06.2010 года) исковые требования не признал полностью, пояснил, что приказ издал главный врач МУЗ «ЦРБ» Орловского района Корнеева Н.И. возложив данным приказом обязанности на докторов. Во первых возложены обязанности на Бороздова А.Л. и Порываева С.В., о том, что именно они обязаны производить определенные действия, указанные в приказе. Все утверждения о том, что якобы данный приказ заставляет бегать искать врача районного акушера-гинеколога, таких положений приказ не содержит. Доказательств того, что согласно данного приказа иногородних беременных обязывают произвести какие-то действия, то есть идти к районному акушеру-гинекологу, а потом за подписью главного врача суду не представлено. Приказ четко регулирует взаимоотношения сотрудников лечебного учреждения, то есть возлагает на Бороздова А.Л. и Порываева С.В. определенные обязанности. Предметом спора является в таком случае законность возложения на Бороздова А.Л. и Порываева С.В. дополнительных обязанностей. Другого предмета спора нет. Все рассуждения о том, что нужно иногородней беременной бегать и искать врача - этого в приказе не отражено. Истцами не представлено доказательств того, что иногородние беременные женщины в МУЗ «ЦРБ» Орловского района обязаны пойти к районному акушеру гинекологу, как пояснила главный врач, все происходит, наоборот, о том, что поступила иногородняя беременная, сообщается районному акушеру-гинекологу и он обязан сам подойти в отделение для осмотра беременной. Не представлено доказательств и того, что именно пациенты должны идти за подписью к главному врачу. Сама главный врач говорит о том, что для этого есть мед. персонал, который должен заниматься этим. В соответствии со ст.45 ГПК РФ Прокуратура вправе обратиться в суд только в том случае, если сам гражданин не в состоянии по каким-то причинам не в состоянии обжаловать приказ. Данных о том, что Порываев С.В. сам не в состоянии обжаловать этот приказ у суда отсутствуют. Истцы не представили доказательств того, что нормативными правовыми актами РФ запрещено возлагать обязанности по осмотру на конкретных врачей. Это обычная практика, когда один врач направляет на консультации к другим врачам. После этого врач продолжает работать с конкретным пациентом, в зависимости от характера болезни. Не запрещено законодательными актами в частности для оказания гражданам медицинской помощи привлекать для осмотра более квалифицированного специалиста, которым в данном случае является районный акушер - гинеколог, тем более, что это входит в его обязанности. Инструкция районного акушера-гинеколога приобщена к материалам дела. Конкретного нормативно-правового акта, в котором бы говорилось, что подписывать может только определенное лицо, допустим, лечащий врач нет. Какая разница кто будет «бегать» по кабинетам, если на него самого не будет возложена обязанность «бегать» по кабинетам. О том, что главный врач присвоил функцию, кого госпитализировать, а кого нет - в приказе нет. В приказе не написано о том, что главный врач по-своему усмотрению вправе отказать в госпитализации или вправе не подписать документ. В приказе есть фраза «за подписью». Есть определенный порядок госпитализации с оформлением направления. При экстренной госпитализации направление не нужно. Направление не только для иногородних, подписывается главным врачом. На самого пациента данным приказом ничего не возлагается. А то, что истца не устраивает требование о том, что бы оперативное родоразрешение осуществлять после проведения предварительного пренатального консилиума, возмущает. Как можно запрещать ЦРБ проводить консилиум перед операцией.
Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 26.05.2008 года «Об организации контроля качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования. К методическим рекомендациям, утвержденным данным приказом приложен перечень дефектов оказания медицинской помощи. Перечислены дефекты, ограничивающие доступность медицинской помощи, есть ли среди указанных дефектов, такой как в приказе № 190 от 11.03.2010 года. К таким дефектам относятся: необоснованный отказ пациенту от оказания медицинской помощи. Этот приказ не содержит указания на то, что кому-то надо отказать в оказании медицинской помощи. Или, необоснованный отказ в замене лечащего врача, взимание платы, приобретение пациентом лекарственных средств, нарушение прав застрахованного на добровольное информирование о согласии на медицинское вмешательство, отказ от медицинского вмешательства. Вот примерный перечень дефектов, в котором и близко отсутствует то, что озвучено в приказе № 190 от 11.03.2010 года. Теперь о дефектах процесса оказания медицинской помощи. Дефектом оказания медицинской помощи является госпитализация без медицинских показаний. Представители истца утверждают, что необходимо сначала госпитализировать беременную, а потом освидетельствовать. Медицинская практика трактует, что надо освидетельствовать, а потом определить есть ли медицинские показания для госпитализации или нет. Нормативные документы РОФОМС указывают на то, что госпитализация без медицинских показаний является нарушением. Также нарушением является отсутствие первичной медицинской документации без уважительных причин, и дефекты оформления первичной медицинской документации, приведших к невозможности выяснить динамику состояния пациента и требуемый характер медицинской помощи. Прямо записана обязанность вести медицинскую документацию. Если сослаться на тот же случай Федькович С.В. явно выявлен дефект оказания медицинской помощи, в частности в части оформления медицинской документации. Согласно того же заключения по медицинской документации, которая представлена оценить состояние невозможно. Ростовским областным судом рассылались рекомендации по медицинским делам, где написано, что медицинские дела являются одной из самых сложных категорий. Конкретно вина работника лечебно-профилактичекого учреждения по медицинским делам заключалась в следующем - в проведении недостаточного осмотра и обследования больных, в том числе установление неправильного диагноза. Именно более квалифицированный специалист должен осмотреть иногородних, потому, что иногородние не наблюдаются в МУЗ «ЦРБ Орловского района», то есть беременная женщина приезжает ЦРБ ее никто не знает. В женской консультации на учете не стояла, ни один из врачей ее не наблюдал. Были приведены примеры конкретных случаев оказания некачественной медицинской помощи, где в частности указывалось на недостаточность проведенного осмотра и диагностики. Для устранения этого введен дополнительный осмотр районным акушером-гинеколом. Недооценка данных анамнеза и тяжести заболевания, небрежность ведения медицинской документации - это все случаи оказания некачественной медицинской помощи. А истец указывает на то, что все это незаконно. Ни одним нормативным актом установление дополнительных осмотров не запрещено.
Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельные требования Министерство здравоохранения Ростовской области, по доверенности Ткаченко В.Д. в судебное заседание не явилась, представила отзыв, в соответствии с которым действующими законами и нормативно-правовыми актами РФ не определен единый порядок госпитализации беременных и рожениц, считает что приказ главного врача МУЗ «ЦРБ Орловского района» № 190 от 11.03.2010 года определяет внутренний порядок лечебного учреждения по организации медицинской помощи иногородним женщинам в период беременности.
Представитель третьего лица РОФОМС, врио исполнительного директора Моисеенко Н.В. в судебное заседание не явился, представил отзыв, в соответствии с которым МУЗ «ЦРБ Орловского района» не является учреждением, подведомственным РОФОМС, взаимоотношения строятся на основании заключаемых договоров и носят гражданско-правовой характер.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела: заявление Порываева С.В. л.д. 7), приказ МУЗ «ЦРБ Орловского района» № 301 от 22.04.2010 года л.д. 8), акт служебного расследования от 22.04.2010 года л.д. 9), объяснительная Порываева С.В. л.д. 10-11), приказ МУЗ «ЦРБ Орловского района» № 306 от 23.04.2010 года л.д. 12), приказ МУЗ «ЦРБ Орловского района» от 11.03.2010 года № 190 л.д. 13), должностные обязанности заведующего акушерским (акушерско-гинекологическим) отделением л.д. 14), приказ МУЗ «ЦРБ Орловского района» от 12.05.2010 № 353 л.д. 15), объяснительная Криворотовой Г.П. л.д. 16-17), история родов Федькович С.П. л.д. 18 - 24), объяснение Порываева С.В. л.д. 25), объяснение Корнеевой Н.И. л.д. 26-27), приказ МЗ РО от 10.06.2005 года № 238 л.д. 28), бланк направления приложение к приказу МЗ РО л.д. 29), приказ МУЗ «ЦРБ Орловского района» от 21.06.2005 года № 325 л.д. 30), постановление главы Орловского района от 07.03.2002 года № 282 л.д. 35), справка о месте работы Корнеевой Н.И. л.д. 36), трудовой договор Корневой Н.И. л.д. 37), исковое заявление л.д. 38-39), решение Орловского районного суда от 24.03.2010 года л.д. 40-41), Устав МУЗ «ЦРБ Орловского района» л.д. 42-54), протокол медицинского совета от 04.-8.2009 года л.д. 61-64), протокол медицинского совета от 23.04.2010 года л.д. 65-70), приказ МУЗ «ЦРБ Орловского района» № 379 от 30.04.2009 года л.д. 71), приказ МУЗ «ЦРБ Орловского района» № 674 от 15.10.2008 года л.д. 72), должностная инструкция внештатного районного врача акушера-гинеколога л.д. 73-76), приказ МЗ Ростовской области № 1653 от 22.12.2009 года л.д. 77), приложения к приказу МЗ Ростовской области № 1653 от 22.12.2009 года л.д. 78-80), приказ МЗ Ростовской области № 402 от 03.08.2006 года л.д. 81-82), приложения к приказу МЗ Ростовской области № 402 от 03.08.2006 года л.д. 83-91), приказ Минздравсоцразвития России № 487 от 29.07.2005 года л.д. 92-94), приказ Минздравсоцразвития РФ № 255 от 22.11.2004 года и приложения к нему л.д. 95-106), приказ МЗ СССР № 1030 от 04.10.1980 года и приложения л.д. 107- 118), приказ МЗ РФ № 457 от 28.12.2000 года и приложения л.д. 119-124), информация по иногородним больным пролеченных в Орловской ЦРБ за 5 месяцев 2010 года л.д. 125-128), отзыв по делу РОФОМС л.д. 138-139), пояснения МЗ Ростовской области л.д. 140), обращение Васильцова К.М. на официальный сайт прокуратуры РО л.д. 142-143), приказ МУЗ «ЦРБ Орловского района» № 328 от 05.06.2006 года л.д. 144-146), должностные обязанности внештатного районного арача акушера-гинеколога л.д. 147-150), приказ МЗ СССР № 90 от 10.02.1988 года л.д. 151), приказ № 1л-1 от 05.01.2004 года л.д. 152-153), отзыв по делу РОФОМС от 12.07.2010 года л.д. 165-166), акт проверки организации медицинской помощи в МУЗ «ЦРБ Орловского района»л.д. (169-173), приложения №№ 5, 4, 6 к приказу МЗ РФ от 6.11.1997 года л.д. 181-182), приложение к приказу МЗ РФ от 20.12.2000 года № 445/77 л.д. 183-185), приказ МУЗ «ЦРБ Орловского района» № 26 от 12.01.2010 года л.д. 202), приказ МУЗ «ЦРБ Орловского района» № 222 от 22.03.2010 года л.д. 203-206), приказ МУЗ «ЦРБ Орловского района» № 396 от 28.05.2010 года, приложения к приказу л.д. 207-217), отзыв на уточненное исковое заявление РОФОМС л.д. 233), отзыв на исковое заявление МЗ РО от 04.08.2010 года л.д. 234-235). приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Суд считает, что приказом № 190 от 11.03.2010 года затронуты интересы неопределенного круга лиц, довод представителя ответчика, что приказ не затрагивает интересы неопределенного круга лиц, суд считает несостоятельными, т.к. не подтверждены доказательствами обоснованности позиции ответчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с ч. 2 ст. 167 ГПК РФ, заявление главного врача МУЗ «ЦРБ Орловского района» Корнеевой Н.И. об отложении судебного заседания, в связи с нахождением в очередном отпуске и выезде за пределы Орловского района, суд расценивает как неуважительную причину неявки в судебное заседание, т.к в соответствии с распоряжением администрации Орловского района Ростовской области, обязанности главного врача поручено исполнять, заместителю главного врача МУЗ «ЦРБ Орловского района» Бочалову К.В., у него имеются соответствующие полномочия и которого Корнеева Н.И. должна была уведомить о времени и месте судебного заседания.
Кроме того, в судебном заседании присутствовал представитель МУЗ «ЦРБ Орловского района» адвокат Тюменев К.Б.
В соответствии с п. 4.2 приказа Генеральной прокуратуры РФ № 195 от 07.12.2007 года, При выборе форм реагирования на выявленные незаконные правовые акты руководствоваться тем, что прокурор обязан безотлагательно принести протест на незаконный правовой акт, в случае его отклонения - в установленном порядке обратится с заявлением в суд.
Доказательств вынесения протеста, прокурором Орловского района не представлено, т.о. в нарушение указанного приказа он обращается в суд, не приняв надлежащих мер реагирования предписанных Генеральным прокурором.
В настоящем судебном заседании обсуждался вопрос о законности приказа МУЗ «ЦРБ Орловского района» № 190 от 11.03.2010 года.
Вопрос о привлечении Порываева С.В. к дисциплинарной ответственности в настоящем судебном заседании не исследуется, т.к. прокурором района подан отдельный иск о признании приказа о наказании Порываева С.В. к дисциплинарной ответственности.
Прокурором Орловского района ставится вопрос об отмене приказа, т.к. он противоречит требованиям ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» № 1499-1 от 28.06.1991 года, основам законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», приказа МЗСР РФ «Об утверждении порядка оказания акушерско-гинекологической помощи» № 808н от 02.10.2009 года, при этом конкретно в чем приказ МУЗ «ЦРБ Орловского района» № 190 от 11.03.2010 года нарушает права и интересы иногородних граждан прокурором не представлено.
Довод представителя прокурора, что беременная женщина не должна «бегать» и искать заведующего акушерско-гинекологическим отделением, райакушера-гинеколога, для прохождения обследования, а затем идти к главному врачу (заместителю) и подписывать направление ничем не подтвержден.
Приказ не содержит ограничивающих, или дискриминационных требований к иногородним беременным или роженицам, а систематизирует их поступление в лечебное учреждение, предписывая врачу госпитализацию больной после осмотра райакушер-гинеколога и соответствующей записи в медицинской документации; оперативное родоразрешение осуществлять только после проведения предварительного пренатального консилиума в составе райакушер-генеколога, зав. акушерско-гинекологическим отделением, педиатра.
В соответствии с текстом приказа, он не содержит запрет на госпитализацию или иных ограничений для оказания медицинской помощи иногородним беременным и роженицам
В соответствии с «Порядком организации оказания первичной медико-санитарной помощи» утвержденный приказом МЗСР РФ № 487 от 29.07.2005 года:
п. 3 Первичная медико-санитарная помощь, в том числе медицинская помощь женщинам в период беременности, во время и после родов оказывается учреждениями муниципальной системы здравоохранения преимущественно по месту жительства.
п. 5 Учреждения, обеспечивающие первичную медико-санитарную помощь, осуществляют свою деятельность в соответствии с установленным порядком.
п. 10 Госпитализация в больничное (стационарно-поликлиническое учреждение осуществляется по медицинским показаниям:
- по направлению врача лечебно-профилактического учреждения, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности;
- скорой медицинской помощью;
- при самостоятельном обращении больного по экстренным показаниям.
В соответствии с приказом МЗСР РФ «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам имеющим право на получение набора социальных услуг» № 255 от 22.11.2004 года утвердить:
п. 1.2 Учетную форму № 025/у-04 «Медицинская карта амбулаторного больного»;
п. 1.5 Учетную форму № 057/у-04 «Направление на госпитализацию, восстановительное лечение, обследование, консультацию».
Приказом МЗ РФ «О совершенствовании пренатальной диагностики в профилактике наследственных заболеваний у детей» № 457 ОТ 28.12.2000 года утверждена инструкция «По организации проведения пренатального обследования беременных женщин с целью выявления врожденной и наследственной патологии у плода» - Пренатальное (дородовое) обследование направлено на предупреждение и раннее выявление врожденной и наследственной патологии у плода, рекомендовано проведение в следующем порядке:
-Первый уровень проведение массового обследования всех беременных женщин…
-Второй уровень включает мероприятия по диагностике конкретных форм поражения плода, оценке тяжести болезни прогнозу состояния здоровья ребенка… Эти обследования осуществляются в региональных (межрегиональных) медико-генитических консультациях, куда направляются беременные женщины с первого уровня обследования…
Беременная женщина должна поступать на второй уровень обследования с выпиской из медицинской картами результатами проведенного ультразвукового и биохимического скрининга л.д. 119-120).
МУЗ «ЦРБ Орловского района» не является межрайонным медицинским учреждением, при поступлении в больницу иногородней беременной женщины у нее должно быть направление и медицинская карта. При отсутствии направления, направление выдает руководитель медицинского учреждения, что и определено приказом № 190 от 11.03.2010 года, так же ответственность за поступившего больного в медицинское учреждение, несет его руководитель.
Суд, не может согласится выводами антикоррупционной экспертизы проведенной прокурором Орловского района, т.к. выводы сделаны в процессе рассмотрения дела, с учетом обстоятельств и доказательств представленных ответчиком, кроме того экспертиза и заключение по ней суду не представлены, а о ее проведении указано в уточненном исковом заявлении. Для экспертизы существуют определенные требования, подписка эксперта об ответственности за заведомо ложное заключение, определенное образование и т.д., прокурор текст уточненного искового заявления выдает за экспертное заключение, что не может рассматриваться как доказательство по делу.
В чем заключены завышенные требования к лицу, предъявленные для реализации принадлежащего права, установлены непреодолимые трудновыполняемые и обременительные требования, злоупотребление правом и отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций суду, прокурором не разъяснены и обоснованность выводов не представлены, представители прокурора ссылались на нормы законов, якобы нарушенных приказом № 190, при этом норму закона, прямо или косвенно запрещающую МУЗ «ЦРБ Орловского района» осуществлять госпитализацию иногородних беременных и рожениц в акушерско-гинекологическое отделение после осмотра райакушера-гинеколога и соответствующей записи в медицинской документации, а оперативное родоразрешение осуществлять после проведения предварительного пренатального консилиума, не представлено. Ответчиком представлены доказательства и приведены нормы закона на основании которых издан приказ № 190 от 11.03.2010 года.
Суд, считает, что госпитализация иногородних беременных и рожениц за подписью главного врача не ущемляет их права и интересы.
Случаи с Федькович С.П. и Васильцовой С.Н. являются частными они были предметом проверки проводимой Министерством здравоохранения Ростовской области, по ним составлен акт, приобщенный к материалам дела л.д. 169-173) и не могут являться основанием к признанию приказа незаконным. За семь месяцев 2010 года в МУЗ «ЦРБ Орловского района» медицинская помощь оказана - 97 пациентам из них в гинекологическом отделении - 10 беременным женщинам, в родильном отделении 9 роженицам.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении требований искового заявления прокурора Орловского района Ростовской области к Муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница» Орловского района Ростовской области о признании приказа главного врача Муниципального учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Орловского района Ростовской области № 190 от 11.03.2010 года недействительным.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд, через Орловский районный суд в течение 10-ти дней.
Решение изготовлено 09.08.2010 года.
Председательствующий: