Л об отмене решения территориальной избирательной комиссии



Дело № 2-279/2010

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

пос. Орловский Ростовская область 05 августа 2010 года

Орловский районный суд Ростовской области в составе:

Председательствующего, судья - Перепелицын В.П.,

помощника прокурора Орловского района Надолинского И.В.,

при секретаре - Джавотхановой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лазуревского Юрия Дмитриевича об отмене решения территориальной избирательной комиссии об итогах голосования и признании их недействительными,

У С Т А Н О В И Л:

В своем заявлении Лазуревский Д.Ю. указал, что 14.03.2010 года в Орловском районе состоялись выборы главы Орловского района. По итогам голосования на должность главы Орловского района был избран Лопатько Ю.П.

Считает, что решение об избрании на должность главы муниципального образования «Орловского района» Ростовской области Ю.П. Лопатько, и итоги голосования по данному вопросу являются незаконными и подлежат отмене ввиду нарушения Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Областного закона Ростовской области «О выборах глав муниципальных образований в Ростовской области».

В ходе предвыборной агитации и самих выборов Лопатько Ю.П. в нарушении ст. 28 Областного закона Ростовской области «О выборах глав муниципальных образований в Ростовской области» использовал преимущества своего должностного положения. Им непосредственно вручались медали к 65-летию победы в Великой Отечественной войне, он лично и его доверенные лица, являющиеся муниципальными служащими, использовали служебный транспорт, доверенные лица проводили агитацию в рабочее время.

В отношении матери доверенного лица Лазуревского Ю.Д. Светличной О.С., главой администрации Орловского сельского поселения Норкиным П.А.высказывалась угроза о том, что она может быть уволена с работы, если ее сын будет доверенным лицом у Лазуревского Ю.Д.. Данный факт проверялся ТИК Орловского района, и в соответствии с этим же ответом, с Норкиным П.А. была проведена беседа о недопущении выборным должностным лицом нарушений избирательного законодательства.

В ходе выборов на избирательных участках находились главы сельских поселений и работники администрации Орловского района, которые выгоняли с избирательных участков доверенных лиц (избирательный участок № 646) и наблюдателей кандидата на должность главы Орловского района Лазуревского Ю.Д.

Со слов руководителя Орловского отделения КПРФ Силиванова И.Т. известно о том, что председатель ТИК Орловского района Облачков В.Н. за несколько дней до даты выборов уговаривал его отозвать с выборов кандидатуру Лазуревского Ю.Д.

Безосновательно были изменены границы избирательных участков, нарушены правила составления списков избирателей (ул. Пролетарская п. Орловского, х. Луганский и др.) В связи, с чем избиратели (особенно пожилые люди) вынуждены были голосовать на избирательных участках, значительно удаленных от их места жительства. Некоторые избиратели вообще не знали, на каком участке они должны были голосовать.

В нарушении ст. 53 Областного закона Ростовской области «О выборах глав муниципальных образований в Ростовской области» создавались препятствия для наблюдения за проведением выборов. Почти все участковые избирательные комиссии располагали двумя переносными ящиками для голосования, с которыми члены комиссии выезжали для голосования одновременно. В связи, с чем наблюдатели не имели возможности в полной мере осуществлять наблюдение за ходом голосования.

Возражения наблюдателей по указанному поводу председателями комиссий оставались без ответа. На одном из избирательных участков (№ 675) в отношении наблюдателя, возразившего против одновременного выезда членов комиссии для голосования вне избирательного участка, был составлен протокол об административном правонарушении за воспрепятствование работе комиссии, который мировому судье представлен не был.

В нарушении постановления ЦИК России от 28.05.2009 года ящики для голосования были изготовлены из непрозрачного материала.

Заявления избирателей, изъявивших желание голосовать вне избирательных участков, отпечатаны на компьютере, в них уже была указана причина невозможности явки на избирательный участок. Заготовленные заранее заявления привозились избирателям членами избирательной комиссии.

Имели место случаи, когда избирательная комиссия выезжала на дом к избирателям, а сами избиратели приходили на избирательный участок (№ 646). Данный факт подтверждается основным списком и реестром.

На избирательном участке №650 16 человек проголосовали на избирательном участке, вне участка проголосовали 68 избирателей.

На избирательном участке №642 проголосовали 21 избиратель, вне избирательного участка 31 избиратель.

На избирательном участке №647 114 человек проголосовали на избирательном участке, вне участка 111 человек.

На избирательном участке №666 в п. Орловском на участке голосовали 487 человек, вне участка 116 избирателей, тогда как на остальных участках в п.Орловском примерно с тем же количеством пришедших на голосование избирателей вне участка голосовали от 22 до 56 избирателей.

На избирательном участке №650 наблюдателем Татаренко О.В.был зафиксирован факт необоснованной выдачи избирателю Иванову Ю.В. четырех бюллетеней для голосования. В соответствии с ответом прокурора Орловского района нарушений действующего законодательства со стороны членов избирательной комиссии не установлено. Прокурором не проверено, не дано оценки тому факту, что паспортные данные Ивановой М.И. и ее подпись на момент проверки уже были внесены в основной список избирателей. Не дана оценка и тому обстоятельству, что все орошенные лица, кроме наблюдателя Татаренко О.В., заинтересованы в исходе дела.

Также имели случаи, когда в список проголосовавших были включены лица, отсутствовавшие 14.03.2010 года на территории Орловского района.

Просит отменить решение Орловской территориальной избирательной комиссии об итогах голосования главы муниципального образования «Орловский район» Ростовской области 14. 03. 2010года и признать их недействительными.

В судебном заседании:

Заявитель Лазуревский Ю.Д. требования заявления поддержал, и просил их удовлетворить пояснил, что изучив представленные ТИК документы и выслушав свидетелей, пришел к выводу, что в ходе подготовки и проведения выборов главы Орловского района 14.03. 2010 года нарушения, указанные в п. 5 ст. 64 Областного закона Ростовской области «О выборах глав муниципальных образований в Ростовской области» имели место.

В соответствии с п. 2 ст. 28 Областного закона Ростовской области зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в муниципальную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации. Лопатько Ю.П. был зарегистрирован в качестве кандидата на должность главы Орловского района 05.02.2010 года Следовательно, от выполнения должностных обязанностей действующего главы должен быть освобожден не позже 11.02.2010 года. Однако в соответствии с представленными ТИК документами он ушел в отпуск только 17.02.2010 года.

Доверенное лицо Лопатько Ю.П. - Мартовицкая Н.А., начальник МУ «Управления культуры Орловского района», будучи в непосредственном подчинении у него 15.02.2010 года в микрорайоне ЭССК п. Орловского в рабочее время осуществляла предвыборную агитацию в пользу Лопатько Ю.П.. Это подтверждается представленными ТИК документами и свидетельскими показаниями.

Также, Лопатько Ю.П. во время подготовки к выборам и в ходе выборов использовал на безвозмездной основе свой служебный автомобиль. Это подтверждается показаниями свидетелей, ТИК в опровержение указанного довода доказательств не представила.

В соответствии с публикацией в газете «Степные зори «от 12.02.2010 года Лопатько Ю.П., будучи кандидатом, вручал медали ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам труда. Надо полагать, что медали и цветы, которые будущий глава вручал ветеранам оплачены из средств его избирательного фонда.

В ходе предвыборной кампании с целью устранения реального соперника оказывалось давление на представителя Орловского отделения КПРФ, доверенных лиц и наблюдателей Лазуревского Ю.Д.. Это подтверждается показаниями свидетеля Селиванова А.Т., материалами проверки в отношении матери доверенного лица Светличной О.С., которая по известной причине в судебное заседание не явилась.

В день голосования на избирательных участках находились и следили за ходом голосования главы сельских поселений и сотрудники администрации Орловского района, которые находятся в непосредственном подчинении у Лопатько Ю.П.. Это подтверждается показаниями свидетелей Ш, З и других свидетелей.

Имели место и нарушения правил составления списков избирателей. В соответствии со ст. 8 п. 3 Областного закона избирательные участки образуются с учетом административно-территориального деления и максимального удобства для избирателей.

По сравнению с выборами Президента РФ 02.03.2008 года границы 15 избирательных участков по неизвестной причине были изменены. Данный факт подтверждается публикациями в газете «Степные зори». Если проанализировать указанные изменения, становится очевидным, что изменения не в пользу избирателей, поскольку на новый избирательный участок добираться стало сложнее х. Журавлев находится в 1км от х. Каменная балка участок № 646. На выборах 2010 года жителям х. Журавлев необходимо добираться в х. Орден Ленина в 5 км от х. Журавлев и так все остальные участки. А поскольку избирательные участки формируются по согласованию с главой муниципального образования, т.е. с Лопатько Ю.П., становится очевидным, зачем это было сделано. С этим, надо полагать, связано и большое количество избирателей, голосовавших за пределами избирательных участков. На избирательном участке №650 проголосовали на избирательном участке 16 человек, вне участка проголосовали 68 избирателей; на избирательном участке №642 на избирательном участке голосовали 21 избиратель, вне избирательного участка 31 избиратель; на участке №647 на участке голосовали 114 человек, вне участка 111 человек; на участке №666 в п. Орловском на участке голосовали 487 человек, вне участка - 116 избирателей, тогда как на остальных участках в п. Орловском примерно с тем же количеством пришедших на голосование избирателей вне участка голосовали от 22 до 56 избирателей.

В нарушение постановления ЦИК России от 28.05.2009 года ящики для голосования были изготовлены из непрозрачного материала.

В соответствии с п. 4. ст. 2 Областного закона никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Контроль за волеизъявлением запрещается. В ходе голосования в Орловском районе заявления избирателей, изъявивших желание голосовать вне избирательных участков, изготовлены на компьютере. Заготовленные заранее заявления привозились избирателям членами избирательной комиссии без вызова членов комиссии на дом. Это подтверждается показаниями свидетелей и заявлениями. Факт выезда комиссии на дом без вызова подтверждается записями в основных списках и реестрах. Члены комиссии выезжали на дом, а граждане приходили голосовать на участок. №646, №666. Также имели место случаи, когда избиратели в действительности голосовали, однако в соответствии с основным списком и реестром в голосовании участия не принимали № 666, С

В нарушение ст. 53 Областного закона Ростовской области «О выборах глав муниципальных образований в Ростовской области» создавались препятствия для наблюдения за проведением выборов. Почти все участковые избирательные комиссии располагали двумя переносными ящиками для голосования, с которыми члены комиссии выезжали для голосования одновременно. В связи, с чем наблюдатели не имели возможности в полной мере осуществлять наблюдение за ходом голосования. Возражения наблюдателей по указанному поводу председателями комиссий оставались без ответа. На одном из избирательных участков, №675 в отношении наблюдателя, возразившего против одновременного выезда членов комиссии для голосования вне избирательного участка, был составлен протокол об административном правонарушении за воспрепятствование работе комиссии, который мировому судье представлен не был. Указанные факты подтверждаются копией протокола об административном правонарушении и показаниями свидетелей.

Также имел место факт, вбрасывания одним избирателем нескольких бюллетеней №650. Прокурор Орловского района не усмотрел в данном факте нарушений законодательства о выборах. Однако им не дано оценки тому обстоятельству, что паспортные данные и подпись, подтверждающая получение бюллетеней матерью избирателя И - И. уже были внесены в основной список избирателей. Членам избирательной комиссии и прокурору Орловского района, надо полагать, не известно, что в отсутствие гражданина его паспортные данные в основной список не вносятся. Наверное, поэтому в помещении участка №650 голосовали только члены избирательной комиссии, остальные граждане голосовали дома. Судя по подписям в заявлениях о голосовании на дому, указанные факты имели место и на других избирательных участках. Не надо быть экспертом, чтобы убедиться в том, что некоторые заявления подписывало одно лицо.

Имели место случаи, когда в список проголосовавших были включены лица, отсутствовавшие 14.03.2010 года на территории Орловского района. Это подтверждается показаниями свидетелей, заявлениями и списками. Ответственность за фальсификацию подписей избирателей предусмотрена УК РФ.

Указанные нарушения - это только часть нарушений, которую удалось доказать. Но и на их основании можно сделать вывод о том, что в угоду действующему главе Орловского района участковыми избирательными комиссиями и ТИК Орловского района в ходе подготовки и проведении выборов главы Орловского района были грубо нарушены Областной закон Ростовской области «О выборах глав муниципальных образований в Ростовской области» и Закон РФ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Учитывая итоги голосования, считает, что указанные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей в ходе выборов главы Орловского района 14.03.2010 года.

Кроме того, количество и характер нарушений Областного закона Ростовской области «О выборах глав муниципальных образований в Ростовской области» и Закона РФ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» позволяют просить суд вынести частное определение в адрес Территориальной избирательной комиссии Орловского района и ее председателя Облачкова В.Н.

Представитель Лазуревского Ю.Д. по доверенности Богомолов В.А. л.д. 31), в ходе судебного разбирательства по заявлению его доверителя, адресованного территориальной избирательной комиссии всячески пыталась препятствовать объективности судебного разбирательства, так как с момента обращения доверителя в суд с заявлением на протяжении длительного времени ТИК не предоставляет затребованные судом списки избирателей, что ставило суд в весьма затруднительное положение с учетом требований Президента РФ о сроках рассмотрения гражданских дел. Несмотря на все препятствия, удалось выявить ряд грубых нарушений действующего законодательства, которые являются основаниями для удовлетворения заявления. Разница в 1240 голосов для такого большого района существенна, если учесть факт посещаемости выборов, который сам по себе говорит о недоверии действующей власти и нежелании участвовать в подобных аферах, какая произошла 14.03.2010 года, фальсификации итогов выборов с применением пресловутого административного ресурса. В то же время, возвращаясь к теме вручения медалей в связи с 65 годовщиной победы над фашистской Германией произошла легкая подмена самого смысла распоряжения, в котором действительно сказано о возложении обязанности на глав органов местного самоуправления по вручению этих медалей, но там не сказано действующего главы или зарегистрированного кандидата на должность главы органа местного самоуправления. Вручение медалей должно было быть организовано своевременно, в распоряжении было написано до 9-го мая, но ни в одном документе не говорилось о вручении медалей в феврале и марте. Ведь ложка дорога к обеду, то есть, вручив медали с первого по девятое мая было бы намного приятнее тем же ветеранам, чем получить их в январе или марте, когда фактически находящемуся в отпуске, но действующему главе района было сподручнее, разъезжать и вручать медали. Средства массовой информации широко освещали вручение наград в период предвыборной компании. Поэтому факт использования административного ресурса в период предвыборной компании имеет место. Что касается других нарушений, установлено пусть небольшое количество, но по крайней мере три факта того, что были совершены подлоги на избирательных участках № 664, 665. Имеются свидетельские показания по трем фактам, когда за отсутствующих в районе людей проголосовали. Мы имели возможность убедиться в том, что паспортные данные были записаны от руки. И таких избирателей по х. Майорский -30 человек, самого факта, что они имели место достаточно, чтобы признать результаты выборов недействительными. К сожалению, в судебное заседание, не явилась М. В данный момент он может фактически огласить те вопросы, которые хотел задать данному свидетелю, члену комиссии с правом решающего голоса, который непосредственно осуществлял организованное голосование вне помещения на территории х. Маныч и х. Правобережный. При проведении голосования 14.03.2010 года в хуторах, расположенных друг от друга на расстоянии 10 километров господа умудрялись в течение двух минут оказываться в х. Маныч в х. Правобережный, потом возвращаться в течение 5 минут в х. Маныч, и в одном и в другом хуторе люди в это время голосовали. По этим данным получилось, что пол дня комиссия только и делала, что разъезжала из одного хутора в другой. Кроме того, и это не требует подтверждения, так как в материалах дела есть реестры и заявления, где в нарушение ст. 66 Федерального закона, которая говорит о порядке проведения голосования вне помещения, наблюдается сплошное нарушение. Комиссия, мотивируя исключительно гуманностью и стремлением исполнить закон и предоставить гражданам возможность отдать свои голоса независимо ни от каких обстоятельств, хотя закон данные обстоятельства ограничивает. Право голосования вне помещения имеют лица больные, не имеющие возможности голосовать в день голосования голосовать на участке. А из документов, предоставленных представителями ТИК, следует, что еще задолго до выборов 1,2,3,4 марта были зарегистрированы заявления о желании голосовать на дому в связи с плохими погодными условиями. И территориальная комиссия удовлетворяла такие обращения, что конечно же, будет объясняться чистой гуманностью. Полагает, что если бы за последний период с момента обращения Лазуревского Ю.Д. в суд с заявлением об отмене итогов голосования на выборах 14.03.2010 года сегодняшний день его фактически в результате создания препятствий для ознакомления с материалами дела объективных препятствий со стороны территориальной избирательной комиссии у него просто не выдержали нервы и поэтому он вопреки своим интересам не поддержал его ходатайства, которые заявлялись, исключительно в его интересах. Поэтому считает, заявление Лазуревского Ю.Д. подлежит удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Орловского района, по доверенности Тюменев К.Б, л.д. 13), настаивал на отказе в удовлетворении требований заявителя по основаниям, изложенным возражениях. Дополнительно хотел бы уточнить следующие моменты.

Что касается погодных условий. Да действительно для голосования указание в заявлении «в связи с погодными условиями» основанием для голосования вне помещения не является. По данным адресам выезжали и люди категорически настаивали на голосовании вне помещения, говорили, что больны. Нарушение поэтому заключается только в том, что неправильно оформлено заявление, но на волеизъявление граждан данное нарушение повлиять не могло. Расстояния между хуторами, допускает, что была небрежность в оформлении указаний времени, то есть это была чисто техническая ошибка, всякое могло быть, но само сомнение во времени голосования в 16-00 голосовал избиратель или в 16-10 на прямое волеизъявление и на подсчет голосов не влияет. Теперь по поводу того, что некоторые списки не прошиты, на них не проставлена печать. Технические ошибки на свободу волеизъявления никак не влияют.

На замечание заявителя по поводу использования служебного положения в период выборов, а именно о том, должен или не должен уходить в отпуск глава района.

В соответствии законом кандидаты подразделяются на:

  1. Кандидаты, замещающие государственные должности,
  2. Кандидаты, находящиеся на государственной муниципальной службе,
  3. Кандидаты, которые руководят творческими организациями, СМИ и тому подобное.

Только одной из этих трех категорий кандидатов должны уходить в отпуск, а замещающие не должны. В законе «О муниципальной службе в РФ», говориться о том, что выборные должностные лица, являются лицами, замещающими муниципальную должность. То есть глава относится к лицам, замещающим должность муниципальной службы и соответственно, требование об отпуске не относится к нему и не является нарушением. Мартовицкая находилась в отпуске. У нас закон запрещает только использование рабочего времени для участия в выборах. И последний момент по поводу доказанности фактов того, что установлено в судебном заседании, что в списки проголосовавших включены списки лиц, которые не голосовали. В судебное заседание таких доказательств представлено не было. Даже если она не голосовала, то возможна просто техническая ошибка, что лицо, которое реально проголосовало, не там расписалась, не в то поле внесены паспортные данные голосовавшего, объективно подтверждающих доказательств того, что данные лица не голосовали, не их подпись представлено в суд не представлено.

Представитель заинтересованного лица Лопатько Ю.П., по доверенности Кляшко А.В. л.д. 32, 166) требования заявления, не признал, считает, что выборы прошли законно, его доверитель одержал победу в честной предвыборной компании.

Представитель прокурора Орловского района, помощник прокурора Надолинский И.В. считает, что итоги выборов отмене не подлежат, т.к. выявленные нарушения существенно не могут повлиять на их итоги.

По ходатайству сторон в судебном заседании допрошены свидетели:

Сиротина В.А. 14.03.2010 года она лежала в терапевтическом отделении Центральной районной больницы и там голосовала. Примерно в девять часов наверное К Н.И. - главный врач МУЗ «ЦРБ» Орловского района привела каких-то людей, с ней пришли парень и белокурая девушка, их позвали на пост. Кабинки никакой не было там, они подходили к телевизору, ставили «крыжик». Списков также не было, хотя до этого среди недели перед выборами медсестры уточняли, кто будет голосовать в больнице. Она сказала, что если выпишут, значит, голосовать буду дома. Если не выпишут - значит в больнице. В пятницу уточнили еще раз, выдавали листы для голосования и потом они бросали их в ящик. Списки составлялись от руки, девушкой, которая пришла с К. Н.И.

К пояснил, что был наблюдателем на участке № 675 УМИТ. Примерно в 8 часов 30 минут председатель участковой избирательной комиссии П предупредил, что урны будут выезжать через 30 минут, но не предупредил о том, что две урны выезжают одновременно. У них было два наблюдателя и при выезде одновременно двух урн для голосования участок оставался без наблюдателя. Когда 30 минут истекли, был десятый час, П подошел и сказал, что урны отъезжают. Естественно он попросил, чтобы урны выезжали поочереди, так как участок не такой уж и большой. Если бы они заранее знали о том, что урны будут выезжать одновременно, предприняли какие-то меры и третий наблюдатель был бы обеспечен. П сказал, что это ваши проблемы, сказал, что предупредил нас за пол часа. В ответ он успел сказать всего лишь фразу о том, что будет звонить или кандидату Лазуревскому или в прокуратуру. Потом пошел сел на место и продолжал отмечать голосовавших. Урны уехали, он созвонился с Лазуревским Ю.Д., приехал наблюдатель, догнал машину. То есть наблюдатель поехал с каждой урной. В момент, когда он начал отмечать П вышел на середину зала голосования, приостановил работу комиссии и вышел с таким предложением. «Представитель от кандидата Лазуревского Ю.Д. мешает работе комиссии давайте объявим ему замечание». Объявили замечание, дальше тоже никаких проблем не было машины где-то через час сделали первый рейс и вернулись, затем ему приносят протокол об административном правонарушении и в протоколе формулировка звучала следующим образом - «препятствие выезду выездных урн.» То есть с этой формулировкой он не согласен, если действительно было препятствие выезду выездных урн, то отрудник милиции, находящийся в зале во время проведения выборов, вывел бы его из зала было бы наложено административное взыскание, и он до конца выборов там не появился. В ответ он попытался составить акт о правонарушении, не столько из-за того, что урны поехали без наблюдателя, сколько из-за того, что протокол составили с такой серьезной формулировкой. У него сохранился оригинал акта. Но он так и не смог ни от председателя комиссии, ни от членов комиссии добиться подписи на акте. В первую очередь этот акт должен был подписать представитель в комиссии с правом голоса от коммунистов. В течение всего дня он этого добивался, и добиться так и не смог.Вечером в 17 час 30 минут на участок были вызваны представители прокуратуры, кто точно их вызвал, не знает, но на участке он и другой наблюдатель не вызывали. Представитель прокуратуры задавали вопросы, он показал копию протокола, который на него составили, показал акт, и в данном случае его смущает действия работника прокуратуры, который выезжал, фамилию не помнит. Представитель прокуратуры на протокол и акт сказал: «Договаривайтесь с комиссией». О чем он должен с комиссией договариваться. Он должен наблюдать за ходом выборов, а не договариваться, если он не совершал никаких незаконных действий. Кроме того практически после отъезда работников прокуратуры П говорит, «ты не переживай, я тебе этот протокол отдам, если все пройдет нормально». Как понимать слова «Все пройдет нормально» - что значили эти слова в его понимании, он не знает. Кроме того, когда он подписывал итоговый протокол, на листах итогового протокола должна быть графа о правонарушениях, если они были выявлены. То есть ни в копии протокола, ни в оригинале не было отметки, что протокол был составлен.

С пояснил, что за несколько дней до выборов он встречался с председателем территориально избирательной комиссии Облачковым Валерием Николаевичем.

После того как было принято решение о том, чтобы Лазуревский будет кандидатом на должность главы Орловского района. Состоялась встреча всех четырех политических партий района. Присутствовал председатель Облачков В.Н., представитель партии ЛДПР Прилука, КПРФ -Селиванов, Единая Россия - Крахмальцева Н.А., их собрали для подписания соглашения о том, чтобы выборы прошли нормально, не было грязных нападок на кандидатов.

Облачков приехал к нему, сказал, что Лазуревский Ю.Д. когда встречался с избирателями, вел себя очень некорректно, кое где позволяет себе «выпадки» в сторону главы Орловского района. Он попросил собрать людей, составить акт чтобы партийная организация смогла разобраться в этом. Потом пришло письмо о том, что кандидат ведет себя некорректно.

Он понял с его слов, раз он несколько раз к нему приезжал, он должен его по этой причине отозвать. Он сказал, что отзывать кандидата не будет, только в том случае если от избирателей поступят в отношении него жалобы. После выборов, приезжала Крахмальцева и просила чтобы он подписал обращение к избирателям района, что выборы прошли хорошо, без нарушений.Он данное сообщение не подписал, собрал собрание, на котором пришли к выводу о том, чтобы данное соглашение не подписывать.

Наблюдатели от партии были по всему району, по два человека у них были наблюдатели на участках.

Помимо наблюдателей в самих участковых комиссиях участвовали представители с правом совещательного голоса, во всех участковых избирательных комиссиях. Кроме х. Талого замечаний по выборам не было.

При составлении списков надо было проехать по всему району. У него не было ни финансовой ни физической возможности это сделать.. На участке к нему подошел Облачков и Чумаков. Чумаков составлял в свое время эти списки вместе с Облачковым. Когда утверждали список он просто поверил. Списки составлялись еще на выборы президента, они прошли нормально, думал, что и тут будет все нормально.

Зайцева М.В. пояснила, что голосовала досрочно на участке 645 х. Орден Ленина, а наблюдателем была на 646 участке. Голосование всегда проходило очень бурно. Многие на участке не проголосовали. Их как наблюдателей не взяли в машину, которая выезжала для голосования на дому. Наблюдателям от других партий в этом никто не препятствовал. Акт не составлялся, им сказали, если желаете, следуйте за ними. Они сказали, что они должны были подготовиться и у них должен быть свой транспорт. Поэтому они вызвали свой транспорт, догнали машину, и наблюдали за выборами.

Когда она приехала на участок, для того, чтобы проголосовать досрочно, ей сказали, что у них нет конверта. Она сказала, поищите, я подожду, прождала половину дня, потом проголосовала ей дали списки, она расписалась и уехала. После этого ее стали усиленно разыскивать, оказалось, что она не там расписалась. После выяснилось, что она расписалась дважды - в обычных списках и списках для досрочного голосования.

С пояснил, что 14.03.2010 года он был наблюдателем от КПРФ на 673 участке, находящемся в п. Орловский, водоканал.

После окончания голосования, члены комиссии высыпали все бюллетени на стол, этот стол окружили и начали быстро разбирать по стопкам по фамилиям. После этого пачки бюллетеней быстро опечатали.

Протоколы и бюллетени им не показывали. От места где считали бюллетени он и другие наблюдатели находились в двух шагах. Жалобу о нарушении при подсчете голосов не подавали.

Ш пояснил, что по указанию Лазуревского Ю.Д. он приехал на избирательный участок в х. Таловый, так же туда приехал глава Камышевского сельского поселения и Кубанцев В.С.

Они говорили, что получился маленький инцидент, ошиблись участники комиссии, просили не вызывать прокуратуру. Он вызвал прокуратуру, работники прокуратуры приехали, проводили проверку, результаты проверки ему не известны.

С пояснила, что первое нарушение, это когда открылся участок и появились все представители, приехал Понкрашин, доверенное лицо Лопатько Ю.П., не знает имя отчество, он сразу сказал, что она не имеет право там находиться, сказал, что наблюдателей много и не имеет права находиться на участке в таком количестве. Им пришлось выпроводить некоторых доверенных лиц. Он сразу их поставил в такой тупик, запретили им находиться в помещении. Наблюдателей от Лопатько Ю.П. было очень много, их было всего два человека. Комиссия чинила препятствия, постоянно выпроваживали. Потом Понкрашин почитает закон, и их запускали. Потом звонили из х.Успенский, наши наблюдатели, их вообще выгнали из участка. Приехал Псюкало П.П. и начал там свои порядки устанавливать, кричал на наблюдателей.

Председатель комиссии, члены комиссии не выгоняли их с участка, выгонял только Панкрашин.

Д пояснила, что проживает в ..., ..., ... 13 лет. 14.03.2010 года в выборах участия не принимала, т.к. зарегистрирована в х. Майорский Орловского района, сведения отраженные в списке избирателей, паспортные данные и подпись ей не принадлежат.

И Ирина - это ее родная сестра, И Виктор - муж сестры, И Александр - их сын. Они проживают в ..., больше года, их адреса в ... не знает.

Суд, выслушав участников процесса, проверив и оценив доводы сторон, доказательства, имеющиеся по делу: письмо ТИК кандидату на должность главы Орловского района от 01.03.2010 года № 01-10/67 (т. 1л.д. 8), письмо ТИК кандидату на должность главы Орловского района от 04.03.2010 года № 01-10/75 (т. 1л.д. 9), протокол № 1 от 14.03.2010 года об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом (т. 1л.д. 10), постановление ТИК «О регистрации кандидата на должность главы Орловского района Карпова А.П. № 38-2 от 29.01.2010 года (т. 1л.д. 15), постановление ТИК «О регистрации кандидата на должность главы Орловского района Лопатько Ю.П.. № 39-1 от 05.02.2010 года (т. 1л.д. 16), постановление ТИК «О результатах выборов главы Орловского района 14.03.2010 года» № 43 от 15.03.2010 года (т. 1л.д. 17), распоряжение по администрации Орловского района № 14 от 15.02.2010 года (т. 1л.д. 59), Волочаевское сельское поселение Участковая избирательная комиссия № 642 заявления о голосовании вне помещения для голосования (т. 1л.д. 60-72), Каменобалковское сельское поселение Участковая избирательная комиссия № 647 заявления о голосовании вне помещения для голосования (т. 1л.д. 73-143), Орловское сельское поселение Участковая избирательная комиссия № 666 заявления о голосовании вне помещения для голосования (т. 1л.д. 144-178), Камышевское сельское поселение Участковая избирательная комиссия № 650 заявления о голосовании вне помещения для голосования (т. 1л.д. 179-250), постановление участков избирательной комиссии избирательного участка № 666 № 4а от 13.03.2010 года (т. 2л.д. 1), сведения о гражданах находившихся на стационарном лечении в МУЗ «ЦРБ Орловского района изъявивших желание проголосовать 14.03.2010 года на избирательном участке № 666 (т. 2л.д. 2-3, 21, 26, 28, 42, 45-47, 57, 60), заявления лиц, голосовавших в МУЗ «ЦРБ Орловского района» (т. 2л.д. 4-20, 22-25, 27, 29-41, 43-44, 48-56, 58-59, 61-69), список доверенных лиц кандидата на должность главы Орловского района (т. 2л.д. 70), заявление в ТИК от 12.02.2010 года Мартовицкой Н.А. (т. 2л.д. 71), распоряжение администрации Орловского района № 18 от 16.02.2010 года (т. 2л.д. 72), сведения о регистрации фактов смерти в Орловском районе в период с 01.01.2008 года по 31.03.2008 года (т. 2л.д. 81-117), сведения о регистрации фактов смерти в Орловском районе в период с 01.04.2008 года по 30.06.2008 года (т. 2л.д. 118-146), сведения о регистрации фактов смерти в Орловском районе в период с 01.07.2008 года по 30.09.2008 года (т. 2л.д. 147-172), сведения о регистрации фактов смерти в Орловском районе в период с 01.10.2008 года по 31.12.2008 года (т. 2л.д. 173-201), сведения о регистрации фактов смерти в Орловском районе в период с 01.01.2009 года по 31.03.2009 года (т. 2л.д. 202-226), сведения о регистрации фактов смерти в Орловском районе в период с 01.04.2009 года по 30.06.2009 года (т. 2л.д. 227-250), сведения о регистрации фактов смерти в Орловском районе в период с 01.07.2009 года по 30.09.2009 года (т. 2л.д. 251-274), сведения о регистрации фактов смерти в Орловском районе в период с 01.10.2009 года по 31.12.2009 года (т. 2л.д. 275-297), список жителей Орловского района осужденных за период с января 2008 года по декабрь 2009 года (т. 2л.д. 299), Волочаевское сельское поселение Участковая избирательная комиссия № 640 заявления о голосовании вне помещения для голосования (т. 3л.д. 1-21), Донское сельское поселение Участковая избирательная комиссия № 643 заявления о голосовании вне помещения для голосования (т. 3л.д. 22-58), Донское сельское поселение Участковая избирательная комиссия № 645 заявления о голосовании вне помещения для голосования (т. 3л.д. 59-63), Каменобалковское сельское поселение Участковая избирательная комиссия № 648 заявления о голосовании вне помещения для голосования (т. 3л.д. 64-92), Камышевское сельское поселение Участковая избирательная комиссия № 649 заявления о голосовании вне помещения для голосования (т. 3л.д. 93-118), Красноармейское сельское поселение Участковая избирательная комиссия № 651 заявления о голосовании вне помещения для голосования (т. 3л.д. 119-138), Красноармейское сельское поселение Участковая избирательная комиссия № 642 заявления о голосовании вне помещения для голосования (т. 3л.д. 139-150), Красноармейское сельское поселение Участковая избирательная комиссия № 653 заявления о голосовании вне помещения для голосования (т. 3л.д. 151-166), Красноармейское сельское поселение Участковая избирательная комиссия № 654 заявления о голосовании вне помещения для голосования (т. 3л.д. 167-199), Красноармейское сельское поселение Участковая избирательная комиссия № 655 заявления о голосовании вне помещения для голосования (т. 3л.д. 200-234), Волочаевское сельское поселение Участковая избирательная комиссия № 639 заявления о голосовании вне помещения для голосования (т. 3л.д. 235-265), Красноармейское сельское поселение Участковая избирательная комиссия № 656 заявления о голосовании вне помещения для голосования (т. 4л.д. 1-9), Курганенское сельское поселение Участковая избирательная комиссия № 657 заявления о голосовании вне помещения для голосования (т. 4л.д. 10-33), Курганенское сельское поселение Участковая избирательная комиссия № 659 заявления о голосовании вне помещения для голосования (т. 4л.д. 34-50), Луганское сельское поселение Участковая избирательная комиссия № 660 заявления о голосовании вне помещения для голосования (т. 4л.д. 51-100), Луганское сельское поселение Участковая избирательная комиссия № 662 заявления о голосовании вне помещения для голосования (т. 4л.д. 101-140), Майорское сельское поселение Участковая избирательная комиссия № 664 заявления о голосовании вне помещения для голосования (т. 4л.д. 141-175), Орловское сельское поселение Участковая избирательная комиссия № 668 заявления о голосовании вне помещения для голосования (т. 4л.д. 176-187), Орловское сельское поселение Участковая избирательная комиссия № 669 заявления о голосовании вне помещения для голосования (т. 4л.д. 188-201), Орловское сельское поселение Участковая избирательная комиссия № 670 заявления о голосовании вне помещения для голосования (т. 4л.д. 202-243), Орловское сельское поселение Участковая избирательная комиссия № 672 заявления о голосовании вне помещения для голосования (т. 4л.д. 244-261), Орловское сельское поселение Участковая избирательная комиссия № 673 заявления о голосовании вне помещения для голосования (т. 4л.д. 262-307), Орловское сельское поселение Участковая избирательная комиссия № 675 заявления о голосовании вне помещения для голосования (т. 5л.д. 1-36), Островянское сельское поселение Участковая избирательная комиссия № 2532 заявления о голосовании вне помещения для голосования (т. 5л.д. 37-52), Островянское сельское поселение Участковая избирательная комиссия № 2533 заявления о голосовании вне помещения для голосования (т. 5л.д. 53-86), Пролетарское сельское поселение Участковая избирательная комиссия № 2599 заявления о голосовании вне помещения для голосования (т. 5л.д. 87-149), газета «Степные зори» от 19.01.2010 года (т. 5л.д. 150-151), заявление Абдашовой З.Н. (т. 6л.д. 2), паспорт Абдашовой З.Н. (т. 6л.д. 3-4), заявление Дырдиной В.В. (т. 6л.д. 6), паспорт Дырдиной В.В. (т.6л.д. 7), заявление Корнеева О.В. (т. 6л.д. 8), заявление Степаняна А.Т. (т. 6л.д. 9), постановление Центризбиркома РФ от 28.05.2009 года № 162/1152-2 «О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в РФ» (т. 6л.д. 11-14), распоряжение администрации Орловского района № 18 от 16.02.2010 год о предоставлении Мартовицкой Н.А. отпуска (т. 6л.д. 15), список доверенных лиц, кандидата на должность главы Орловского района (т.6л.д. 16), письмо ТИК главы Орловского с/п от 01.03.2010 года (т. 6л.д. 19), ответ на запрос председателя ТИК (т. 6л.д. 20), сообщение прокурора Орловского района председателю ТИК от 17.03.2010 года № 778-10 (т. 6л.д. 21), договор № 67 от 2402.2010 года (т. 6л.д. 22-29), договор № 64 от 11.02.2010 года (т. 6л.д. 30-36), договор № 65 от 11.02.2010 года (т. 6л.д. 37-43), договор № 66 от 11.02.2010 года (т. 6л.д. 44-50), распоряжение администрации Ростовской области № 444 от 25.12.2009 года (т. 6л.д. 51-55), протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке № 665 (т. 6л.д. 58-59), протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке № 666 (т. 6л.д. 60-61), реестр поданных заявлений в УИК № 666 (т. 6л.д. 62-63), список избирателей по избирательному участку № 666 (т. 6л.д. 64-68), заявление Филобоковой В.В. (т. 6л.д. 69), заявление Гайворонского Д.М. (т. 6л.д. 70), заявление Гайворнской Т.П. (т. 6л.д. 71), заявление Пахомовой А.Г. (т. 6л.д. 72), заявление Сиденко М.А. (т. 6л.д. 73), паспорт Сиденко М.А. (т. 6л.д. 74), заявление Вьюнникова И.М. (т. 6л.д. 75), заявление (т. 6л.д. 76), список и схема избирательных участков (т. 6л.д. 77-79), список избирателей по избирательному участку № 2532 (т. 6л.д. 84-85), список избирателей по избирательному участку № 654 (т. 6л.д. 86-87), список избирателей по избирательному участку № 652 (т. 6л.д. 88-89), список избирателей по избирательному участку № 666 (т. 6л.д. 90-91), список избирателей по избирательному участку № 673 (т. 6л.д. 92-93), список избирателей по избирательному участку № 649 (т. 6л.д. 94-95), список избирателей по избирательному участку № 2599 (т. 6л.д. 96-97), газете «Степные зори» от 09.04.2010 года (т. 6л.д. 99-100), газета «Степные зори» от 12.02.2010 года (т. 6л.д. 101-102), акт (т. 6л.д. 103), газета «Степные зори» от 19.01.2010 года (т. 6л.д. 104), приходит к следующему.

В соответствии с ст. 12 ГПК РФ,

1.Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

2.Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

В соответствии с ст. 67 ГПК,

1.Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

2.Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

3.Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии с ст. 28 областного закона Ростовской области «О выборах глав муниципальных образований в Ростовской области» № 429-ЗС от 28.12.2005 года,

1. Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

2.Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в муниципальную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации.

3.Лица, не являющиеся кандидатами и замещающие государственные или выборные муниципальные должности, либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в период избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения и (или) избрания кандидата.

4.Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Областном законе понимается:

1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидатов;

2) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидатов, если иным кандидатам не будет гарантировано использование указанных помещений на таких же условиях;

3) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда;

4) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидатов. Данное правило не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;

5) сбор подписей избирателей, ведение предвыборной агитации лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;

6) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, если иным кандидатам для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Областным законом;

7) агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;

8) обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

5. Соблюдение перечисленных в части 4 настоящей статьи ограничений не должно препятствовать осуществлению депутатами своих полномочий и выполнению ими своих обязанностей перед избирателями.

В соответствии с материалами дела и доказательствами представленными представителем ТИК Орловского района, кандидат в депутаты Лопатько Ю.П. и являвшийся главой Орловского района, в соответствии с распоряжением главы Орловского района № 14 от 15.02.2010 года ушел в отпуск (т.1л.д. 59), при проведении предвыборной компании он заключил договор на аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности Орловского района № 67 от 24.02.2010 года (т. 6л.д. 22-29), № 64 от 11.02.2010 года (т. 6л.д. 30-36), № 65 от 11.02.2010 года (т. 6л.д. 37-43), № 66 от 11.02.2010 года л.д. 44-50) в соответствии с которыми он использовал транспорт переданный ему в аренду.

Доверенное лицо Лопатько Ю.П. - Мартовицкая Н.А., являлась начальником МУ «Управление культуры и искусства, физической культуры, спорта и туризма» Орловского района, в соответствии с распоряжением главы Орловского района № 18 от 16.02.2010 года ей был предоставлен отпуск за период с 07.12.2009 года по 06.12.2010 года сроком 45 суток (т. 6л.д. 15).

Лопатько Ю.П. вручение юбилейных медалей в честь 65-летия победы в Великой Отечественной войне производил в соответствии с распоряжением администрации Ростовской области № 444 от 25.12.2009 года (т. 6л.д. 51), до ухода в отпуск, что подтверждается публикацией в районной газете «Степные зори» от 12.02.2010 года (т. 6л.д. 101-102).

Таким образом, довод заявителя, о том, что кандидат в депутаты Орловского района Лопатько Ю.П. использовал административный резерв не нашел своего подтверждения.

Довод, Лазуревского Ю.Д. о том, что матери его доверенного лица, Светличной О.С., глава Орловского сельского поселения угрожал увольнением, также не нашел своего подтверждения, по данному факту проводилась проверка, глава Орловского сельского поселения Норкин П.А. на имя председателя ТИК Орловского района 01.03.2010 года давал пояснения (т.6л.д. 19), указанный факт не установлен.

Доводы: о безосновательном изменении границ избирательных участков, нарушение составления списков избирателей, а также наличием на избирательных участках непрозрачных ящиков, суд не может расценивать как нарушение влекущее признание выборов незаконными, т.к. кандидаты в депутаты были поставлены в равные условия и избиратели всех кандидатов пользовались равными правами, об изменении избирательных участков в районной газете «Степные зори» от 19.01.2010 года было опубликовано сообщение (т. 6л.д. 104).

Ящики для голосования в соответствии с постановлением Центризбиркома РФ от 28.05.2009 года № 162/1152-5 «О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в РФ» подлежат замене до 01.01.2016 года.

Таким образом указанные доводы заявителя так же не нашли своего подтверждения.

В соответствии с пояснениями заявителя данными в судебном заседании на всех избирательных участках были его представители, жалоб на действия участковых избирательных комиссий не поступало.

В тоже время, в ходе судебного заседания были выявлены значительные нарушения при проведении выборов и подсчете голосов.

В соответствии с ст. 55 областного закона Ростовской области «О выборах глав муниципальных образований в Ростовской области» № 429-ЗС от 28.12.2005 года,

ч. 5 Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице:

1) число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;

2) число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);

3) число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);

4) число бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим избирателям (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей и проверяется по списку досрочно проголосовавших избирателей).

ч. 6 После внесения указанных в части 5 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом участковой комиссии с правом решающего голоса, который затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с частью 5 настоящей статьи, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии оглашает, вносит в последнюю страницу списка избирателей, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы:

1) в строку 1 - число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;

2) в строки 3 и 4 - число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;

3) в строку 5 - число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим в помещении для голосования в день голосования;

4) в строку 6 - число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования.

После этого со списком избирателей вправе ознакомиться наблюдатели и иные лица, указанные в части 3 статьи 17 настоящего Областного закона, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета.

Списки избирателей по избирательному участку № 2532 Ростовская область Орловский район х. ... ..., соответствующие графы не проставлено: число избирателей внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования; число бюллетеней, выданных избирателям для голосования в день голосования; число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; число бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим избирателям (т. 6л.д. 84-85), аналогичные нарушения по избирательному участку № 654 (т. 6л.д. 86-87), № 652 (т.6л.д. 88-90), № 673 (т.6л.д. 92-93), № 649 (т. 6л.д. 94-95).

Список избирателей по избирательном участку № 666 ... ..., ... ..., кроме указанных нарушений не подписаны председателем и секретарем участковой избирательной комиссии (т. 6л.д. 90-91).

Список избирателей по избирательном участку № 2599 в графы число избирателей внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования; число бюллетеней, выданных избирателям для голосования в день голосования; число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; число бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим избирателям внесены не оговоренные исправления (т.6л.д. 96-97).

Установлено, что за некоторых граждан, находившихся за пределами Орловского района и не принимавших участие в голосовании в графе напротив их фамилии имеется подпись: К курсант Ростовского военного института ракетных войск (т. 6л.д. 8), С студент ... колледжа, проживает совместно с родителями в ... (т. 6л.д. 9).

Д представила в суд заявление и в ходе допроса в судебном заседании пояснила, что в выборах не участвовала, подпись в списках напротив ее фамилии ей не принадлежит (т. 6л.д. 6-7), по данному факту суд считает необходимым разъяснить заявителю, что К, С и Д вправе подать заявление в прокуратуру Орловского района для проведения проверки.

В соответствии с ч. 5 ст. 64 областного закона Ростовской области «О выборах глав муниципальных образований в Ростовской области» № 429-ЗС от 28.12.2005 года, в соответствии с федеральным законодательством суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в муниципальном образовании также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

По итогам выборов главы Орловского района Ростовской области состоявшихся 14.03.2010 года избиратели Орловского района проголосовали за:

- Лопатько Ю.П. - 6346 голосами;

- Лазуревского Ю.Д. - 5119 голосами;

- Карпова А.П. - 1183 голосами.

Разница в количестве голосов между Лопатько Ю.П. и Лазуревским Ю.Д. составляет 1227 голосов.

С учетом изложенного, суд, считает, что заявление Лазуревского Ю.Д. удовлетворению не подлежит, т.к. выявленные нарушения не могут повлиять на итоги выборов и не могут расцениваться как нарушение волеизъявления граждан.

Суд, считает необходимым вынести частное определение, т.к. выявленные нарушения при проведении выборов имели место и подлежат рассмотрению в избирательной комиссии Ростовской области.

Руководствуясь ст. ст. 192 - 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявления Лазуревского Юрия Дмитриевича об отмене решения территориальной избирательной комиссии об итогах голосования и признании их недействительными.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Орловский районный суд в течение 10-ти дней.

Решение изготовлено 10.08.2010 года.

Председательствующий: