П об оспаривание бездействия органа самоуправления



Дело № 2-562/2010г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 октября 2010г. пос. Орловский

Орловский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего, судьи Георгиенко Л.В.,

при секретаре Колесниковой З.К.,

с участием помощника прокурора Орловского района Ростовской области Надолинского И.В., представителя ответчика по доверенности Семеновой Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орловского района Ростовской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к МУ «Администрация Орловского сельского поселения» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

12 апреля 2010 года прокурор Орловского района Ростовской области обратился в Орловский районный суд Ростовской области с вышеуказанным иском, исковые требования обоснованы следующим.

Прокуратурой Орловского района Ростовской области была проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами в деятельности МУ «Администрация Орловского сельского поселения».

В ходе проверки установлено, что на территории Орловского сельского поселения имеется склад с хранящимися в нем пестицидами общей площадью 360 кв.м., расположенный примерно в 2,0 км по направлению на восток от ориентира п.Орловский Ростовской области. Указанный склад принят на баланс ответчиком как бесхозное имущество согласно постановлению главы МУ «Администрация Орловского сельского поселения» №11-а от 11 января 2007г., право муниципальной собственности на указанный склад не зарегистрировано.

В нарушение требований ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» №109-ФЗ от 19 июля 1997г., СанПиН 1.2.1077-01, ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30 марта 1999г., на склад агрохимикатов отсутствует заключение учреждения госсанэпидслужбы; здание склада находится в неудовлетворительном состоянии - стены имеют трещины, крыша протекает, оконные проемы не застеклены, двери не закрываются на замок; часть пришедших в негодность пестицидов, хранится на полу, допускается бестарное хранение пестицидов.

Прокурор ссылается на положения с ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ФЗ «О противодействии терроризму» и указывает, что при дальнейшем бездействии ответчика, которое выражается в неприятии мер по постановке склада агрохимикатов на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, нарушаются права не только жителей Орловского района, но и прилегающих к нему районов на благоприятную окружающую среду и может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, хищению опасных препаратов и совершению террористических актов.

Прокурор просит: признать бездействие органа местного самоуправления - администрации Орловского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по приведению в надлежащее состояние склада агрохимикатов незаконным; обязать администрацию Орловского сельского поселения в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предпринять меры по постановке склада агрохимикатов на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, а именно: обратиться за изготовлением технического паспорта, обратиться с заявлением в регистрационную службу, с заявлением о признании права муниципальной собственности; обязать администрацию Орловского сельского поселения заложить в бюджет денежные средства, необходимые для устройства и обеспечения надлежащего санитарного состоянии склада агрохимикатов, устранить выявленные нарушения законодательства о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами, а именно: получить заключение госсанэпидслужбы на здание склада, привести здание склада в удовлетворительное состояние - устранить трещины, заменить крышу, застеклить оконные проемы, заменить двери, обеспечить охрану; обеспечить складирование пестицидов в соответствии с п. 3.9 СанПиН 1.2.1077-01.

В судебное заседание явился помощник прокурора Орловского района Ростовской области Надолинский И.В., на иске настаивал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика по доверенности Семенова Л.С. в судебное заседание явилась, против иска возражала. Пояснила, что законодательно не установлена обязанность ответчика хранить и утилизировать пришедшие в негодность пестициды и агрохимикаты. К вопросам местного значения, которые решает сельское поселение, относится сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, пестициды и агрохимикаты к таким отходам не относятся. Полномочиями в области обращения с пестицидами и агрохимикатами по закону обладает субъект РФ, такие полномочия сельскому поселению не были переданы и не были переданы соответственно денежные средства для выполнения указанных полномочий. Инспектор Россельхознадзора не имела права проверять Орловское сельское поселение на предмет соблюдения законодательства в сфере обращения с пестицидами и агрохимикатами, поскольку сельское поселение не относится к организациям-сельхозпроизводителям. СанПиН 1.2.1077-01, на который ссылается в иске прокурор, является недействующим, он утратил силу, 02 марта 2010г. был утвержден новый СанПиН 1.2.2584-10. Представитель ответчика Семенова Л.С. также пояснила, что не имеется оснований считать, что администрация Орловского сельского поселения бездействовала, поскольку все, что требовалось, сельским поселением было выполнено. Так, в начале 2010 года, по указанию Администрации Ростовской области была проведена инвентаризация пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов в Орловском районе. Действительно, администрацией Орловского сельского поселения склад был принят на баланс и был заключен договор с ООО «АлтайАгроХимСоюз» на оказание услуг по перезатариванию и вывозу устаревших пестицидов, однако данный договор не был исполнен со стороны сельского поселения, ввиду отсутствия полномочий и денежных средств на выполнение указанных действий. В настоящее время силами администрации сельского поселения окна склада застеклены, двери заперты на замок.

Выслушав участников процесса, проверив и оценив имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к нижеследующим выводам.

Из материалов дела следует, что на территории Орловского района Ростовской области, а именно, примерно в 2,0 км по направлению на восток от ориентира п. Орловский Ростовской области, расположен склад площадью 360 кв.м. в котором хранятся пришедшие в негодность и подлежащие утилизации пестициды в количестве 5629 кг. Указанный склад принят на баланс ответчиком как бесхозное имущество согласно постановлению главы МУ «Администрация Орловского сельского поселения» №11-а от 11 января 2007г., право муниципальной собственности в ЕГРП на указанный склад не зарегистрировано.

В судебном заседании сторона истца и сторона ответчика не оспаривали того, что в указанном выше складе действительно находятся пестициды и агрохимикаты пришедшие в негодность, подлежащие в связи с этим утилизации, не предназначенные для дальнейшего использования.

Как следует из иска, прокурор полагает незаконным бездействие органа местного самоуправления - МУ «Администрация Орловского сельского поселения», которое, по мнению прокурора, выражается в непринятии ответчиком мер по приведению в надлежащее техническое и санитарное состояние склада, в непринятии мер по постановке склада на учет в органе, осуществляющем регистрацию права на недвижимое имущество.

По мнению прокурора, ответчиком нарушены требования законодательства в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, в том числе и соответствующих СанПиН, при хранении указанных веществ.

Прокурор полагает, что вследствие бездействия ответчика, нарушаются права неопределенного круга лиц - жителей Орловского и других соседних с ним районов Ростовской области на благоприятную окружающую среду, дальнейшее бездействие может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, хищению опасных веществ, совершению террористических актов.

Обсуждая вопрос об установлении факта бездействия ответчика, суд исходит из того положения, что к бездействию относится неисполнение государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

Суд не может согласиться с доводами истцовой стороны о том, что в действительности имело место бездействие со стороны ответчика - МУ «Администрация Орловского сельского поселения», по следующим основаниям.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и в статье 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002г.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, обеспечивается посредством выполнения мероприятий и требований, установленных ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30 марта 1999г., в том числе, контроля за выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ч.1 ст. 2).

В силу ч.2 ст. 2 указанного закона, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидациями их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В статье 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24 июня 1998г., перечислены основные понятия, используемые в указанном законе. Так, под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно статьям 5,6,8 указанного выше закона установлены полномочия соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, и органов местного самоуправления в области обращения с отходами.

В соответствии со статьей 6 указанного закона, к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся - проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;….

В силу ст. 8 указанного закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06 октября 2003г., организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах возложена на муниципальные образования, а утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов - на муниципальный район (п.18 ст. 14, п. 14 ст. 15).

Кроме того, в силу п.8 ст.14 указанного в предыдущем абзаце закона к вопросам местного значения поселения относятся: …участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а в силу п.7ст.15 указанного закона к вопросам местного значения муниципального района относятся: …участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» №109-ФЗ от 19 июля 1997г. устанавливает правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей среды.

Согласно статье 2 указанного в предыдущем абзаце закона, законодательство Российской Федерации в области обращения с пестицидами и агрохимикатами регулирует отношения, возникающие при осуществлении государственного управления в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, а также при разработке, производстве, реализации, хранении, транспортировке, применении, обезвреживании, утилизации, уничтожении, захоронении, при ввозе в Российскую Федерации и вывозе из Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов.

Статьей 4 ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» №109-ФЗ от 19 июля 1997г. установлены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

В силу ст.5 ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» №109-ФЗ от 19 июля 1997г. к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами относятся: исполнение законодательства Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами; ….

В силу статьи 6 указанного выше закона органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями установлен статьей 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06 октября 2003г. Причем, в силу ч.3 ст. 19 указанного закона, отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Иск прокурора обоснован тем, что дальнейшее бездействие администрации Орловского сельского поселения может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Однако, исходя из изложенных выше положений законов, не установлена обязанность органа местного самоуправления - администрации Орловского сельского поселения, осуществлять мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, либо осуществлять меры по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, либо осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.

По смыслу указанных выше законов, мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должны проводить субъекты Российской Федерации, а органы местного самоуправления участвуют в конкретных мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Исполнение законодательства Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а органы местного самоуправления могут наделяться такими полномочиями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании не установлено, что МУ «Администрация Орловского сельского поселения» было наделено такими полномочиями по исполнению законодательства Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, в том числе, и полномочиями на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие обращения с указанными веществами, и в частности по вопросам, связанным с утилизацией пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов.

В силу ст. 24 ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» №109-ФЗ от 19 июля 1997г., обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них обеспечивается гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В части доводов иска о нарушении требований ст. 19 ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» №109-ФЗ от 19 июля 1997г. о порядке хранения пестицидов и агрохимикатов, а также требований соответствующих СанПиН, судом учитывается следующее.

В соответствии с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30 марта 1999г., установлена обязанность соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (ч.1 ст. 2, ст. 10,ст.11).

Санитарные правила (СанПинН 1.2.2584-10 от 02 марта 2010г.), устанавливают санитарно-эпидемиологические требования связанные с испытанием, хранением, перевозкой, …, обезвреживанием и утилизацией пестицидов и агрохимикатов, являются обязательными для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами, применяющими пестициды и агрохимикаты, а также проектирующими, строящими и эксплуатирующими производственные здания, …, предназначенные для работы с пестицидами и агрохимикатами ….

Помощник прокурора Орловского района Ростовской области Надолинскй И.В. в судебном заседании ссылался на то, что склад как бесхозное имущество был принят на баланс ответчиком; что фактически ответчик предпринял действия, свидетельствующие об исполнении исковых требований, а именно: частично отремонтировал склад; что глава администрации Орловского сельского поселения Н.П.А. был привлечен к административной ответственности за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3 КоАП РФ). По мнению помощника прокурора, данные обстоятельства следует расценивать как доказательства иска.

Суд полагает данные доводы подлежащими отклонению, поскольку сами по себе вышеприведенные обстоятельства не свидетельствуют о наличии бездействия органа местного самоуправления - администрации Орловского сельского поселения.

Порядок приобретения в собственность бесхозяйных вещей установлен ст.225 ГК РФ, в том числе предполагается: постановка такой вещи на государственный учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого эта вещь находится, последующее обращение уполномоченного органа в суд по истечении 1 года со дня постановки на учет. Указанной статьей предусматривается также и возможность принятия бесхозяйной вещи во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником. Поэтому суд не может признать, что ответчик является надлежащим собственником имущества - склада и на него как на собственника может быть возложено бремя содержания данного имущества, в том числе и в части соблюдения требований о соответствии имущества его целевому назначению.

Обсуждая исковые требования прокурора в части обязания ответчика предпринять меры к постановке склада на учет в регистрационной службе, изготовить технический паспорт, обратиться с заявлением о признании права муниципальной собственности на склад, суд учитывает позицию ответчика относительно дальнейшего использования данного склада.

Так представителем ответчика по доверенности Семеновой Л.С. и допрошенным в судебном заседании главой Орловского сельского поселения Н.П.А. даны пояснения о том, что сельское поселение не имеет намерений в дальнейшем использовании данного склада для собственных нужд, поскольку какой-либо хозяйственной иной предпринимательской деятельностью, связанной с применением пестицидов и агрохимикатов, администрация сельского поселения не занимается. Хранящиеся в складе пестициды подлежат утилизации, поскольку они пришли в негодность, их использование не возможно и дальнейшее хранение нецелесообразно. Непригодные к использованию пестициды и агрохимикаты, остались после реорганизации сельскохозяйственных предприятий, были сосредоточены в одном месте именно с целью их последующей утилизации. По мнению ответчика, вопрос о возможности дальнейшего использования здания склада должны решить специалисты, которые должны дать заключение о допустимости его дальнейшего использования или о необходимости утилизации склада.

При таких обстоятельствах, суд полагает требования в части возложения на ответчика обязанности предпринять меры к постановке склада на учет в регистрационной службе, изготовить технический паспорт, обратиться с заявлением о признании права муниципальной собственности на склад, привести склад в надлежащее техническое состояние не обоснованными.

Исходя из совокупности приведенных выше выводов, суд полагает необходимым в удовлетворении иска полностью отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска прокурора Орловского района Ростовской области, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к МУ «Администрация Орловского сельского поселения» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Орловский районный суд Ростовской области в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий: