Прокурора об оспаривании действий органа местного самоуправления



№ 2-694/10

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

п. Орловский Ростовской области 10 ноября 2010 года

Орловский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего, судья - Перепелицын В.П.,

при секретаре - Джавотхановой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Орловского района Ростовской области в интересах Брусова Александра Алексеевича, к администрации Орловского сельского поселения об оспаривании действий органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой Орловского района проведена проверка исполнения администрацией Орловского сельского поселения жилищного законодательства, регулирующего порядок организации учета участников и ветеранов Великой Отечественной войны при признании их нуждающимися в жилых помещениях и постановке на учет, в ходе которой установлено следующее.

В ходе проверки установлено, что Брусов А.А. является участником Великой Отечественной войны. 01.02.2010 года Брусов А.А. обратился в Администрацию Орловского сельского поселения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. 05.02.2010 года администрацией Орловского сельского поселения издано постановление № 87 «О признании гражданина Брусова Александра Алексеевича, нуждающимся в обеспечении жилым помещением».

Брусов А.А. проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Согласно регистрационному удостоверению № от ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого дома, по адресу: <адрес> является Брусов Сергей Александрович, который является сыном Брусова А.А.

Согласно уведомлений об отсутствии сведений из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ и справки ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» в собственности Брусова А.А. жилых помещений не имеется.

Согласно копии договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Брусов А.А. продал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> гражданину Т.И.

Представленными заявителем документами подтверждается статус Брусова А.А. как участника Великой Отечественной войны, признанного нуждающимися в жилых помещениях.

Постановлением Администрации Орловского сельского поселения № 375 от 28.04.2010 года Брусов А.А. снят с квартирного учета со ссылкой на ст. 56 Жилищного кодекса РФ.

Согласно протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 24.03.2010 года участник ВОВ Брусов А.А. снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что им 25.12.2006 года было продано принадлежащее ему домовладение, расположенное по адресу: <адрес>. В соответствии с п. 12 ст. 1 Областного закона № 363-ЗС от 07.10.2005 года «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в течении 5 лет со дня совершения указанных действий.

Статьей 53 Жилищного кодекса РФ, предусматриваются последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, а именно: граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. При этом, к таковым действиям могут быть отнесены продажа жилой площади или его части, иное отчуждение жилья, незаконная регистрация или проживание новых жильцов и т.д., в том случае, если указанные действия были намеренными и имели своей целью улучшение жилищных условий.

Брусов А.А. продав жилой дом, по адресу: <адрес> и переехав для проживания в жилой дом по адресу: <адрес> не ухудшил, а несколько даже улучшил свои жилищные условия, хотя и утратил право собственности на указанный жилой дом. Сделка купли-продажи жилого дома между Брусовым А.А. и Т.И. совершена в 2006 году, то есть до издания Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны №714 от 07.05.2008 года, а заявление о постановке на учет Брусов А.А. подал в феврале 2010 года.

Таким образом, действия Брусова А.А. нельзя расценивать как намеренные и направленные на ухудшение жилищных условий, однако администрацией Орловского сельского поселения в нарушение требований ст.51 Жилищного кодекса РФ, ст. 14 Федерального закона РФ №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах», Брусов А.А. незаконно снят с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Просит:

Признать действия органа местного самоуправления - администрации Орловского сельского поселения Орловского района Ростовской области, выразившееся в снятии Брусова А.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконными.

Обязать Орловское сельское поселение восстановить Брусова А.А. в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании:

Представитель прокурора Орловского района Ростовской области, помощник прокурора Агурян А.В. требования заявления поддержала и просила их удовлетворить.

Брусов А.А. требования заявления прокурора орловского района подержал и просил их удовлетворить.

Представитель администрации Орловского сельского поселения, по доверенности Сенменова Л.С. требования заявления признала полностью.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела: заявление о принятии на учет (л.д. 6-7), постановление администрации Орловского сельского поселения № 87 от 05.02.2010 года (л.д. 8), заявление Брусова о постановке на учет (л.д. 9), выписка из правового акта органа Местного самоуправления о принятии на учет (л.д. 10), паспорт Брусова (л.д. 11-15), страховое свидетельство (л.д. 16), справка (л.д. 17), сообщение об отказе в предоставляемой информации (л.д. 18), регистрационное удостоверение (л.д. 19), договор найма жилого помещения (л.д. 20), удостоверение (л.д. 20 а), свидетельство о браке (л.д. 21), свидетельство о смерти Б.Ю. (л.д. 21а), домовая книга (л.д. 21б-23), адресная справка (л.д. 24), акт проверки жилищных условий (л.д. 25-26), акт обследования жилищных условий (л.д. 27), протокол заседания общественной комиссии (л.д. 28), постановление № 375 от 28.04.2010 года (л.д. 29), договор купли-продажи земельного участка и находящегося на нем жилого дома (л.д. 30-31), объяснение Брусова А.А. (л.дл. 32), приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со ст.ст. 14, 15 Федерального закона РФ № 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки участников и ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники и ветераны Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны № 714 от 07.05.2008 года предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».

Статьи 23.2 вышеуказанного Федерального закона определено, что порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), ветеранам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе и порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилья, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Общий порядок обеспечения жильем граждан определен ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Статьей 53 Жилищного кодекса РФ, предусматриваются последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, а именно: граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. При этом, к таковым действиям могут быть отнесены продажа жилой площади или его части, иное отчуждение жилья, незаконная регистрация или проживание новых жильцов и т.д., в том случае, если указанные действия были намеренными и имели своей целью улучшение жилищных условий.

В соответствии со ст. 5 Областного закона № 363-ЗС от 07.10.2005года «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» минимальный размер учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетная норма), исходя из которого органом местного самоуправления определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет от 6 до 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно ст. 6 указанного Областного закона минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет: … 34 до 42 квадратных метров общей площади жилого помещения - на семью из двух человек. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, определенным федеральным или областным законодательством, составляет: … 42 квадратных метра общей площади жилого помещения - на семью из 2 человек.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.

В соответствии с ч. 3 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только признание иска и принятие его судом.

Ответчики исковые требования признали полностью возражений в удовлетворении исковых требований не имеет.

На основании изложенного суд, оснований для отказа в требованиях заявителя, не находит, представителем заинтересованного лица требования заявления признаны полностью, права и интересы других лиц не нарушаются. Заявитель представил документы, подтверждающие обоснованность его требований.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования заявления прокурора Орловского района Ростовской области удовлетворить полностью.

Признать действия органа местного самоуправления - администрации Орловского сельского поселения Орловского района Ростовской области, выразившееся в снятии Брусова А.лександра Алексеевича с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконными.

2. Обязать Орловское сельское поселение восстановить Брусова Александра Алексеевича в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд, через Орловский районный суд в течение 10-ти дней с момента изготовления решения в окончательном виде.

Решение изготовлено 10.11.2010 года.

Председательствующий: