О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 15 июля 2011 года п.Орловский Орловский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Лазуревской В.Ф. с участием прокурора Надолинского И.В. при секретаре Пикаловой О.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокуратуры Орловского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц о признании решения органа местного самоуправления незаконным, У С Т А Н О В И Л: Заявление прокуратуры Орловского района обосновано тем, что по жалобе председателя Ассоциации «Живая природа степи» была проведена проверка соответствия Конституции РФ и федеральным законам РФ постановления главы Орловского района Ростовской области от 19.12.2008года «О введении на территории Орловского района форм муниципального статистического наблюдения» и постановления администрации Орловского района Ростовской области от 06.12.2010г. «О внесении изменений в постановление Главы Орловского района от 19.12.2008 года №896». В ходе проверки установлено, что постановлением главы Орловского района Ростовской области от 19.12.2008г №896 на территории Орловского района введены формы муниципального статистического наблюдения. Кроме того, данное постановление обязывает хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории района предоставлять необходимые сведения уполномоченной организации в сроки, установленные формами муниципального статистического наблюдения. Постановлением главы Орловского района Ростовской области №836 от 06.12.2010г. в постановление главы Орловского района Ростовской области №896 от 19.12.2008г. внесены изменения, приложение 1 «Перечень форм муниципального статистического наблюдения, вводимых на территории Орловского района в рамках муниципального статистического наблюдения изложено в новой редакции. Данное постановление является незаконным, содержит коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а именно нормативный правовой акт принят за пределами компетенции органа местного самоуправления в соответствии с п. «д.» ч. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Законом РФ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» установлено, что официальной статистической информацией является сводная агрегированная документированная информация о количественной стороне социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в Российской Федерации, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией. Субъектами официального статистического учета являются федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Субъекты официального статистического учета от имени Российской Федерации осуществляют правомочия обладателей официальной статистической информации, формируемой этими субъектами. Субъекты официального статистического учета являются операторами системы государственной статистики. В системе государственной статистики используются следующие виды документированной информации: официальная статистическая информация, первичные статистические данные, административные данные. Координация деятельности в сфере официального статистического учета осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти при разработке федерального плана статистических работ, подготовке предложений по его актуализации и утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению. Предоставление субъектами официального статистического учета официальной статистической информации Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации является обязательным и бесплатным. Иным федеральным органам государственной власти, а также органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, Банку России, государственным внебюджетным фондам, профсоюзным объединениям и объединениям работодателей по их письменному запросу или в соответствии с соглашением сторон об информационном взаимодействии официальная статистическая информация предоставляется субъектами официального статистического учета бесплатно. В соответствии со ст. 6 вышеуказанного Федерального закона федеральное статистическое наблюдение в зависимости от способа проведения может быть сплошным (проводится в отношении всех субъектов (объектов) изучаемой совокупности (переписи) и выборочным (проводится в отношении отдельных субъектов (объектов) изучаемой совокупности на основе представительной (репрезентативной) выборки, полно и адекватно отражающей свойства изучаемой совокупности). Способ проведения федерального статистического наблюдения определяется субъектами официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами. В соответствии с п. 5.5Постановления Правительства РФ от 02.06.2008г. № 420 «О Федеральной службе государственной статистики» федеральная служба государственной статистики утверждает формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами. Сбор первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения осуществляется путем предоставления этих данных респондентами либо путем опроса респондентов или регистрации соответствующих фактов лицами, привлекаемыми для сбора первичных статистических данных. Способ сбора первичных статистических данных определяется субъектами официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами. Согласно ст. 8 Закона РФ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и З настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами. Респонденты - граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, предоставляют субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, безвозмездно и на добровольной основе, если иное не установлено федеральными законами. Респонденты - граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности и необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе сведения, составляющие государственную тайну, и сведения, составляющие коммерческую тайну. Респонденты - субъекты малого и среднего предпринимательства предоставляют субъектам официального статистического учета первичные статистические данные в упрощенном порядке в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-Ф3 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, а именно Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008г №620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета». Согласно п. 6 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003г № 31-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также полномочиями по организации сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставлению указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 11.11.2006г №670 «О порядке предоставления органами местного самоуправления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования»). Указанным постановлением утверждены Правила, которые определяют порядок предоставления органами местного самоуправления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования. Формы федерального государственного статистического наблюдения, содержащие статистические показатели, характеризующие состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и инструкции по их заполнению, которые должны предоставляться муниципальным образованием утверждены Приказом Росстата от 22.11.2010 г №407 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за состоянием экономики и социальной сферы муниципального образования», Приказом Росстата от 20.09.2010г № 321 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за состоянием экономики и социальной сферы муниципального образования». Согласно ст.ст. 130, 132 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Предметы ведения местного самоуправления, помимо ст. 132 Конституции РФ, определены также ст. 15 Закона РФ №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Иные вопросы органы местного самоуправления вправе принимать к своему рассмотрению только в случае отнесения их к вопросам местного значения законами субъектов РФ, а наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов. Статьей 12 Закона Ростовской области №436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области», установлено, что перечни вопросов местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов определяются Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В перечни вопросов местного значения, установленных ст. 15 Федерального Закона №131 -ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для муниципальных образований отсутствуют полномочия по утверждению форм муниципального статистического наблюдения. Муниципальное образование «Орловский район» не наделено полномочиями по утверждению форм муниципального статистического наблюдения, а наделен лишь полномочиями по организации сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставлению указанных данных органам государственной власти. Полномочиями по утверждению форм федерального статистического наблюдения наделен уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, а именно - Федеральная служба Государственной статистики. Таким образом, глава Орловского района, издав указанные постановления, превысил свои полномочия, создав необоснованные административные барьеры хозяйствующим субъектам Орловского района, чем нарушает права неопределенного круга лиц. В данном случае круг лиц (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Орловского района), в отношении которых может быть нарушено право, путем незаконного возложения обязанности по предоставлению форм муниципального статистического наблюдения, не может быть определен и конкретизирован в силу объективных обстоятельств, поскольку невозможно установить и предусмотреть в отношении кого, когда и где может быть нарушено указанное право. Однако данное право, в целях его защиты требует применения мер прокурорского реагирования. Прокуратура Орловского района просит признать решения главы Орловского района Ростовской области по изданию постановления от 19.12.2008г №896 «О введении на территории Орловского района форм муниципального статистического наблюдения» и постановления №836 от 06.12.2010г «О внесении изменений в постановление Главы Орловского района от 19.12.2008 года №896» незаконными. Обязать администрацию Орловского района Ростовской области отменить постановление от 19.12.2008г №896 «О введении на территории Орловского района форм муниципального статистического наблюдения» и постановление №836 от 06.12.2010г «О внесении изменений в постановление Главы Орловского района от 19.12.2008 года №896». В судебном заседании представитель администрации Орловского района заявила ходатайство о прекращении производства по делу, обосновав его следующим. В уточненном заявлении прокуратура определила круг лиц, право которых может быть нарушено незаконным возложением обязанности по представлению форм муниципального статистического наблюдения - это индивидуальные предприниматели и юридические лица Орловского района. В соответствии с ч.3 ст. 22 ГПК РФ судам общей юрисдикции подведомственны дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, за исключением дел, отнесенных федеральным конституционным законом или федеральным законом к ведению арбитражных судов. Согласно положениям ч. 2 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если: дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ. Кроме того, ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предоставляет право прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а не прокуратуре, как единой федеральной централизованной системе органов. Прокурор возражал против прекращения производства по делу, поскольку основным доводом заявления прокуратуры является довод о том, что в постановлении Главы Орловского района имеются коррупциогенные факторы. Глава Орловского района вышел за пределы своих полномочий. Кроме того, заявление подано не только в интересах хозяйствующих субъектов, но и иных граждан, которые по смыслу постановления обязаны предоставлять статистические данные. Поэтом заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, и подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции. Изучив материалы дела, выслушав представителя прокуратуры Орловского района, представителя администрации Орловского района, суд считает, что ходатайство о прекращении производства по настоящему делу подлежит удовлетворению. В соответствии со ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 ГПК РФ. Из заявления прокуратуры Орловского района следует, что оно подано в интересах хозяйствующих субъектов (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Орловского района). В соответствии с ч. 2 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Доводы представителя прокуратуры о том, что заявление подано не только в интересах хозяйствующих субъектов, но и иных граждан, не могут быть положены в основу отказа в удовлетворении ходатайства, поскольку из постановлений главы Орловского района от 19.12.2008года «О введении на территории Орловского района форм муниципального статистического наблюдения» и от 06.12.2010г. «О внесении изменений в постановление главы Орловского района от 19.12.2008 года №896» следует, что они касаются именно хозяйствующих субъектов. Руководствуясь ст. 220 ГПК РФ, суд О П Р Е Д Е Л И Л: Производство по заявлению прокуратуры Орловского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц о признании постановлений главы Орловского района от 19.12.2008 года №896 «О введении на территории Орловского района форм муниципального статистического наблюдения» и от 06.12.2010 года №836 «О внесении изменений в постановление главы Орловского района от 19.12.2008 года №896» незаконными прекратить. Определение может быть обжаловано в Ростоблсуд в течение 10 суток. Председательствующий
В соответствии со ст. 5Федерального закона от 29.11.2007г № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета.