Решение по заявлению прокурора о признании решения органа местного самоуправления незаконным



Дело № 2-522/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 сентября 2011г.                                   пос. Орловский

Орловский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего, судьи Георгиенко Л.В.,

при секретаре Колесниковой З.К.,

с участием помощника прокурора Орловского района Ростовской области Надоинского И.В., представителя Администрации Орловского района Ростовской области по доверенности Сериковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Орловского района Ростовской области в интересах Российской Федерации о признании решения органа местного самоуправления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

06 мая 2011г. (вх.№1870) в Орловский районный суд Ростовской области поступило указанное заявление прокурора, поданное первоначально в интересах неопределенного круга лиц, впоследствии прокурор уточнил, что заявление подано в интересах Российской Федерации, обоснованное следующим.

Согласно постановлению администрации Орловского района Ростовской области №16 от 20 января 2010г. в состав земель районного фонда перераспределения был включен земельный участок №1 площадью 2359583 кв.м. (кадастровый номер ), расположенный примерно <адрес>.

Прокурор полагает данное постановление незаконным и подлежащим отмене.

По мнению прокурора, в соответствии с действующим законодательством о местном самоуправлении (ст.130, ст.132 Конституции РФ, ст.15 Закона №131-ФЗ от 06 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.12 Закона Ростовской области №436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области») орган местного самоуправления не наделен полномочиями по изданию решения о включении в состав земель районного фонда перераспределения выморочных земельных долей. Так, в соответствии со ст.1151 ГК РФ выморочное имущество (кроме жилого помещения) переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации. В связи с чем, прокурор полагает нарушенными права Российской Федерации.

Прокурор просит признать решение администрации Орловского района Ростовской области по изданию постановления №16 от 20 января 2010г. незаконным, обязать администрацию Орловского района Ростовской области отменить постановление №16 от 20 января 2010г.

В судебное заседание представитель прокуратуры Орловского района Ростовской области - помощник прокурора Надолинский И.В. явился, заявление поддерживал в полном объеме по основаниям указанным в заявлении.

Представитель органа, чье решение оспаривается - Администрации Орловского района Ростовской области - по доверенности Серикова О.В. в судебное заседание явилась, против заявления прокурора возражала по следующим основаниям.

Образование земельного участка в счет невостребованных земельных долей регулировалось ст.13 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в редакции до 01 июля 2011г., к невостребованным земельным долям относились земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех лет. Указанный в постановление №16 земельный участок был сформирован в счет невостребованных земельных долей умерших граждан, на основании протокола общего собрания участников общей долевой собственности на землю на территории СПК «<данные изъяты>» и на основании постановления администрации <данные изъяты> сельского поселения. Выморочным считается имущество, если отсутствуют наследники по закону и по завещанию, либо никто из них не имеет права наследовать, либо никто из них не принял наследства, либо если все отказались от наследства и т.д. Выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Свидетельство о праве на наследство на выморочное имущество выдается представителю федерального органа исполнительной власти, уполномоченного принимать такое имущество в порядке наследования. Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, выморочное имущество, включая земельные участки (кроме земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения) уполномочено принимать указанное агентство. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, являющиеся выморочным имуществом, поступают в фонд перераспределения земель согласно ст.80 ЗК РФ. В соответствии с ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Серикова О.В. просила в удовлетворении заявления прокурора отказать.

Заинтересованные лица: Гришин И.М., Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального Управления по Ростовской области, Администрация (Правительство) Ростовской области в лице Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций и индивидуальный предприниматель глава КФХ Терегеря Ю.И. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены.

В силу ч.2 ст.257 ГПК РФ, неявка указанных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Выслушав участников процесса, проверив и оценив имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к нижеследующим выводам.

На основании ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном гл.25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия названные в ст.255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Прокурор обратился с заявлением в интересах Российской Федерации, ссылаясь на то, что оспариваемым постановлением нарушены права Российской Федерации.

Данный довод прокурора не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и подлежит отклонению по следующим основаниям.

Из заявления прокурора следует, что земельный участок №1 площадью 2359583кв.м.(кадастровый номер ), расположенный примерно в <адрес> является выморочным имуществом, то есть был выделен в счет земельных долей умерших граждан и подлежал передаче в собственность Российской Федерации.

Вместе с тем, как видно из приложенного к заявлению протокола от 06 октября 2007г. общего собрания участников долевой собственности на земельные участки, находящиеся на территории СПК «<данные изъяты>» (на л.д.10-16), решением указанного собрания определено, что невостребованные земельные доли находятся в следующих контурах:

- поле №8, площадью 81,1га. примерно <адрес>;

- поле №9, площадью 72,4га. примерно <адрес>

- поле №37, площадью 129,3га. примерно <адрес>;

- поле №38, площадью 63,1га. примерно в <адрес>;

- поле №39, площадью 77га. примерно в <адрес>.

То есть, ни один из указанных в протоколе земельных участков по площади, месторасположению (адресу) не соответствует земельному участку, указанному в оспариваемом постановлении.

Кроме того, к заявлению приобщен фрагмент газеты «<данные изъяты>» (на л.д.17), в которой опубликовано объявление о наличии на территории земель СПК «<данные изъяты>» невостребованных земель, однако данное объявление датировано 11 апреля 2006г., то есть до даты проведения общего собрания участников долевой собственности на земельные участки, находящиеся на территории СПК «<данные изъяты>» - 06 октября 2007г.

Согласно постановлению главы Красноармейского сельского поселения Орловского района Ростовской области №21 от 18 февраля 2009г. (на л.д.18), из ранее созданных земельных участков из невостребованных земельных долей выделены земельные участки: №1- невостребованные земельные доли; №2 - земельные доли в счет выморочного имущества.

Как видно из землеустроительного дела (на л.д.19-31), 03 декабря 2007г. произведено межевание земельных участков: №1, примерно <адрес> площадью 61га.; №2 примерно 7,1 км. на юго-восток от х. Русский площадью 264,6га.

То есть, указанный в постановлении №21 от 18 февраля 2009г. земельный участок №2 - выморочное имущество, по площади, месторасположению (адресу) не соответствует земельному участку, указанному в оспариваемом постановлении.

Таким образом, суд не может принять доводы заявителя о том, что в собственность Российской Федерации как выморочное имущество подлежал передаче именно конкретный земельный участок, упомянутый в оспариваемом постановлении.

Кроме того, судом учитывается следующее.

Согласно ст.80 ЗК РФ, в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.

В редакции указанной статьи, действовавшей на момент издания оспариваемого постановления (до 29 декабря 2010г.), фонд перераспределения земель формировался за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:

1) при добровольном отказе от земельного участка;

2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;

3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу ч.3 ст.1151 ГК РФ, порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

Однако, до сих пор указанный в п.3 ст.1151 ГК РФ закон, который призван регламентировать такую передачу, не принят.

Нормы третьей части ГК РФ не содержат ответ на вопрос о том, какие конкретно органы должны участвовать от имени Российской Федерации в наследственных правоотношениях.

На основании ст.125,ст.214 ГК РФ от имени Российской Федерации своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности (в том числе выступать в суде) могут органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

27 ноября 2004г. Правительством РФ принято Постановление №691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом», которым утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом. В соответствии с п.5.30 данного Положения Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, включая земельные участки (кроме земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения), акции (доли, паи) в уставном (складочном) капитале коммерческих организаций.

В отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, согласно пп.2 п.2 ст.80 ЗК РФ такие участки поступают в фонд перераспределения земель.

Свидетельство о праве на наследство на выморочное имущество выдается только представителю федерального органа исполнительной власти, уполномоченного принимать такое имущество в порядке наследования. Выморочное имущество, включая земельные участки (кроме земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения), акции (доли, паи) в уставном (складочном) капитале коммерческих организаций уполномочено принимать Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (см. пункт 5.30 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом). Согласно статье 80 (пп. 2 п. 2) Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, являющиеся выморочным имуществом, поступают в фонд перераспределения земель (гл.2, «Методические рекомендации по оформлению наследственных прав» (утв. Решением Правления ФНП от 27 - 28.02.2007, Протокол №02/07).

Суд полагает необоснованными доводы заявления прокурора о том, что администрация Орловского района не наделена полномочиями по изданию решения о включении в состав земель фонда перераспределения выморочных земельных долей по следующим основаниям.

Согласно п. 10 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» №137-ФЗ от 25 октября 2001г., распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, к числу которых относится и администрация Орловского района Ростовской области.

Изъятия из этого общего правила могут быть установлены законодательством. С учетом понятия земельного законодательства, которое дается в статье 2 ЗК РФ, к земельному законодательству относятся: Земельный кодекс РФ, федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации.

То есть, администрация Орловского района могла быть лишена полномочий по распоряжению спорным земельным участком только на основании ЗК РФ, иного федерального закона либо закона Ростовской области. Однако, ни в ЗК РФ, ни в иных федеральных или областных законах каких-либо положений, ограничивающих полномочия муниципальных органов по распоряжению землями, входящими в фонды перераспределения земель сельскохозяйственного назначения не имеется.

Поскольку на какие-либо законодательные акты, содержащие ограничения полномочий администрации района в этой части прокурор не ссылается, следует прийти к выводу, что подобные ограничения не предусмотрены законодательством.

На основании ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06 октября 2003г. к вопросам местного значения поселений отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселений.

На основании ст.50 указанного в предыдущем абзаце Закона - в собственности поселения могут находиться земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности в соответствии с федеральными законами.

На основании указанного выше абзаца 2 ч.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» №137-ФЗ от 25 октября 2001г. законодательством может быть предусмотрено иное распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, осуществляемое не в пределах полномочий органов местного самоуправления.

Таким образом, полномочия, установленные абзацем 2 ч.10 ст.3 Федерального закона №137-ФЗ, будут осуществляться органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено данное поселение, только в период до разграничения государственной собственности на землю.

При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований полагать, что оспариваемым постановлением о включении земельного участка в состав земель фонда перераспределения были нарушены права Российской Федерации на данный земельный участок, а также, что указанное постановление было издано администрацией Орловского района с превышением полномочий.

По смыслу ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы,

В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Таким образом, основанием для принятия судом решения о признании незаконным решения органа местного самоуправления (в данном случае оспариваемого постановления) должно быть установлено одновременно несоответствие данного решения закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов субъекта (Российской Федерации), в защиту интересов которого обратился прокурор.

При рассмотрении настоящего заявления, указанных в предыдущем абзаце оснований не установлено.

В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГКПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления прокурора Орловского района Ростовской области в интересах Российской Федерации о признании решения органа местного самоуправления незаконным отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Орловский районный суд Ростовской области в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 29 сентября 2011г.

Председательствующий: