По иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора об обязании устранения нарушений законов об охране окружающей среды и безопасности гидротехнических сооружений



                                                                                 Дело №2-567\11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 октября 2011 года п. Орловский Ростовской области

                                           

     Орловский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Лазуревской В.Ф.,

с участием прокурора                      Сакун С.С.

при секретаре                Алентьева Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации Донского сельского поселения Орловского района Ростовской области об обязании устранения нарушений законов об охране окружающей среды и безопасности гидротехнических сооружений
                                                        УСТАНОВИЛ:

      Исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора обоснованы тем, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение задания Генеральной прокуратуры РФ о необходимости усиления надзора и активизации работы в сфере безопасности гидротехнических сооружений проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений администрацией Донского сельского поселения Орловского района.

           Проверкой установлено, что на балансе администрации Донского сельского поселения находится гидротехническое сооружение: насыпная плотина, протяженностью 150 метров, расположенная по адресу: ............

............. Плотина принята на баланс сельского поселения согласно акту от 00.00.0000 «О приеме-передаче имущества муниципальной собственности муниципального образования «Орловский район» в муниципальную собственность Донского сельского поселения», и постановлению главы Донского сельского поселения от 00.00.0000 «О принятии имущества в муниципальную собственность Донского сельского поселения». Плотина принята в муниципальную собственностью Донского сельского поселения в соответствии с Областным законом о внесении изменений в областной закон «О местном самоуправлении в Ростовской области» от 12.01.2007г.

        Право собственности на данное гидротехнические сооружения (далее - ГТС) не зарегистрировано.

       На ГТС заведена учетная карточка инвентаризации .

       Нижне-Донским управлением Ростехнадзора 00.00.0000 проведена проверка в отношении Администрации Донского сельского поселения. Согласно акту проверки от 00.00.0000 в деятельности Администрации Донского сельского поселения выявлен ряд нарушений требований законодательства о безопасности ГТС, а именно

- в нарушение ст. ст. 3, 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ « О безопасности гидротехнических сооружений» Администрацией Донского сельского поселения не разработаны и не утверждены Ростехнадзором критерии безопасности ГТС, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский;

- в нарушение ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «С безопасности     гидротехнических     сооружений»     не разработана техническая документация ГТС, находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский);

- в нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» не разработана система контроля за состоянием ГТС, находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский;

- в нарушение ст. 15 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский, не застрахован.

       По результатам проведенной проверки Нижнее-Донским управлением Ростехнадзора 00.00.0000 главе администрации Донского сельского поселения внесено предписание

об устранении указанных выше нарушений. Срок исполнения предписания 00.00.0000 и 00.00.0000.

       Кроме этого, администрация Донского сельского поселения по постановлению Ростехнадзора от 00.00.0000 привлечена к административной ответственности по ст. 9.2 КоАП РФ, назначен штраф в размере 20 000 рублей.

        В ходе проведения данной проверки установлено, что администрация Донского сельского поселения условия предписания в срок выполнены не по причине отсутствия денежных средств, срок выполнения требований предписания Ростехнадзором не продлевался. Кроме этого, установлено, что:

-в нарушение ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О
безопасности гидротехнических сооружений» гидротехническое сооружение,
находящееся     на     балансе     администрации     Донского     сельского     поселения, не внесено в Российский регистр гидротехнических сооружений;

-в нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О
безопасности гидротехнических сооружений» не организована эксплуатация вышеуказанной ГТС, не обеспечена соответствующая нормам и правилам квалификация работников;

- в нарушение п. 3 Правил определения величины финансового обеспечения
гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии
гидротехнического сооружения, утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 18.12.2001г № 876 не произведен и не согласован в
установленном порядке расчет вероятного вреда, который может быть причинен
жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в
результате аварии ГТС, находящегося на балансе администрации Донского
сельского поселения (расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский);

- в нарушение п. 5 Правил определения величины финансового обеспечения
гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии
гидротехнического сооружения, утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 18.12.2001 № 876 администрацией Донского сельского
поселения в Ростехнадзор не представлен расчет вероятного вреда, который может
быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и
юридических лиц в результате аварии вышеуказанного ГТС с целью определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС.

      Статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации. К числу основных обязанностей относятся: обеспечение соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации; обеспечение контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения; обеспечение проведения регулярных обследований гидротехнического сооружения; осуществление по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения региональные органы надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления и др.

      Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

        В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

При проведении проверки администрацией Донского сельского поселения Орловского района не представлены доказательства, свидетельствующие об обязанностях иных лиц нести ответственность за содержание ГТС.

        В соответствии со ст. ст. 9,139,140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

        Чрезвычайная ситуация, в соответствии со ст. 1 Закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасной природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могу повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

       Более того, в Законе РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» под имуществом физических и юридически лиц, вред которому может быть причинен в случае аварии ГТС в том числе подразумеваются земли сельскохозяйственного назначения, имеющие приоритетное значение в охране земель, естественная среда обитания диких животных, охраняемая законодательством об охране животного мира, а также естественные экосистемы, являющиеся первоочередными объектами охраны окружающей среды.

       В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды» компонентами природной среды являются, в том числе поверхностные и подземные воды. Согласно п.6 той же статье природно-антропогенный объект - это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

       Благоприятная окружающая среда - это окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

       Все выше перечисленное указывает на наличие нарушений со стороны администрации Донского сельского поселения, выразившихся в бездействии, основных принципов охраны окружающей среды, установленных в ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, сохранение биологического разнообразия, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

        Таким образом, с целью предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации, недопущения нарушения прав граждан и законодательства об охране окружающей среды, администрация Донского сельского поселения обязана выполнять обязанности собственника ГТС- устранить вышеуказанные нарушения закона.

         Невыполнение администрацией Донского сельского поселения обязанностей по обеспечению безопасности ГТС может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, причинение вреда окружающей среде, жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что в свою очередь влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также нарушает интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, недопущения угрозы возникновения чрезвычайной ситуации.

    Ссылаясь на ст. 45 ГПК РФ, Закон РФ «О безопасности гидротехнических сооружений прокурор просил обязать администрацию Донского сельского поселения Орловского района в течение 6 месяцев устранить выявленные нарушения законов об охране окружающей среды и безопасности гидротехнических сооружений путем выполнения следующих действий:

-обратиться в территориальный отдел Управления Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области для
регистрации      права      собственности      на      гидротехническое      сооружение,
расположенное на северо-западной окраине х. Ребричанский;

-разработать технический паспорт гидротехнического сооружения,
находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения,
расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский;

-произвести и согласовать в установленном порядке расчет вероятного
вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу
физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения,
находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения,
расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский;

- определить величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский;

-разработать и утвердить в Нижне-Донском Управлении Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору критерии

безопасности гидротехнического сооружения, находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский;

- застраховать риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский;

- внести в Российский регистр гидротехнических     сооружений гидротехнического сооружения, находящегося на балансе администрации Дон сельского поселения, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский:

организовывать     эксплуатацию     гидротехнического     сооружения находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский, и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников администрации Донского сельского поселения по эксплуатации гидротехнических сооружений.
       Прокурор Орловского района, действующий на основании поручения Ростовского межрайонного природоохранного прокурора от 25.07.2011г. в судебном заседании настаивал на доводах, изложенных в исковом заявлении, просил иск Ростовского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Представитель администрации Донского сельского поселения исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора не признала, пояснила, что вышеуказанная плотина, действительно, находится на балансе Донского сельского поселения, вместе с тем она не представляет собою угрозы для хуторов Донской и Ребричанский и их жителей в случае ее прорыва, поскольку плотина находится по уровню ниже, чем эти хутора, поэтому их подтопление невозможно. Кроме того, у плотины есть обводной канал. В настоящее время балочный пруд, на котором устроена плотина, практически высох, в связи с чем, и по этой причине прорыв плотины невозможен. К тому же постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2011года постановление Сальского территориального отдела по энергетическому надзору Нижне-Донского управления Ростехнадзора от 02.11.2010года о привлечении МУ «Администрация Донского сельского поселения» к административной ответственности по ст. 9.2 КАП РФ признано незаконным и отменено. Предметом разбирательства арбитражного суда были те же требования Нижне-Донского управления Ростехнадзора. На изготовление технической документации и государственную регистрацию права собственности необходимы средства, но у сельского поселения они отсутствуют, но поскольку плотина находится на балансе поселения, администрация следит за ее состоянием. Отсутствие регистрации права ничьих прав не нарушает.

      Представитель Нижне-Донского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Нижне-Донского управления Ростехнадзора.

     Изучив материалы дела, выслушав прокурора, главу администрации Донского сельского поселения Орловского района, суд считает, что иск Ростовского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворению не подлежит.

     В соответствии со ст.61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

      В соответствии со ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

    В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

     Как следует из искового заявления, ходе проверки исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений администрацией Донского сельского поселения Орловского района выявлены нарушения администрацией Донского сельского поселения Орловского района требований ст.ст. 9, 10, 15 закона № 117-ФЗ

«О безопасности гидротехнических сооружений» при эксплуатации ГСТ. Прокурор просил обязать администрацию Донского сельского поселения Орловского района в течение 6 месяцев устранить выявленные нарушения законов об охране окружающей среды и безопасности гидротехнических сооружений путем выполнения следующих действий:

-обратиться в территориальный отдел Управления Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области для
регистрации      права      собственности      на      гидротехническое      сооружение,
расположенное на северо-западной окраине х. Ребричанский;

-разработать технический паспорт гидротехнического сооружения,
находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения,
расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский;

-произвести и согласовать в установленном порядке расчет вероятного
вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу
физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения,
находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения,
расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский;

- определить величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский;

-разработать и утвердить в Нижне-Донском Управлении Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору критерии

безопасности гидротехнического сооружения, находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский;

- застраховать риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский;

- внести в Российский регистр гидротехнических     сооружений гидротехнического сооружения, находящегося на балансе администрации Дон сельского поселения, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский:

организовывать     эксплуатацию     гидротехнического     сооружения находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский, и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников администрации Донского сельского поселения по эксплуатации гидротехнических сооружений.
      В соотвествии с постановлением о назначении административного наказания МУ

« Администрация Донского сельского поселения» привлечена к ответственности за то, что не произведен и не согласован в установленном порядке расчет вероятного
вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу
физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения,
находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения,
расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский;

- не определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский;

- не разработана и утверждена в Нижне-Донском Управлении Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору критерии

безопасности гидротехнического сооружения, находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский;

- не застрахован риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский;

- не внесено в Российский регистр гидротехнических     сооружений гидротехническое сооружение, находящееся на балансе администрации Донского сельского поселения, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский:

- не организована     эксплуатация     гидротехнического     сооружения находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский, и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников администрации Донского сельского поселения по эксплуатации гидротехнических сооружений.
      В соотвествии с постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2011года постановление Сальского территориального отдела по энергетическому надзору Нижне-Донского управления Ростехнадзора от 02.11.2010года о привлечении МУ «Администрация Донского сельского поселения» к административной ответственности по ст. 9.2 КАП РФ признано незаконным и отменено. Следует отметить, что Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился с настоящим иском в суд после вынесения постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда 28.07.2011года.

     Таким образом, в соответствии со ст. 61 ГПК РФ в указанной части требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворению не подлежат по основаниям, указанным в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2011года.

     Что касается требований о государственной регистрации права     собственности      на      гидротехническое      сооружение, расположенное на северо-западной окраине х. Ребричанский и разработке технического паспорта на указанное гидротехническое сооружение, по мнению суда, и в этой части требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора не подлежат удовлетворению. Представитель администрации Донского сельского поселения пояснила, что спорная плотина находится на балансе Донского сельского поселения, которое занимается ее обслуживанием. В исковом заявлении Ростовского межрайонного природоохранного прокурора не указано, каким образом отсутствие технической документации на спорную плотину и государственной регистрации права собственности на нее нарушают права, свободы, законные интересы неопределного круга лиц и интересов Российской Федерации. Не указано это и в пояснениях прокурора Орловского района в судебном заседании.

      Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                                          РЕШИЛ:

      Ростовскому межрайонному природоохранному прокурору в иске к администрации Донского сельского поселения Орловского района Ростовской области отказать.
       Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 суток.

       Решение в окончательной форме изготовлено 21 октября 2011года.

       Председательствующий