Дело № 2-675/2011 РЕШЕНИЕ п. Орловский Ростовской области 06 декабря 2011 года Орловский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего, судьи Блинова И.В., помощника прокурора Орловского района Погосян А.С., при секретаре Черноивановой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Орловского района Ростовской области в интересах несовершеннолетних воспитанников МДОУ детский сад №7 «Солнышко» к администрации муниципального образования Орловского района, муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №7 «Солнышко» о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Орловского района Ростовской области в интересах несовершеннолетних воспитанников МДОУ детский сад №7 «Солнышко» обратился в Орловский районный суд Ростовской области с исковым заявлением от 25 октября 2011 года к администрации муниципального образования Орловского района, муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №7 «Солнышко» о понуждении к совершению действий, обосновав его следующим. При проведении проверки отделением государственного пожарного надзора Орловского района пожарно-технического состояния, было установлено, что на территории муниципального образования Орловский район находится муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Солнышко», в котором выявлены нарушения следующих требований законодательства. В нарушение п.40 ППБ 01-03, в подвале хранятся пожароопасные материалы (уголь). В нарушение п.3 ППБ 01-03; п.8.4 СНиП 21-01-97*, выход на чердак осуществляется через деревянный люк. В нарушение п.п. 3,61 ППБ 01-03; п.5.12. ППБ101-89, эвакуационные выходы из помещения (с массовым пребыванием людей) актового зала не обозначены световыми указателями с надписью «Выход» белого цвета на зеленом фоне, подключенными к сети аварийного или эвакуационного освещения здания. В нарушение п. 3 ППБ 01-03; п.14 НПБ 110-03, отсутствуют технические средства автоматической установки пожарной сигнализации в помещениях подвального этажа (котельной, склад угля, продуктовый склад). В нарушение п. 12 НПБ 110-03, пожарная автоматика, установленная в здании детского сада не оборудована радиотелекоммуникационной системой передачи сигнала о пожаре на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы. В нарушение п. 33 ППБ 01-03 для всех производственных (котельной, пищеблок) и складских (кладовых) помещений не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее - ПУЭ), которые надлежит обозначать на дверях помещений. В нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 8.2 СНиП 41-01-2003, отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре из подвального этажа. В нарушение п. 3 ППБ 01-03; п. 1.10 СНиП 2-35-76, в подвальном помещении устроена автономная котельная. В нарушение СНиП 2-04-84* п. 2.13 табл. 6; п. 8.16; п. 9.30, не обеспечено необходимое количество воды на нужды пожаротушения от источников наружного противопожарного водоснабжения. В нарушение п. 3 ППБ 01-03; п. 2.1.21 ППБ 101-89; п.6.25* СНиП 21-01-97*, на путях эвакуации для отделки, окраски стен и ступеней лестничных маршей стен, полов применяются горючие материалы. В нарушение п. 3 ППБ 01-03; п. 2.1.11 ППБ 101-89, двери лестничных клеток не имеют уплотнения в притворах и не оборудованы устройствами для самозакрывания. В нарушение п. 3 ППБ 01-03; п. 10.1 МДС 21-1.98, п. 7.12* СНиП 21-01-97* деревянные конструкции покрытия на входе в подвальный этаж со стороны котельной, продуктового склада не подвергнуты огнезащитной обработке. В нарушение п. 5.16. ППБ 101-89, драпировка, применяемая в актовом зале не подвергнута обработке огнезащитными составами. В нарушение п.п. 3; 57 ППБ 01-03; п. 7.1.55. ПУЭ, над выходом (снаружи) из пищеблока, котельной, продуктового склада здания детского сада отсутствуют светильники. В нарушение п.п. 3, 53 ППБ 01-03; п. 6.28 СНиП 21-01-97*, на лестницах ведущих в подвал (котельную, продуктовый склад) отсутствуют перила. В нарушение п.п. 1, 5, 7 ст.2 ФЗ РФ «О противодействии терроризму», ч.1 ст.51 ФЗ «Об образовании», ст.37 ФЗ «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.94, ст.4 Федерального Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» должностными лицами МДОУ ДС №7 "Солнышко" должным образом не осуществляются меры по обеспечению антитеррористической безопасности. Выявленные в ходе проверки нарушения препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, а также своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в зоне действия пожара, взрыва и последствий террористического акта. Таким образом, в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью людей и в целях исполнения ППБ 01-03 данные нарушения должны быть устранены. Статьей 1 ППБ 01-03 Правил пожарной безопасности установлено, что требования пожарной безопасности - это обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии со ст.ст. 32, 39, 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами требованиями, осуществляемые в пределах финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: 1) невыполнение функций, отнесенных к компетенции; 2) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением, в порядке, определяемом законом. Согласно п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.31 Федерального Закона «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относятся к полномочиям муниципальных районов. Прокурор просит обязать ответчиков в течение 6 месяцев после вступления в законную силу решения суда в полном объеме исполнить комплекс мер пожарной безопасности, а именно обязать Администрацию муниципального образования Орловского района, юридический адрес: <адрес> <адрес>, выделить денежные средства в необходимой сумме для устранения нарушений антитеррористической безопасности в сфере пожарной безопасности, а Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский са<адрес> «Солнышко», расположенное по адресу: <адрес>, устранить следующие нарушения: - для производственных и складских помещений в здании детского сада определить категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (ПУЭ); обозначить на дверях категории всех помещений производственного и складского назначения; - заполнение проемов чердачного помещения выполнить противопожарными люками 2-го типа размером не менее 0,6х0,8м; - выполнить систему вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре из подвального этажа; - вывести котельную из подвального помещения в отдельную пристройку; - обеспечить необходимое количество воды на нужды пожаротушения от источников наружного противопожарного водоснабжения; - демонтировать отделку, окраску стен, полов, ступеней лестничных маршей на путях эвакуации, выполненную из горючего материала; - двери лестничных клеток выполнить с уплотнениями в притворах и оборудовать устройствами для самозакрывания; - в помещениях подвального этажа (котельной, продуктовом складе) установить технические средства автоматической установки пожарной сигнализации; - пожарную автоматику, установленную в здании детского сада оборудовать радиотелекоммуникационной системой передачи сигнала о пожаре на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы; - деревянные конструкции покрытий на входе в подвал (продуктовый склад, котельной) подвергнуть огнезащитной обработке; - эвакуационные выходы из помещения актового зала обозначить световыми указателями с надписью «Выход» белого цвета на зеленом фоне, подключенными к сети аварийного или эвакуационного освещения здания, при наличии людей в помещениях световые указатели должны быть во включенном состоянии. - драпировку, применяемую в актовом зале подвергнуть обработке огнезащитными составами; - произвести монтаж светильников над выходами (снаружи) из пищеблока, котельной, продуктового склада здания детского сада; - на всех лестницах ведущих в подвальный этаж (котельную, продуктовый склад) выполнить перила высотой не более 0,8 м. В судебном заседании прокурор Погосян А.С. отказался от части исковых требований, окончательно сформулировав их следующим образом и которые просил удовлетворить: обязать администрацию муниципального образования Орловского района, муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Солнышко» в течение 6 месяцев после вступления в законную силу решения суда исполнить комплекс мер пожарной безопасности, а именно: - для производственных и складских помещений в здании детского сада определить категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (ПУЭ); обозначить на дверях категории всех помещений производственного и складского назначения; -заполнение проемов чердачного помещения выполнить противопожарными люками 2-го типа размером не менее 0,6х0,8м; - выполнить систему вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре из подвального этажа; - обеспечить необходимое количество воды на нужды пожаротушения от источников наружного противопожарного водоснабжения; - демонтировать отделку, окраску стен, полов, ступеней лестничных маршей на путях эвакуации, выполненную из горючего материала; - двери лестничных клеток выполнить с уплотнениями в притворах и оборудовать устройствами для самозакрывания; - в помещениях подвального этажа (котельной, продуктовом складе) установить технические средства автоматической установки пожарной сигнализации; - пожарную автоматику, установленную в здании детского сада оборудовать радиотелекоммуникационной системой передачи сигнала о пожаре на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы; - деревянные конструкции покрытий на входе в подвал (продуктовый склад, котельной) подвергнуть огнезащитной обработке; - эвакуационные выходы из помещения актового зала обозначить световыми указателями с надписью «Выход» белого цвета на зеленом фоне, подключенными к сети аварийного или эвакуационного освещения здания, при наличии людей в помещениях световые указатели должны быть во включенном состоянии; - драпировку, применяемую в актовом зале подвергнуть обработке огнезащитными составами; - произвести монтаж светильников над выходами (снаружи) из пищеблока, котельной, продуктового склада здания детского сада; - на всех лестницах ведущих в подвальный этаж (котельную, продуктовый склад) выполнить перила высотой не более 0,8 м. Представитель ответчика муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №7 «Солнышко» Лысенко В.В. в судебном заседании исковые требования признала частично и пояснила суду, что часть нарушений устранено, а именно: - для производственных и складских помещений в здании детского сада определены категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (ПУЭ); обозначены на дверях категории всех помещений производственного и складского назначения; - заполнение проемов чердачного помещения выполнено, противопожарными люками 2-го типа размером не менее 0,6х0,8м; - обеспечено необходимое количество воды на нужды пожаротушения от источников наружного противопожарного водоснабжения; - демонтирована отделка, окраска стен, полов, ступеней лестничных маршей на путях эвакуации, которая была выполнена из горючего материала; - в помещениях подвального этажа (котельной, продуктовом складе) в настоящее время устанавливаются технические средства автоматической установки пожарной сигнализации; - деревянные конструкции покрытий на входе в подвал (продуктовый склад, котельной) подвергнуты, но в настоящее время не в полном объеме огнезащитной обработке; - эвакуационные выходы из помещения актового зала обозначены световыми указателями с надписью «Выход» белого цвета на зеленом фоне. Остальные требования, указанные в иске будут выполнены в ближайшее время. В настоящее судебное заседание доказательств того, что указанные пункты выполнены она представить не может, это можно осмотреть на месте, но иск по всем позициям кроме пункта по вынесения котельной, так как почти все выполнено она признает, так как в случае малейшего возгорания она будет нести ответственность, а дети могут пострадать даже от дыма. Не может быть выполнен пункт по вынесение котельной из подвального помещения, так как это очень трудоемкая работа и требует больших затрат денежных средств, которых у детсада нет. Котельная на их взгляд безопасна, так как там паровое отопление. Дети там не находятся, поэтому никакой угрозы для них нет. Представитель ответчика администрации муниципального образования Орловского района по доверенности Михайлюк Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям изложенным в отзыве из которого следует, что в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета относится к вопросам местного значения муниципального района. Согласно части 3 статьи 52 данного закона формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Перечень бюджетных полномочий муниципального образования закреплен в статье 9 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии со статьей 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В статье 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. Считает, требование прокурора Орловского района в части обязании Администрации Орловского района выделить денежные средства в необходимой сумме для устранения нарушений пожарной безопасности является ограничением права органов местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, в пределах предоставленных законодательством полномочий. Свидетель Г.В. показал, что он работает начальником госпожарнадзора, котельная угрозы жизни и здоровью не несет, так как отопление производится паром и в котельной дети не находятся. Остальные пункты необходимо выполнить. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела: свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на учет, устав, распоряжение, акт проверки, предписание, протокол об административном правонарушении, протокол о временном запрете деятельности, определение, постановление, приходит к следующему выводу. В соответствии со ст. 196 ч. 3 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Судом установлено, что в Детском саду № «Солнышко» допущены указанные выше нарушения Правил пожарной безопасности, которые могут привести к гибели или повреждению здоровья детей. Суд считает указанные обстоятельства установленными, так как например отсутствие противодымной вентиляции, не обработка деревянных поверхностей, драпировки в актовом зале, огнезащитным составом, может привести к возгоранию во время утренника, мероприятий по встрече Нового года и т.д. Суд считает установленным и не подлежащим доказыванию факт, что в детском саду Правила пожарной безопасности должны соблюдаться неукоснительно. Суд учитывает мнение заведующей детсада, фактически полностью признавшей иск, что дети могут пострадать и от дыма. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" дается характеристика и раскрывается содержание системы обеспечения пожарной безопасности, из содержания которого следует, что такая система представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Силы и средства системы обеспечения пожарной безопасности - это все материально-технические средства, предназначенные для непосредственной ликвидации пожаров. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Среди основных функций системы обеспечения пожарной безопасности следует отметить создание пожарной охраны и организацию ее деятельности. Нормами пожарной безопасности (НПБ-110-03 и НПБ 104-03), утвержденными приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС РФ) соответственно за N 315 от 18 июня 2003 года и N 323 от 20 июня 2003 года и зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июня 2003 года за N 4836 и N 4837, которые направлены на обеспечение исполнения Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", предусмотрена защита зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации АУПС и СОУЭ в качестве средств пожарной безопасности. Исковые требования Орловского районного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, заявлены в соответствии с частью первой статьи 45 ГПК РФ. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Полномочия прокурора на предъявление указанных исковых требований вытекают и из пункта 7 статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2.202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которой в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. В соответствии с абз. пятым статьи 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. В силу ст. ст. 139, 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. С учетом данных требований закона суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению и ответчики обязаны обеспечить безопасность детей. Руководствуясь ст. ст. 194 - 197 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Орловского района, муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Солнышко» в течение 6 месяцев после вступления в законную силу решения суда исполнить комплекс мер пожарной безопасности, а именно: - для производственных и складских помещений в здании детского сада определить категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (ПУЭ); обозначить на дверях категории всех помещений производственного и складского назначения; -заполнение проемов чердачного помещения выполнить противопожарными люками 2-го типа размером не менее 0,6х0,8м; - выполнить систему вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре из подвального этажа; - обеспечить необходимое количество воды на нужды пожаротушения от источников наружного противопожарного водоснабжения; - демонтировать отделку, окраску стен, полов, ступеней лестничных маршей на путях эвакуации, выполненную из горючего материала; - двери лестничных клеток выполнить с уплотнениями в притворах и оборудовать устройствами для самозакрывания; - в помещениях подвального этажа (котельной, продуктовом складе) установить технические средства автоматической установки пожарной сигнализации; - пожарную автоматику, установленную в здании детского сада оборудовать радиотелекоммуникационной системой передачи сигнала о пожаре на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы; - деревянные конструкции покрытий на входе в подвал (продуктовый склад, котельной) подвергнуть огнезащитной обработке; - эвакуационные выходы из помещения актового зала обозначить световыми указателями с надписью «Выход» белого цвета на зеленом фоне, подключенными к сети аварийного или эвакуационного освещения здания, при наличии людей в помещениях световые указатели должны быть во включенном состоянии; - драпировку, применяемую в актовом зале подвергнуть обработке огнезащитными составами; - произвести монтаж светильников над выходами (снаружи) из пищеблока, котельной, продуктового склада здания детского сада; - на всех лестницах ведущих в подвальный этаж (котельную, продуктовый склад) выполнить перила высотой не более 0,8 м. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней, со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 11 декабря 2011 года. Председательствующий: