Дело № 2-696/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Орловский Ростовской области 13 декабря 2011 года Орловский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего, судьи Блинова И.В., помощника прокурора Орловского района Погосян А.С., при секретаре Черноивановой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Орловского района Ростовской области в интересах несовершеннолетних воспитанников МДОУ детский сад № 6 к администрации муниципального образования Орловского района, муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №6 о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Орловского района Ростовской области в интересах несовершеннолетних воспитанников МДОУ детский сад № 6 обратился в Орловский районный суд Ростовской области с исковым заявлением от 27 октября 2011 года к администрации муниципального образования Орловского района, муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №6 о понуждении к совершению действий, обосновав его следующим. В ходе проверки в октябре 2011 года деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №6, расположенного по адресу: <адрес> выявлены нарушения законодательства. В нарушение п. 33 Правил пожарной безопасности 01-03 для всех вспомогательных помещений не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок. В нарушение п.36 ППБ 01-03 деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом. В нарушение п. 27 ППБ 01-03 территория МДОУ ДС №6 не обеспечена наружным освещением для быстрого нахождения мест размещения пожарного инвентаря, к входам и подъездам к зданиям. В нарушение п. 15 ППБ 01-03 по предприятию не определен порядок и срок обучения по пожарно- техническому минимуму. В нарушение п. 90 ППБ 01-03 у водоема, а также по направлению движения к нему не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), указывающие расстояние до водоисточника. В нарушение п. 94 ППБ 01-03 возле водоема не устроен подъезд с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В нарушение п.п. 1, 5, 7 ст.2 ФЗ РФ «О противодействии терроризму», ч.1 ст.51 ФЗ «Об образовании», ст.37 ФЗ «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.94, ст.4 Федерального Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» должностными лицами МДОУ ДС №6 должным образом не осуществляются меры по обеспечению антитеррористической безопасности. Невыполнение данного комплекса противопожарных мероприятий угрожает нарушением прав воспитанников, находящихся в здании детского сада, на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях. В соответствии со ст.ст. 32, 39, 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами требованиями, осуществляемые в пределах финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: 1) невыполнение функций, отнесенных к компетенции; 2) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением, в порядке, определяемом законом. Согласно п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.31 Федерального Закона «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относятся к полномочиям муниципальных районов. Прокурор просит обязать ответчиков в течение 6 месяцев после вступления в законную силу решения суда в полном объеме исполнить комплекс мер пожарной безопасности, а именно обязать Администрацию муниципального образования <адрес>, юридический адрес: <адрес>, выделить денежные средства в необходимой сумме для устранения нарушений антитеррористической безопасности в сфере пожарной безопасности, а Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6, расположенный по адресу: <адрес>, устранить следующие нарушения: - для всех вспомогательных помещений в здании детского сада определить категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок обозначить на дверях; - деревянные конструкции чердачного помещения обработать огнезащитным составом; - территорию обеспечить наружным освещением для быстрого нахождения мест размещения пожарного инвентаря, к входам и подъездам к зданиям; - по предприятию определить порядок и срок обучения по пожарно- техническому минимуму; - у водоема, а также по направлению движения к нему установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), указывающие расстояние до водоисточника; - возле водоема устроить подъезд с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В судебном заседании прокурор Погосян А.С. уточнил исковые требования, а именно просил обязать администрацию муниципального образования <адрес>, юридический адрес: <адрес> и муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> течение 6 месяцев после вступления в законную силу решения суда исполнить комплекс мер по устранению нарушений пожарной безопасности, а именно: - для всех вспомогательных помещений в здании детского сада определить категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок обозначить на дверях; - деревянные конструкции чердачного помещения обработать огнезащитным составом; - территорию обеспечить наружным освещением для быстрого нахождения мест размещения пожарного инвентаря, к входам и подъездам к зданиям; - по предприятию определить порядок и срок обучения по пожарно-техническому минимуму; - у водоема, а также по направлению движения к нему установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), указывающие расстояние до водоисточника; - возле водоема устроить подъезд с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Представитель ответчика муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №6 Лапенко И.А. в судебном заседании исковые требования признала, считает, что данные нарушения устранить необходимо, но на данный момент выполнить нет возможности, так как не имеется в денежных средств. Представитель ответчика администрации муниципального образования Орловского района по доверенности Серикова О.В. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям изложенным в отзыве из которого следует, что в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета относится к вопросам местного значения муниципального района. Согласно части 3 статьи 52 данного закона формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Перечень бюджетных полномочий муниципального образования закреплен в статье 9 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии со статьей 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В статье 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. Считает, требование прокурора Орловского района в части обязания Администрации Орловского района выделить денежные средства в необходимой сумме для устранения нарушений пожарной безопасности является ограничением права органов местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, в пределах предоставленных законодательством полномочий. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела: информацию о противопожарном состоянии МДОУ №6, распоряжение, предписание, акт проверки, протокол об административном правонарушении, постановление о назначении административного наказания, свидетельство о постановке на учет, лицензию на образовательную деятельность, свидетельства, устав, приходит к следующему выводу. В соответствии со ст. 196 ч. 3 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Судом установлено, что в Детском саду №6 допущены указанные выше нарушения Правил пожарной безопасности, которые могут привести к гибели или повреждению здоровья детей. Суд считает указанные обстоятельства установленными. Суд также считает установленным и не подлежащим доказыванию факт, что в детском саду Правила пожарной безопасности должны соблюдаться неукоснительно. Суд учитывает мнение заведующей детсада, признавшей иск. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" дается характеристика и раскрывается содержание системы обеспечения пожарной безопасности, из содержания которого следует, что такая система представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Силы и средства системы обеспечения пожарной безопасности - это все материально-технические средства, предназначенные для непосредственной ликвидации пожаров. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исковые требования Орловского районного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних воспитанников МДОУ детский сад № 6, заявлены в соответствии с частью первой статьи 45 ГПК РФ. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Полномочия прокурора на предъявление указанных исковых требований вытекают и из пункта 7 статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2.202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которой в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. В соответствии с абз. пятым статьи 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. В силу ст. ст. 139, 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. С учетом данных требований закона суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению и ответчики обязаны совместно обеспечить безопасность детей. Руководствуясь ст. ст. 194 - 197 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Орловского района Ростовской области в интересах несовершеннолетних воспитанников МДОУ детский сад № 6 к администрации муниципального образования Орловского района, муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №6 о понуждении к совершению действий, удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Орловского района, юридический адрес: <адрес> и муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6, расположенное по адресу: <адрес> в течение 6 месяцев после вступления в законную силу решения суда исполнить комплекс мер по устранению нарушений пожарной безопасности, а именно: - для всех вспомогательных помещений в здании детского сада определить категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок обозначить на дверях; - деревянные конструкции чердачного помещения обработать огнезащитным составом; - территорию обеспечить наружным освещением для быстрого нахождения мест размещения пожарного инвентаря, к входам и подъездам к зданиям; - по предприятию определить порядок и срок обучения по пожарно-техническому минимуму; - у водоема, а также по направлению движения к нему установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), указывающие расстояние до водоисточника; - возле водоема устроить подъезд с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней, со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 15 декабря 2011 года. Председательствующий: