ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДА АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ пос. Оричи 11 марта 2012 года Оричевский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Банниковой Л.В., при секретаре Мищихиной С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Долгих Екатерины Сергеевны к администрации <....> района Кировской области и муниципальному образованию <....> муниципальный район о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии, по апелляционной жалобе представителя администрации <....> района Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского района Кировской области от 17 января 2012 года, У С Т А Н О В И Л: Долгих Е.С. обратилась к мировому судье судебного участка № 33 Оричевского района Кировской области с иском к администрации <....> района Кировской области и муниципальному образованию <....> муниципальный район о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии. В обосновании своих требований указала, что с 19 января 2004 года она работает в МЛПУ «<....> центральная районная больница» в должности врача терапевта участкового. Статьей 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в его прежней редакции до 2005 года) предусматривалось право медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. До 1 января 2005 года медицинские работники указанной больницы пользовались этим правом, в том числе и она. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением отменены, так как указанным законом в ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» был внесён ряд изменений. В частности, её часть вторая, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением, признана утратившей силу. Одновременно с ней введены части 4-6, согласно которых меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Закон Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» от 3 ноября 2004 года № 267-30 установил размер частичной компенсации расходов. Размер частичной компенсации расходов в 2008 году составлял 137 рублей в месяц, в 2009 и 2010 годах составлял 400 рублей, в 2011 году - 460 рублей в месяц. Данный размер частичной компенсации значительно ниже реальных расходов на содержание квартир с отоплением и освещением, что существенно нарушило права данной категории лиц, в том числе и права истицы. Согласно определению Конституционного суда Российской Федерации от 7 февраля 2008 года № 383-О-П установленное пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации на основании правовых позиций, изложенных в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. В соответствии с действующим с 1 января 2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, была возложена на органы местного самоуправления. Однако до настоящего времени меры социальной поддержки для медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения в районе не установлены. За период с 01 декабря 2008 года по ноябрь 2011 года, когда она должна была пользоваться указанными льготами, ею оплачено за отопление жилья -17519 рублей 88 копеек, за потребленную электроэнергию за период с 01 декабря 2008 года по ноябрь 2011 года включительно - 14294 рубля 00 копеек, а всего 31813 рублей 88 копеек. В соответствии с Законом Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» ей компенсированы расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за указанный период в сумме 14797 рублей. Разница между уплаченными ею денежными средствами и выплаченной компенсацией составляет 17016 рублей 88 копеек. Просит взыскать с администрации <....> района Кировской области за счёт средств казны муниципального образования <....> муниципальный район Кировской области в её пользу в качестве компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии 17016 рублей 88 копеек, а также расходы по госпошлине в сумме 680 рублей 68 копеек. Решением мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского района, от 17 января 2012 года иск Долгих Е.С. удовлетворен. С администрации <....> района Кировской области за счёт казны муниципального образования «<....> район Кировской области» в пользу Долгих Екатерины Сергеевны взысканы убытки в сумме 17016 рублей 88 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 680 рублей 68 копеек, а всего 17697 рублей 56 копеек. С решением ответчик администрация <....> района Кировской области не согласился, подал апелляционную жалобу на решение мирового судьи, в которой просит отменить решение от 17 января 2012 года и принять новое решение по делу. В обоснование своих требований глава администрации <....> района В. в апелляционной жалобе указал, что администрация района не согласна с решением мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского района, от 17 января 2012 года, поскольку федеральное законодательство не сохранило для медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, ранее предоставляемые в натуре льготы. Согласно преамбуле Закона РФ N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств. Установление комплекса мер социальной поддержки для работников муниципальных учреждений здравоохранения является полномочием органов местного самоуправления. В соответствии с п. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления является утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении. Администрация района уполномочена исполнять решения <....> районной Думы. Меры социальной поддержки для медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения представительном органом муниципального образования <....> район не установлены. Администрация <....> района является муниципальным учреждением, которая осуществляет исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с законодательством. Вопросы местного значения установлены Федеральным законом от 05.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Финансирование учреждения осуществляется по смете. Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных и федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В судебное заседание представители ответчиков администрации <....> района Кировской области, муниципального образования <....> муниципальный район и истец не явились, просят о рассмотрении апелляции в свое отсутствие. Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Из копии трудовой книжки следует, что Долгих Е.С. с 19 января 2004 года работает в МЛПУ «<....> центральная районная больница» в должности врача терапевта участкового ( л.д. 7-8). Согласно копии паспорта с 07 февраля 2006 года по настоящее время Долгих Е.С. зарегистрирована и проживает в <адрес> (л.д. 13). В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, до декабря 2004 года включительно истица пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением. В силу пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправление в Российской Федерации" часть 2 статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан утратила силу. Данная статья дополнена частью 5, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и частью 6, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. В связи с этим предоставление истице жилищно-коммунальных льгот обслуживающими организациями с 1 января 2005 года было прекращено. В соответствии с Законом Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со статьей 4 указанного закона размер частичной компенсации устанавливает ежегодно законом области об областном бюджете. Размер частичной компенсации в 2008 году составлял 137 рублей в месяц, 2009 и 2010 году - 400 рублей в месяц, в 2011 году - 460 рублей в месяц. В соответствие с действующим с 1 января 2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления. Таким образом, принятие закона Кировской области № 267-ЗО не ocвобождает муниципальные образования от принятия мер социальной поддержки муниципальным служащим в соответствие с ч.6 ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» за счет бюджета органа местного самоуправления. Это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников. Однако, до настоящего времени меры социальной поддержки для фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения администрацией <....> района Кировской области, где работала истец, не установлены. Данное обстоятельство не должно нарушать прав истца Долгих Е.С. на получение мер социальной поддержки в полном объеме с 1 января 2005 года. Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией РФ и действующим законодательством. Самостоятельность местного самоуправления в сфере бюджетной деятельности гарантируется закрепленным в статье 133 Конституции РФ и конкретизированным в федеральных законах правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Согласно постановлениям Конституционного суда РФ от 17 июня 2004 года № 12-П и от 15 мая 2006 года № 5-П, поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перенесена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований - исходя из того, что бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации - влечёт необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. Из приведённых выше норм права во взаимосвязи с положениями Основ законодательства об охране здоровья граждан и Бюджетного кодекса РФ в ныне действующих редакциях следует, что расходы по несению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, в той их части, в какой они осуществляются публичной властью должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке компенсации дополнительных расходов. Конкретные формы компенсации дополнительных расходов и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке. Выпиской из лицевого счета и карточкой нанимателя подтверждено, что Долгих Е.С. за период с 01 декабря 2008 года до 30 ноября 2011 года, когда она должна была пользоваться указанными льготами, оплачено за отопление жилья 17519 рублей 88 копеек, за потребленную электроэнергию за период с 01 декабря 2008 года по ноябрь 2011 года включительно - 14294 рубля 00 копеек, а всего 31813 рублей 88 копеек, что не оспаривается ответчиком. (л.д. 9-10) В соответствии с Законом Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» истице за указанный период времени была начислена и выплачена компенсация за оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 14797 рублей 00 копеек. (л.д. 11) Соответственно, разница между затраченными истицей денежными средствами и выплаченной компенсацией составляет 17016 рублей 88 копеек (31813 рублей 88 копеек -14797 рублей = 17016 рублей 88 копеек). В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или казны муниципального образования. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причинённый гражданину, в результате незаконного бездействия органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ). С учётом изложенного, суд считает, что затраты истицы на оплату коммунальных услуг по отоплению и освещению мировым судьей судебного участка № 33 Оричевского района Кировской области обоснованны взысканы в пользу Долгих Е.С. с администрации <....> района Кировской области за счёт казны муниципального образования «<....> район Кировской области» в сумме 17016 рублей 88 копеек, как и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 680 рублей 68 копеек. (л.д.3) Таким образом, мировой судья правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено. Руководствуясь ст. 328, абз. 2 ст.329 ГПК РФ, суд О П Р Е Д Е Л И Л: Решение мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского района Кировской области от 17 января 2012 года по иску по иску Долгих Екатерины Сергеевны к администрации <....> района Кировской области и муниципальному образованию <....> муниципальный район о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии, оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации <....> района – без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий Банникова Л.В.